Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"
Оценка 4.6

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
физика
8 кл
29.08.2019
Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"
Публикация является частью публикации:
Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело.doc
Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело 5 марта 2018 Тема урока: “Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?”. Урок проводится в виде лабораторной работы. Цели урока: Обучающие: - Дать определение выталкивающей силы и проверить на опыте выталкивающее действие этой силы; - определить от каких величин зависит величины выталкивающей силы; - выполнить экспериментальное задание по определению величин, от которых зависит величина выталкивающей силы; - формировать умения и навыки по проведению эксперимента; Воспитывающие цели: - вызвать интерес к изучению явлений природы; - показать роль физического эксперимента в процессе получения нового знания; - побудить интерес к исследовательской деятельности; - формировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем; Развивающие цели: - уметь выдвигать гипотезы; - планировать исследовательскую деятельность по проверке гипотезы; - уметь использовать новые знания на этапе обобщения результатов исследования Приемы целеполагания: Создание проблемной ситуации, подводящего диалога, через игровую деятельность, тема-вопрос. Класс заранее делится на несколько групп (причем группы должны быть одинакового образовательного уровня). Каждой группе необходимо проверить одну из гипотез, проделав ряд экспериментов (необходимое оборудование лежит на столах). Результаты исследований оформляются как лабораторная работа (тексты заданий для групп см. в приложении). По результатам исследования каждая группа делает вывод и рассказывает классу о проведенном эксперименте. коллег. План урока: Приемы и методы. 1) Организационный момент. 1-2 мин. 2) Постановка учебных проблем. В форме диалога учителя с учениками. 3) Изучение нового материала при выполнении фронтальной лабораторной 3-5 мин. работы. 15-20 мин. Беседа. Рассмотрение примеров из жизни. Фронтальная лабораторная работа. Записи на доске. 4) Повторение. Фронтальный опрос 5) Итоги урока. Домашнее задание. 2-4 мин. Подведение итогов, выставление оценок по итогам работы на уроке. Разъяснение 8-15 домашнего задания, запись домашнего задания на доске, в дневниках. Ход урока: Организационный момент. Учитель: Сегодня мы работаем в научно-исследовательских центрах, под руководством своих начальников, которых вы можете выбрать сами. Вы работаете в командах, под руководством старшего: профессора … или доктора. На столах - только ручки, один задачник. Работаем совместно. Давайте познакомимся. У вас на столах имеются листочки с цифрами. Я вам скажу, когда и каким листочкам нужно воспользоваться. Имеются карточки успеха. Вы можете на них фиксировать свои успехи. Максимум это 7 успехов. Как все заполните, дальше переходите в разряд успешных команд. В конце урока вернемся к ним. Учитель: Начнем: Рассмотрите пару изображений и скажите, чем они отличаются. С точки зрения обычного обывателя: Дети: Подвешена картошка на пружине, пружина по-разному растянута. С точки зрения физика: Дети: Т.к пружина растянулась по-разному, следовательно, на нее действует различная сила, которая ее растягивает…. Эта сила называется весом. Тело находится в равновесии (покое), такое состояние тела обеспечивается равенством двух сил, действующих на тело, равных по модулю и противоположно направленных. Это силы – вес тела и сила упругости. На тело действует сила тяжести. Учитель: Как изменились сила тяжести и вес тела при переносе тала из воздуха в жидкость? Почему? Дети: Сила тяжести не изменилась, вес уменьшился, т.к. на тел действует выталкивающая сила. Учитель: Проанализировав этот рисунок, можете ли вы сказать или хотя бы предположить, какова тема урока. Если сами не смогут определить (для слабых классов), то можно дать подсказку. Набор слов, из которых нужно составить предложение. Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело Учитель: Тема урока направлена на теоретическую деятельность или на практическую? Дети: На практическую…. Учитель: Такая деятельность подразумевает…. Дети: Проведение эксперимента… Учитель: Опыт проводится для того, чтобы что-то проверить или что-то обнаружить, доказать или опровергнуть… Что мы с вами будем доказывать, опровергать, обнаруживать?