Разработка урока по музейной педагогике для 1 класса
ГБОУ гимназия № 1358 г.Москва
(учительТерентьева Надежда Павловна)
Тема урока: «История древнего Митино».
Цель: приобретаемые на уроках знания закрепляются при посещении музея, а уроки проведенные в стенах музея, приносит удовольствие. В результате проведения урока в музее расширяются знания учащихся, происходит духовное обогащение личности ребенка, воспитывается культура общения и поведения в музее
Задачи: расширить представления детей о музее, как хранителе культурных ценностей, на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев, познакомить их с историей митинского края, сформировать у учащихся представление о национальном костюме угро-финн и славян, пробудить интерес к истории, познакомить учащихся с глиняной посудой, формировать интерес работать в группах., закрепить практические знания о правилах поведения в музее.
Оборудование: глиняная посуда, костюмы, сшитые Гринчук С.Ю(мама ученицы 1б кл. Гринчук Кристины), картонные куклы и бумажные одежды для них, презентация к разработке урока, карточки (2 набора), мультимедийное оборудование.
1. С1 |
Организационный момент |
|
Приветствие, усаживайтесь и внимательно слушайте. Я буду говорить предложение, а последнее слово в предложении вы произнесете все вместе. |
Рабочее место (расставл. столы для работы в 2 группах) |
2.
С2 |
Постановка целей урока, мотива ция деятельности уч-ся.
|
Вопросы для бе- седы с уч-ся
Музей-лексич. значе ние. |
1.На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят. 2.уши внимательно слушают и все слышат. 3.Голова хорошо думает. 4.У меня в руках волшебный клубочек 5. Он приглашает вас в путешествие, а куда, скоро узнаете. Слушайте внимательно . Это место находится в городе или в селе, там живут и работают, живут вещи, а работают люди. Вещи дорогие, но для сердца и памяти, они не продаются, потому, что они принадлежат людям, чтобы знать прошлое, быт и культуру. Что же это за место? музей . Музей -учреждение, где собирают, изучают и хранят предметы - памятники истории и культуры. Урок сегодня проходит в музее, который называется «Моя малая Родина Митино» , |
Ученики отвечают на вопросы
Вывеш.слово музей
|
3
С3 |
Объяснение нового материала Определе ние темы |
|
Посмотрите вокруг, как вы думаете, что за предметы старины вас окружают? Эти все предметы найдены в окрестностях района Митино. Как вы считаете, какой теме будет посвящен наш урок, о чем мы будем с вами беседовать История Митино. Позднее мы уточним с вами тему урока. Наш район Митино не всегда был таким. |
Вывеш. тема на доску |
4
С4
С5 С6
С7
С8
С9
С10 |
Работа над темой урока
Уточнение темы урока |
Объяснение нового материала.
Известняк- Лекс.знач.
Лекс. знач. древний
Лекс.зн. Славяне
Предки-лекс.знач. |
Давным – давно несколько миллионов лет тому назад на месте равнины плескалось бескрайнее море. Плавали в нем живые организмы, которые, умирая, опускались на дно моря и создавали белый строительный материал – известняк. Известняк - осадочная горная порода, состоящая из глинистых и песчаных частиц. Известняки нередко содержат остатки известковых скелетов ископаемых организмов. Построенная из этого камня Москва именно поэтому впоследствии звалась белокаменной. Шли годы, проходили тысячелетия, и в эти места пришли племена угро-фин.
Около деревни Митино находилась группа из 6 курганов «дьяковцев», Которые были древнейшим населением Российской федерации. Древний- существовавший или возникший в отдаленном прошлом, очень давний Ребята, давайте с вами уточним тему нашего урока. Каким словом вы бы ее дополнили. Древнее Прочитайте тему урока Славяне пришли на эту территорию позже, в середине 13 века . Славяне- это большая группа племен, предков современных славянских народов, говоривших на разных языках. Территория современного района Митино неразрывно связана с историей княжества Московского. В те отдаленные времена славяне жили большими родовыми общинами. Из века в век переходил славянский традиционный уклад семьи. До принятия христианства на Руси, у наших предков, был цикл праздников, обрядов, обычаев, которые передавались из поколения к поколению Предки - древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений. Родители.
«Чем дальше в будущее входим Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим Хоть новому принадлежим»
Чем должны дорожить, каким прошлым?(предметы старины) |
Вывеш.слово известняк
Показ экспона та
Добавить слово, древнее, в тему Вывеш.слово древний
Вывеш.слово славяне
Вывеш.слово предки |
5
С11
С12 |
Знакомство с глин.посудой |
Экспонаты-лекс.значен.
