Тема урока: «Письменность и знания древних египтян»
Задачи урока:
Личностные:
-осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего Египта;
-научиться понимать, что получение образования – это большой труд;
-помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
-воспитывать уважение к чужой культуре.
Метапредметные:
-путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
-на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления;
-научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.
Предметные:
-уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус»,
-сформировать представление о школе в Древнем Египте;
-на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
-раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.Тема урока: «Письменность и знания древних египтян»
Задачи урока:
Личностные:
-осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего Египта;
-научиться понимать, что получение образования – это большой труд;
-помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
-воспитывать уважение к чужой культуре.
Метапредметные:
-путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
-на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления;
-научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.
Предметные:
-уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус»,
-сформировать представление о школе в Древнем Египте;
-на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
-раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.
конспект урока.doc
Тема урока: «Письменность и знания древних египтян»
Задачи урока:
Личностные:
осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего Египта;
научиться понимать, что получение образования – это большой труд;
помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
воспитывать уважение к чужой культуре.
Метапредметные:
путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач
формировать логическое и историческое мышление учащихся;
на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского
алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать
различные явления;
научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые
ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения
практических задач.
Предметные:
уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус»,
сформировать представление о школе в Древнем Египте;
на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер,презентация .
Литература:
Учебник: История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А.
Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицка.— М.: Просвещение, 2014 г. Ход урока.
I.
Вводномотивационный этап урока.
Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
Установление правильности и осознанности усвоения пройденного материала,
выявление пробелов, их корректировка.
Какую тему мы проходили с вами на предыдущем уроке? (Искусство Древнего
Египта). Повторите д\з.
Проверку домашнего задания я предлагаю провести в виде *Интеллектуальной
разминки «Кто первый?». За правильный ответ – жетон.
1.Чем пирамида служила фараону?
2.При каком фараоне были самые крупные завоевательные походы?
3.Назовите первую столицу Египта?
4. Где и когда возникло Египетское государство?
5.Главная река Египта?
6.Способ сохранения тела усопшего в Древнем Египте.
7.Служителей древнеегипетских храмов принято называть ?
8.Высшая власть в Египте принадлежала ?
9.Бог солнца?
10.«Пожиратель мяса»?
Затем предлагается тест. 4 варианта
1 вариант
1.Пирамиды в Египте являлись?
А. жилищами фараонов,
Б. хранилищами зерна,
В. Оборонительными сооружениями.
2. Первые достоверные сведения о постройке пирамид дошли до нас в рассказе
греческого историка:
А. Плутарха,
Б. Геродота,
В Ксенофонта,
3. Мифическое существо с телом льва и головой человека:
А.оборотень,
Б.минотавр.
В. Сфинкс.
4. Способ сохранения тела усопшего в Древнем Египте:
А. замораживание,
Б. бальзамирование,
В. погребение.
5. Служителей древнеегипетских храмов принято называть:
А. священники, Б. мулла,
В. Жрецы
2 вариант
1. Служителей древнеегипетских храмов принято называть:
А. жрецы,
Б. мулла,
В. священники
2. Способ сохранения тела усопшего в Древнем Египте:
А. замораживание,
Б. бальзамирование,
В. погребение
3. Мифическое существо с телом льва и головой человека:
А.оборотень,
Б.минотавр.
В. Сфинкс
4.Первые достоверные сведения о постройке пирамид дошли до нас в рассказе
греческого историка:
А. Плутарха,
Б. Геродота,
В Ксенофонта,
5 . Пирамиды в Египте являлись?
А., Оборонительными сооружениями.
Б. хранилищами зерна,
В. Жилищами фараонов
3 вариант
1. Первые достоверные сведения о постройке пирамид дошли до нас в рассказе
греческого историка:
А. Геродота,
Б. Плутарха,
В Ксенофонта.
