Урок истории в 7 классе. Тема урока: Народные движения
Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
7 кл
04.04.2018
Цель урока: выявить основные причины и важнейшие проявления народных движений в XVII в.
Основные знания: причины и особенности народных выступлений в XVII в.; предпосылки и последствия Соляного бунта; причины и последствия Медного бунта; основные этапы восстания под предводительством С. Т. Разина, личность руководителя восставших; причины и последствия
массовых выступлений старообрядцев.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Народные восстания в России в 40—70-х гг. XVII в.», отрывки из «Прелестных грамот» С. Т. Разина (представлены на сайте http://www.hrono.ru/dokum/1600dok/1670razin.html), репродукции картин С. Д. Милорадовича «Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году»,
В. И. Сурикова «Степан Разин», гравюры «Степана Разина и его брата Фрола везут на казнь».
Персоналии: Алексей Михайлович, Степан Разин.
Ключевые понятия: восстание, бунт, война.
Даты и события: 1648 г. — Соляной бунт; 1662 г. —Медный бунт; 1667—1671 гг. — восстание под предводительством С. Т. Разина.
нар. движ..docx
XVII
и
Тема урока: Народные движения
Цель урока: выявить основные причины и важнейшие проявления народных движений
в
в.
Основные знания: причины и особенности народных выступлений в XVII в.;
предпосылки и последствия Соляного бунта; причины и последствия Медного бунта;
основные этапы восстания под предводительством С. Т. Разина, личность руководителя
восставших;
последствия
причины
массовых выступлений старообрядцев.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Народные
восстания в России в 40—70-х гг. XVII в.», отрывки из «Прелестных грамот» С. Т. Разина
(представлены на
сайте http://www.hrono.ru/dokum/1600dok/1670razin.html),
репродукции картин С. Д. Милорадовича «Чёрный собор. Восстание Соловецкого
монастыря
году»,
В. И. Сурикова «Степан Разин», гравюры «Степана Разина и его брата Фрола везут на
казнь».
Персоналии:
Ключевые понятия: восстание, бунт, война.
Даты и события: 1648 г. — Соляной бунт; 1662 г. —Медный бунт; 1667—1671 гг. —
восстание под предводительством С. Т. Разина.
План изучения нового материала: 1. Причины и особенности народных выступлений.
2. Соляной бунт. 3. Медный бунт. 4. Восстание Степана Разина. 5. Выступление
старообрядцев.
новопечатных
Михайлович,
Алексей
Степан
против
Разин.
1666
в
книг
1. Орг.момент
2. Проверка Д\З
3. Изучение нового материала.
Ход урока
1.Причины и особенности народных выступлений.
17 век в истории России получил название «бунташный». Этот промежуток
времени стал периодом массовых выступлений недовольных своим
положением сословий российского общества.
Причины недовольства в 17 веке были следующими:
Экономические: постоянное увеличение налогов и повинностей(как со стороны
феодалов , так и со стороны гос-ва)
Социальные: ограничение свободы крестьян и казаков; бюрократизация
гос.аппарата;
Религиозные: церковный раскол, преследования старообрядцев
Немало важное значение имело то, что в восстаниях активное участие принимали
казаки и стрельцы – военно-служилые сословия. Это придавало борьбе более организованный и ожесточённый характер. И в итоге отразилось на количестве
жертв и жестокости подавлений таких бунтов. В этом состояла принципиальная
особенность народных выступлений XVII в. по сравнению с предыдущими периодами.
2. Соляной бунт. 3. Медный бунт.
Изучение 2 и 3 вопросов плана организуется при помощи образоват.ресурса «Видеоурок
«Бунташный век» и задания 4 Параграфа 8 (раб.тетрадь)
По мере роста городов и городского населения массовый характер приобретали
городские восстания. Крестьянские выступления начала XVII в. носили массовый
характер, их участники, помимо экономических, выдвигали и политические требования.
Самым мощным народным движением XVII в. стало восстание под предводительством
Степана Разина. Призыв разинцев к борьбе за волю нашёл отклик во многих землях. Материал о восстании под предводительством Степана Разина объясняет учитель.
Параллельно учащиеся работают с картой «Восстание под предводительством С. Т.
Разина» (с. 72 учебника), прослеживая направления движения восставших, находя
территорию, охваченную восстанием, народы, принявшие участие в восстании, и
принявшие участие в восстании, и города, занятые разинцами. Рассказ учителя о ходе
восстания иллюстрируется репродукциями картины В. И. Сурикова «Степан Разин» и
гравюр «Взятие Астрахани разинцами» (с. 71 учебника) и «Степана Разина и его брата
Фрола везут на казнь». Для выявления требований восставших учитель использует
метод лабораторного занятия. Учащиеся анализируют отрывки из «Прелестных писем»
С. Т. Разина. Причины поражения восставших ученики называют самостоятельно (при
этом педагог корректирует варианты)
5. Выступления старообрядцев — малоизвестный материал. В качестве примера таких
выступлений учитель может привести описание волнений монахов Соловецкого
монастыря, называя причины яростной обороны обители.
Ещё в 1657 г. монахи и священники Соловецкого монастыря отказались принять
«новоисправленные» патриархом Никоном богослужебные книги. Все увещевания царя
и патриарха соловчане отвергли. Восстание началось весной 1668 г., когда наиболее
решительные элементы выступили против царских войск, прибывших навести порядок
в обители. Наряду с монахами (их было 200 чел.) участие в выступлении принимали
участники восстания С. Т. Разина и городских волнений Фаддей Кожевник, Иван
Сарафанов, Григорий Кривоног, которые непосредственно руководили обороной
монастыря. Общее число пришлых мятежников составляло 300 чел. Кроме Соловков,
восстание охватило значительные территории Поморья. «Нищие мужики, и бабы, и
робята» доставляли повстанцам на остров продовольствие и сведения о численности и
вооружении царских войск. Под защитой мощных каменных стен монастыря,
располагая большими запасами оружия (около 90 пушек, до 900 единиц ручного
огнестрельного оружия, множество пик, бердышей и т. п.), повстанцы успешно
отразили все предпринятые отборными полками московских стрельцов штурмы
крепости, взорвали подкопы под три башни, делали вылазки, нанося царским войскам
большие потери. Не помогла и ожесточённая бомбардировка монастыря царской
артиллерией. Крепость была взята лишь в январе 1676 г. в результате предательства
монаха Феоктиста, который указал царскому воеводе тайный ход в монастырь. В
ночном бою внутри крепости были перебиты почти все её защитники, а попавшие в
плен — повешены или утоплены в прорубях. Сам же один из богатейших монастырей
страны
разграблен.
был
Выводы. XVII столетие стало периодом беспрецедентно массовых и частых народных
выступлений. Несмотря на то, что все народные волнения были подавлены властями,
царскому правительству приходилось прислушиваться к мнению народа, идти на
снижение налогов.
Домашнее задание:
рабочей тетради: задания 1—4, 6 к § 8.
вопросы и задания к нему.
§ 8,
В
Урок истории в 7 классе. Тема урока: Народные движения
Урок истории в 7 классе. Тема урока: Народные движения
Урок истории в 7 классе. Тема урока: Народные движения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.