Дата _________________ Предмет_____________________ Класс_________________
Тема |
Класс млекопитающие. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности |
Общие цели: |
Охарактеризовать прогрессивные черты внешнего и внутреннего строения млекопитающих, которые позволили им занять все основные среды обитания |
Результаты обучения |
Ученики должны знать внешнее и внутреннее строение класса млекопитающих, которые отличают их от пресмыкающихся Уметь проводить наблюдения, целью которых является выделение параметров доказывающих отличие млекопитающих от пресмыкающихся
|
Ключевые идеи |
Мышцы, скелет, системы органов, теплокровность, волосяной покров, внутриутробное развитие, диафрагма.
|
Задания |
Лабораторная работа № 21 «Внешнее и внутреннее строение млекопитающих» Групповая и индивидуальная работа
|
Материалы и оборудование |
чучела млекопитающих, скелет кошки или кролика, влажные
препараты, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих пресмыкающихся,
схем их строения. |
Ход урока
|
1. Организационный этап Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению |
Содержание этапа |
||||||||||||||||||||||
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Создается благоприятная психологическая атмосфера для включения детей в работу. Формируется мотивация познавательной деятельности путем определения конкретных задач урока . Составить правила работы в группах. |
|||||||||||||||||||||||
2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия |
1. Работа с презентацией, вспомнить особенности строение пресмыкающихся. 2. Просмотр видеоролика млекопитающие. Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями? Кто такие звери? С давних времён люди уделяли пристальное внимание млекопитающим, или зверям. К какому классу относится человек? Какие ассоциации вызывает слово «млекопитающие» Совместно с учащимися определить цель урока
|
||||||||||||||||||||||
3. Этап изучения нового материала Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации |
Характеристика класса Млекопитающие
Учитель дает каждой группе определенное задание: изучить внешнее, внутреннее строение и скелет млекопитающих, сравнить со строением пресмыкающихся (используют текст, схемы, влажные препараты, скелеты исследуемых организмов.)
(рефлексивные вопросы каждой группе после выполнения задания) С какими трудностями встретились при выполнении задания? Какое задание было более интересным?
|
||||||||||||||||||||||
4. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изучаемого материала, выявить проблемы первичного осмысления |
1. Задание классу: сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся. У Пресмыкающихся: 6 шейных позвонков, туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища, нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые лёгкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.
2. В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися? Прогрессивные черты:
Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.
Ученики заполняют таблицу, делают общий вывод( индивидуальная работа) |
||||||||||||||||||||||
5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Задачи: обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения |
Просмотр презентации для закрепления знаний учащихся «Внешнее и внутреннее строение млекопитающих.» |
||||||||||||||||||||||
6. Этап подведения итогов урока Задачи: дать качественную работу класса и своего коллектива |
1. Совместное составление критерий оценивания работ учащихся.
|
||||||||||||||||||||||
7. Этап рефлексии Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния |
Мобилизация учащихся на рефлексию. Участвуют в обсуждении успешности достижения цели. |
Дата _________________ Предмет_____________________ Класс_________________
Тема |
Многообразие млекопитающих
|
Общие цели: |
Познакомить с характерными признаками млекопитающих основных отрядов и их многообразием.
|
Результаты обучения |
Расширить характерные признаки основных отрядов млекопитающих Сравнивать животных, называть общие черты и различия Определять представителей различных отрядов по морфологическим и анатомическим особенностям Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения. Навыки работы со средствами наглядности. Сравнивают
животных, называют общие черты и различия. |
Ключевые идеи |
Яйцекладущие, сумчатые, хищные, ластоногие, китообразные, хоботные приматы |
Задания |
Составление презентаций, решение биологических задач на логическое мышление Групповая и индивидуальная работа
|
Материалы и оборудование |
|
Ход урока
1. Организационный этап
|
Содержание этапа
|
||||||||||||||||||||||||
Приветствует
уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает
фронтальная форма работы. Формируется мотивация познавательной деятельности путем определения конкретных задач урока |
|||||||||||||||||||||||||
2. Этап проверки домашнего задания.
|
Входной контроль
Цель: определить
исходный уровень знаний на основе повторения темы: «Размножение и развитие
млекопитающих».
