Урок "История древнего Митино"
Оценка 4.6

Урок "История древнего Митино"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
22.04.2019
Урок "История древнего Митино"
Публикация является частью публикации:
1кл. (История древнего Митино)по музейной педагогике.(конспект).docx

 

Разработка урока по музейной педагогике  для 1 класса              

ГБОУ гимназия № 1358 г.Москва

(учительТерентьева Надежда Павловна)

Тема урока:  «История древнего Митино».

Цель: приобретаемые на уроках знания закрепляются при посещении музея, а уроки проведенные в стенах музея, приносит удовольствие. В результате проведения урока в музее расширяются знания учащихся, происходит духовное обогащение личности ребенка, воспитывается культура общения и поведения в музее

 Задачи:  расширить представления детей о музее, как хранителе культурных ценностей, на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев, познакомить  их с историей  митинского края, сформировать у учащихся представление о национальном  костюме  угро-финн  и славян, пробудить интерес к истории, познакомить учащихся с глиняной посудой,  формировать интерес работать в группах.,  закрепить практические знания о правилах поведения в музее.

 Оборудование: глиняная посуда, костюмы, сшитые Гринчук С.Ю(мама ученицы 1б кл. Гринчук  Кристины),  картонные куклы и бумажные одежды для них, презентация к разработке урока,  карточки (2 набора),  мультимедийное оборудование.

 

 

 

 

1.

С1

Организационный момент

 

Приветствие, усаживайтесь и внимательно слушайте. Я буду говорить предложение, а  последнее слово в предложении  вы произнесете все вместе.

Рабочее место

(расставл. столы

для работы  в 2 группах)

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С2

Постановка целей урока, мотива  ция деятельности уч-ся.

 

 

 

 

 

 

Вопросы

для бе-

седы  с

уч-ся

 

 

 

 

 

 

 

Музей-лексич.

значе

ние.

1.На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят.

2.уши внимательно слушают и все слышат.

3.Голова хорошо думает.

4.У меня в руках волшебный клубочек

5. Он приглашает вас в путешествие, а куда, скоро узнаете.

Слушайте внимательно .

Это место находится в городе или в селе, там живут и работают, живут вещи, а работают люди. Вещи дорогие, но для сердца и памяти, они не продаются, потому, что они принадлежат людям, чтобы знать прошлое, быт и культуру. Что же это за место? музей .

Музей -учреждение, где собирают, изучают и хранят предметы - памятники истории и культуры.

       Урок сегодня проходит в музее, который называется «Моя малая  Родина Митино» ,

Ученики отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывеш.слово музей

 

3

 

 

 

 

С3

Объяснение нового материала

Определе ние темы

 

 

 

 

 

 

Посмотрите вокруг, как вы думаете, что за предметы старины вас окружают? Эти все  предметы найдены в окрестностях района Митино.

Как вы считаете, какой теме будет посвящен наш урок, о чем мы будем с вами беседовать

История Митино.

Позднее мы уточним с вами тему урока.

Наш район Митино не всегда был таким.

 

 

 

 

Вывеш. тема на доску

4

 

 

 

 

С4

 

 

С5

С6

 

С7

 

 

 

 

С8

 

 

С9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С10

Работа над темой урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Уточнение темы урока

Объяснение нового материала.

 

 

Известняк-

Лекс.знач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекс.

знач.

древний

 

 

 

Лекс.зн.

Славяне

 

 

 

 

 

 

 

Предки-лекс.знач.

Давным  –  давно несколько миллионов лет тому назад на месте равнины  плескалось бескрайнее море. Плавали в нем живые организмы, которые, умирая, опускались на дно моря и создавали белый строительный материал – известняк.

Известняк -  осадочная горная порода, состоящая из глинистых и песчаных частиц. Известняки нередко содержат остатки известковых скелетов ископаемых организмов.

Построенная из этого камня Москва

именно поэтому впоследствии звалась белокаменной.

Шли годы,  проходили тысячелетия, и в эти  места пришли племена угро-фин.

 

Около деревни Митино находилась группа из 6 курганов «дьяковцев»,

Которые  были древнейшим населением  Российской федерации.

