Урок- исследования (окружающий мир)
Оценка 4.6

Урок- исследования (окружающий мир)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
29.09.2019
Урок- исследования (окружающий мир)
Публикация является частью публикации:
урок -исследования 4 класс.doc
Урок: Окружающий мир Класс: 4 Тип урока: Урок ­ исследование Тема:  Лес – природное сообщество. Цель:формирование  исследовательских навыков в работе  над понятием «природное сообщество леса», развитие  способностей применять знания в учебной деятельности. Задачи: расширять  представление о лесе, как о природном сообществе;               развивать умение извлекать информацию из разных источников;                развивать умение договариваться при работе в группе, учитывать  мнение другого ученика;               воспитывать самостоятельность в работе над заданиями Предполагаемые результаты Личностные:  обучающиеся проявляют интерес к изучению темы, умеют договариваться,  учитывают мнение  друг друга, адекватно оценивают работу в группе. Предметные: обучающиеся понимают, что такое природное сообщество леса, узнают по иллюстрациям представителей  лесного сообщества. Метапредметные: Познавательные: обучающиеся осознают значимость всех составляющих лесного сообщества. Регулятивные : умеют определять и формулировать тему и  цель на уроке с помощью учителя; умеют действовать в  соответствии с планом; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умеют  оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать и приниматьмнение других. Технологическая карта урока Этапы урока Деятельность учителя Организационный  момент 2 мин ­Добрый день, у нас гости,  повернитесь, улыбнитесь и  поприветствуйте их кивком головы. Чтобы поднять настроение, поиграем в игру  «Комплимент» Все мальчики нашего класса  самые………. У Все девочки нашего класса самые.. .Р Все гости нашего класса самые ….А ­Получилось слово «УРА», чтобы на  уроке все было на  «ура» пожелаем  друг другу успеха и прекрасного  настроения.  Повернитесь  друг  к  другу и пожелайте успеха. Деятельность ученика Приветствуют гостей. Называют слова –  комплименты. Поворачиваются друг  к другу и в полголоса  говорят: «Желаю  успеха» Умные, удивительные, улыбчивые Радостные,  решительные Аккуратные, активные Формируемые УУД Личностные: Формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной  деятельности. Актуализация  знаний 4 мин ­ Сегодня нам предстоит встреча с  нашим другом. Чтобы узнать его,  послушайте звуки ( включить запись) ­ Где можно услышать такие звуки? ( слайд 1 – картинка леса) ­ Кому захотелось попасть в лес? ­ Почему лес манит человека? ­ Чем он интересен?  Слушают звуки Отгадывают слово. Отвечают на вопросы. Познавательные : Извлекают информацию из  услышанного, отвечают на  поставленные вопросы  Коммуникативные : Умеют слушать и понимать других  Умеют высказывать свое мнение Создание  проблемной  ситуации ­ Готовясь к уроку, я прочитала что  лес – это природное сообщество  Я  долго думала, так ли это.  Пытаются объяснить Постановка  проблемы  исследования 2 мин Определение темы  исследования ­Может кто– нибудь поможет  разобраться   мне? ­ Почему не можем дать определение? Личностные: Умеют видеть границы  собственного знания и  «незнания»  ­ Значит, какая будет тема урока? ( слайд 2 – Лес – природное  сообщество)  Называют тему урока Регулятивные : Умеют определять тему  и цель  урока Формулирование  цели исследования Выдвижение  гипотезы 2 мин Выбор метода  решения  проблемной  ситуации 2 мин ­ Какую цель для себя определим? Называют цель Предлагают  гипотезы Познавательные: Выдвигают  гипотезы  Называют правила Личностные: Принимают правила  работы в  группе Знакомятся с  критериями  Распределяют роли Коммуникативные: Умеют договариваться и принимать на себя роль ­ Мы не можем дать определение, но  мы можем сделать предположение.  Если лес – это природное сообщество,  то все растения и животные должны  жить вместе, сообща (на доске) ­Чтобы доказать или опровергнуть  наше предположение, ребята, вы  сегодня будете исследователями и  будете работать   группами и парой.  Давайте вспомним правила работы в  группах.(3 слайд)ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ: 1. Говори вполголоса; 2. Один говорит – другие слушают; 3. Не перебивай выступающего; 4. С уважением относись друг к другу; 5. Разговор должен идти только о  предмете задания. В конце урока вы оцените работу в Составление плана исследования 3 мин группах.  Ознакомьтесь с критериями  оценки на  желтых листах. ­Распределите роли: секретарь,  выступающий ­ Чтобы исследовать надо составить   план, что можно исследовать в лесу. (На доске план  1, 2, 3.) ­Предлагаю вытянуть ребус и отгадать слово. ­ 1 группа  будет исследовать  растения,  2 ­  животные,  3 – грибы. ­ Как называются ученые, которые  изучают растения? (ботаники) Вы  будете ботаниками  и т.