Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)
Оценка 4.6

Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
3 кл
22.01.2018
Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)
Урок изобразительного искусства «Здравствуй, птица Счастья!» 3 класс Цель урока: Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве. Задачи: 1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике. 2. Познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил. 3. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности; 4. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки. 5. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору; 6. Развивать эстетическое отношение к действительности. Проблема: создание птицы счастья. Техника: роспись, оригами, ажурное моделирование. Наша страна богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Во многих её уголках – селениях, деревнях, аулах – продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность. В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. Один из таких образов – п т и ц а. Птица – сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость! Сегодня мы познакомимся с щепной птицей. Щепная птица - резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев. Оперение и хвост этих птиц вырезаются из расщепленной сосны, отчего птицы и называются щепными. По поверьям щепная птица приносит счастье в дом. Кроме того эта птица - символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью. От движения теплого воздуха они вращались по кругу. Щепная птица - не просто сувенир: это пожелание счастья вашим любимым людям, это оберег, который будет долгие годы охранять их от неприятностей и привлекать в дом удачу.Урок изобразительного искусства «Здравствуй, птица Счастья!» 3 класс Цель: Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве. Задачи: 1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике. 2. Познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил. 3. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности; 4. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки. 5. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору; 6. Развивать эстетическое отношение к действительности. Проблема: создание птицы счастья. Техника: роспись, оригами, ажурное моделирование. Оборудование: 1. учащимся: 1. альбомный лист; 2. заготовка туловища птицы; 3. ножницы; 4. бумага; 5. акварель (гуашь) 6. кисть; 7. баночка для воды. 2. учителю: 1. то же, что учащимся; 2. предметы быта с изображением птиц (разделочные, пряничные доски, полотенца, глиняные свистульки, Городецкая птица-солонка, 3. ковш – птица – хохлома, скопинская керамика), 4. архангельская щепная птица; 5. иллюстрация Сирина и Алконоста; 6. видеофильм «Птица счастья» - 3 мин., аудиозапись «Голоса птиц». План урока: 1. сообщение темы; 2. беседа-рассказ о птице; 3. объяснение задания; 4. выполнение работы. Итог урока. Рефлексия.
Урок ИЗО Здравствуй, птица Счастья!» 3 класс.doc
Урок изобразительного искусства   «Здравствуй, птица Счастья!»  3 класс Цель:  Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве. Задачи:  1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике.  2. Познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых  сил. 3. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности;  4. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки.  5. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору; 6. Развивать эстетическое отношение к действительности. Проблема: создание птицы счастья. Техника: роспись, оригами, ажурное моделирование. Оборудование:  1. учащимся:  1. альбомный лист;  2. заготовка туловища птицы; 3. ножницы;  4. бумага; 5. акварель (гуашь) 6. кисть; 7. баночка для воды. 2. учителю:  1. то же, что учащимся;  2. предметы быта с изображением птиц (разделочные, пряничные доски, полотенца,  глиняные свистульки, Городецкая птица­солонка,  3. ковш – птица – хохлома, скопинская керамика),  4. архангельская щепная птица;  5. иллюстрация Сирина и Алконоста;  6. видеофильм «Птица счастья» ­ 3 мин., аудиозапись «Голоса птиц».  План урока:  1. сообщение темы;  2. беседа­рассказ о птице;  3. объяснение задания;  4. выполнение работы.  Итог урока. Рефлексия.  Оформление доски:   Архангельская щепная птица (деревянная).  Оригами.   Ажурное моделирование.  Методическая таблица поэтапной работы. Ход  занятия Учитель:  Наша страна богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом.   Во   многих   её   уголках   –   селениях,   деревнях,   аулах   –   продолжают   жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность. В   изделиях   народных   мастеров   –   в   дереве,   камне,   глине,   на   ткани   –   оживают   образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.  Один из таких образов – п т и ц а. Птица – сказочный персонаж, который умеет не только  красиво петь, но и дарить людям радость! ­ Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?  («Финист­ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна­лебедь в «Сказке  о царе Салтане…», Жар­птица в сказке Ершова «Конёк­горбунок», Сова в книге «Вини  Пух и все, все, все» Милна идр.) ­ Как таким рисунком украшают полезные вещи в быту?   (вышивка, росписи, резьба по дереву) Изображение  птиц   на предметах  быта  (прялках,  разделочных  досках,  избах,  вышивке  и  в народной игрушке) несло огромный философский смысл и значение. Эта птица не просто игрушка. Она – сила в руках доброго чуткого мастера. Весна – время прилёта птиц. Весна – это   возрождение   нового   солнышка.   Ожидая   птиц,   мы   хотим,   чтоб   они   принесли   нам солнышка, а значит, и тепла. С прилётом птиц на душе становится теплее, светлее, радостнее. Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах ­ это Птица ­ Жар из золотой хохломы,   это   птицы   Сирин   и   Алконост   из   русских   былин,   это   Архангельская   щепная   с Далёкого Севера.  ­ Просмотр видеосюжета об удивительном мастере Александре Ивановиче Петухове,  руки которого творят добро и красоту. Щепная птица ­ резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев. Оперение и хвост этих птиц вырезаются из расщепленной сосны, отчего птицы и называются щепными. По поверьям щепная птица приносит счастье в дом. Кроме того эта птица ­ символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме в красном углу, над обеденным столом, напротив   русской   печи   или   над   детской   колыбелью.   От   движения   теплого   воздуха   они вращались по кругу. Щепная   птица   ­   не   просто   сувенир:   это   пожелание   счастья   вашим   любимым   людям,   это оберег, который будет долгие годы охранять их от неприятностей и привлекать в дом удачу. Легенда:  На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго;   выстудила   человеческое   жильё,   и   заболел   у   охотника   младший   сынишка.   Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: «Что же ты хочешь?» Тихо­тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко…». А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.  Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной   резьбой.   Повесил   птицу   над   кроватью   сына,   и   птица   вдруг   ожила:   закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко!» С   этого   дня   ребёнок   стал   быстро   поправляться.   Так   приписали   деревянной   птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья. Учитель:  С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним:  деревянные ковши, чаши, солонки   имели   форму   плывущих   утиц,   лебедей.   К   новогодним   и   весенним   народным праздникам   выпекалось  фигурное   печенье  ­   «утушки»,   «петушки»,   «тетерки».  Птиц вышивали   на   свадебных   полотенцах.   А  охлупень   на   крыше  избы,   который   нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме... Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив ­  в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают   и   одухотворяют   облик   зданий,  щепная   птица  являлась   частью   внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный   быт.   Добрая   хранительница   дома   парила   на   тонкой   нити   под   потолком   в красном углу, где за большим столом собиралась семья. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.  Учитель: У нас в классе красуется щепная птица. Привезла её я из одной поездки. Это ли ни чудо! С далёкого севера птица поселилась у нас в классе, в нашей школе. Сегодня на   занятии   мы попробуем   сделать   свою   чудо   –   птицу   счастья   из   доступного   нам   материала   ­   бумаги   и определим ей место. А изготавливали их так.    Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого ­ крылья. Самая ответственная операция ­ расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб   крыльев   и   хвоста   задает   сама   структура   дерева.   Щепная   птица   традиционно   ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Вот и мы сегодня изготовим Птицы счастья для своих домов. Объяснение задания: /учащиеся работают параллельно с учителем/ Показ бумажной Птицы счастья и анализ изделия. (Изготовление путём совмещения приёмов симметричного складывания и вырезания)   Безопасность в классе.        1. Строго следуй указаниям твоего учителя.        2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи.            Длинную одежду заправь в брюки или юбку.        3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.        4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте в специальных футлярах.        5. Бери инструменты только с разрешения учителя.        6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок            после окончания работы.  Работа по технологической карте – методической таблице совместно с учителем.    ­ Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его. ­ Распиши голову и хвост силуэта птицы.  ­ Прямоугольник (лист А4)  для крыльев  сложи  гармошкой. ­ Соедини детали. Подвесь свою Птицу счастья на нитке.  Выставка работ. Уборка рабочего места.  Рефлексия. Учитель: Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!  ­ Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы? Ученики. Хорошо учиться, быть здоровым, счастья родным и близким. Учитель: Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется. А я скажу своё пожелание: «Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья,   как   у   нашей   птички,   и   чтоб   вы   стали   надёжной   опорой   для   ваших   родителей». Счастья, здоровья, любви! И чтобы в каждый дом прилетела птица счастья!  А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь. Сегодня   мы   сотворили   чудо!   Мы   делали   одинаковые   птички,   но   у   всех   они   получились разные.  Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали: «Добрее сердцем, Теплее душой,  Возвышеннее духом».   /Н.К.Рерих/  Литература: 1. Максимов Сергей. «Год на Севере». 3­е изд., доп. ­СПб.: Тип. А.Траншеля, 1871.  − 690 с. 2. Чекалов Александр Калимович. «Народная деревянная скульптура русского  Севера» Искусство, 1974. стр. 189  3. Иван Мосеев. «Бренды покидают Поморье» Бизнес­класс­Архангельск. (21  января 2008 года)  4. «Поморская птица счастья: миф или мистификация?» Журнал «Поморская  столица» (06/2004)  Интернет­ресурсы: 1.   http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2007/work/prelov/shepn.htm 2. http://www.sever­travel.ru/rr/?cid=17 3. http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_316.htm 4. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5729 5. http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7634494 6. http://www.perunica.ru/video/tube/1593­pelageya­ptashechka­live.html

Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)

Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)

Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)

Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)

Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)

Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)

Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)

Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)

Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)

Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018