Репродуктивный метод. Учащиеся повторяют, выравнивают знания. |
||||||||||||||||||||||||
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
|
Раздать учащимся фотографии с многообразием млекопитающих и попросить распределить их по группам. Совместно с учащимися определить цель урока
|
||||||||||||||||||||||||
4. Этап изучения нового материала
|
Задание 1. Распределение заданий каждой группе (цветик семицветик, отрывают два лепестка с заданиями) В процессе показа от каждой группы презентаций и слушая сообщения учащихся по основным отрядам млекопитающих, должны заполнить в тетради таблицу: Сравнительная характеристика основных отрядов млекопитающих
За
работу с таблицей – 5 баллов. Ответ: (Приложение 2) Слушают сообщения учащихся, заполняют таблицу. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения. Навыки работы со средствами наглядности. Сравнивают
животных, называют общие черты и различия. Работают в группе. Ответ: (Приложение 3). Задание 3. «Биологические задачи» Каждая
группа получает по две биологические задачи. Обсудите в группе и запишите в
тетрадь ответ. Биологические задачи Группа №1 Задача 1. Каковы различия зубов грызунов и хищников? Задача 2.Загадка гласит: «В
одёжке богатой, Какой зверек нашел отражение в загадке? Каковы особенности его меха в связи с образом жизни? Группа №2 Задача 1 В
«чёрном ящике» находится фотография полуводного зверька, которого К. Линней
назвал «мускусным бобром» . Он обитатель тихих стариц, протоков и заводей
пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 20-22 см, а хвоста
-18-20 см. высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах.
Ими перекладывали бельё в комодах для придания ему приятного запаха. Задача 2. Волки живут стаями, а лисицы и рыси – нет Объясните поведение этих животных. Группа №3 Задача 1. Летучие мыши не реагируют на свет , однако часто залетают в освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет. Объясните причину такого поведения животных. Задача 2. Вот
хрустнули сухие ветки – А.Пружанский – Какую ошибку допустил поэт?
Группа №4 Задача 1. Бежали два зайца: один – на гору, второй – под гору. Каком зайцу было легче бежать? Почему? Задача 2. Народная мудрость утверждает: «Там, где водится куница, белка не родится». Каков её биологический смысл? Группа №5 Задача 1. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся? Задача 2. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут? Обсуждают в группе решение задач. Ответ записывают в тетрадь. Формируются умения выявлять причинно-следственные связи. Формируются умения анализировать.
|
||||||||||||||||||||||||
5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности
|
Задание: Цветовой тест. Консультанты раздают вопросы и карточки с терминами. Вопрос оговаривается, какого цвета следует закрасить ответ на него. В случае правильного заполнения карточки появится определенный цветовой орнамент. За каждый правильный ответ – 1 балл. Вопросы: 1. Зеленый – Представители какого отряда приспособлены к полету, питаются кровью теплокровных животных. (Рукокрылые) 2. Красный – Представители этого отряда: ежи, кроты, землеройки. (Насекомоядные) 3. Синий – У этого отряда длинный кишечник, с сильно развитой слепой кишкой. (Грызуны) 4. Зеленый – У представителей какого отряда зубы подразделяются на резцы и коренные.(Зайцеобразные) 5. Красный – Где в челюстях располагаются зубы млекопитающих. (Альвеолах) 6. Зеленый – Где располагаются голосовые связки? (В гортани) 7. Красный – Как называются роговые образования кожи? (Ногти, иглы) 8. Красный – Как называется разновидность волос в шерстном покрове млекопитающих.(Вибриссы) 9. Красный – К какой группе животных относятся млекопитающие – с постоянной или непостоянной температурой тела. (Гомойотермные) 10. Синий – Какой основной продукт белкового обмена удаляется через почки у млекопитающих? (Мочевина) 11. Зеленый – Где происходит развитие зародыша млекопитающих? (Матка) 12. Синий – Как называется структура, через которую происходит дыхание и питание эмбриона?(Плацента) 13. Красный – Какая кровь в левой половине сердца млекопитающих? (Артериальная) 14. Синий – Как называется оплодотворенная яйцеклетка? (Зигота) 15. Красный – Через какую систему эмбрион получает питание для своего развития?(Кровообращение) I вариант
II вариант
III вариант
Производится самопроверка. Ответ: Приложение 5
Контроль за усвоением материала. Этот метод организует сжатое повторение основных понятий. Способствует быстрому запоминанию. Развитие творческих способностей, образного мышления, развиваются умения систематизировать и навыки оформления работы.
|
||||||||||||||||||||||||
6. Этап подведения итогов урока Задачи: дать |
1. Оцените свою работу на уроке, сложив количество баллов, полученных на каждом учебном элементе. Если вы набрали: 25-30
баллов, то получаете оценку «5» Д/З: Творческое задание для желающих: напишите доклад или сделайте презентацию на тему: «Животные красной книги».
|
||||||||||||||||||||||||
8. Этап рефлексии Задачи: |
Мобилизация учащихся на рефлексию |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.