Древний- существовавший или возникший в отдаленном прошлом, очень давний

 Ребята, давайте с вами уточним тему нашего урока. Каким  словом вы бы ее дополнили. Древнее

Прочитайте тему урока

        Славяне пришли на эту территорию позже, в середине 13 века . Славяне- это большая группа племен, предков современных славянских народов, говоривших на разных языках.

         Территория современного района Митино неразрывно связана с историей княжества Московского.

В те отдаленные времена славяне жили большими родовыми общинами. Из века в век переходил славянский традиционный уклад семьи.

До принятия христианства на Руси, у наших предков, был цикл праздников, обрядов, обычаев, которые передавались из поколения к поколению

Предки - древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений.   Родители.

 

«Чем дальше в будущее входим

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим»

 

Чем должны дорожить, каким прошлым?(предметы старины)

 

 

 

 

Вывеш.слово известняк

 

Показ экспона

та

 

 

 

 

Добавить слово, древнее, в тему

Вывеш.слово

древний

 

 

Вывеш.слово

славяне

 

 

 

 

 

 

 

Вывеш.слово

предки

5

 

 

С11

 

 

 

 

 

 

С12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с глин.посудой

 

 

Экспонаты-лекс.значен.

 

 

Обра

щаю внима

ние на экспонаты в музее

 

 

Беседа о посуде.

 Предметы старины в музее,  называются экспонатами

Экспонат–  предмет  выставленный напоказ,  выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Клубочек нас привел к экспонатам, которые нас познакомят с народами населявшими митинский край и их ремеслом, а вы сможете принять участие в нашем ознакомительном путешествии.

Народы славян занимались  рыболовстовм, охотой, земледелием, собирали дикие ягоды, орехи, грибы , травы, мед диких пчел, а также занимались гончарным делом, изготавливали различную глиняную посуду.

 

Кувшин -  в них наливали квас,молоко, компот (узвар);

макитры (глиняные горшки) – использовали для хранения круп, в них замешивали тесто, укладывали пирожки и хлеб;  корчага(глиняный горшок) – для нагревания воды в печи, варки пива, кипячения белья. В нижней части тулова делали отверстие для слива, закрываемое деревянной пробкой.

         Ребята, дорожить и сохранять надо не только предметы старины, но и духовность.

«Застыло время здесь для нас,

Чтоб для потомков сохранить

Дарованный щедро духовный запас,

Который  в музее умеют ценить».

 

 

Вывеш.слово

экспонат

 

 

 

Встаньте и подой

дите  к экспо

натам.

 

Глиняная посуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

С13

 

 

 

С14

 

 

 

С15

 

 

 

 

С16

С17

С18

 

С19

 

С20

 

 

С21

 

 

С22

7.

 

Продолжение темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

Беседа по костюмам

Угро-фин и славян

 

 

 

 

 

 

 

 

Расска

зать из чего состоят нацио

нальные костю мы

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

Современные ученые утверждают, что именно женщина, оказывается в большей степени носительницей древней мудрости своего рода, духовности.

Народная мудрость хранит свои знания в песнях, пословицах, поговорках, частушках, традициях. Именно женщины сохраняли тонкие особенности своего национального костюма.

 Посмотрите, как одевались женщины в древности.

Гардероб наших предков был удивительно ограничен. Каждая деталь костюма являлась своеобразным свидетельством  жизненного уклада. Одежда шилась не просто праздничная или повседневная,  она еще  соответствовала календарному циклу, образу жизни, благосостоянию и семейному положению человека.

Посмотрите,  перед вами 3 костюма славян и 2 костюма угро-фин.

Мужская одежда сильно уступала по цветной гамме женским нарядам, которые шились в большинстве случаев, чтобы подчеркнуть красоту хозяйки, тогда как мужской костюм предпочитали для работы.

Главным критерием тут было удобство. Отсюда и свободный крой, и соответствующие ткани и цвета.

1.Крестьянский мужской костюм (холщевая рубаха и брюки).

2.Рубаха косоворотка, завязанная плетеным поясом , брюки.

3. Душегрейка одевалась сверху на сарафан, прямой сарафан, рубаха – рукава сужающиеся к запястью  .(крас)Такой сарафан называли круглым или московским.

