Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киевская средняя общеобразовательная школа
Татарского района Новосибирской области
Методическая разработка урока истории
на тему: «Культура Древней Греции. Школа и образование».
Автор работы: учитель истории
МБОУ Киевской СОШ,
Евсеенко Наталья Ивановна
Январь 2018
Оглавление:
1. Общие сведения о работе……………………………………………………. 3
2. План урока……………………………………………………………………. 5
3. Разработка урока по теме: «Культура Древней Греции.
Школа и образование». ………………………………………………….. 6-11
4. Список используемых ресурсов…………………………………………..... 12
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ.
1. |
Фамилия, имя, отчество |
Евсеенко Наталья Ивановна |
2. |
Место работы |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Киевская средняя общеобразовательная школа. |
3. |
Должность |
Учитель истории |
4. |
Полное название работы |
Методическая разработка урока на тему: «Культура Древней Греции. Школа и образование». |
5. |
Предмет |
история |
6 |
Класс |
5 |
7. |
Базовый учебник |
Вигасин, А.А. Годер Г.И., Свеницкая И.С.- «История Древнего мира» М.:Просвещение,2013-287с. |
Методическая разработка урока истории в 5 классе
на тему: «Культура Древней Греции. Школа и образование».
Цель урока: познакомить учащихся с процессом обучения в древнегреческих школах, расширить представления учащихся о жизни в Афинах, углубить знания учащихся по истории Древней Греции.
Задачи урока:
Личностные: Способствовать пониманию значения и ценности образования в жизни человека в прошлом и настоящем.
Предметные:
· Анализируя данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах выявить особенности образования в Древней Греции.
· Научить выявлять причины возникновения школ, характеризовать их значение для афинского общества; видеть сходство и различия древнегреческих и современных школ.
Метапредметные:
· Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;
· Владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами исторических источников.
· Создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, дополнительным материалом, постановка проблемного задания, рассказ.
Оборудование:
· учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс;
· компьютер, медиапроектор;
· Мультимедийная презентация «В Афинских школах и гимнасиях»;
· Карточки с заданиями, дополнительной информацией и шаблоны опорных схем для групп;
Основные понятия:
педагог, стиль, палестра, гимнасий.
План урока:
I. Организационный момент. Актуализация знаний.
II. Введение в новый материал. Постановка цели и задач урока.
III Изучение нового материала:
3.
Занятия в школе, изучаемые предметы.
4. Посещение палестры.
5. В афинских гимнасиях.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Эпиграф урока:
Благодаря образованию человек становится
самым прекрасным и божественным из существ.
Платон древнегреческий философ.
Ход урока:
1. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс ваш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.
Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
Здравствуйте, ребята. Давайте проверим нашу готовность к уроку. Посмотрите внимательно на нашу доску. Какое слово на ней написано? СЛАЙД 1.
Слово «ТРУД». Что такое труд? (это работа, деятельность, выполнение заданий). Давайте попробуем расшифровать это слово. Каждая буква этого слова обозначает школьные принадлежности необходимые сегодня на уроке.
Итак, Т – это наши тетради. Покажите ваши тетради.
Р – это наши ??? (Ручки, показывают).
У – это наши учебники.
Д – дневники.
Хорошо, значит мы готовы к уроку и можем начинать.
2. Актуализация знаний.
В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции, а назовём её – «Историческая разминка».
-Итак, мы начинаем!
1. На первый тур, вот шутка
Дана одна минутка
Поспеши-ка, не зевай
Правильный ответ давай. (Задание требует от учеников краткого ответа)
1. Кто прятался на острове Крит в лабиринте. (Минотавр)
2. Кто автор поэмы «Одиссея»? (Гомер)
3. Объясните полис — это…? (Город-государство)
4. Как назывался греческий военный корабль? (Триера)
5. Назовите высший орган власти в Афинах? (Ареопаг)
6. Объясните илоты — это…? (Рабы в Спарте.)
Второй тур. (Задания второго тура направлены на закрепление знаний исторической карты) СЛАЙД 2, 3
Покажите на карте
- На какие части разделена Греция, покажите их? (южная, средняя и Северная).
- Какие моря омывают Древнюю Грецию. Покажите их. (Ионическое и Эгейское)
- остров Крит,
- Аттику,
- остров Саламин,
- город Спарту, в какой части Греции она находится? (южная)
- место Марафонской битвы,
Третий тур. (Третий тур требует от учеников развёрнутого ответа, объяснение крылатого выражения)
· «Ахиллесова пята
· «Законы Драконта»
Четвёртый тур.
Кому слова эти могут принадлежать?
1. «Радуйтесь, мы победили!» (Афинский воин в 490г до. н. э. после Марафонской битвы).
2. «Там, на дне, вы найдёте достаточно и земли и воды». (Спартанцы персидским послам перед греко-персидской войной.)
