Урок "Лишайники" 5 класс
Оценка 5

Урок "Лишайники" 5 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
16.01.2017
Урок "Лишайники" 5 класс
презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
конспект урока.docx
Тема: Лишайники. 5 класс. учитель биологии МАОУ «СОШ № 124» г. Перми Перевалова Светлана Викторовна Цель:   создание   условий     для   открытия   нового   знания   –растительный   организм лишайники;  развитие   коммуникативных   компетенций,   рефлексивных   навыков, творческих   способностей,   логического   мышления,   способности   добывать информацию из различных источников;  воспитание потребности использовать полученную информацию для решения социально­значимых проблем. Оборудование:  справочная литература, школьная библиотека мультимедиа ресурсов, доступ в Internet, компьютер,  проектор, экран, ватман для оформления, маркеры. Ход урока: Учащимся предлагается видеоряд:           лесная поляна              пожар                      последствия пожара Учитель спрашивает: ­ Что произошло? Учащиеся: ­ пожар, катастрофа, природное бедствие, техногенная катастрофа. Учитель: Вы правы в последнее время на территории Пермского края гибнет очень много лесов вследствие пожаров, которые возникают по вине человека. В связи с этим инициативная группа партии зеленых, защитников природы решили создать электронный   справочник   «Биологические   помощники».   Не   хотите   ли   вы поучаствовать в пополнении этого справочника? (Да). ­     Как   нам   ликвидировать   последствия   пожара?   Что   нам   поможет   в   этом? (биологический помощник) Учащиеся   предлагают   различные   варианты   решения   проблемы. (биологические помощники). Появляется слайд с биологическими объектами:                           Учащиеся вместе с учителем решают какие биологические объекты могут помочь в ликвидации последствий пожара. Остается один организм – это лишайник.(учитель спрашивает учащихся: ­ А как лишайник поможет? Ребята не знают.) Следовательно тема нашего урока сегодня: Лишайники Чтобы определить помогут лишайники ликвидировать последствия пожара, что мы должны сделать? Какова наша цель? Цель:   узнать   особенности   строения   и   жизнедеятельности   и   создать   проект мультимедиа ресурса.   Учитель   спрашивает   учащихся:   _   Где   можно   получить   информацию   об интересующем нас организме? ­ учебник ­ справочники ­ Internet ­ школьная библиотека мультимедиа ­ энциклопедии С давних времен естествоиспытателей интересовали эти удивительные организмы. Русский естествоиспытатель Тимирязев называл их   симбиотическими организмами  растениями – сфинксами  первопроходцами  биологическими индикаторами Появляется слайд со свойствами организма                                     Учитель спрашивает: ­ Как нам работать? Добывать информацию всем классом или в группах?(группами) Давайте для мобильности  работы каждая группа возьмет себе одно свойство и соберет информацию, оформит проект слайда и нам представит свой продукт в виде устного доклада. Для работы в  Internet  и школьной библиотеке мультимедиа нам нужны координаторы.(выбирают)  Далее   работают   в   группах,   находят   информацию   и   оформляют   доклад.   После окончания   работы   каждая   группа   представляет   свой   доклад.   Координаторы добавляют, группы задают вопросы. На доске появляются 4 слайда, которые предложили группы:                          первопроход индикаторы Растения ­ сфинксы  симбиоз цы + информация координаторов Учитель предлагает сделать вывод по представленной информации, ­   изученный   биологический     объект   лишайники   будет   являться   биологическим помощников? (Да) ­  сможем ли мы ликвидировать  последствия пожара с помощью лишайников? (Да) ­ Какие теперь будут наши действия? Вывод: Природа сама ликвидирует последствия пожара, только ей не надо мешать. Итак давайте вернемся к целям нашего урока, мы их достигли? (да) Созданный нами проект мультимедиа ресурса пополнит электронный справочник «Биологические помощники». (да) Что нам нужно еще сделать?(создать электронный вариант) Д/З каждая группа создает электронный вариант. Оценка группы Мы хорошо с вами поработали, а теперь возьмите оценочные листы и оцените свою работу и работу группы , а потом сдайте я тоже оценю вашу работу.  