4.Распашной косоклинный сарафон. Клинья, выкроенные по косой, создавали неповторимую колоколообразную форму сарафана, являющуюся отличительной особенностью  и рубаха.(синий)

Такой сарафан назывался саян или кумашник.

5. Передник повязывался поверх поневы. Он был одной из важных частей женского костюма. Понева- это самая древняя деталь женского гардероба, которая укреплялась на талии с помощью шнура.  Позднее их заменили юбки и сарафаны . К середине 19 века понева сохранилась лишь у крестьянок,   рубаха.

В будние дни крестьяне ходили в синих сарафанах, а на праздник одевали сарафаны китайчатые. Зажиточные рядились в одежды  красных расцветок.

Из набора костюмов, дети, одевают картонных кукол разделяя  костюмы по национальной принадлежности   (угро-финов  и славян) гости собирают  одежду на вешалки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ 5 костю

мов

(2 мужских и 3 женских)

 

8.

 

 

С23

 

 

 

 

 

 

 

Закреп

ление. Тради

ции славянского народа

 

 

Рассказ о посиделках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка небылиц:

На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких, собирались посиделки пожилых и молодых. При лучине ли сидели ,иль под светлый небосвод, говорили, песни пели и водили хоровод. Быт людей отмечен веком поменялся старый мир . Нынче все мы  по  «сусекам» личных дач или квартир. Наш досуг порою мелок, и, чего там говорить, скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!

Выходят 3 девочки.

Нам зачинать досталась роль, не путайте с нагрузками. Мы принесли вам хлеб и соль на посиделки русские.

Жива традиция, жива. От поколенья старшего важны обряды и слова из прошлого из нашего. И потому принять изволь, тот кто пришел на посиделки, на этой праздничной тарелке из наших рук и хлеб и соль.(угощают караваем гостей)

 

Ну-ка сядем рядком, да поговорим ладком. Небылицы в лицах сидят в светлицах, щелкают орешки да творят потешки. Хотите знать какие? А вот какие…..

1.Федул – чего губы надул? – Кафтан прожег. – Зашить можно? – Да иглы нет. – А велика ли дыра? – Один ворот остался.

2.Фома, что из леса не идешь? – Да медведя поймал. – Так веди сюда! – Да он не идет! – Так сам иди! –Да он меня не пускает.

3.Здорово , кума! – На рынке была? – Никак ты кума, глуха? – Купила курицу да петуха. – Прощай, кума. – Рять рублей дала.

4.Сынок, сходи за водой на речку! – Живот болит. – Сынок, иди кашу есть! – Что ж, раз мать велит надо идти!

5.А ты куда шагаешь?  - За семь верст. – Киселя хлебать? –Нет комара искать. – Это которого же комара? – Да того, который укусить меня за нос хочет. – Да он при тебе.- Где это при мне? –Да на носу у тебя!

А какие посиделки без красивой русской песни? Где песня льется, там легче живется!

Песня «Валенки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

С24

С25

С26

 

 

 

С27

 

Заключительное слово учите

ля

 

 

Закрепление

материала

 

 

Блиц- опрос. Закрепление опорных слов

 

Что бы хранить традиции, помнить прошлое, знать историю и быт русского народа, чувствовать любовь и гордость к  «малой родине», знать исторические термины для этого мы и собрались в музее. А чтобы увидеть , какими вы были внимательными,  проведем сейчас блиц-опрос.

 

Опорные слова. У одной группы: текст и слова(соединяют стрелками),

У второй: слова и картинки(соединяют стрелками).

 

      Затем сравним и проверим.

 

Гости, работают над деформированным  текстом стихотворения.

После, прочтение стихотворения одним из гостей или учителем

 

«Встают над Митино рассветы,

Как много сотен лет назад.

Былины скажут Вам об этом:

Здесь торговал славянский брат.

Здесь улиц звонкие названья,

Здесь родниковые ключи.

Гордимся мы, что наше званье-

Митиноградцы —москвичи!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывеши

Ваются

К словам пояснения с картин

ками

 

11

 

С28

 

 

 

 

 

 

 

 

С29

 

Подведение итогов урока

 

Вопросы детям

 

1.Сегодня на уроке я узнал…

2.Мне понравилось…

3.Я хотел бы….