2. Мифическое существо с телом льва и головой человека:
А.оборотень,
Б. Сфинкс.
В. минотавр.
3. Способ сохранения тела усопшего в Древнем Египте:
А. замораживание,
Б. погребение,
В. Бальзамирование.
4.Служителей древнеегипетских храмов принято называть:
А. священники,
Б. Жрецы, В. Мулла.
5.Пирамиды в Египте являлись?
А. Оборонительными сооружениями
Б. хранилищами зерна,
В. жилищами фараонов,
4 вариант
1. Мифическое существо с телом льва и головой человека:
А. Сфинкс.
Б.минотавр.
В. оборотень
2. Способ сохранения тела усопшего в Древнем Египте:
А. замораживание,
Б. бальзамирование,
В. погребение.
3. Служителей древнеегипетских храмов принято называть:
А. священники,
Б. мулла,
В. Жрецы
4.Пирамиды в Египте являлись?
А. хранилищами зерна
Б. жилищами фараонов
В. Оборонительными сооружениями.
5. Первые достоверные сведения о постройке пирамид дошли до нас в рассказе
греческого историка:
А. Плутарха,
Б. Ксенофонта
В. Геродота.
На экране правильные ответы и критерии оценки. Учащиеся проводят взаимопроверку.
Выставляют оценки.
II. Изучение нового материала.
Мы с вами изучали тему «Искусство Древнего Египта. Обратили внимание, что стены
храмов имеют определенные рисунки.
Учитель показывает слайд, на котором изображены рисунки, напоминая прошлую
тему, а затем иероглифы, послание из Древнего Египта, предлагая прочесть.
Вы не можем прочесть данное послание. Это для нас проблематично. Значит, мы еще
чегото не знаем. Чем мы сегодня будем заниматься? (Будем разгадывать послание,
узнавать, как выглядела письменность древних египтян.)
Я предлагаю совершить заочное путешествие в Древний Египет.
Мы разделимся на группы, каждая группа будет выполнять определенные задания по
пунктам параграфа:
1 группа Загадочные письмена
2.Египетские папирусы
3. Школы в Древнем Египте Вы сегодня сами будете извлекать информацию из учебника и поделитесь друг с другом
интересными фактами.
Уч…
Выступления учащихся учитель сопровождает презентацией. Слайды 4 8
Примерные выступления учеников.
Как была разгадана тайна иероглифов.
На стенах египетских храмов, в гробницах фараонов, знатных вельмож помещено много
загадочных знаков. Их долго не могли прочесть. Это были иероглифы священные
письмена. Французскому учёному Шампольону удалось прочесть древнеегипетские тексты.
Впервые он увидел иероглифы в 11 лет. « Я прочту это, когда вырасту,» сказал юный
Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Он проявлял просто фантастические
способности к языкам, знал латинский, греческий, древнееврейский, изучал все материалы,
связанные с Египтом. Его внимание привлёк камень, найденный в Египте, на котором были
надписи на древнегреческом языке и египетские иероглифы. Камень стал ключом к
разгадке письменности Древнего Египта. Некоторые иероглифы были обведены овальной
рамкой, в древнегреческом тексте так было выделено имя фараона Птолемея, а на другом
камне в рамке было имя царицы Клеопатры. Шампольон доказал, что иероглифы – это
знаки письма. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было
собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан
величайшим учёным египтологом. /Показ изображения Шампольона /
В древнеегипетской школе.
Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко
становились образованными людьми. Мальчики занимались в школе целый день.
Давайте представим себе, как проходили занятия в древнеегипетской школе. Пол устлан
циновками: на них и сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате
стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель, писец.
За ним раб несет письменный прибор и два ящика с рукописями. Учитель садится в резное
кресло. Мальчики получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим
ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем им доверяли папирус.
Учитель задает вопросы:
как из тростника изготовляли материал для письма?
какой цифры не было у египтян?
где в Древнем Египте применялись математические знания?
