Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
08.03.2019
познакомить с историей возникновения понятий « культура» и «мораль», с различными видами культуры; актуализировать понятия «моральные нормы» и «культура» через игровые методы; развивать представления о культурных ценностях, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; создавать условия для развития доброго начала- любви к ближнему, уважения к старшим.
Диалог-Матросова Зинаида Даниловна..doc
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»,
модуль «Основы светской этики». –урок составила Матросова З.Д.
Класс 4
Тема урока : «Культура и мораль»
Цель: создать условия формирования готовности и способности обучающихся
самостоятельно осваивать культурные ценности.
Задачи: познакомить с историей возникновения понятий « культура» и «мораль», с
различными видами культуры; актуализировать понятия «моральные нормы» и «культура»
через игровые методы; развивать представления о культурных ценностях, личную
ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
создавать условия для развития доброго начала любви к ближнему, уважения к старшим.
Ход урока.
Учитель показывает карточку. На ней с одной стороны написаны буквы: аруьлукт, с
другой слово «культура»
Учитель Попробуйте составить слово и определить тему сегодняшнего урока.
Дети составляют слово и называют тему урока.
Учитель Итак, культура и мораль. Всё ли вы знаете об этих понятиях? На какие вопросы
вы хотели бы получить ответы? В жёлтые лепестки внесите сведения, которые вам уже
известны, в голубые лепесткито, что вы хотели бы ещё узнать.
( на доске прикреплены лепестки жёлтые знаю; голубые лепестки хочу знать)Работа
в парах. дети заполняют лепестки, прикрепляют их на доску, затем коллективно
обсуждают.
Учитель Надеюсь, что к концу урока мы с вами сможем найти ответы на ваши вопросы.
Погружение в понятие «Культура»
Учитель Я произношу слово «Культура». Что вы чувствуйте? О чём вы думаете?
Запомните свои мысли. Расскажите.
(Дети рассказывают о своих чувствах например: традиции и обычаи; культура
создаётся трудом людей; существует много разных видов культур)
Учитель У слова «культура» много значений. В повседневной речи оно связано с нашими
представлениями о парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях,
театрах и т.д.
Часто мы употребляем слово «культура» как синоним слова «культурность», т.е. что
либо, находящееся на высоком уровне ( «культурный человек», «культурное общество»). Как вы думаете, когда появилось это понятие и какой смысл оно имело вначале? Откуда
мы можем это узнать?
Ученики Можем узнать из различных источников информации. Понятие «культура»
появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли».
Предполагалось, что уход за полем это не просто обработка земли, но и заботливое
отношение к ней.
Учитель прикрепляет карточку «Возделывание земли» к кластеру на доске.
Возделывание земли
Культура.
Учитель В этом значении оно и сегодня используется в биологических науках. Найдите в
учебнике, когда это слово вошло в русский язык и в каких значениях употреблялось?
Ученики В русском языке слово «культура» вошло в середине 19 века. Оно
употреблялось в двух значениях: 1 хлебопашество, земледелие; 2 образованность.
Учитель крепит карточку «Образованность» к кластеру на доске.
Культура.
Возделывание земли
Образованность.
Ученики Культуру иногда называют второй природой. .В отличие от естественной
природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих
людей, которые продолжают её поддерживать, развивать. Каждый народ в разное время
создавал и создаёт собственную культуру. Поэтому очень важно изучать культуру не
только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.
Учитель прикрепляет карточку «Ценности народов» к кластеру на доске.
Культура.
Ценности народов.
Возделывание
земли.
Образованность. Учитель Ребята, а знаете ли вы, что этика рассматривает два основных вида культуры.
Ученики Да.
Учитель Попробуйте разделить на две группы данные понятия и объяснить, по каким
признакам вы образовали группы.
( На доске слова доброта, сочувствие, любовь, уважение, героизм, архитектурные
сооружения, одежда, устройства жилища.)
Ученики В одну группу собрали понятия, которые обозначают какие то предметы; а в
другую группу положительные качества человека.
Учитель Как вы думаете, какую группу в этике принято называть материальной
культурой, а какую – духовной культурой?
Ученики Материальная культура это предметы человеческого труда; духовная – идеи,
ценности, традиции и обычаи, нормы и правила.
Учитель Вы правы. Под материальной культурой обычно понимаются искусственно
созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к
природным и социальным условиям жизни. Духовная культура, в отличие от
материальной, связана с внутренним миром человека с эмоциями, чувствами.
Учитель – Продолжите работу с кластером на доске. Дополните схему.
Возделывание земли образованность. Ценности народов.
Культура.
Материальная Духовная культура.
культура. Политическая Мораль. Правовая
культура культура
Ученики Существует много разных видов духовной культуры. Например: политическая
культура это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура
законы, по которым люди живут в обществе. Особый вид духовной культуры мораль
система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
Учитель Вот и встретились главные понятия урока: культура и мораль. Итак, мораль это
часть духовной культуры человека.
Учитель Уточним наши представления о морали. Работаем с разными источниками
информации. Одна группа работает со словарями, которые есть у вас на партах, а другая
ищет определение в Интернете. По итогам своей поисковой работы каждая группа составит кластер на тему «Мораль» , в котором покажет основное содержание понятия
«мораль», которое вы найдёте в разных источниках информации.
(Поисковая работа. Составление кластера.)
Учитель Итак, сделаем вывод. Что такое мораль и культура?
Ученики Культура это всё, что создаёт человек: материальные ценности, умения, знания,
обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.
Мораль это система норм, правил, регулирующих людей, обеспечивающих единство
общественных и личных интересов.
Учитель Подведём итоги. Мы выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с
другом и по настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного
человека.
Вы узнали, что хотели на уроке узнать?
Ученики Да.
Учитель Значит, теперь мы можем заменить надпись «Хочу узнать» над цветком на
надпись «Узнали».
Учитель Люди всегда понимали, что «мораль в известном смысле напоминает
грамматику: можно знать правила; но писать безграмотно» ( С.Френе), что «главное
условие нравственности желание стать нравственным» (Сенека).
Мне бы хотелось, чтобы эти слова стали вашим девизом. Возьмите ту карточку, которая
вам кажется наиболее важной и ценной.
Всё хорошее в природе от солнца;
А всё лучшее в жизни – от человека.
М.Пришвин.
Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают,
было хорошо.
В.А.Сухомлинский.
Учитель Мудрые мысли, поэзия, являясь частью духовной культуры, часто побуждают
нас становиться лучше, дают нам ценные советы.
Домашнее задание.
Учитель Расскажите родителям, о чём вы узнали на уроке. Обсудите, какие нормы и
правила приняты в вашей семье. Спасибо за урок!
Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)
Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)
Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)
Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)
Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.