Приложение 2.
Дополнительный материал к карточке №1.
В афинской школе
Вообще детей не слишком баловали: купали в холодной воде, заставляли выходить
легко одетыми, и даже в самые холодные дни, чтобы они стали крепкими и
закаленными. Однако их совсем не приучали к работе. Ведь у родителей были рабы,
которые должны были услуживать во всем и взрослым, и детям, и малыш с раннего
возраста привыкал смотреть с презрением на труд, считая, что неприлично работать
ему, сыну свободного гражданина. С детства внушали ему, что трудиться должен раб,
а его задача развивать свой ум и укреплять тело, чтобы быть достойным членом
Народного собрания, государственным деятелем, храбрым воином, полководцем.
Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в
выборах, на в Народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть
скромными, покорными женами и достойными хозяйками. Чем реже показывались они
на людях, тем больше гордился ими отец и муж. А для такой жизни вполне
достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за
рабынями.
Школу, которую посещали мальчики, держал учитель, которому родители платили
за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали всякого, кто работал
за плату, и потому учителя не пользовались большим уважением в обществе.
Небогатые афиняне не могли содержать в школе сыновей в течение девяти лет, как
это делали состоятельные родители. Беднякам приходилось усваивать разве только
грамоту, а потом они возвращались домой, чтобы научиться у своих отцов
обрабатывать поле, ухаживать за скотом или перенимали их ремесло. Мальчики же из
состоятельных семей продолжали обучение дальше.
Дополнительный материал к карточке № 2
Дом горожанина. Афинянин и его сын. Афинянин. Вот и прошли, сын мой, целых пять
лет учёбы в школе. Ты стал умён и образован; я рад, что те деньги, что я платил за
обучение, были потрачено не напрасно. Теперь, когда тебе исполнилось 12 лет, ты
начнёшь посещать ещё одну школу палестру, ибо каждый мужчина гражданин полиса
должен быть сильным, ловким, выносливым и прекрасным. Как и прежде, наш раб
будет провожать тебя. По гречески «Пале» — это борьба от этого слова и произошло название. Греки считали, что умственное и моральное развитие достигается
в здоровом теле, которое должно всесторонне и свободно развиваться так, чтобы
человек достигал гармонического совершенства души и тела. «Палестра находилась
в небольшом дворике, окружённом колоннами. С 12 лет мальчики начинали посещать
эту школу. В палестре занимались гимнастикой, бегом, прыжками, метанием копья
и диска, борьбой. Рукопашная борьба называлась — «панкратий». В ней разрешено
использовать приёмы кулачного боя, можно сбивать противника с ног, лягать, душить.
Однако нельзя калечить, кусаться и бить по глазам. Самый распространённый приём
«переброс» противника через колено. В палестрах стояли скульптурные статуи
олимпийских атлетов, скульптуры «Дискобол» — метатель диска скульптора
Мирона. Копьеносец — скульптора Поликлета. Скульптор показывает, каким должен
быть каждый юноша, физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу,
гражданином своего полиса.
Дополнительный материал к карточке № 3
В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение
Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству
красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном
собрании и судах. О, дар слова – великая сила!
Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою
его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все
собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, так убедительно он
говорил.
Урок истории на тему "Культура Древней Греции. Школа и образование" (5 класс)
Урок истории на тему "Культура Древней Греции. Школа и образование" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.