как называется наука, которая ведёт наблюдения за небесными телами?
Чем была привлекательна для египтян должность писца.
Кто мог учиться в египетских школах?
Легко ли было учиться в египетской школе? Почему?
Какие знания были распространены в Египте?
как из тростника изготовляли материал для письма?
Как выглядела древнеегипетская книга? /Ответы учащихся /
Ученики писали тростниковой палочкой, обмакивая её в чёрную краску. Когда хотели
выделить новую мысль, то её писали красной краской обычно с новой строки. какое выражение есть в нашем языке, связанное с этим
Вопрос учащимся:
древнеегипетским правилом?
Нелегко было научиться писать в Древнем Египте, нужно было выучить 700 иероглифов.
Они были очень похожи на рисунки и передавали целое слово. Но затем иероглифы стали
означать отдельные слоги или даже буквы. Так возникло слоговое письмо. Примеры
рот, затем и согласный звук «р», иероглиф
иероглифов:
хлеб стал
употребляться для передачи звука «Т», потому что поегипетски «хлеб» «тэ» .
Иероглифом «мотыга» могли записывать сочетание согласных «м» и «р» в
какомнибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались. Египтяне ставили рядом
со словом значокопределитель.
Но затем египтяне придумали знаки и для обозначения гласных звуков.
Обозначение чисел в Древнем Египте.
Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что
то напоминал. Сотня, например, похожа на измерительную верёвку, 1000 цветок лотоса,
10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с
поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян,
всю вселенную и 10 миллионов – самое большое число.
Учитель: как можно было записать другие числа, используя основные?
Ученики: Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа
налево. Например, число 15 записывалось так:
Сначала шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее.
Вопрос учащимся: какой цифры не было у египтян? / Ответ учащихся: «У египтян
не было цифры 0»/
Задание учащимся: запишите египетскими цифрами дату своего рождения.
Затем один из учащихся записывает дату на доске, а ученики читают дату.
Развитие наук в Древнем Египте.
Вопрос учащимся: где в Древнем Египте применялись математические знания?
В жизни Египта большую роль играли разливы Нила, поэтому важно было научиться их
предсказывать. Наблюдая за небом, египетские жрецы составили точный календарь, в году
было 365 дней, это позволило жрецам предсказывать, в какой день начнётся разлив Нила.
Вопрос учащимся: как называется наука, которая ведёт наблюдения за небесными телами?
В Древнем Египте была развита медицина, были найдены папирусы с описанием различных
заболеваний и методами их лечения, например, «Хирургический папирус», «Книга сердца»,
«Книга глазных болезней».
III. Закрепление изученного материала по вопросам:
После выступления групп, возвращаемся к слайду с иероглифами. Разгадываем послание.
Каждой группе предлагаются вопросы для закрепления.
1.Объясните, почему в Древнем Египте говорили: « время утекло»?
2.Где в Древнем Египте применялись математические знания?
3. Почему египтян называли «учителями учителей» других цивилизаций? Если останется время, учащиеся могут сама зашифровать друг другу послание и разгадать
его.
Рефлексия:
Чувствовал себя замечательно, потому что…
Чувствовал себя неуютно, потому что…
Чуть не уснул, потому что…
Каждый ученик находит верный для себя вариант, объясняя, почему он так себя
чувствовал.
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Обобщение полученных на уроке знаний.
Возвращение к проблеме начала урока смогли ли мы прочитать послание? Научились ли
читать иероглифы?
IV. Домашнее задание.
1.На уроке мне всё было понятно
Составить на отдельных листочках кроссворд из 67 слов
2.На уроке я не всё понял
П.12. пересказ
3. Я плохо понял
П.12. прочитать, ответить на вопросы устно
Урок истории в 5 классе
Урок истории в 5 классе
Урок истории в 5 классе
Урок истории в 5 классе
Урок истории в 5 классе
Урок истории в 5 классе
Урок истории в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.