… Дети: Действие жидкости на погруженные в нее тела Учитель: Действие жидкости или газа всегда одинаковое или … Дети: Разное, следовательно, надо проверить и от чего зависит это действие… Учитель: Как называется предположение, которое требуется доказать или опровергнуть? Дети: Гипотеза… Учитель: Значит, будем проверять не только действие жидкости на погруженные в нее тела, но и отчего зависит это действие…Выдвигаем гипотезы… Дети: Сила зависит от: а л е т а м е ъ б о - а л е т ы м р о ф - а л е т ы с с а м - и т с о к д и ж и т с о н т о л п - я и н е ж у р г о п ы н и б у л г - Фиксирование гипотез на доске. Учитель: Вот вами были сформулированы гипотезу, теперь надо их проверить. Каким образом это можно сделать? Дети: Провести эксперимент… Учитель: У вас на столах находятся наборы приборов и оборудования, которые вам потребуются для подтверждения или опровержения той или иной гипотезы. У вас имеется инструкция по проведению опыта и таблица, в которую необходимо внести результаты эксперимента. Не забудьте указать участников группы. Вам на это дается 10 – 15 минут. Работайте в команде. И, как положено, перед проведением опыта необходимо вспомнить про……… Дети: Технику безопасности … Учитель: Как, по-вашему, что из предложенного оборудования представляет большую опасность?.... Дети: Разбитая мензурка… Учитель: Что нельзя делать, если она разбилась? Дети: Собирать осколки руками, их нужно смести веником и протереть влажной тряпкой место, где она разбилась. Учитель: внимательны. Берегите оборудование и себя. Приступайте….Успехов. Будьте Учитель: Время подходит к концу, поэтому завершаем работу, не забывая формулировать вывод. Учащиеся по очереди оглашают результаты экспериментов и фиксируют их на доске. проведенным работам. Когда все огласили свои результаты, совместно формулируем вывод по Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с явлением - действием жидкости на погруженное в нее тело. Выяснили, что эта сила зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела. Убедились на опыте, что сила равна весу жидкости в объеме этого тела. Учитель: А теперь задание, где каждый может проявить себя сам. Возьмите картинки, посмотрите на них и расскажите, что на них должен увидеть физик. За правильный ответ команду присуждается двойной успех. Дети: Изображены два тела, изготовленные из разного материала, но равного объема. После погружения в жидкость, вес каждого из тел меняется одинаково. Это говорит о том, что выталкивающее действие не зависит от плотности вещества, а зависит от объема тела. Учитель: А теперь возьмите последний листик с пословицами. Из предложенного спика определите, какими пословицами можно описать вашу работу сегодня на уроке. И каждая команда определить каких успехов она сегодня добилась. Дети: по очереди называют по 2-3 пословицы и объяснят, почему такие пословицы выбрали. Учитель: Благодарю всех за работу. Всем спасибо. Приложение. Тема урока: «Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?» Первая учебная проблема: Зависит ли выталкивающая сила от массы тела (на примере трех исследуемых План проведения эксперимента: тел)? 1) 2) 3) 4) 5) 6) подвесить к пружине динамометра первое исследуемое тело, определить вес тела в воздухе, опустить тело в воду так, чтобы оно было полностью погружено в воду, определить вес тела в воде, зная вес тела в воздухе и в воде, вычислить выталкивающую силу, повторить пункты №1-№5 для двух других исследуемых тел. Оформление работы: Лабораторная работа №1. «Исследование зависимости выталкивающей силы от массы тела». Цель работы: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от массы тела. Оборудование: набор грузов равного объема, но разной массы, динамометр, мензурка с водой. Измерения и вычисления: № опыта Исследуемое тело Вес тела в воздухе, 1Р (Н) Вес тела в воде, 2Р (Н) Выталкивающая сила, (Н) 1 2 3 1 2 3 Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от массы тела ( зависит или не зависит). Тема урока: «Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?» Вторая учебная проблема: зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? План проведения эксперимента: 1) подвесить к пружине динамометра исследуемое тело, 2) определить вес тела в воздухе, 3) опустить тело в первую исследуемую жидкость так, чтобы тело было полностью погружено, 4) определить вес тела в этой жидкости, 5) зная вес тела в воздухе и в жидкости, вычислить выталкивающую силу, 6) повторить пункты №1-№5 для двух других исследуемых жидкостей. Оформление работы: Лабораторная работа №2. «Исследование зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости». Цель работы: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости. Оборудование: груз, динамометр, три мензурки с разной жидкостью. Измерения и вычисления: № опыта Исследуемая жидкость Вес тела в воздухе, 1Р (Н) Вес тела в 2Р (Н) жидкости, Выталкивающая сила, (Н) 1 2 3 1 2 3 Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости( зависит или не зависит). мензурки, Тема урока: «Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?» Третья учебная проблема: зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения? План проведения эксперимента: 1)подвесить к пружине динамометра