Урок: Окружающий мир
Класс: 4
Тип урока: Урок исследование
Тема: Лес – природное сообщество.
Цель:формирование исследовательских навыков в работе над понятием «природное сообщество леса», развитие
способностей применять знания в учебной деятельности.
Задачи: расширять представление о лесе, как о природном сообществе;
развивать умение извлекать информацию из разных источников;
развивать умение договариваться при работе в группе, учитывать мнение другого ученика;
воспитывать самостоятельность в работе над заданиями
Предполагаемые результаты
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к изучению темы, умеют договариваться, учитывают мнение друг друга,
адекватно оценивают работу в группе.
Предметные: обучающиеся понимают, что такое природное сообщество леса, узнают по иллюстрациям представителей
лесного сообщества.
Метапредметные:
Познавательные: обучающиеся осознают значимость всех составляющих лесного сообщества.
Регулятивные : умеют определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; умеют действовать в
соответствии с планом; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать и приниматьмнение других. Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Организационный
момент
2 мин
Добрый день, у нас гости,
повернитесь, улыбнитесь и
поприветствуйте их кивком головы.
Чтобы поднять настроение, поиграем в
игру «Комплимент»
Все мальчики нашего класса
самые………. У
Все девочки нашего класса самые.. .Р
Все гости нашего класса самые ….А
Получилось слово «УРА», чтобы на
уроке все было на «ура» пожелаем
друг другу успеха и прекрасного
настроения. Повернитесь друг к
другу и пожелайте успеха.
Деятельность ученика
Приветствуют гостей.
Называют слова –
комплименты.
Поворачиваются друг
к другу и в полголоса
говорят: «Желаю
успеха»
Умные, удивительные,
улыбчивые
Радостные,
решительные
Аккуратные, активные
Формируемые УУД
Личностные:
Формирование внутренней позиции,
адекватной мотивации учебной
деятельности. Актуализация
знаний
4 мин
Сегодня нам предстоит встреча с
нашим другом. Чтобы узнать его,
послушайте звуки ( включить запись)
Где можно услышать такие звуки?
( слайд 1 – картинка леса)
Кому захотелось попасть в лес?
Почему лес манит человека?
Чем он интересен?
Слушают звуки
Отгадывают слово.
Отвечают на вопросы.
Познавательные :
Извлекают информацию из
услышанного, отвечают на
поставленные вопросы
Коммуникативные :
Умеют слушать и понимать других
Умеют высказывать свое мнение
Создание
проблемной
ситуации
Готовясь к уроку, я прочитала что
лес – это природное сообщество Я
долго думала, так ли это.
Пытаются объяснить
Постановка
проблемы
исследования
2 мин
Определение темы
исследования
Может кто– нибудь поможет
разобраться мне?
Почему не можем дать определение?
Личностные:
Умеют видеть границы
собственного знания и
«незнания»
Значит, какая будет тема урока?
( слайд 2 – Лес – природное
сообщество)
Называют тему урока
Регулятивные :
Умеют определять тему и цель
урока Формулирование
цели исследования
Выдвижение
гипотезы
2 мин
Выбор метода
решения
проблемной
ситуации
2 мин
Какую цель для себя определим?
Называют цель
Предлагают гипотезы
Познавательные:
Выдвигают гипотезы
Называют правила
Личностные:
Принимают правила работы в
группе
Знакомятся с
критериями
Распределяют роли
Коммуникативные:
Умеют договариваться и принимать
на себя роль
Мы не можем дать определение, но
мы можем сделать предположение.
Если лес – это природное сообщество,
то все растения и животные должны
жить вместе, сообща (на доске)
Чтобы доказать или опровергнуть
наше предположение, ребята, вы
сегодня будете исследователями и
будете работать группами и парой.
Давайте вспомним правила работы в
группах.(3 слайд)ПРАВИЛА РАБОТЫ
В ГРУППЕ:
1. Говори вполголоса;
2. Один говорит – другие слушают;
3. Не перебивай выступающего;
4. С уважением относись друг к другу;
5. Разговор должен идти только о
предмете задания.
В конце урока вы оцените работу в Составление плана
исследования
3 мин
группах. Ознакомьтесь с критериями
оценки на желтых листах.
Распределите роли: секретарь,
выступающий
Чтобы исследовать надо составить
план, что можно исследовать в лесу.
(На доске план 1, 2, 3.)
Предлагаю вытянуть ребус и отгадать
слово.
1 группа будет исследовать
растения, 2 животные, 3 – грибы.
