Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА 3 класс русский язык
Оценка 4.6

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА 3 класс русский язык

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
11.02.2017
Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА   3 класс русский язык
Урок способствует систематизации знаний учащихся о значимых частях слова, формированию умения разбирать слова по составу, образованию новых слов с помощью суффикса и приставки; различают однокоренные слова и формы одного и того же слова; составляют схемы слов и слова по заданным схемам Дети проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Урок - кластер.docx
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА  (3 КЛАСС) У р о к   ­   к л а с т е р Педагогические цели Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; способствовать формированию  умения разбирать слова по составу Тип урока Решение частных задач Планируемые результаты  (предметные) Личностные результаты Универсальные учебные действия (метапредметные) Умеют разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; различают однокоренные слова и  формы одного и того же слова; составляют схемы слов и слова по заданным схемам Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности  учебной деятельности Познавательные: самостоятельно находят необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий; используют  знаково­символические средства для решении учебных и практических задач; создают и преобразовывают модели и схемы для решения лингвистических задач. Регулятивные: контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы;  выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения;  задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Основное содержание Корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова; однокоренные слова; разбор по составу, словообразовательный разбор темы, понятия и термины Образовательные ресурсы 1. Учебник, рабочая тетрадь.  2. Схема «Состав слова».  3. Словообразовательный словарь.  4. Образец грамматического человечка О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Этапы урока Формы, методы методические приемы Деятельность учителя 1 2 3 Деятельность учащихся осуществляемые действия 4 формируемые умения 5 Приемы контроля 6 I. Мотивирование  к учебной  деятельности  (организационный  момент) Фронтальный.  Словесный. Слово  учителя Приветствует учащихся. Здравствуйте! Друзья мои! Я очень рада  войти в приветливый  ваш класс И для меня уже награда – внимание  ваших умных глаз. Я знаю каждый в классе гений Но без труда талант не впрок Скрестите шпаги ваших мнений  Мы вместе сочиним урок! Улыбнитесь друг другу и пожелайте  удачного дня! Л – проявляют эмоциональную  отзывчивость на слова учителя Приветствуют учителя.  Организуют свое рабочее  место, проверяют наличие индивидуальных учебных  принадлежностей  на столе II. Постановка  учебной задачи Фронтальный.  Словесный. Слово  учителя  Меня зовут Валентина Ивановна.  Сегодня урок русского языка буду вести  я. У нас будет необычный урок, урок –  кластер. Кто знает: что такое кластер? Кластер – это способ графической  организации материала. А эпиграфом нашего урока пусть станут  слова: «Язык – наш учитель. А каждое  слово – урок! » Слушают учителя,  отвечают на вопросы  учителя (в том  числе вопросы  повышенной сложности –  о морфемах),  формулируют цели  деятельности на уроке,  актуализируют  полученные знания . П – применяют полученные ранее знания на практике, пытаются  найти ответы на вопросы  повышенной сложности. Л – проявляют эмоциональную  отзывчивость на слова учителя Фронтальный,  индивидуальн ый 1 2 3 4 5 III. Поисковая  работа Фронтальная,  индивидуальная.  Практический.  Письмо А сейчас проведем поисковую работу.  Внимательно посмотрите на эту схему и  найдите спрятавшиеся слова. Соедините  мысленно стрелочками  буквы, и у вас  получится тема нашего урока. П   А  З   Т  Е   С  М  О  К  А Выполняют письмо по  образцу Пр. – вырабатывают  каллиграфический почерк П – самостоятельно решают  учебную задачу и представляют  полученный  6 Правильное  напи­ сание 6 Беседа  по вопросам Ч   У  С   Р  И  З   Л  Ю  В  Я ­ Что вам удалось прочитать? Давайте  напишем в тетради: ЧАСТИ    СЛОВА результат. 1 2 3 4 5 Отвечают на вопросы  учителя, аргументируют  свою  позицию П – самостоятельно решают  учебную задачу и представляют  полученный  результат. К – владеют навыками  публичного выступления  П– анализируют языковые  объекты, применяют полученные  ранее знания в нестандартной  ситуации IV.  Актуализация  знаний Фронтальная.  