д  1 группа – Ботаники 2 группа – Зоологи 3 группа – Микологи (ученые, которые изучают грибы) Называют, что можно  исследовать Отгадывают ребусы Выбирают  название  для группы Познавательные: Умеют читать слова,  представленные  знаково­ символическими  средствами Проверка гипотезы 15 мин Учитель контролирует  работу,  помогает. Самостоятельная  работа Интерпретация  полученных  данных 6 мин ­ Время вышло, приглашаю для  выступления команду ботаников. ­ Приглашаю к выступлению группу  зоологов. ­Следующее  выступление микологов. Вывод по  результатам  исследовательской работы 3 мин ­ Может ли лес обойтись без  животных, животные без растений,  растения без грибов? ­ Какой вывод можно сделать?  ­ Так что же такое природное  сообщество? (4слайд) ( природное  СООБЩЕСТВО ­  группа  растительных или животных  Группы выходят к  доске, показывают  схемы, таблицы по вэб ­ камере,   выступающий  подводит итоги  работы в виде  небольшого  сообщения Нет Всё в лесу  взаимосвязано и не  могут существовать  отдельно. Познавательные: Анализируют материал, составляют схемы, таблицы, текст Коммуникативные: Умеют слушать и понимать друг  друга, формулировать свое мнение, принимать чужое, умеют мирно  договариваться Коммуникативные: Умеют слушать, речь выступающих понятная, громкая. Личностные: Умеют делать выводы организмов,  живущих вместе). ­ давайте вернемся к нашему  предположению. (на доске) Если лес­  это природное сообщество, то все в  лесу д.б взаимосвязано, все жители  живут сообща. Мы доказали это или  нет? ­ Спасибо, разобрались, теперь я буду  это помнить ­ Кто часто нарушает жизнь лесного  сообщества? ­ Из­за  необдуманного  вмешательства человека, возникают экологические  проблемы. Как сохранить  сообщество  леса? ­ 2017 год объявлен годом экологии. Я надеюсь, что вы настоящие друзья  леса, и соблюдает правила поведения в лесу. ( слайд 5) Проверочная работа. (слайд 6) Вам предложено ряд утверждений.  Если утверждение верно, вы ставите  “+”, если неверно ­ “­”. На эту работу  вам дается 2 минуты. Применение новых знаний 3 мин Да Отвечают на вопросы человек Познавательные: Умеют видеть причинно –  следственные связи Выполняют тест Проверяют и  оценивают работу  друг друга Регулятивные: Умеют проверять и оценивать  работу друг друга 1. Самый верхний ярус леса  образован деревьями. (+) Объясняют, почему  такая оценка 2. На деревьях обитают кроты и  землеройки. (­) 3. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие  животные. (+) 4. Жуки­короеды приносят вред  лесному сообществу. (­) 5. Природное сообщество – это  группа растений, живущих  вместе. (+) Взаимопроверка и  взаимооценка  по  слайду7.  ­ Кто получил пять, почему? И т.д. ­ Какая была тема урока, цель?  Удалось ли доказать наше  предположение? ­ Оцените работу в группах Итоги  урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Отвечают на вопросы Оценивают работу в  группе Регулятивные: Умеют адекватно оценивать свою  работу Ботаники 1. Посмотрите видео  «Растения смешанного леса». 2.  Разбейте растения  гербария на группы, в соответствии с ярусами. (Можно воспользоваться текстом «Лесные этажи»  на карточке, учебником с. 164­165) 3. Заполните таблицу. 4. Запишите по 2­3 растения в каждую группу. 5.Подготовьте сообщение из 6­8 предложений (Можно пользоваться карточкой ­ помощником) “Лесные этажи”             Лес можно сравнить с лестницей: каждая ступенька ­ это этаж. Ученые называют эти этажи ярусами и  располагают их в порядке уменьшения. Самые верхние ярусы образованы деревьями (ели, сосны, березы и т. д.). Они  любят свет. На среднем ярусе  расположены кустарники (малина, смородина, калина и др.). Ещё ниже ­ травы  (черника, брусника,  кислица, ландыш и т. д.). Самый нижний ­ мхи и лишайники.        К ярусам не относятся молодые,  подрастающие деревца и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.           Лес имеет огромное значение для человека: защитник воздуха, водоёмов и почв. Лес является домом для растений,  животных, грибов. Место для отдыха человека. Источник ягод, грибов, лекарственных растений. Источник древесины. В лесу всё взаимосвязано, нельзя нарушать эти связи. Таблица ЯРУСЫ ЛЕСА Верхний Средний      Нижний    Самый    нижний Карточка – помощник для сообщения Лес можно сравнить с ____________________ домом. На каждом «этаже» живут свои растения. Самым светлым будет  ___________ ярус. Он состоит из светолюбивых деревьев таких как:________________,_____________,____________.  На среднем ярусе располагаются_____________________: ____ __________, _______________. И нижний ярус это ­ ____________.  Самый  нижний  ­  ___________ и __________________.  Растения – это  ____________ и____ ________ для  животных. В лесу всё взаимосвязано. Для зоологов 1. Посмотрите презентацию  на ноутбуке «Животные» 2. Вспомните на какие группы можно разделить животных (можно воспользоваться текстом “Животные леса” на карточке ) 3. Заполните схему «Животные леса» 5.Запишите по 2­3 животных в каждую группу ( можно воспользоваться атласом – определителем) 5.