Как называются ученые, которые
изучают растения? (ботаники) Вы
будете ботаниками и т.д
1 группа – Ботаники
2 группа – Зоологи
3 группа – Микологи (ученые, которые
изучают грибы)
Называют, что можно
исследовать
Отгадывают ребусы
Выбирают название
для группы
Познавательные:
Умеют читать слова,
представленные знаково
символическими средствами Проверка гипотезы
15 мин
Учитель контролирует работу,
помогает.
Самостоятельная
работа
Интерпретация
полученных
данных
6 мин
Время вышло, приглашаю для
выступления команду ботаников.
Приглашаю к выступлению группу
зоологов.
Следующее выступление микологов.
Вывод по
результатам
исследовательской
работы
3 мин
Может ли лес обойтись без
животных, животные без растений,
растения без грибов?
Какой вывод можно сделать?
Так что же такое природное
сообщество? (4слайд) ( природное
СООБЩЕСТВО группа
растительных или животных
Группы выходят к
доске, показывают
схемы, таблицы по вэб
камере,
выступающий
подводит итоги
работы в виде
небольшого
сообщения
Нет
Всё в лесу
взаимосвязано и не
могут существовать
отдельно.
Познавательные:
Анализируют материал, составляют
схемы, таблицы, текст
Коммуникативные:
Умеют слушать и понимать друг
друга, формулировать свое мнение,
принимать чужое, умеют мирно
договариваться
Коммуникативные:
Умеют слушать, речь выступающих
понятная, громкая.
Личностные:
Умеют делать выводы организмов, живущих вместе).
давайте вернемся к нашему
предположению. (на доске) Если лес
это природное сообщество, то все в
лесу д.б взаимосвязано, все жители
живут сообща. Мы доказали это или
нет?
Спасибо, разобрались, теперь я буду
это помнить
Кто часто нарушает жизнь лесного
сообщества?
Изза необдуманного вмешательства
человека, возникают экологические
проблемы. Как сохранить сообщество
леса?
2017 год объявлен годом экологии. Я
надеюсь, что вы настоящие друзья
леса, и соблюдает правила поведения в
лесу. ( слайд 5)
Проверочная работа. (слайд 6)
Вам предложено ряд утверждений.
Если утверждение верно, вы ставите
“+”, если неверно “”. На эту работу
вам дается 2 минуты.
Применение новых
знаний
3 мин
Да
Отвечают на вопросы
человек
Познавательные:
Умеют видеть причинно –
следственные связи
Выполняют тест
Проверяют и
оценивают работу
друг друга
Регулятивные:
Умеют проверять и оценивать
работу друг друга 1. Самый верхний ярус леса
образован деревьями. (+)
Объясняют, почему
такая оценка
2. На деревьях обитают кроты и
землеройки. ()
3. Грибы необходимы лесу, потому
что ими питаются многие
животные. (+)
4. Жукикороеды приносят вред
лесному сообществу. ()
5. Природное сообщество – это
группа растений, живущих
вместе. (+)
Взаимопроверка и взаимооценка по
слайду7.
Кто получил пять, почему? И т.д.
Какая была тема урока, цель?
Удалось ли доказать наше
предположение?
Оцените работу в группах
Итоги урока
2 мин
Домашнее задание
1 мин
Отвечают на вопросы
Оценивают работу в
группе
Регулятивные:
Умеют адекватно оценивать свою
работу Ботаники
1. Посмотрите видео «Растения смешанного леса».
2. Разбейте растения гербария на группы, в соответствии с ярусами. (Можно воспользоваться текстом «Лесные этажи»
на карточке, учебником с. 164165)
3. Заполните таблицу.
4. Запишите по 23 растения в каждую группу.
5.Подготовьте сообщение из 68 предложений (Можно пользоваться карточкой помощником) “Лесные этажи”
Лес можно сравнить с лестницей: каждая ступенька это этаж. Ученые называют эти этажи ярусами и
располагают их в порядке уменьшения. Самые верхние ярусы образованы деревьями (ели, сосны, березы и т. д.). Они
любят свет. На среднем ярусе расположены кустарники (малина, смородина, калина и др.). Ещё ниже травы
(черника, брусника, кислица, ландыш и т. д.). Самый нижний мхи и лишайники. К ярусам не относятся молодые,
подрастающие деревца и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.
Лес имеет огромное значение для человека: защитник воздуха, водоёмов и почв. Лес является домом для растений,
животных, грибов. Место для отдыха человека. Источник ягод, грибов, лекарственных растений. Источник древесины.
В лесу всё взаимосвязано, нельзя нарушать эти связи.