Словесный.  Беседа 1.Блиц – опрос ­ Ребята, для вас эта тема не новая. На  протяжении нескольких уроков вы  знакомились с частями слова, занимались разбором слов по составу. И сегодня мы  закрепим наши знания по теме «Состав  слова». ­ Как вы думаете,  зачем нужно учиться  образованию новых слов? (Это необходимо для того, чтобы наша  речь была правильной, грамотной,  красивой) ­ Сейчас мы проведем блиц – опрос. На  следующей строке в тетради вы  записываете ответы в виде знаков +, ­.  Если утверждение  верное +, если  неверное «­  ». Итак,                                     ­ Приставка – это часть слова /+/­  Суффикс в слове стоит перед корнем /­/ Корень – это главная часть слова / +/ ­   Основа слова – это часть слова без  приставки./ ­/ ­ А теперь обменяйтесь тетрадями и  оцените своего соседа. + ­ + ­ 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 3 ошибки – 2 ­ Итак, обозначаем левый глаз. Скажите: ­ Что такое окончание? ­ В каждом ли слове есть окончание? ­ Для чего надо окончание? Вывод:  Та, часть слова, что изменяется Окончанием называется. Б) Игра «Собери пословицу» ­ Прочитайте. Получилась ли пословица?  Какая часть слова необходима, чтобы  связать слова в предложении? САМ, ТОВАРИЩ, ПОГИБАЙ, А, ВЫРУЧАЙ.  Дети: Пословица не получилась, т.к. слова стоят в неправильном порядке и для связи мы должны изменить окончание в слове товарищ, на товарища. ­ Какая же получится  пословица? Как вы её понимаете? Запишите себе эту  пословицу и выделите окончание. Сам погибай, а товарища выручай.  Рисуем левый глаз человечку в виде  окончания. V.  Работа по теме 1.Введение в тему 2.Обозначение  левого глаза Фронтальная.  Словесный,  творческий,  практический.  Чтение, беседа,  письмо 3.Обозначение  правого глаза Настраиваются  на нужную  эмоциональную волну,  слушают вопросы  учителя, формулируют  ответы. Пр. – представляют полученные  знания в форме  развернутого высказывания;  могут отличать одно­коренные  слова от форм одного и того же  слова;  умеют подбирать одно­ коренные слова Беседа  по вопросам,  письменный  ответ, устный  монологически й ответ Пр– представляют полученные  знания в форме развернутого  высказывания, умеют изменять  слово с целью выделения  окончания. Слушают вопросы  П – применяют знания при решении нестандартных  задач учителя, формулируют  ответы. Проводят  сравнительный анализ  предложенных языковых  объектов. Выполняют упражнения П – представляют полученные  знания в форме развернутого  высказывания; применяют  имеющиеся знания при решении  нестандартных задач П – применяют знания  при решении нестандартных  задач ­ Чтобы обозначить правый глаз,  отгадайте загадку: Ну а я частичка. Обозначусь я, как  птичка. Только вот наоборот.  Это каждый разберет.            (суффикс)    ­ Какую роль выполняет суффикс в  слове? Вывод:  Суффикс – важная часть слова  Им кончается основа. ­ Прочитайте запись на слайде. Можно ли эту запись назвать текстом? (нет, т.к. нет  точек) Мама называет Васю чистюлей он  любит чистоту в школу Вася надел   чистенькую форму.  ­ Найдите концы предложений. ­ Назовите однокоренные слова. ­ Какой корень в этих словах? (чист) ­ нам надо узнать с помощью каких  суффиксов образованы эти слова? Что  для этого надо сделать? Д: выделить окончание, корень, основу. ­ Давайте запишем эти слова и выполним  задание. Итак, первое слово: чистюлей,  чистоту, чистенькую. ­ Какие суффиксы помогли образовать  новые слова? ( ЮЛ, ОТ, ЕНЬК) ­ Ребята, скажите, а как чистота связана  со здоровьем? Д: Надо соблюдать правило гигиены,  быть чисто одетым, аккуратным) ­ А теперь рисуем нашему герою урока левый глаз в виде суффикса. 1 2 3 4 5 Ф и з к у л ь т м и н у т к а Коллективная.  Практический  Выполняют движения по  тексту под руководством  учителя Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на  здоровый образ жизни,  придерживаются здорового  режима дня, активно участвуют  в физкультминутке Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5­ти считаем. Открываем, поморгаем  И работать продолжаем. 6 Правильное  выполнение  движений 1 2 3 4 5 6  4.Обозначение носа Фронтальная,  индивидуальная.  Словесный,  практический.  Чтение, беседа,  письмо –    ­ Следующим этапом формирования  нашего человечка будет обозначение  носа. Отгадайте шараду: ­Возьмите приставку из слова «Привез»,  корень из слова «Ставить», суффикс из  слова «Дочка», окончание из слова  «Школа». Какое слово получилось?   (ПРИСТАВКА)  ­ Что вы знаете о приставке? Вывод :А приставка перед корнем Придумывают слова  с приставками П – анализируют языковые  объекты, применяют полученные  ранее знания в нестандартной  ситуации Беседа  по вопросам,  письмо П – применяют знания  при решении нестандартных  задач 5. Обозначение рта Любит место занимать Впереди него проворно Норовит всегда стоять. ­ А задание состоит в том, чтобы как  можно больше записать слов от корня –  ХОД­  при помощи приставок за 1 мин.  (Дети читают слова, выделяя приставки) ­ Давайте нарисуем нашему герою нос в  виде приставки.  ­ Ребята, а какой части слова не хватает?  (корня)  ­ Что вы знаете о корне? (учащийся читает стихотворение) Главной частью слова я являюсь И никогда не изменяюсь В корне смысл слов упрятан, Это помните, ребята. От него растут всегда Быстро новые слова: Лес, лесной, лесник, лесок Дружный, друг, дружить, дружок. В этих семьях есть глава Это корень слова, да! ­ А сейчас поработаем парами. Я раздам  вам карточки со словами. На столе лежат ножницы. Ваша задача состоит в том, что  нужно отрезать в словах лишние части  слов и оставит только корень. Как нужно  обращаться с ножницами?  МОРОЗНЫЙ, ЛЕСОК,ПОГРУЗКА БЕРЕЗОНЬКА, ОСИНА. ­ Проверка. Запишите получившиеся  корни в тетрадь. А теперь нарисуем  нашему человечку рот в виде корня. 6. Обозначение  челочки Фронтальная,  индивидуальная.  Словесный,  наглядный,  практический.  Чтение, беседа,  письмо 7. Игра «Лото»    ­ Видите, ребята, у нас уже получается  лицо человечка, но вот что – то ему не  хватает? Чего, чтобы он у нас получился  красивым?  О какой части слова мы не  вспомнили? (Основа) ­ Что такое основа слова? Вывод:   Остальную же часть слова Именуем мы основой. ­ Давайте нашему человечку нарисуем  чёлку? ­ Вот такой замечательный  грамматический человечек получился.  Вам нравится его выражение лица? (нет) ­ Я думаю, к концу урока он улыбнется, а мы поможем. Хотите, чтобы он вам   улыбнулся? Тогда нужно выполнить еще  одно задание. Предлагаю игру «Лото». Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!  ­ На столах у вас лежат фишки с частями слов, которые вы должны собрать, чтобы  получились слова. Составьте эти слова и  запишите каждый свое слово и выделите  основу. ­ У вас все получилось правильно, и наш  грамматический человечек рад за ваши  успехи. Он улыбается нам! Слушают вопросы  учителя, формулируют  ответы.  Выполняют упражнения  Чтение,  беседа по  вопросам,  письмо Пр. – умеют выделять основу,  образовывать новые слова с  помощью суффикса. П – представляют полученные  знания в форме развернутого  высказывания; применяют  имеющиеся знания при решении  нестандартных задач Пр– представляют полученные  знания в форме развернутого  высказывания; умеют выделять   основу. П – применяют имеющиеся  знания при решении  нестандартных задач 1 2 3 4 5 6 Отвечают на вопросы  учителя Р – открыто осмысливают и  оценивают свою деятельность на  уроке Беседа  по вопросам.  Само­ регуляция VI. Рефлексия  учебной  деятельности  на уроке  Фронтальная.  Словесный.  Беседа VII. Итог – Итак, подведем итоги и попробуем себя оценить.  Поднимите  те  руки, которые довольны  своей работой. Закройте лицо руками те, которые  недовольные своей работой.   В заключении я хочу вам пожелать! Глубоко вздохните и выдохните.  Выдохните прошлые разочарования,  обиды, неприятности. Вдохните в себя красоту сегодняшнего  дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей. Не ленитесь, старайтесь как можно  больше узнать обо всем на свете и тогда  каждый новый  урок будет для вас  занимательным, не скучным, а веселым!

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА 3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА   3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА 3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА   3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА 3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА   3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА 3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА   3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА 3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА   3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА 3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА   3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА 3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА   3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА 3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА   3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА 3 класс русский язык

Урок - кластер ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА   3 класс русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017