исследуемое тело, 2)определить вес тела в воздухе, 3)опустить тело в жидкость так, чтобы тело было полностью погружено и находилось у самого дна 4)определить вес тела в жидкости, 5)зная вес тела в воздухе и в жидкости, вычислить выталкивающую силу, 6)повторить пункты №1-№5 для двух других случаев: тело находится у поверхности и по середине Оформление работы: Лабораторная работа №3. «Исследование зависимости выталкивающей силы от глубины погружения». Цель работы: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения. Оборудование: груз, динамометр, мензурка с водой. Измерения и вычисления: № опыта Исследуемая глубина Вес тела в Выталкивающая погружения мензурки. Вес тела в 2Р (Н) жидкости, воздухе, 1Р (Н) сила, (Н) 1 2 3 1 2 3 Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от глубины погружения ( зависит или не зависит). Тема урока: «Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?» Четвертая учебная проблема: зависит ли выталкивающая сила от объема тела? План проведения эксперимента: 1) подвесить к пружине динамометра исследуемое тело, 2) определить вес тела в воздухе, 3) опустить тело в жидкость так, чтобы тело было полностью погружено, 4) определить вес тела в этой жидкости, 5) зная вес тела в воздухе и в жидкости, вычислить выталкивающую силу, 6) повторить пункты №1-№5 для двух других исследуемых тел, *7) опустить первое тело в жидкость на половину, 8) определить вес тела в этой жидкости, 9) зная вес тела в воздухе и в жидкости, вычислить выталкивающую силу, 10) опустить тело на треть, вычислить выталкивающую силу. *- задание, выполняется при наличии времени Оформление работы: Лабораторная работа №4. «Исследование зависимости выталкивающей силы от объема тела». Цель работы: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема тела. Оборудование: набор грузов разного объема, но одинаковой массы, динамометр, мензурка с водой. Измерения и вычисления: № опыта Исследуемое Вес тела в воздухе, Вес тела в жидкости, Выталкивающая сила, тело 1Р (Н) 2Р (Н) (Н) 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от объема тела (зависит или не зависит). Тема урока: «Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?» Пятая учебная проблема: зависит ли выталкивающая сила от формы тела? План проведения эксперимента: 1)подвесить к пружине динамометра исследуемое тело, 2)определить вес тела в воздухе, 3)опустить тело в жидкость так, чтобы тело было полностью погружено, 4)определить вес тела в жидкости, 5)зная вес тела в воздухе и в жидкости, вычислить выталкивающую силу, 6)повторить пункты №1-№5 для других исследуемых тел. Оформление работы: Лабораторная работа №5. «Исследование зависимости выталкивающей силы от формы тела». Цель работы: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от формы тела. Оборудование: набор тел разной формы, имеющих равный объем, динамометр, мензурка с водой. Измерения и вычисления: Вес тела в воздухе, Вес тела в жидкости, Выталкивающая сила, № опыта Исследуемое тело 1Р (Н) 2Р (Н) (Н) 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от формы тела (зависит или не зависит). «Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?» трех исследуемых тел)? Первая учебная проблема: Зависит ли выталкивающая сила от массы тела (на примере План проведения эксперимента: 1) подвесить к пружине динамометра первое исследуемое тело, 2) определить вес тела в воздухе, 3) опустить тело в воду так, чтобы оно было полностью погружено в воду, 4) определить вес тела в воде, 5) зная вес тела в воздухе и в воде, вычислить выталкивающую силу, 6) повторить пункты №1-№5 для двух других исследуемых тел. Оформление работы: Лабораторная работа №1 «Исследование зависимости выталкивающей силы от массы тела». Цель работы: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от массы тела. Оборудование: набор грузов равного объема, но разной массы, динамометр, мензурка Измерения и вычисления: с водой. Вес тела в воздухе, 1Р (Н) Вес тела в воде, 2Р (Н) Выталкивающая (Н) сила, № опыта Исследуемое тело 1 2 3 1 2 3 Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от массы тела ( зависит или не зависит). Вывод: _________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Работу выполняли: ____________________________________- _____________________________________. _____________________________________. _____________________________________. «Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?» Вторая учебная проблема: зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? План проведения эксперимента: 1)подвесить к пружине динамометра исследуемое тело, 2)определить вес тела в воздухе, 3)опустить тело в первую исследуемую жидкость так, чтобы тело было полностью погружено, 4)определить вес тела в этой жидкости, 5)зная вес тела в воздухе и в жидкости, вычислить выталкивающую силу, 6)повторить