УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 класс И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад». Закрепить знания о средствах художественной выразительности. ЗАДАЧИ: • формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся; • развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся; • воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Иконка файла материала 1 (86).docx
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 класс                                  И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД» ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А. Буниным и его  стихотворением «Листопад».  Закрепить знания о средствах художественной  выразительности. ЗАДАЧИ:    формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в  постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и  зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия  стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас  учащихся; развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения,  развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и  воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать  индивидуальные особенности учащихся;    воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к  наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать  радость общения с поэзией.                         ХОД УРОКА: Ι . Орг. момент. Придумано кем­то просто и мудро     При встрече здороваться «Доброе утро!»     Доброе утро солнцу и птицам,     Доброе утро улыбчивым лицам.     И каждый становиться добрым, доверчивым,     И доброе утро длиться до вечера!    ­ Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.       ­Мы начинаем урок литературного чтения. II .Введение в тему.  ­ Отгадайте загадку: Пусты поля,  Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью) – Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку? – Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)  III. Проверка домашнего задания ­ А теперь вы сами представите свою осень. Вы получили задание: подобрать  стихотворение об осен .  Дети рассказывают стихи.  Иллюстрации висят  на доске.  –Ребята, у вас прекрасные работы, у каждого своя осень.III.Сообщение темы . Вы очень умело заметили всю красоту, всю сказочность осени и очень удачно смогли  описать её. И, конечно, не обошлось без самого прекрасного осеннего явления. Разгадав ребус, мы узнаем, с каким стихотворением познакомимся на уроке. СЛАИД 1­2 – О каком явлении мы будем говорить на уроке? (листопад) – Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня на уроке мы  будем говорить о поэте и писателе, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение. ­ Откройте учебник и прочитайте имя и фамилию автора. ­ Мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые  картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение  поэта, познакомимся с новым литературным приёмом. Мы будем учиться быть  вдумчивыми и внимательными читателями. IV Работа по теме урока.    1.Сообщение заранее подготовленного ученика. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под  Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта  прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано  пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов.  Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные  языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и  стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных  русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал  лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные  произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8  ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище. ­ Что вы узнали об Иване Алексеевиче? – Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся) ­ Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились. « Сегодня так светло  кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»(3кл) 2 . Работа над стихотворением.  Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением его писал автор.   ­ Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу,  который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки? ­ Чем восхищается автор? 3.Повторное восприятие  ­ Прочитайте стихотворение вполголоса. Найдите непонятные слова.Встретились цвета. Давайте соотнесём название цвета и цвет (На доске вывешены 4цвета и  названия цветов­ лиловый, золотой багряный, лазурь) Лиловый ­ светло­фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки Багряный ­ красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли  багр от этого возникли названия багровый и багряный. Багряный ­ чистый, яркий алый цвет Лазурь ­ один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день. Терем ­ в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными  постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.  Вдова ­ одинокая женщина, у которой умер муж.  Завороженный ­ от слова ворожить (колдовать)  Завороженный тишиной ­ околдованный тишиной леса. 4. Анализ стихотворения. ­Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса.  Подумайте на сколько частей можно его разделить.  Чтение по частям с анализом. I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой» ­ Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок  таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный,  наблюдательный). Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес? Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой? ­ Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Какие деревья  использует автор при строительстве стен своего терема? ­Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса?  КАРТОЧКИ ПАРАМИ.  Итак, терем почти готов: стены ­ деревья, башни ­ ёлочки, резьба ­ берёзы с их жёлтыми  листочками. Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении? ­ Как называет автор окна? (оконца). О каком чувстве поэта это говорит? Где ещё можно  найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с  любовью).  ­ А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса. ­ Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи  почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме. ­ Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче  представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение). ­ Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение. ­ Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной" 2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки" 3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой" ­ Какое настроение вызывает у автора эта картина? Вывод по 1 части.  ­А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ)  ­ В каком образе предстала Осень? ­А чем же является лес для Осени? Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой». ( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо  угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа.) V Физкультминутка.  Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем классе листопад! IIчасть  ­Прочитайте вторую часть. 1.Найдите сравнения в этой части? КАРТОЧИ 2 . ПРОВЕРКА С ДОСКОЙ. 2.Найдите слово, которое повторяется несколько раз.  ­Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится).  Случайно ли это? ­ Какие слова­краски в этой части использует автор, чтобы описать осень? ­ Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса  (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток). ­ О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения? (автор грустит). ­ Как он пишет о тишине?  ­Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает  тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).  ­ Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину?  Так, значит, ничто не нарушает  эту тишину? (нет, нарушает). ­ Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье). ­Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).  ­Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"­ Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания  определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или  аллитерацией.) ­ Как же будете читать эти строчки? Почему? ­ Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я  представляю.) ­ А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел  показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро  измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк). ­ В каком образе выступает осень в этой части? 5.Работа над выразительностью чтения. КОНКУРС и САМООЦЕНКА 6. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г. Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Осень». ­Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не  только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть  краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. ­ Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана? ­Подберите к ней строчки из стихотворения. VI Итог урока – Что побудило Бунина, Левитана написать свои произведения? (КРАСОТА ОСЕННЕЙ  ПРИРОДЫ) Удалось ли нам проникнуться настроением, которое они хотели нам передать  своими произведениями? ­Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке? – Что показалось вам наиболее интересным? VII Рефлексия – Ребята,  как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока? – Я предлагаю нарисовать осеннее дерево (ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ) Красные и жёлтые ­ отличное настроение, зелёное – хорошее, синее – считаете, что что­то  не удалось и вы могли бы работать лучше. . VIII Домашнее задание Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и  нарисовать рисунок к этому отрывку. Это и будет ваше домашнее задание. А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на  парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх.

Посмотрите также