4. Интересно  было…….

5. Я научился…

 

.«Собирая вещи предков,

Любим мы свой край родной.

Нет школы без музея

Без истории своей»

 

Благодарю гостей  за внимание, а вас ребята,  за хорошее занятие.

 

Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              К А Р Т О Ч К И

 

СЛАВЯНЕ  -  lревний предшественник по роду, а            также                                                                                      соотечественник из прежних поколений.                                                                                                                          Родители.

 

ДРЕВНИЙ  -  предмет  выставленный напоказ  предмет, выставляемый для обозрения в  музее        или на выставке

 

 МУЗЕЙ  -  большая группа племен, предков современных  славянских  народов, говоривших на разных  языках

         

ИЗВЕСТНЯК   -существовавший или возникший в  отдаленном прошлом, очень давний.

 

ПРЕДОК-  осадочная горная порода, состоящая из глинистых и песчаных частиц. Известняки

нередко содержат остатки известковы скелетов ископаемых организмов                                                                                                                                                

 

                                                            

ЭКСПОНАТ -  учреждение, где собирают, изучают и хранят                                                                               предметы, памятники истории и культуры.

 

ПРЕДОК     

 

  МУЗЕЙ        Миф о вековечной бедности простого русского народа

 

                                                                                                                                                                                                          

 СЛАВЯНЕ      http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=108840413-14-72&n=21                                                                

 

 

 ЭКСПОНАТ    Рубаха-одежда древних Славян                                

                                                

                                                                                                                                                              

ДРЕВНИЙ        http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=565845020-34-72&n=21

 

ИЗВЕСТНЯК     http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=72002955-00-72&n=21                                                                   

 

 

Здесь улиц звонкие названья,

 «Встают над Митино рассветы,

Митиноградцы —москвичи!»

Былины скажут Вам об этом:

Как много сотен лет назад.

Гордимся мы, что наше званье-

Здесь родниковые ключи.

Здесь торговал славянский брат

           «»»»»»»»»»»»

 

                          Сравнение и проверка 

 

Миф о вековечной бедности простого русского народа

 

 

СЛАВЯНЕ - большая группа племен, предков современных славянских народов говоривших на  разных языках.

 

 

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=72002955-00-72&n=21

 

ДРЕВНИЙ - существовавший или возникший в отдаленном прошлом,   очень давний

 

 

    МУЗЕЙучреждение, где собирают, изучают и хранят  предметы – памятники истории и культуры.

 

 

   

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=108840413-14-72&n=21

 

ИЗВЕСТНЯК - осадочная горная порода, состоящая из   глинистых и песчаных частиц. Известняки                                                                                                    нередко содержат остатки известковых  скелетов ископаемых организмов

 

 

Рубаха-одежда древних Славян

 

ПРЕДОК-- древний предшественник по роду, а также  соотечественник из прежних поколений.                                                                                                   Родители

 

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=565845020-34-72&n=21

 ЭКСПОНАТ– предмет  выставленный напоказ, предмет, выставляемый для обозрения в музее                                                                                                  или на выставке

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Разработка урока по музейной педагогике для 1 класса

Разработка урока по музейной педагогике для 1 класса

С1 Организационный момент

С1 Организационный момент

С7 С8 С9

С7 С8 С9

Экспонаты-лекс.значен. Обра щаю внима ние на экспонаты в музее

Экспонаты-лекс.значен. Обра щаю внима ние на экспонаты в музее

С22 7. Продолжение темы урока

С22 7. Продолжение темы урока

Зашить можно? – Да иглы нет. –

Зашить можно? – Да иглы нет. –

Митиноградцы —москвичи!»

Митиноградцы —москвичи!»

ЭКСПОНАТ - учреждение , где собирают, изучают и хранят предметы, памятники истории и культуры

ЭКСПОНАТ - учреждение , где собирают, изучают и хранят предметы, памятники истории и культуры

К А Р Т О Ч К И СЛАВЯНЕ - l ревний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений

К А Р Т О Ч К И СЛАВЯНЕ - l ревний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений

Урок "История древнего Митино"

Урок "История древнего Митино"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019