Урок "Класс млекопитающие. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности"
Оценка 4.6

Урок "Класс млекопитающие. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
10.02.2017
Урок "Класс млекопитающие. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности"
Охарактеризовать прогрессивные черты внешнего и внутреннего строения млекопитающих, которые позволили им занять все основные среды обитания. Подвести учащихся к осознанию вопроса о признаках внешнего и внутреннего строения млекопитающих, позволившим им занять все основные среды обитания на планете Определить прогрессивные черты организации млекопитающих Заполнить таблицу в тетрадях (Что знаю, что хотел узнать?)
111111журнал.docx

Дата _________________    Предмет_____________________    Класс_________________

 

 

Тема

Класс млекопитающие. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности

Общие цели:

  Охарактеризовать прогрессивные черты внешнего и внутреннего строения млекопитающих, которые позволили им занять все основные среды обитания

Результаты обучения

Ученики должны знать  внешнее и внутреннее строение  класса млекопитающих, которые отличают их от пресмыкающихся

Уметь проводить наблюдения, целью которых является выделение параметров  доказывающих отличие млекопитающих от пресмыкающихся

 

Ключевые идеи

Мышцы, скелет, системы органов, теплокровность, волосяной покров, внутриутробное развитие, диафрагма.

 

Задания

Лабораторная работа № 21 «Внешнее и внутреннее строение млекопитающих»

Групповая и индивидуальная работа

 

Материалы и оборудование

чучела млекопитающих, скелет кошки или кролика, влажные препараты, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих пресмыкающихся, схем их строения.
Компьютер, проектор, экран.



 

Ход урока

 

1. Организационный этап

Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению

Содержание этапа

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих.  Создается благоприятная психологическая атмосфера для включения детей в работу.

Формируется мотивация познавательной деятельности путем определения конкретных задач урока .

Составить правила работы в группах.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия

1. Работа с презентацией, вспомнить особенности строение пресмыкающихся.

2. Просмотр видеоролика млекопитающие.

Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями? Кто такие звери? С давних времён люди уделяли пристальное внимание млекопитающим, или зверям. К какому классу относится человек?

Какие ассоциации вызывает слово «млекопитающие»

Совместно с учащимися определить цель урока

 

 

 

 

 

 

3. Этап изучения нового материала

Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации

 

  1. Составить кластер от слова «Млекопитающие»

 

http://bio.1september.ru/2009/08/3_1.gif

  1.  Какие главные особенности обеспечили млекопитающим превосходство над другими животными

 

  1. Подвести учащихся к осознанию вопроса о признаках внешнего и внутреннего  строения млекопитающих,  позволившим им занять все основные среды обитания на планете
  2. Определить прогрессивные черты организации млекопитающих
  3. Заполнить таблицу в тетрадях (Что знаю, что хотел узнать?)

 

Характеристика класса Млекопитающие

 

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

(Учащиеся проговаривают и записывают то, что уже знают о млекопитающих.)

1. Среда обитания.

1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде.

Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная.

2. Количество видов.

2. 4,5 тыс. видов.

3. Внешнее строение.

3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров).

4. Внутреннее строение.

4. Внутреннее строение:

– Особенности строения скелета.

– шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем. Дифференцированные зубы;

– Особенности строения нервной системы и органов чувств.

– высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга. Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

– Особенности строения кровеносной системы.

– кровеносная система замкнутая. Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения. Пульс до 120 ударов в минуту. Левая дуга аорты;

– Особенности строения дыхательной системы.

– легкие альвеолярные.

5. Размножение.

5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.

 

 

  1. Выполнить  лабораторную работу  в группах в соответствии с инструкцией.

Учитель дает каждой группе  определенное задание: изучить внешнее, внутреннее строение и скелет млекопитающих,  сравнить со строением пресмыкающихся (используют текст, схемы, влажные препараты, скелеты исследуемых организмов.)

  1.  Обмен знаниями между группами по строению млекопитающих.

 (рефлексивные вопросы каждой группе после выполнения задания)

С какими трудностями встретились при выполнении задания?

Какое задание было более интересным?

  1. Закончить  таблицу по характеристике класса млекопитающие в тетрадях (индивидуальная работа)

 

 

4. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изучаемого материала, выявить проблемы первичного осмысления

1.      Задание классу: сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся.

У Пресмыкающихся: 6 шейных позвонков, туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища, нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые лёгкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

 

2.      В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

Прогрессивные черты:

 

 

  1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.
  2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
  3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.
  4. Появление шерстного покрова.
  5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
  6. Возникновение альвеолярных лёгких.Задать вопросы учащимся, чтоб выйти на вывод( открытые вопросы)

 

Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

 

Ученики  заполняют таблицу, делают общий вывод( индивидуальная работа)

5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Задачи: обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения

 

Просмотр презентации для закрепления знаний учащихся

«Внешнее и внутреннее строение млекопитающих.»

