Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)
Оценка 4.9

Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
08.03.2019
Урок  «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)
познакомить с историей возникновения понятий « культура» и «мораль», с различными видами культуры; актуализировать понятия «моральные нормы» и «культура» через игровые методы; развивать представления о культурных ценностях, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; создавать условия для развития доброго начала- любви к ближнему, уважения к старшим.
Диалог-Матросова Зинаида Даниловна..doc
Предмет ­ «Основы  религиозных культур и светской этики»,  модуль «Основы светской этики».  –урок составила­ Матросова З.Д.    Класс­ 4 Тема урока : «Культура и мораль»  Цель: создать условия формирования готовности и способности обучающихся  самостоятельно осваивать культурные ценности. Задачи: познакомить с историей возникновения понятий « культура» и «мораль», с  различными видами культуры; актуализировать понятия «моральные нормы» и «культура»  через игровые методы; развивать представления о культурных ценностях, личную  ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;  создавать условия для развития доброго начала­ любви к ближнему, уважения к старшим. Ход урока. Учитель показывает карточку. На ней с одной стороны написаны буквы: аруьлукт, с  другой­ слово «культура» Учитель­ Попробуйте составить слово и определить тему сегодняшнего урока. Дети составляют слово и называют тему урока. Учитель­ Итак, культура и мораль. Всё ли вы знаете об этих понятиях? На какие вопросы  вы хотели бы получить ответы? В жёлтые лепестки внесите сведения, которые вам уже  известны, в голубые лепестки­то, что вы хотели бы ещё узнать. ( на доске прикреплены лепестки жёлтые­ знаю; голубые лепестки­ хочу знать)Работа  в парах.­ дети заполняют лепестки, прикрепляют их на доску, затем коллективно  обсуждают. Учитель­ Надеюсь, что к концу урока мы с вами сможем найти ответы на ваши вопросы. Погружение в понятие «Культура» Учитель­ Я произношу слово «Культура». Что вы чувствуйте? О чём вы думаете?  Запомните свои мысли. Расскажите. (Дети рассказывают о своих чувствах­ например: традиции и обычаи; культура  создаётся трудом людей; существует много разных видов культур) Учитель­ У слова «культура» много значений. В повседневной речи оно связано с нашими  представлениями о парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях,  театрах и т.д. Часто мы употребляем слово «культура» как синоним слова «культурность», т.е. что­  либо, находящееся на высоком уровне ( «культурный человек», «культурное общество»). Как вы думаете, когда появилось это понятие и какой смысл оно имело вначале? Откуда  мы можем это узнать? Ученики­ Можем узнать из различных источников информации. Понятие «культура»  появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли».  Предполагалось, что уход за полем­ это  не просто обработка земли, но и заботливое  отношение к ней. Учитель прикрепляет карточку «Возделывание земли» к кластеру на доске. Возделывание земли Культура.       Учитель­ В этом значении оно и сегодня используется в биологических науках. Найдите в  учебнике, когда это слово вошло в русский язык и в каких значениях употреблялось? Ученики­ В русском языке слово «культура» вошло в середине 19 века. Оно  употреблялось в двух значениях: 1­ хлебопашество, земледелие; 2­ образованность. Учитель крепит карточку «Образованность» к кластеру на доске. Культура. Возделывание земли Образованность.   Ученики­ Культуру иногда называют второй природой. .В отличие от естественной  природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих  людей, которые продолжают её поддерживать, развивать. Каждый народ в разное время  создавал и создаёт собственную культуру. Поэтому очень важно изучать культуру не  только своей страны, своего народа, но и других стран и народов. Учитель прикрепляет карточку «Ценности народов» к кластеру на доске.  Культура. Ценности народов. Возделывание  земли.                  Образованность. Учитель­ Ребята, а знаете ли вы, что этика рассматривает два основных вида культуры. Ученики­ Да. Учитель­ Попробуйте разделить на две группы данные понятия и объяснить, по каким  признакам вы образовали группы. ( На доске слова­ доброта, сочувствие, любовь, уважение, героизм, архитектурные  сооружения, одежда, устройства жилища.) Ученики­ В одну группу собрали понятия, которые обозначают какие­ то предметы; а в  другую группу­ положительные качества человека. Учитель­ Как вы думаете, какую группу в этике принято называть материальной  культурой, а какую – духовной культурой? Ученики­ Материальная культура­ это предметы человеческого труда; духовная – идеи, ценности, традиции и обычаи, нормы и правила. Учитель­ Вы правы. Под материальной культурой обычно  понимаются искусственно  созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к  природным и социальным условиям жизни. Духовная культура, в отличие от  материальной, связана с внутренним миром человека­ с эмоциями, чувствами. Учитель – Продолжите работу с кластером на доске. Дополните схему.               Возделывание земли           образованность.              Ценности народов.                                                                                                                                      Культура.                   Материальная                                        Духовная культура.                                                                 культура.                        Политическая         Мораль.         Правовая                                                                          культура                                      культура Ученики­ Существует много разных видов духовной культуры. Например: политическая  культура­ это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура­  законы, по которым люди живут в обществе. Особый вид духовной культуры­ мораль­  система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.  Учитель­ Вот и встретились главные понятия урока: культура и мораль. Итак, мораль­ это  часть духовной культуры человека. Учитель­ Уточним наши представления о морали. Работаем с разными источниками  информации. Одна группа работает со словарями, которые есть у вас на партах, а другая  ищет определение в Интернете. По итогам своей поисковой работы каждая группа составит кластер на тему «Мораль» , в котором покажет основное содержание понятия  «мораль», которое вы найдёте в разных источниках информации. (Поисковая работа. Составление кластера.) Учитель­ Итак, сделаем вывод. Что такое мораль и культура? Ученики­ Культура­ это всё, что создаёт человек: материальные ценности, умения, знания,  обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности. Мораль­ это система норм, правил, регулирующих людей, обеспечивающих единство  общественных и личных интересов. Учитель­ Подведём итоги. Мы выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с  другом и по­ настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного  человека. ­ Вы узнали, что хотели на уроке узнать? Ученики­ Да.  Учитель­ Значит, теперь мы можем заменить надпись «Хочу узнать» над цветком на  надпись «Узнали». Учитель­ Люди всегда понимали, что «мораль в известном смысле напоминает  грамматику: можно знать правила; но писать безграмотно» ( С.Френе), что «главное  условие нравственности­ желание стать нравственным» (Сенека). Мне бы хотелось, чтобы эти слова стали вашим девизом. Возьмите ту карточку, которая  вам кажется наиболее важной и ценной. Всё хорошее в природе­ от солнца; А всё лучшее в жизни – от человека.                                                               М.Пришвин. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.                                             В.А.Сухомлинский. Учитель­ Мудрые мысли, поэзия, являясь частью духовной культуры, часто побуждают  нас становиться лучше, дают нам ценные советы. Домашнее задание. Учитель­ Расскажите родителям, о чём вы узнали на уроке. Обсудите, какие нормы и  правила приняты в вашей семье. Спасибо за урок!

Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)

Урок  «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)

Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)

Урок  «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)

Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)

Урок  «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)

Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)

Урок  «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)

Урок «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)

Урок  «Культура и мораль» (Основы светской этики- 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2019