3. «Рабыня раньше, а теперь свободная». (Солон, когда убрал долговые камни.)
5. «О, ты, горькая морская влага. Вот тебе». (Ксеркс, при переходе через пролив.)
3. Изучение новой темы:
Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте отгадать, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Что есть Культура?
Двигатель прогресса
Основа жизни, синтез красоты,
Противовес агрессии и стресса,
Зерно прекрасного на Ниве Доброты.
Культура – поклоненье Свету,
Сияющему в звездной высоте,
Борьба за эволюцию Планеты,
Стремленье жить в любви и чистоте!
Путь созидания Гармонии и духа,
таланта закаленного в огне,
Служения искусству и науке,
Полезность людям, обществу, стране…
Культура нам дана для осознанья
Сотворчества процессов Мирозданья.
- Догадались? О чем сегодня пойдет речь? ( о культуре)
- О культуре какого государства? (Древней Греции) СЛАЙД 4.
Запись темы в тетрадь
- А что такое культура? Как вы думаете? (Это достижения людей в разных областях человеческой жизни). К понятию культура можно отнести прекрасную статую, каменный топор, и даже то, как человек ведет себя в повседневной жизни.
Запись понятия в тетрадь
- Мы с вами уже познакомились с культурой древних египтян, жителей Двуречья, Китая, Индии. Теперь пришло время познакомиться с культурой Древней Греции, страной поэтов, ученых, талантливых скульпторов и архитекторов, подаривших миру свои великие творения. Но прежде чем стать, ученым, писателем или архитектором, каждый из них, как и вы, учился в школе. Поэтому начнем мы наше знакомство с культурой древних греков с того что выясним, какой была древнегреческая школа.
Давайте вместе подумаем и сформулируем задачи урока:
Как воспитывали детей?
Во сколько лет начинали дети посещать школу?
Как проходило обучение в школе?
Какую роль играл педагог в древнегреческой школе.
Сравним современную школу с древнегреческой? СЛАЙД 5.
Сегодня мы будем работать в группах, чтобы наша работа была эффективной и полезной познакомимся с памяткой (Приложение 3), которую вы видите на своих столах.
Для работы у каждой группы есть
· учебник,
· карточка-задание (Приложение 1),
· дополнительная информация (Приложение 2).
Группы получают задания, учащиеся распределяют роли в группе, готовят выступления по темам:
I группа - Занятия в школе, изучаемые предметы.
II группа - Посещение палестры.
III группа - В афинских гимнасиях.
ФИЗ. МИНУТКА
Выступление групп (учитель делает пояснения с показом презентации).
Слайды 6-13
Подведем итог работы групп. СЛАЙД 14. (работа с таблицей)
Проблемное задание:
— Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»
— Что, он имел в виду?
ü Педагогами становились рабы, которые получали увечья и не были годны к работе в других местах.
ü В их обязанности входило сопровождение ребенка до школы, наблюдение за тем как его подопечный выполнял уроки;
ü Мог наказывать ребенка;
СЛАЙД 15.
Кто может быть педагогом в наши дни? (человек получивший педагогическое образование);
Чем занимается современный педагог? (занимается образованием и воспитанием детей.)
4. Закрепление изученного материала..
Ну а теперь давайте сравним. Что было общего и различного в обучении древнегреческой школы и современной. СЛАЙД 16
Высказывают своё мнение
СЛАЙД 17-18
Черты сходства |
Черты отличия |
ü Учили писать, читать, считать, петь; ü Обучение с 7 лет; ü Каникулы и праздники ü Не все ученики добросовестно относились к обучению. |
ü Плата за обучение; ü Отсутствие учебников, канцелярских товаров; ü Образование только для мальчиков; ü Применение физических наказаний |
5. Рефлексия:
Давайте подведем итоги: помните, как в Греции голосовали? И мы сегодня подведем итоги урока с помощью голосования камешками.
Перед вами два сосуда. В одном сосуде белые камешки - мне очень понравилось , все понятно; черные- мне не все было понятно, было скучно.
Спасибо всем вам за внимание,
Записываем домашнее задание.
Домашнее задание. СЛАЙД 19.
Параграф 38, знать понятия. Ответить на вопросы с. 185
Литература:
1. Арасланова О.В. «Поурочные разработки по Истории Древнего мира» -М.:Вако,2015-512с.
2. Вигасин, А.А. Годер Г.И., Свеницкая И.С.- «История Древнего мира» М.:Просвещение,2015-287с.
3. Школьная энциклопедия. История Древнего мира., 2003.– 831с., ил.
Используемые ресурсы:
4. «Всеобщая история. История Древнего мира» 5кл изд. Кордис&Медиа, 2004г.
5. Мультимидийное учебное пособие. История 5 класс.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.