Обра щаю внима ние на экспонаты в музее
Беседа о посуде. |
Предметы старины в музее, называются экспонатами Экспонат– предмет выставленный напоказ, выставляемый для обозрения в музее или на выставке. Клубочек нас привел к экспонатам, которые нас познакомят с народами населявшими митинский край и их ремеслом, а вы сможете принять участие в нашем ознакомительном путешествии. Народы славян занимались рыболовстовм, охотой, земледелием, собирали дикие ягоды, орехи, грибы , травы, мед диких пчел, а также занимались гончарным делом, изготавливали различную глиняную посуду.
Кувшин - в них наливали квас,молоко, компот (узвар); макитры (глиняные горшки) – использовали для хранения круп, в них замешивали тесто, укладывали пирожки и хлеб; корчага(глиняный горшок) – для нагревания воды в печи, варки пива, кипячения белья. В нижней части тулова делали отверстие для слива, закрываемое деревянной пробкой. Ребята, дорожить и сохранять надо не только предметы старины, но и духовность. «Застыло время здесь для нас, Чтоб для потомков сохранить Дарованный щедро духовный запас, Который в музее умеют ценить». |
Вывеш.слово экспонат
Встаньте и подой дите к экспо натам.
Глиняная посуда
|
6
С13
С14
С15
С16 С17 С18
С19
С20
С21
С22 7. |
Продолжение темы урока
Практическая работа |
Беседа по костюмам Угро-фин и славян
Расска зать из чего состоят нацио нальные костю мы
Практическая работа |
Современные ученые утверждают, что именно женщина, оказывается в большей степени носительницей древней мудрости своего рода, духовности. Народная мудрость хранит свои знания в песнях, пословицах, поговорках, частушках, традициях. Именно женщины сохраняли тонкие особенности своего национального костюма. Посмотрите, как одевались женщины в древности. Гардероб наших предков был удивительно ограничен. Каждая деталь костюма являлась своеобразным свидетельством жизненного уклада. Одежда шилась не просто праздничная или повседневная, она еще соответствовала календарному циклу, образу жизни, благосостоянию и семейному положению человека. Посмотрите, перед вами 3 костюма славян и 2 костюма угро-фин. Мужская одежда сильно уступала по цветной гамме женским нарядам, которые шились в большинстве случаев, чтобы подчеркнуть красоту хозяйки, тогда как мужской костюм предпочитали для работы. Главным критерием тут было удобство. Отсюда и свободный крой, и соответствующие ткани и цвета. 1.Крестьянский мужской костюм (холщевая рубаха и брюки). 2.Рубаха косоворотка, завязанная плетеным поясом , брюки. 3. Душегрейка одевалась сверху на сарафан, прямой сарафан, рубаха – рукава сужающиеся к запястью .(крас)Такой сарафан называли круглым или московским. 4.Распашной косоклинный сарафон. Клинья, выкроенные по косой, создавали неповторимую колоколообразную форму сарафана, являющуюся отличительной особенностью и рубаха.(синий) Такой сарафан назывался саян или кумашник. 5. Передник повязывался поверх поневы. Он был одной из важных частей женского костюма. Понева- это самая древняя деталь женского гардероба, которая укреплялась на талии с помощью шнура. Позднее их заменили юбки и сарафаны . К середине 19 века понева сохранилась лишь у крестьянок, рубаха. В будние дни крестьяне ходили в синих сарафанах, а на праздник одевали сарафаны китайчатые. Зажиточные рядились в одежды красных расцветок. Из набора костюмов, дети, одевают картонных кукол разделяя костюмы по национальной принадлежности (угро-финов и славян) гости собирают одежду на вешалки. |
Показ 5 костю мов (2 мужских и 3 женских)
|
8.