Подготовьте сообщение из 6­8 предложений (можно пользоваться  карточкой ­ помощником)                                                                                  “Животные леса”              Разнообразен  животный  мир  леса: здесь можно встретить не только млекопитающих (волк, медведь, белка,  лиса, заяц и др.), но и птиц (дятел, иволга, кукушка, дрозд и т. д.), насекомых (пчелы, мухи, жуки, бабочки,  стрекозы), пресмыкающихся (змеи, ящерицы), земноводных (лягушки, жабы) и червей.              Одни из них обитают на деревьях, другие ведут наземную жизнь, третьи обитают в почве. Лес для животных  является домом. В лесу они находят себе пищу. Как в природе, так и в жизни человека животные имеют огромное значение. От них получают продукты питания  и сырье для промышленности. Животных используют в качестве рабочего скота.             Но нужно помнить о том, что животных в лесу меньше, чем растений. В лесу все взаимосвязано и неразрывно.  Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Схема Животные леса Карточка – помощник для сообщения Весь лес – от верхушки и до ____________ ­ заселён животными. На деревьях обитают ____________такие как:_____________, ______________, _____________. Здесь они вьют свои ___________ и находят себе корм. Наземную жизнь ведут _____________, ____________, лоси, ____________,_______________. В почве тоже кипит жизнь – жуки­кожееды, личинки насекомых,____________ _____________ .  Все животные леса взаимосвязаны  друг с другом  и  с растениями. Нельзя нарушать эти связи. Для микологов: 1. Посмотрите презентацию «Нужны ли лесу грибы?» 2. Разделите грибы на группы по видам и заполните схему. 3. Запишите по 2­3 гриба в каждую группу ( можно воспользоваться атласом – определителем) 4.Заполните  таблицу « Значение грибов» (можно воспользоваться текстом “Нужны ли лесу грибы” на карточке ) 5.Подготовьте сообщение из 6­8 предложений (можно пользоваться  карточкой ­ помощником)                 Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из  шляпки, ножки и грибницы (подземная часть гриба). “Нужны ли лесу грибы!” Грибы" очень нужны в лесу: во­первых, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав  и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными солями; во­вторых, ими питаются многие  животные (олени, белки, сороки, слизни, насекомые);  в­третьих, некоторыми ядовитыми для человека грибами  животные лечатся;  в­четвертых, грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших стволов  и сучьев, отмершей листвы) и тем самым они поддерживают круговорот веществ  в природе.   Схема Грибы Таблица «Значение грибов» Польза Для человека Для деревьев Для животных Карточка – помощник  для сообщения Грибы – это  _________________________________________ .  Гриб состоит из  _____________,  _____________ и   __________________.  Грибы бывают съедобные и __________________.  Грибы нужны  в лесу, потому что они  помогают деревьям  всасывать___________________________. Грибами питаются и лечатся  _______________  и     _____________ .     Грибы способствуют разложению  ____________________________ остатков. Без  грибов лес  невозможен. Анкета Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах: 1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская работа. 1 2 3 4 5 2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания. 1 2 3 4 5 3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе) 1 2 3 4 5 4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 1 2 3 4 5 Анкета Анкета Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах: 1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская  работа. Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах: 1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская  работа. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные  задания. 2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные  задания. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен  своей группе) 2 1 3 4 5 3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен  своей группе) 2 1 3 4 5 4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 1 2 3 4 5 Анкета 1 2 3 4 5 Анкета Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах: Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах: 1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская  работа. 1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская  работа. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные  задания. 2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные  задания. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен  своей группе) 2 1 3 4 5 3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен  своей группе) 2 1 3 4 5 4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 и

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)

Урок- исследования (окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2019