пункты №1-№5 для двух других исследуемых жидкостей. Оформление работы: Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости». Цель работы: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости. Оборудование: груз, динамометр, три мензурки с разной жидкостью. Измерения и вычисления: Исследуемое Вес тела в воздухе, Вес тела в воде, Выталкивающая сила, (Н) 1Р (Н) 2Р (Н) № опыта тело 1 2 3 1 2 3 Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости (зависит или не зависит). Вывод: ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Работу выполняли: ____________________________________- _____________________________________. _____________________________________. _____________________________________. «Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?» Третья учебная проблема: зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения? План проведения эксперимента: 1)подвесить к пружине динамометра исследуемое тело, 2)определить вес тела в воздухе, 3)опустить тело в жидкость так, чтобы тело было полностью погружено и находилось у самого дна мензурки, 4)определить вес тела в жидкости, 5)зная вес тела в воздухе и в жидкости, вычислить выталкивающую силу, 6)повторить пункты №1-№5 для двух других случаев: тело находится у поверхности и посередине мензурки. Оформление работы: Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости выталкивающей силы от глубины погружения». Цель работы: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения. Оборудование: груз, динамометр, мензурка с водой. Измерения и вычисления: Исследуемое Вес тела в воздухе, Вес тела в воде, Выталкивающая сила, (Н) 1Р (Н) 2Р (Н) № опыта тело 1 2 3 1 2 3 Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от глубины погружения (зависит или не зависит). Вывод: ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Работу выполняли: ____________________________________- _____________________________________. _____________________________________. _____________________________________. «Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?» Четвертая учебная проблема: зависит ли выталкивающая сила от объема тела? План проведения эксперимента: 1)подвесить к пружине динамометра исследуемое тело, 2)определить вес тела в воздухе, 3)опустить тело в жидкость так, чтобы тело было полностью погружено, 4)определить вес тела в этой жидкости, 5)зная вес тела в воздухе и в жидкости, вычислить выталкивающую силу, 6)повторить пункты №1-№5 для двух других исследуемых тел, * 7) опустить первое тело в жидкость наполовину, 8)определить вес тела в этой жидкости, 9)зная вес тела в воздухе и в жидкости, вычислить выталкивающую силу, 10) опустить тело на треть, вычислить выталкивающую силу. *- задание, выполняется при наличии времени Оформление работы: «Исследование зависимости выталкивающей силы от объема тела». Цель работы: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема тела. Оборудование: набор грузов разного объема, но одинаковой массы, динамометр, Лабораторная работа №4 мензурка с водой. Измерения и вычисления: Исследуемое Вес тела в воздухе, № опыта тело 1Р (Н) Вес тела в воде, 2Р (Н) Выталкивающая (Н) сила, 1 2 3 1 2 3 Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от объема тела (зависит или не зависит). Вывод: ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Работу выполняли: ____________________________________- _____________________________________. _____________________________________. _____________________________________. «Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?» Пятая учебная проблема: зависит ли выталкивающая сила от формы тела? План проведения эксперимента: 1)подвесить к пружине динамометра исследуемое тело, 2)определить вес тела в воздухе, 3)опустить тело в жидкость так, чтобы тело было полностью погружено, 4)определить вес тела в жидкости, 5)зная вес тела в воздухе и в жидкости, вычислить выталкивающую силу, 6)повторить пункты №1-№5 для других исследуемых тел. Оформление работы: «Исследование зависимости выталкивающей силы от формы тела». Цель работы: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от формы тела. Оборудование: набор тел разной формы, имеющих равный объем, динамометр, Лабораторная работа №5 мензурка с водой. Измерения и вычисления: Исследуемое Вес тела в воздухе, № опыта тело 1Р (Н) Вес тела в воде, 2Р (Н) Выталкивающая сила, (Н) 1 2 3 1 2 3 Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от формы тела (зависит или не зависит). Вывод: ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Работу выполняли: ____________________________________- _____________________________________. _____________________________________. _____________________________________.

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"

Урок  "Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2019