Данный конспект урока разработан с использованием приемов технологии смыслового чтения: синквейн, кластер. Класс делится на группы. На уроке дети работают с текстами урока, в которых рассматривается внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Урок ориентирован на развитие умения связать информацию, предъявленную в тексте, со сведениями, полученными из других источников, для обоснования представленной точки зрения.
Владимир Мономах.docx
Умение связать информацию, представленную в тексте, со сведениями из
других источников, для обоснования представленной точки зрения
Обучающиеся 6х классов
Урок истории
Автор и тема материала (продукта)
Новикова Светлана Васильевна. Тема: Владимир Мономах.
1. Планируемый
результат
2. Участники
3. Форма
организации работы
над этим
читательским
умением
4. Дидактический
материал
Текст 1.
И. У. Будовниц. Большая советская энциклопедия
После смерти (1113 г.) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве
вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на
княжение Владимира Всеволодовича Мономаха. Став киевским князем, он
подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём
несколько смягчить положение низов. Так возник устав Владимира
Всеволодовича Мономаха, который, не покушаясь на основы феодальных
отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение
должников и закупов. Таким же духом проникнуто и «Поучение» Владимира
Всеволодовича Мономаха, где он выступает за установление мира между
феодалами и крестьянами. «Поучение» является ярким памятником
древнерусской литературы, написанным талантливо и с литературным
блеском.
Княжение Владимира Всеволодовича Мономаха было временем
усиления Киевской Руси. Владимир Всеволодович Мономах сумел
объединить до 3/4 территории Древнерусского государства и прекратить
княжеские междоусобицы. После смерти Владимира Всеволодовича
Мономаха феодальная раздробленность Руси вновь усилилась.
Текст 2.
Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998
«Сей государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее средство
утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутренних
правителей... Успехи Мономахова оружия так прославили сего Великого
князя на Востоке и Западе, что имя его, по выражению летописцев, гремело в
мире, и страны соседственные трепетали онаго. Если верить новейшим
повествователям, то Владимир ужасал и Греческую империю. Они
рассказывают, что Великий князь, вспомнив знаменитые победы, одержанные
его предками над греками, со многочисленным войском отправил Мстислава
к Адрианополю и завоевал Фракию; что устрашенный Алексей Комнин
прислал в Киев дары: крест животворящего дерева, чашу сердоликовую
Августа Кесаря, венец, златую цепь Константина Мономаха, деда
Владимирова; что Неофит, митрополит эфесский, вручил сии дары Великому
князю, склонил его к миру, венчал в киевском соборном храме
императорским венцом и провозгласил царем российским.
К сожалению, древние летописцы наши, рассказывая подробно воинские и
церковные дела, едва упоминают о государственных или гражданских, коими Владимир украсил свое правление. Знаем только, что он, желая доставить
народу все возможные удобности, сделал на Днепре мост; часто ездил в
Ростовскую и Суздальскую землю, наследственную область Всеволодова
дому, для хозяйственных распоряжений; выбрал прекрасное место на берегу
Клязьмы, основал город, назвал его Владимиром Залесским, окружил валом
и построил там церковь св. Спаса...»
Текст 3.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших
деятелей. М., 1995 «Владимир Мономах является в русской истории
законодателем. Еще ранее, при детях Ярослава, в «Русскую Правду» вошли
важные изменения и дополнения. ...При Мономахе на совете, призванном им
и составленном из тысячских.., постановлено было несколько важных статей,
клонившихся к ограждению благосостояния жителей. Ограничено
произвольное взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило
до больших злоупотреблений... Кроме того, постановлен был дозволенный
процент... Законодательство Владимира Мономаха определило только три
случая обращения в холопство: ...когда человек сам добровольно продавал
себя в холопы или когда господин продавал его на основании прежних прав
над ним. ...Принятие в супружество женщины рабского происхождения...
Когда свободный человек без всякого договора сделается должностным
лицом у частного человека...
Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния
художественной и литературной деятельности на Руси. В Киеве и в других
городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью... К
этому времени относится составление нашей первоначальной летописи. Во
времена Мономаха, вероятно, было переведено многое из византийской
литературы, как показывают уцелевшие рукописи...
Текст 4.
ВладимирВасилий Всеволодович, по прозванию Мономах, сын
Всеволода Ярославича, один из замечательнейших русских князей Киевской
Руси…. Благодаря его влиянию, было достигнуто объединение князей на
Любечском съезде (1097 г.). Не раз содействовал Владимир мирному исходу
возникавших распрей, являясь, обыкновенно, защитником обиженной
стороны. Эта миротворческая деятельность Владимира принимает особенно
широкие размеры с того времени, как он становится великим князем
Киевским. Отдельные его мероприятия теперь начинают складываться в
определенную политическую систему. Он стремится к сосредоточению в
своих руках наиболее важных русских областей, поручая их своим сыновьям;
в Новгороде сажает Мстислава, в Переяславле – Святополка, а после его
смерти – Ярополка, в Смоленске – Вячеслава, в Суздальской земле – Юрия.
