Урок изобразительного искусства на тему "Здравствуй, птица Счастья!" (3 класс, изобразительное искусство)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изобразительного искусства «Здравствуй, птица Счастья!» 3 класс Цель урока: Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве. Задачи: 1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике. 2. Познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил. 3. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности; 4. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки. 5. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору; 6. Развивать эстетическое отношение к действительности. Проблема: создание птицы счастья. Техника: роспись, оригами, ажурное моделирование. Наша страна богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Во многих её уголках – селениях, деревнях, аулах – продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность. В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. Один из таких образов – п т и ц а. Птица – сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость! Сегодня мы познакомимся с щепной птицей. Щепная птица - резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев. Оперение и хвост этих птиц вырезаются из расщепленной сосны, отчего птицы и называются щепными. По поверьям щепная птица приносит счастье в дом. Кроме того эта птица - символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью. От движения теплого воздуха они вращались по кругу. Щепная птица - не просто сувенир: это пожелание счастья вашим любимым людям, это оберег, который будет долгие годы охранять их от неприятностей и привлекать в дом удачу.Урок изобразительного искусства «Здравствуй, птица Счастья!» 3 класс Цель: Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве. Задачи: 1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике. 2. Познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил. 3. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности; 4. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки. 5. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору; 6. Развивать эстетическое отношение к действительности. Проблема: создание птицы счастья. Техника: роспись, оригами, ажурное моделирование. Оборудование: 1. учащимся: 1. альбомный лист; 2. заготовка туловища птицы; 3. ножницы; 4. бумага; 5. акварель (гуашь) 6. кисть; 7. баночка для воды. 2. учителю: 1. то же, что учащимся; 2. предметы быта с изображением птиц (разделочные, пряничные доски, полотенца, глиняные свистульки, Городецкая птица-солонка, 3. ковш – птица – хохлома, скопинская керамика), 4. архангельская щепная птица; 5. иллюстрация Сирина и Алконоста; 6. видеофильм «Птица счастья» - 3 мин., аудиозапись «Голоса птиц». План урока: 1. сообщение темы; 2. беседа-рассказ о птице; 3. объяснение задания; 4. выполнение работы. Итог урока. Рефлексия.
Иконка файла материала Урок ИЗО Здравствуй, птица Счастья!» 3 класс.doc
Урок изобразительного искусства   «Здравствуй, птица Счастья!»  3 класс Цель:  Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве. Задачи:  1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике.  2. Познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых  сил. 3. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности;  4. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки.  5. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору; 6. Развивать эстетическое отношение к действительности. Проблема: создание птицы счастья. Техника: роспись, оригами, ажурное моделирование. Оборудование:  1. учащимся:  1. альбомный лист;  2. заготовка туловища птицы; 3. ножницы;  4. бумага; 5. акварель (гуашь) 6. кисть; 7. баночка для воды. 2. учителю:  1. то же, что учащимся;  2. предметы быта с изображением птиц (разделочные, пряничные доски, полотенца,  глиняные свистульки, Городецкая птица­солонка,  3. ковш – птица – хохлома, скопинская керамика),  4. архангельская щепная птица;  5. иллюстрация Сирина и Алконоста;  6. видеофильм «Птица счастья» ­ 3 мин., аудиозапись «Голоса птиц».  План урока:  1. сообщение темы;  2. беседа­рассказ о птице;  3. объяснение задания;  4. выполнение работы.  Итог урока. Рефлексия.  Оформление доски:   Архангельская щепная птица (деревянная). Оригами.   Ажурное моделирование.  Методическая таблица поэтапной работы. Ход  занятия Учитель:  Наша страна богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом.   Во   многих   её   уголках   –   селениях,   деревнях,   аулах   –   продолжают   жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность. В   изделиях   народных   мастеров   –   в   дереве,   камне,   глине,   на   ткани   –   оживают   образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.  Один из таких образов – п т и ц а. Птица – сказочный персонаж, который умеет не только  красиво петь, но и дарить людям радость! ­ Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?  («Финист­ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна­лебедь в «Сказке  о царе Салтане…», Жар­птица в сказке Ершова «Конёк­горбунок», Сова в книге «Вини  Пух и все, все, все» Милна идр.) ­ Как таким рисунком украшают полезные вещи в быту?   (вышивка, росписи, резьба по дереву) Изображение  птиц   на предметах  быта  (прялках,  разделочных  досках,  избах,  вышивке  и  в народной игрушке) несло огромный философский смысл и значение. Эта птица не просто игрушка. Она – сила в руках доброго чуткого мастера. Весна – время прилёта птиц. Весна – это   возрождение   нового   солнышка.   Ожидая   птиц,   мы   хотим,   чтоб   они   принесли   нам солнышка, а значит, и тепла. С прилётом птиц на душе становится теплее, светлее, радостнее. Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах ­ это Птица ­ Жар из золотой хохломы,   это   птицы   Сирин   и   Алконост   из   русских   былин,   это   Архангельская   щепная   с Далёкого Севера.  ­ Просмотр видеосюжета об удивительном мастере Александре Ивановиче Петухове,  руки которого творят добро и красоту. Щепная птица ­ резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев. Оперение и хвост этих птиц вырезаются из расщепленной сосны, отчего птицы и называются щепными. По поверьям щепная птица приносит счастье в дом. Кроме того эта птица ­ символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме в красном углу, над обеденным столом, напротив   русской   печи   или   над   детской   колыбелью.   От   движения   теплого   воздуха   они вращались по кругу. Щепная   птица   ­   не   просто   сувенир:   это   пожелание   счастья   вашим   любимым   людям,   это оберег, который будет долгие годы охранять их от неприятностей и привлекать в дом удачу. Легенда:  На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго;   выстудила   человеческое   жильё,   и   заболел   у   охотника   младший   сынишка.   Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: «Что же ты хочешь?» Тихо­тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко…». А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.  Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкойего лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной   резьбой.   Повесил   птицу   над   кроватью   сына,   и   птица   вдруг   ожила:   закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко!» С   этого   дня   ребёнок   стал   быстро   поправляться.   Так   приписали   деревянной   птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья. Учитель:  С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним:  деревянные ковши, чаши, солонки   имели   форму   плывущих   утиц,   лебедей.   К   новогодним   и   весенним   народным праздникам   выпекалось  фигурное   печенье  ­   «утушки»,   «петушки»,   «тетерки».  Птиц вышивали   на   свадебных   полотенцах.   А  охлупень   на   крыше  избы,   который   нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме... Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив ­  в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают   и   одухотворяют   облик   зданий,  щепная   птица  являлась   частью   внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный   быт.   Добрая   хранительница   дома   парила   на   тонкой   нити   под   потолком   в красном углу, где за большим столом собиралась семья. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.  Учитель: У нас в классе красуется щепная птица. Привезла её я из одной поездки. Это ли ни чудо! С далёкого севера птица поселилась у нас в классе, в нашей школе. Сегодня на   занятии   мы попробуем   сделать   свою   чудо   –   птицу   счастья   из   доступного   нам   материала   ­   бумаги   и определим ей место. А изготавливали их так.    Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого ­ крылья. Самая ответственная операция ­ расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб   крыльев   и   хвоста   задает   сама   структура   дерева.   Щепная   птица   традиционно   ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Вот и мы сегодня изготовим Птицы счастья для своих домов. Объяснение задания: /учащиеся работают параллельно с учителем/ Показ бумажной Птицы счастья и анализ изделия. (Изготовление путём совмещения приёмов симметричного складывания и вырезания)   Безопасность в классе.        1. Строго следуй указаниям твоего учителя.        2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи.            Длинную одежду заправь в брюки или юбку.        3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.        4. Инструменты и приспособления храни на рабочем местев специальных футлярах.        5. Бери инструменты только с разрешения учителя.        6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок            после окончания работы.  Работа по технологической карте – методической таблице совместно с учителем.    ­ Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его. ­ Распиши голову и хвост силуэта птицы.  ­ Прямоугольник (лист А4)  для крыльев  сложи  гармошкой. ­ Соедини детали. Подвесь свою Птицу счастья на нитке.  Выставка работ. Уборка рабочего места.  Рефлексия. Учитель: Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!  ­ Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы? Ученики. Хорошо учиться, быть здоровым, счастья родным и близким. Учитель: Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется. А я скажу своё пожелание: «Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья,   как   у   нашей   птички,   и   чтоб   вы   стали   надёжной   опорой   для   ваших   родителей». Счастья, здоровья, любви! И чтобы в каждый дом прилетела птица счастья!  А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь. Сегодня   мы   сотворили   чудо!   Мы   делали   одинаковые   птички,   но   у   всех   они   получились разные.  Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали: «Добрее сердцем, Теплее душой,  Возвышеннее духом».   /Н.К.Рерих/  Литература: 1. Максимов Сергей. «Год на Севере». 3­е изд., доп. ­СПб.: Тип. А.Траншеля, 1871.  − 690 с. 2. Чекалов Александр Калимович. «Народная деревянная скульптура русского  Севера» Искусство, 1974. стр. 189  3. Иван Мосеев. «Бренды покидают Поморье» Бизнес­класс­Архангельск. (21  января 2008 года)  4. «Поморская птица счастья: миф или мистификация?» Журнал «Поморская  столица» (06/2004)  Интернет­ресурсы: 1.   http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2007/work/prelov/shepn.htm 2. http://www.sever­travel.ru/rr/?cid=17 3. http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_316.htm4. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5729 5. http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7634494 6. http://www.perunica.ru/video/tube/1593­pelageya­ptashechka­live.html