6. Этап подведения итогов урока

Задачи: дать качественную работу класса и своего коллектива

 

1.       Совместное составление критерий оценивания работ учащихся.

 

7. Этап рефлексии

Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния

Мобилизация учащихся на рефлексию.  Участвуют в обсуждении успешности достижения цели.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата _________________    Предмет_____________________    Класс_________________

 

Тема

Многообразие млекопитающих

 

Общие цели:

 Познакомить с характерными признаками млекопитающих основных отрядов и их многообразием.

 

Результаты обучения

Расширить характерные признаки основных отрядов млекопитающих 

Сравнивать животных, называть общие черты и различия

Определять представителей различных отрядов по морфологическим и анатомическим особенностям

Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения. Навыки работы со средствами наглядности.

 Сравнивают животных, называют общие черты и различия.

Ключевые идеи

Яйцекладущие, сумчатые, хищные,  ластоногие,  китообразные,  хоботные приматы

Задания

Составление презентаций, решение биологических задач на логическое мышление

Групповая и индивидуальная работа

 

Материалы и оборудование

  • компьютер;
  • мультимедийная установка;
  • фотографии млекопитающих;
  • таблицы – многообразие млекопитающих;
  • цветные карандаши.




 

Ход урока

 

1. Организационный этап

 

Содержание этапа

 

Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы.
Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как много млекопитающих обитают на Земле, на какие отряды они делятся. Изучить особенности каждого отряда и основных представителей, а так же выявить значение млекопитающих. Создается благоприятная психологическая атмосфера для включения детей в работу.

Формируется мотивация познавательной деятельности путем определения конкретных задач урока

2. Этап проверки домашнего задания.

 

Входной контроль

 

Цель: определить исходный уровень знаний на основе повторения темы: «Размножение и развитие млекопитающих».   
Повторим предыдущий материал.
Задание.
Вставьте пропущенные в тексте слова.  За правильную  работу 
5 баллов.
В яичниках самок млекопитающих развиваются ________. В семенниках самцов млекопитающих развиваются _______. Оплодотворенные яйцеклетки поступают в ________. Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует _________. Зародыш получает питательные вещества и кислород из ______ матери. У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы ______. Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются ______. Детеныши оленей, лошадей рождаются________ и способны вскоре после рождения _____ за матерью. 
Происходит взаимопроверка. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний.

 

Репродуктивный метод. Учащиеся повторяют, выравнивают знания.

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

 

Раздать учащимся фотографии с многообразием млекопитающих и попросить  распределить их по группам.

 Совместно с учащимися определить цель урока

 

4. Этап изучения нового материала

 

Задание 1.

Распределение заданий каждой группе (цветик  семицветик, отрывают два лепестка с заданиями)

В процессе показа от каждой группы презентаций  и слушая сообщения учащихся  по основным отрядам млекопитающих,  должны заполнить в тетради  таблицу:

Сравнительная характеристика основных отрядов млекопитающих

Название отряда

Характерные признаки

Представители

яйцекладущие

 

 

сумчатые

 

 

Хищные

 

 

Ластоногие

 

 

китообразные

 

 

хоботные

 

 

приматы

 

 

За работу с таблицей – 5 баллов.
За выполнение презентации – 3 балла.

Ответ: (Приложение 2)

Слушают сообщения учащихся, заполняют таблицу. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний

Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения. Навыки работы со средствами наглядности.

 Сравнивают животных, называют общие черты и различия. Работают в группе.  
Задание 2. «Четвертый лишний»
Каждая группа получает карточку с заданием. Напишите,  какое животное лишнее и расскажите по каким признакам вы его выбрали. 
За работу – 5 баллов. За ответ – 1 балл.

Ответ: (Приложение 3).

Задание 3. «Биологические задачи»

Каждая группа получает по две биологические задачи. Обсудите в группе и запишите в тетрадь ответ.
За каждую задачу – 2 балла. За ответ – 1 балл.

Биологические задачи

Группа №1

Задача 1. Каковы различия зубов грызунов и хищников?

Задача 2.Загадка гласит:

«В одёжке богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнце».

Какой зверек нашел отражение в загадке? Каковы особенности его меха в связи с образом жизни?

Группа №2

Задача 1

В «чёрном ящике» находится фотография полуводного зверька, которого К. Линней назвал «мускусным бобром» . Он обитатель тихих стариц, протоков и заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 20-22 см, а хвоста -18-20 см. высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах. Ими перекладывали бельё в комодах для придания ему приятного запаха.
Какой зверёк изображен на фотографии?
Какими особенностями обладает хвост этого зверька?