С23
|
Закреп ление. Тради ции славянского народа |
Рассказ о посиделках
Инсценировка небылиц: |
На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких, собирались посиделки пожилых и молодых. При лучине ли сидели ,иль под светлый небосвод, говорили, песни пели и водили хоровод. Быт людей отмечен веком поменялся старый мир . Нынче все мы по «сусекам» личных дач или квартир. Наш досуг порою мелок, и, чего там говорить, скучно жить без посиделок, их бы надо возродить! Выходят 3 девочки. Нам зачинать досталась роль, не путайте с нагрузками. Мы принесли вам хлеб и соль на посиделки русские. Жива традиция, жива. От поколенья старшего важны обряды и слова из прошлого из нашего. И потому принять изволь, тот кто пришел на посиделки, на этой праздничной тарелке из наших рук и хлеб и соль.(угощают караваем гостей)
Ну-ка сядем рядком, да поговорим ладком. Небылицы в лицах сидят в светлицах, щелкают орешки да творят потешки. Хотите знать какие? А вот какие….. 1.Федул – чего губы надул? – Кафтан прожег. – Зашить можно? – Да иглы нет. – А велика ли дыра? – Один ворот остался. 2.Фома, что из леса не идешь? – Да медведя поймал. – Так веди сюда! – Да он не идет! – Так сам иди! –Да он меня не пускает. 3.Здорово , кума! – На рынке была? – Никак ты кума, глуха? – Купила курицу да петуха. – Прощай, кума. – Рять рублей дала. 4.Сынок, сходи за водой на речку! – Живот болит. – Сынок, иди кашу есть! – Что ж, раз мать велит надо идти! 5.А ты куда шагаешь? - За семь верст. – Киселя хлебать? –Нет комара искать. – Это которого же комара? – Да того, который укусить меня за нос хочет. – Да он при тебе.- Где это при мне? –Да на носу у тебя! А какие посиделки без красивой русской песни? Где песня льется, там легче живется! Песня «Валенки» |
|
9
10
С24 С25 С26
С27 |
Заключительное слово учите ля
Закрепление материала
|
Блиц- опрос. Закрепление опорных слов |
Что бы хранить традиции, помнить прошлое, знать историю и быт русского народа, чувствовать любовь и гордость к «малой родине», знать исторические термины для этого мы и собрались в музее. А чтобы увидеть , какими вы были внимательными, проведем сейчас блиц-опрос.
Опорные слова. У одной группы: текст и слова(соединяют стрелками), У второй: слова и картинки(соединяют стрелками).
Затем сравним и проверим.
Гости, работают над деформированным текстом стихотворения. После, прочтение стихотворения одним из гостей или учителем
«Встают над Митино рассветы, Как много сотен лет назад. Былины скажут Вам об этом: Здесь торговал славянский брат. Здесь улиц звонкие названья, Здесь родниковые ключи. Гордимся мы, что наше званье- Митиноградцы —москвичи!»
|
Вывеши Ваются К словам пояснения с картин ками |
11
С28
С29 |
Подведение итогов урока |
Вопросы детям |
1.Сегодня на уроке я узнал… 2.Мне понравилось… 3.Я хотел бы…. 4. Интересно было……. 5. Я научился…
.«Собирая вещи предков, Любим мы свой край родной. Нет школы без музея Без истории своей»
Благодарю гостей за внимание, а вас ребята, за хорошее занятие.
Молодцы! |
|
|
|
|
К А Р Т О Ч К И
СЛАВЯНЕ - lревний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений. Родители.
ДРЕВНИЙ - предмет выставленный напоказ предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке
МУЗЕЙ - большая группа племен, предков современных славянских народов, говоривших на разных языках
ИЗВЕСТНЯК -существовавший или возникший в отдаленном прошлом, очень давний.
ПРЕДОК- осадочная горная порода, состоящая из глинистых и песчаных частиц. Известняки нередко содержат остатки известковы скелетов ископаемых организмов
ЭКСПОНАТ - учреждение, где собирают, изучают и хранят предметы, памятники истории и культуры.
ПРЕДОК
МУЗЕЙ
СЛАВЯНЕ
ЭКСПОНАТ
ДРЕВНИЙ
ИЗВЕСТНЯК
Здесь улиц звонкие названья, «Встают над Митино рассветы, Митиноградцы —москвичи!» Былины скажут Вам об этом: Как много сотен лет назад. Гордимся мы, что наше званье- Здесь родниковые ключи. Здесь торговал славянский брат «»»»»»»»»»»»
Сравнение и проверка
СЛАВЯНЕ - большая группа племен, предков современных славянских народов говоривших на разных языках.
ДРЕВНИЙ - существовавший или возникший в отдаленном прошлом, очень давний
МУЗЕЙ- учреждение, где собирают, изучают и хранят предметы – памятники истории и культуры.
ИЗВЕСТНЯК - осадочная горная порода, состоящая из глинистых и песчаных частиц. Известняки нередко содержат остатки известковых скелетов ископаемых организмов
ПРЕДОК-- древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений. Родители
ЭКСПОНАТ– предмет выставленный напоказ, предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.