Путем брачных связей, а частью и с помощью силы, он подчиняет своему
влиянию и более отдаленные земли – туровопинскую, волынскую и
полоцкую. В результате Владимир становится действительно «старейшим князем» в Русской земле. С другой стороны, в политике Владимира заметно
выступает желание закрепить достигнутое объединение владений, а с ним и
старейшинство за своим родом, чтобы самую идею старейшинства поставить
на более прочное династическое основание. В этих видах он еще при жизни
переводит старшего сына своего Мстислава из Новгорода в Белгород,
обеспечивая тем возможность передать ему киевский стол, уже по новому
порядку. Большое внимание уделял Владимир и внутренней жизни
населения, в частности – устройству суда и управления. С его именем,
например, связаны вошедшие в состав «Русской Правды» постановления о
процентах и закупах. Блестящие результаты деятельности Владимира
привлекли к нему симпатии населения и окружили его имя в народной
памяти особым ореолом. Летописец называет его «чудным князем»,
«милостивым паче меры», «жалостливым».
Источник: http://rulex.ru/01030618.htm
Текст 5.
Лев Пушкарев, Ирина Пушкарева. Энциклопедия «Кругосвет»
Затяжной характер при правлении Владимира Мономаха носила борьба
с половцами (в 11161120 гг.). Стремясь поддерживать мир с князьями,
Мономах помогал им в борьбе с кочевниками. Почти двадцать раз заключал с
половцами мир (среди самых известных – 1077, 1093, 1094, 1095, 1101, 1103,
1107, 1110, 1111 гг.). Летопись сообщает, что в одном из сражений был
пленен половецкий князь Бедлюз. Мономах подталкивал других князей к
тому, чтобы вести в отношении захватчиков наступательную, а не
оборонительную политику (походы 1101, 1103 гг. и др.), был инициатором
ответных нападений на половцев (1095 г.). Применял тактику глубоких
рейдов во вражеские земли с целью уничтожения основных сил противника.
При организации походов применял сборы народного ополчения. Когда
половцы отступили, надолго прекратив набеги на Русь, это создало князю
Владимиру большую популярность.
В 1116 г. Владимир Мономах послал в поход против половцев своего
сына Мстилава. Сам же Мономах в том году воевал против Византии,
поддерживая свергнутого византийского императора Диогена (дочь
Мономаха Мария была замужем за сыном Диогена). Диоген погиб, война
прекратилась.
Активно поддерживал борьбу новгородцев и псковитян против
племени чудь на северозападе (недалеко от Чудского озера); на северо
востоке сын Мономаха Юрий Долгорукий одержал победу против болгар и
мордвы. В 1120 г. были изгнаны с Руси печенеги…
5. Инструменты
6. Описание
процесса работы
Прием поиска информации в тексте и понимания прочитанного.
Преобразование и интерпретация информации.
Кластер.
Синквейн.
Цель урока: раскрыть личностные качества исторического деятеля на
примере Владимира Мономаха. над умением
Задачи:
1) всесторонне изучить личность Владимира Мономаха и его роль в истории;
2) развивать и совершенствовать умения и навыки исследовательской работы,
работы со справочниками, энциклопедиями, научной и художественной
литературой; делать выборку информации, анализировать, обобщать и делать
выводы, выражать своё мнение и отстаивать его;
3) на примере материалов урока воспитывать: патриотизм, гуманизм,
высокую нравственность.
1. Мотивационноцелевой этап.
Что могло мешать, а что помогать укреплению и успешному развитию
Русского государства?
2. Ориентационный этап.
Сформулируйте цель нашего урока. (На доске записана тема урока.)
Какое значение вы вкладываете в понятие «мудрый правитель»?
Пока личность Мономаха для нас загадка. Сегодня, используя научные и
художественные тексты, мы попробуем дать характеристику деятельности
этого правителя.
Прочитайте предложенные тексты.
Укажите, по каким двум направлениям деятельности дана характеристика
Владимира Мономаха.
3. Содержательнооперационный этап. Работа в группах.
Инструкция.
1. Прочитайте текст.
2. Найдите в тексте описание внутренней (внешней) политики Владимира
Мономаха.
3. На основе найденной информации составьте сообщение о внутренней
(внешней) политике Владимира Мономаха.
4. Озаглавьте текст.
Контрольнооценочный этап.
Выступление групп. Составление кластера.
Почему Владимир Мономах имел на Руси авторитет и его поддерживал весь
народ?
Черты характера Владимира Мономаха:
Великодушие
Мудрость
Трудолюбие
Патриотизм
Духовность
Какая личность! Сквозь толщу столетий так ярко светит нам этот образ!
Как здорово, что на русской земле жили такие люди, и мы являемся их
потомками. Давайте не будем забывать, что в нас живут труды тех, кто жил
до нас. И будем достойны этого.
Лист самооценки________________________________________________ № Критерии оценивания
1
2
3
4
Найти информацию
самостоятельно
Выбрать самое основное
для сообщения
Оформить работу
Оцени свой вклад в работу
группы.
5. Отметь свой вклад в работу
группы. Отметь нужное
место на линейке.
Всё
получилось
Оценка
Не совсем
всё
получилось
Не
получилось
(почему)
Почти всё сделали без меня
Без меня работа бы не
получилась
1 2 3 4 5
7. Критерии
результативности
8. ФИО эксперта
Домашнее задание: составить синквейн «Владимир Мономах»
Описание группы умений
Глубокое и детальное
понимание содержание и
формы текста
Использование информации
из текста для различных
целей
Общее понимание текста,
ориентация текста
Проверяемое умение
Выбирать примеры, иллюстрирующие
выдвинутые положения
Балл
2
Создавать собственный текст на основе
информации
Подбирать заглавие к тексту
2
1
Урок истории "Владимир Мономах" (6 класс)
Урок истории "Владимир Мономах" (6 класс)
Урок истории "Владимир Мономах" (6 класс)
Урок истории "Владимир Мономах" (6 класс)
Урок истории "Владимир Мономах" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.