Задача 2. Волки живут стаями, а лисицы и рыси – нет Объясните поведение этих животных.

Группа №3

Задача 1. Летучие мыши не реагируют на свет , однако часто залетают в освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет. Объясните причину такого поведения животных.

Задача 2.

Вот хрустнули сухие ветки –
Ночные бдения зверей:
Охотятся хорьки и белки
На зазевавшихся мышей.

А.Пружанский

– Какую ошибку допустил поэт?

 

Группа №4

Задача 1. Бежали два зайца: один – на гору, второй – под гору. Каком зайцу было легче бежать? Почему?

Задача 2. Народная мудрость утверждает: «Там, где водится куница, белка не родится». Каков её биологический смысл?

Группа №5

Задача 1. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?

Задача 2. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?

Обсуждают в группе решение задач. Ответ записывают в тетрадь.

Формируются умения выявлять причинно-следственные связи. Формируются умения анализировать.

 

 

5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

 

Задание:

Цветовой тест. Консультанты раздают вопросы и карточки с терминами. Вопрос оговаривается,  какого цвета следует закрасить ответ на него. В случае правильного заполнения карточки появится определенный цветовой орнамент.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы:

1. Зеленый

– Представители какого отряда приспособлены к полету, питаются кровью теплокровных животных. (Рукокрылые)

2. Красный

– Представители этого отряда: ежи, кроты, землеройки. (Насекомоядные)

3. Синий

– У этого отряда длинный кишечник, с сильно развитой слепой кишкой. (Грызуны)

4. Зеленый

– У представителей какого отряда зубы подразделяются на резцы и коренные.(Зайцеобразные)

5. Красный

– Где в челюстях располагаются зубы млекопитающих. (Альвеолах)

6. Зеленый

– Где располагаются голосовые связки? (В гортани)

7. Красный

– Как называются роговые  образования кожи? (Ногти, иглы)

8. Красный

– Как называется разновидность волос в шерстном покрове млекопитающих.(Вибриссы)

9. Красный

– К какой группе животных относятся млекопитающие – с постоянной или непостоянной температурой тела. (Гомойотермные)

10. Синий

– Какой основной продукт белкового обмена удаляется через почки у млекопитающих? (Мочевина)

11. Зеленый

– Где происходит развитие зародыша млекопитающих? (Матка)

12. Синий

– Как называется структура, через которую происходит дыхание и питание эмбриона?(Плацента)

13. Красный

– Какая кровь в левой половине сердца млекопитающих? (Артериальная)

14. Синий

– Как  называется оплодотворенная яйцеклетка? (Зигота)

15. Красный

– Через какую систему эмбрион получает питание для своего развития?(Кровообращение)

I вариант

плацента

теплокровные

вибриссы

матка

грызуны

зайцеобразные

II вариант

рукокрылые

грызуны

мочевина

насекомоядные

артериальная

матка

III вариант

кровообращение

зигота

альвеолы

гортань

ногти, иглы

зайцеобразные

 

Производится самопроверка. Ответ:

Приложение 5

 

Контроль за усвоением материала.  Этот метод организует сжатое повторение основных понятий. Способствует быстрому запоминанию. Развитие творческих способностей, образного мышления, развиваются умения систематизировать и навыки оформления работы.

 

6. Этап подведения итогов урока

Задачи: дать

1. Оцените свою работу на уроке, сложив количество баллов, полученных на каждом учебном элементе.

Если вы набрали:

25-30 баллов, то получаете оценку «5»
24-19 баллов, то получаете оценку «4»
18-13 баллов, то получаете оценку «3»
менее 12 баллов, то получаете оценку «2»

Д/З: Творческое задание для желающих: напишите доклад или сделайте презентацию на тему: «Животные красной книги».

 

8. Этап рефлексии

Задачи:

Мобилизация учащихся на рефлексию

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата _________________ Предмет_____________________

Дата _________________ Предмет_____________________

Этап изучения нового материала

Этап изучения нового материала

Особенности строения нервной системы и органов чувств

Особенности строения нервной системы и органов чувств

Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

Дата _________________ Предмет_____________________

Дата _________________ Предмет_____________________

Оплодотворенные яйцеклетки поступают в ________

Оплодотворенные яйцеклетки поступают в ________

Биологические задачи Группа №1

Биологические задачи Группа №1

Задание: Цветовой тест . Консультанты раздают вопросы и карточки с терминами

Задание: Цветовой тест . Консультанты раздают вопросы и карточки с терминами

Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017