Таблица
ЯРУСЫ ЛЕСА
Верхний
Средний
Нижний
Самый нижний Карточка – помощник для сообщения
Лес можно сравнить с ____________________ домом. На каждом «этаже» живут свои растения. Самым светлым будет
___________ ярус. Он состоит из светолюбивых деревьев таких как:________________,_____________,____________.
На среднем ярусе располагаются_____________________: ____ __________, _______________.
И нижний ярус это ____________. Самый нижний ___________ и __________________. Растения – это
____________ и____ ________ для животных. В лесу всё взаимосвязано. Для зоологов
1. Посмотрите презентацию на ноутбуке «Животные»
2. Вспомните на какие группы можно разделить животных (можно воспользоваться текстом “Животные леса” на карточке
)
3. Заполните схему «Животные леса»
5.Запишите по 23 животных в каждую группу ( можно воспользоваться атласом – определителем)
5.Подготовьте сообщение из 68 предложений (можно пользоваться карточкой помощником)
“Животные леса”
Разнообразен животный мир леса: здесь можно встретить не только млекопитающих (волк, медведь, белка,
лиса, заяц и др.), но и птиц (дятел, иволга, кукушка, дрозд и т. д.), насекомых (пчелы, мухи, жуки, бабочки,
стрекозы), пресмыкающихся (змеи, ящерицы), земноводных (лягушки, жабы) и червей.
Одни из них обитают на деревьях, другие ведут наземную жизнь, третьи обитают в почве. Лес для животных
является домом. В лесу они находят себе пищу. Как в природе, так и в жизни человека животные имеют огромное значение. От них получают продукты питания
и сырье для промышленности. Животных используют в качестве рабочего скота.
Но нужно помнить о том, что животных в лесу меньше, чем растений. В лесу все взаимосвязано и неразрывно.
Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
Схема
Животные леса
Карточка – помощник для сообщения
Весь лес – от верхушки и до ____________ заселён животными. На деревьях обитают ____________такие
как:_____________, ______________, _____________. Здесь они вьют свои ___________ и находят себе корм.
Наземную жизнь ведут _____________, ____________, лоси, ____________,_______________.
В почве тоже кипит жизнь – жукикожееды, личинки насекомых,____________ _____________ . Все животные леса взаимосвязаны друг с другом и с растениями. Нельзя нарушать эти связи.
Для микологов:
1. Посмотрите презентацию «Нужны ли лесу грибы?»
2. Разделите грибы на группы по видам и заполните схему.
3. Запишите по 23 гриба в каждую группу ( можно воспользоваться атласом – определителем)
4.Заполните таблицу « Значение грибов» (можно воспользоваться текстом “Нужны ли лесу грибы” на карточке )
5.Подготовьте сообщение из 68 предложений (можно пользоваться карточкой помощником)
Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из
шляпки, ножки и грибницы (подземная часть гриба).
“Нужны ли лесу грибы!” Грибы" очень нужны в лесу: вопервых, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав
и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными солями; вовторых, ими питаются многие
животные (олени, белки, сороки, слизни, насекомые); втретьих, некоторыми ядовитыми для человека грибами
животные лечатся; вчетвертых, грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших стволов
и сучьев, отмершей листвы) и тем самым они поддерживают круговорот веществ в природе.
Схема
Грибы
Таблица «Значение грибов» Польза
Для человека
Для деревьев
Для животных
Карточка – помощник для сообщения
Грибы – это _________________________________________ . Гриб состоит из _____________, _____________ и
__________________. Грибы бывают съедобные и __________________. Грибы нужны в лесу, потому что они
помогают деревьям всасывать___________________________. Грибами питаются и лечатся _______________ и
_____________ . Грибы способствуют разложению ____________________________ остатков. Без грибов лес
невозможен.
Анкета Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах:
1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская работа.
1
2
3
4
5
2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
1
2
3
4
5
3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе)
1
2
3
4
5
4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
1
2
3
4
5 Анкета
Анкета
Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах:
1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская
работа.
Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах:
1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская
работа.
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные
задания.
2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные
задания.
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен
своей группе)
2
1
3
4
5
3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен
своей группе)
2
1
3
4
5
4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
1
2
3
4
5
Анкета
1
2
3
4
5
Анкета
Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах:
Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах:
1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская
работа.
1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская
работа.
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные
задания.
2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные
задания.
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен
своей группе)
2
1
3
4
5
3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен
своей группе)
2
1
3
4
5
4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 1
2
3
4
5
1
2
3
4
5 и
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Урок- исследования (окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.