Моя оценка 1 2 3 4 5 Еще нам надо оценить работу наших координаторов.(оценивают) Скажите сегодняшний урок пошел вам на пользу. (да) Спасибо всем. Оценка учителя Самоанализ  урока:  данный   урок   является   промежуточным   в   теме.   Урок изучения нового знания – тип урока. Цель урока:  создание   условий     для   открытия   нового   знания   –растительный   организм лишайники;  развитие   коммуникативных   компетенций,   рефлексивных   навыков, творческих   способностей,   логического   мышления,   способности   добывать информацию из различных источников;  воспитание потребности использовать полученную информацию для решения социально­значимых проблем. Для достижения цели решала в ходе урока задачи: 1. добиться,  чтобы   учащиеся   сумели   найти   нужную   информацию,   используя различные источники информации; 2. добиться, что бы поняли особенности строения лишайников, представив им флеш анимацию; 3. добиться, чтобы сумели увидеть значимость, полученной информации; Для формулирования темы урока учащимся был предложен видео ряд, просмотрев который нужно было ответь на вопрос, что произошло? Учащиеся пришли к выводу, что произошла экологическая катастрофа. И предложили способы ликвидации последствий катастрофы. Для выдвижения темы урока были   предложены   растительные   организмы,   из   которых   был   выбран   – лишайник. Учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока. Для   определения   цели   урока   мотивировала   учащихся   с   помощью ролевой игры, где сама выступала посредником между студентами ПГПУ и учащимися. Ребята включились   в игру и сформулировали цель урока:   ­ изучить особенности лишайников;    ­ создать проект электронного пособия «Биологические помощники; Для достижения цели урока использовала технологию метода проекта. Считаю, что все этапы я выдержала: 1. 2. 3. 4.   информации, проблема определена – действительно ли лишайники являются биологическими помощниками природы; деятельность   спланирована:   группы   работали   с   различными источниками нужную, систематизировали её в ходе поиска, оформляли в виде схемы; результат представлен. Каждая группа выступая довела до нас найденную ими информацию; по итогам работы каждый участник группы оценил свою работу и   работу   группы,   т.е.   провел   рефлексию.   Оценили   работу координаторов. выбирали     Так как время было ограничено, то по продолжительности проект был краткосрочным,   по   количеству   участников   групповым,   по   характеру контактов   внутренним,   по   жанру   творческим,   по   времени   проведения классно­урочным.   В   качестве   продукта   учащиеся   представили   проект будущего электронного ресурса. На уроке использовала элементы  ролевой игры для формулирования цели   урока.   (Учащиеся   справились.)   Метод   инструктажа   для   организации работы в группах, что помогло  учащимся правильно распределить роли в группе, и слажено работать. Метод демонстрации для формулирования темы урока,   метод   работы   с   источниками   информации,   что   позволило активизировать познавательную деятельность учащихся. В   качестве   источника   получения   знаний   мной   использовались словесные, наглядные и практические методы. Словесные: ­ для актуализации знаний на этапе планирования работы; Наглядные: ­ на этапе формирования вопроса; Практические:   ­  на   этапе   поиска   информации(работа   в  Internet  и библиотеке мультимедиа, которая является приложением к моему учебно­ методическому комплексу по биологии; По логике подхода использовала дедуктивный и аналитический метод. Дедуктивный:  нахождение взаимосвязи между внешними факторами, влияющими   на   строение   лишайника   и   приспособленность   его   к   данным условиям существования; Аналитический:  отбор   необходимой   информации   для   выявления особенностей лишайника и сопоставление с темой слайда(растения­сфинксы, природные   индикаторы,   растения­ первопроходцы).   симбиотические   организмы, Для   активизации   познавательной   деятельности   использовала исследовательский   метод,   когда   учащиеся     должны   были   используя различные источники информации, систематизировать материал, убедиться, что   он   будет   универсален   для   всех   школьников,   сжать   его.   (Учащиеся справились). В ходе урока использовала различные формы: ­  использовала фронтальную работу; ­   на   этапе   планирования   и   поиска   информации   групповую   и индивидуальную;  Использовала групповую работу, так как она является оптимальной для данного   содержания   материала   и   методов   обучения.   Она   позволила   мне включить всех учащихся в активную познавательную деятельность и при этом не допускать их перенапряжения. Содержание   данного   урока   отобрано   мною   в   соответствии   с программой   и   задачами   темы,   с   учетом   возрастных   особенностей   детей данного класса и их предполагаемых мною возможностей. Эффективности работы на уроке способствовало и соблюдение мною принципов обучения, воспитания и развития: ­ для определения содержания урока я руководствовалась принципом сознательности и активности, мне удалось связать ранее изученный материал с новым; ­   для   организации   успешной   поисковой   деятельности   учащихся руководствовалась  принципом  наглядности,  представив  видеоряд  в  начале урока и найденные слайд шоу учениками в процессе сбора информации про строение лишайников; ­   принципом   систематичности   и   последовательности   повторяя   ранее изученное, перешла к новому материалу; ­   принципом   прочности   –   сначала   формировала   интерес   к   вопросу, потом   +   отношение   и   только   тогда   предлагала   приступить   к   поиску информации об особенностях строения лишайников; ­   принципом   доступности   –   для   организации   работы   в   группе предлагала   сопоставить   информацию,   проанализировать   её   и   уже   от известных фактов найти неизвестное об особенностях лишайников; ­ принципом связи с практикой – для определения условий, влияющих на лишайники; Средствами обучения на уроке были учебники разных авторов: Сонин, Пономарева,   Пасечник;     справочные   материалы,   энциклопедии,     школьная библиотека мультимедиа, Internet. Оптимальный  результат урока выразился в хорошем качестве знаний умений и навыков. Практически все учащиеся справились с предложенной им работой,   продемонстрировали   прочное   владение   умениями   работать   с различными   источниками   информации.   Объем   материала   соответствовал программным требованиям. Считаю,   что   при   изложении   материала   присутствовала   логика, последовательность, высказывания были эмоциональными. В ходе работы в группе дети были внимательны друг к другу. Всё это свидетельствует о том, что реальный результат на прямую обеспечил достижение цели урока. На уроке я использовала компетентностно ­ ориентированный подход: личностно   ­   практикоориентированное   обучение   я   подразумевала   при постановке   цели,   выборе   содержания,   форм   и   методов,   которые   я использовала на уроке. Считаю, что мне это удалось. Всё это я рассматривала с точки зрения учета интересов учащихся данного возраста. Считаю, что мне это удалось. В ходе урока я формировала у учащихся:  коммуникативные   компетентности   (умение   правильно организовывать работу в группе)  информационные   (умение   работать   с   различными   источниками информации)  учебно­познавательные   (умение   поставить   цель,   найти   ответ   на возникший вопрос, провести рефлексию)  общекультурные (учащиеся при работе в группе принимали все точки зрения) В   ходе   урока   доминировали   вопросы   Почему?   Зачем?   Как?   Была организована работа в группе, причем поставила их перед выбором и они сами обосновали эффективность её работы. Присутствовала   творческая   продуктивность,   т.к.   учащиеся   создавали образовательный   продукт   в   виде   проекта   электронного   пособия.   А   я сопровождала, как итог работы каждой группы, чтением стихов по теме. В ходе всего урока управляла деятельностью учащихся. Таким образом:  содержание урока, я считаю, грамотно отобрано мною под цель   и   способствовало   развитию   специальных   и   общеучебных   навыков   у учащихся. Цель урока была достигнута. Результатом является проект будущего электронного пособия. Новое знание открыто. По моему мнению урок по результативности был проведен на высоком уровне.

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс

Урок "Лишайники" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017