Урок истории по теме "Греческие колонии на берегах Средиземного моря".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке истории в 5 классе по теме "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей" учащиеся учатся читать историческую карту, решают учебную задачу. Сравнивают мнения, выявляют противоречия, формулируют выводы о причинах греческой колонизации, местах основания колоний и значении греческой колонизации.
Иконка файла материала Уро истории в 5 классе по теме Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.docx
Технологическая карта урока Предмет: история Класс: 5  Тип урока: урок решения учебной задачи Тема урока Цель урока Формируемые  УУД Основные  понятия Межпредметн ые связи География Греческие  колонии  на берегах  Средиземного и  Черного морей. Содержательная: формирование  представления о причинах, направлениях, последствиях  греческой колонизации (формирование  исторического  мышления: научить выявлять причинно­следственные связи) Деятельностная: формирование навыков смыслового чтения; развитие  умения  чтения исторической карты;   расширение понятийной базы за счет включения в нее новых терминов Познавательные  УУД: находят  информацию в разных источниках (текст учебника, историческая карта)  (П­1);  дают определение понятиям (П­2)  Регулятивные  УУД: определяют   цель урока и ставят  задачи, необходимые для её достижения (Р­1); выдвигают  версии  (Р­2)  Коммуникативные  УУД:  участвуют в обсуждении вопросов и обмениваются мнениями (К­1) Личностные УУД: мотивируют свои действия, проявляют интерес к учебному материалу (Л­1) Полис, колония, колонизация, метрополия. Формы работы Ресурсы Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная  Основные ДополнительныеУчебник, тетрадь Этап  урока 1.Орган изацион ный  этап. 2.Мотив ация к  учебной деятель ности  (постано вка цели и задач  урока) Деятельность учителя Деятельность учащихся Приветствие, проверка подготовки к  уроку Проверяют готовность к  уроку Отвечают на вопросы,  обсудив задание в парах Решим историческую задачу.   Археологи находят тысячи  древнегреческих предметов  и  архитектурных сооружений на  берегах Средиземного и Черного  морей. В Южной Италии  открыты  целые  поселения и города. На  территории современных городов  России и Украины (Севастополь,  Херсонес, Керчь и др.) сохранились  развалины древних греческих  городов, монеты, предметы быта. ­ обсудите эту задачу в парах (1 мин) Задания для уч­ ся, выполнение  которых приведет к достижению  запланированных  результатов ­ какие выводы  можно сделать на  основе  археологических  данных?  ­почему в  Средиземноморье  и Причерноморье  археологи  находят предметы греческой  культуры? Вводит учащихся в затруднение с  помощью подводящего диалога.  Предлагает учебно­практическую  Слушают учителя,  сравнивают два  мнения.  Рассматривают карту  ­ сравните  два  мнения, в чем  наблюдается  Карта «Древняя Греция»,  презентация, раздаточный материал  Планируемые результаты Предметные УУД Включаются в  учебную  деятельность.  Л­1 К­1 Анализируют факты, делают выводы П­1противоречие? «Образование греческих  колоний в VIII – VI в. до  н.э.».  Решают поставленную  задачу По­разному формулируют  тему урока. Записывают тему урока в  тетрадь. Предлагают свои версии.    Р­2 Р­1 Р­2 ­ рассмотрите  карту на с. 151.  Какие сведения  мы можем  получить из этой  карты? Предлагают  план  решения  проблемы:  анализируют,  делают выводы. Учатся читать  историческую карту, анализировать и  обобщать её данные. Применяют  понятийный аппарат  и приемы  исторического  анализа для  раскрытия сущности  событий задачу. Мы с вами знаем, что в VIII веке до  н.э. в Греции возникали города­ государства – полисы, которые   успешно развивались. Сравним два мнения: 1) «Греки так гордились своей  родиной и презирали варваров, что,  наверное, никуда не уезжали из своих  полисов»; 2) «Сократ шутливо говорил, что  греки расселились вокруг моря, как  лягушки вокруг болота». ­ ребята, сформулируйте тему  нашего урока Тема нашего урока: греческие   колонии  на берегах  Средиземного  и  Черного морей Мы с вами выяснили, что греческие  города­государства, с одной стороны  были хорошо развиты, с другой –  люди уезжали в поисках новых  земель. – какой возникает вопрос?          Постановка проблемы: выяснить,  почему многие греки покидали  родину?  – какие у вас будут версии решения  проблемы?        Фиксация  на доске версий. 3.  Постано вка  учебной задачи 4.   Фиксир Обобщение учителем:ование  затрудн ений  при  реализа ции  поставл енных  задач 1) поиск новых земель; 2) поиск новых  рынков  сбыта для  ремесленных изделий; 3) противоречия между  аристократами и демосом  (политический мотив) Обобщение. Мы с вами повторили, что в IX в. до  н.э. финикийцы заслужили славу  мореплавателей, на карте на  с.75  посмотрите, где финикийцы  основывали свои поселения. Мы с вами выяснили, что в VIII – VI  вв. до н.э. греки основали десятки  поселений на берегах  Средиземного  и  Черного морей. Что заставляло греков бросать  родной дом и уезжать в далекие,  неведомые страны? Сегодня на уроке мы должны решить  эту проблему. – что нам надо узнать, чтобы решить  проблему урока?      Фиксация плана  действий: Надо узнать: 1. Причины греческой колонизации. 2. В каких местах греки основывали  колонии. 3. Значение греческой колонизации для самих греков и для местного  П­2 Работают с историческими терминами. Отвечают,  используя материал § 15,  30 (с.146). Отвечают на вопросы  (Древний Восток: реки,  орошаемое земледелие.  Древняя Греция: море,  ремесло, морская  торговля) Определяют, каких знаний – чтобы проверить наши версии,  давайте с вами  вспомним  значение  терминов:  полис, колония,  демократия;    – какой народ  Древнего Востока  заслужил славу  мореплавателей?  Что вы о нём  знаете ? – чем отличались  природные  условия и занятия населения Греции  и Древнего  Востока ? Устанавливают   причинно  ­следственные связи. Р­2 Применяют приемы   исторического  П­1населения. Греки  уезжали за море из разных  городов. Представим себе, что мы  оказались на пристани в богатом  торговом городе, на которой  собралось несколько сотен человек.   – давайте попробуем представить,  что могли нам рассказать люди,  покидающие родину; ­  для того чтобы найти ответы на  поставленный вопрос, вы поработаете в группах (3 группы) Организует работу в группах. недостаточно и где их  надо найти. анализа для  раскрытия сущности  и значения  колонизации греков. Предлагают свои версии.    Класс в течение  нескольких минут самостоятельно выполняет задание в группах.       Владеют  смысловым  чтением – вычитывают   фактуальную информацию (находят  в тексте  достоверную информацию  для решения учебной  проблемы). Оценивают работу  группы Группа 1:  Причины  греческой  колонизации (п.1,  стр.151­152) Группа 2: В каких местах греки  основывали  колонии (п.2,  с.152, карта на  стр. 152). Группа 3:   Значение  греческой  колонизации для  самих греков и  для местного  Характеризуют  важные факты  истории древней  Греции. П­1 К­1 Формулируют  выводы. Л­1 5.  Усвоени е новых  знаний  и  способо в  действи й  (открыт ие  нового  знания)и свою работу в ней. населения (п.3, стр.152 ­154) Закрепляют знания по  теме. Сверяют с эталоном. Читают, находят ошибки ­ на слайде  прочитайте текст,  найдите в нем  ошибки П­1 П­1 К­1 Презентация работы групп. ­ мы закончили работу в группах; ­ сейчас представитель каждой   группы  презентует свою работу,  остальные члены группы внимательно следят за ответом.  Критерии: Правильность изложения. Логичность изложения. Время выступления – 2 – 3 мин.   Оцените свой вклад в работу группы. Ребята, вернемся к цели нашего  урока: что заставляло греков  бросать родной дом и уезжать в  далекие, неведомые страны? Сейчас вы внимательно посмотрите  на слайд и исправите ошибки в тексте (2 мин).  Проверьте себя по эталону. Обобщает выводы по теме урока. Организует самостоятельную  работу  с самопроверкой по эталону 6.  Закрепл ение  знаний  и  способо в  действи й 7.  Самост оятельн ая  работа ссамопро веркой  по  эталону. 8. Инфор мация о  домашн ем  задании ,  инструк таж по  его  выполн ению 8.  Рефлек сия  (подве дение  итогов  занятия ) Мы с вами продуктивно поработали  на уроке, а теперь запишем д/з. §32, базовый  уровень ­ ответить на  вопросы к §         повышенный уровень –  составить рассказ от имени  путешественника, попавшего в  древнегреческую колонию. Подведем итоги СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: *я научился ... * урок дал мне для жизни… * для меня было открытием то, что ... Записывают д/з Заканчивают предложения   Осмысливают свою  деятельность Л­1