Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)
Оценка 4.7

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
21.03.2019
Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)
Открытый урок литературного чтения проведен в 4 классе на неделе начальных классов. Урок содержит речевую разминку, работу с пословицей, загадки, сведения об авторе, игру "Верю - не верю", разгадывание кроссворда, работа в парах, работа над произведением, рефлексивный этап урока, домашнее задание.
Урок чтения. 4 кл..docx
МБОУ – Богородицкая СОШ Урок чтения по теме: «Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени». 4 класс, УМК «Школа России» Разработала и провела:  Тимофеева Елена Васильевна , учитель начальных классов 1 категория Тема:  Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени» Цель: знакомство с творчеством Е.Л.Шварца. Задачи:  познакомить учащихся с жизнью и творчеством Е.Л.Шварца; изучить содержание «Сказки о потерянном времени»; развивать навык беглого выразительного чтения; учить   детей   бережно   относиться   к   своему   времени   и   времени других, ценить время; развивать мышление учащихся, расширять кругозор.       1. Организация начала урока. Ход урока. ­ Улыбнитесь гостям, друг другу. Пожелайте всем хорошей работы. Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании. Игра с песком. На вдохе наберите в руки воображаемый песок. Пальцы сильно сжаты в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрывая пальцы, высыпайте песок (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками.  Учитель. Песчинки сложились в секунды, Секунды сложились в минутки, Минутки сложились в часы. Так пробежали сутки, Время вперёд спешит. ­ Вот и мы не будем понапрасну терять время, начнём урок. 2. Самоопределение к деятельности. ­Мы закончили тему «Литературные сказки», какие сказки прочитали в данном разделе?  ­ Чем отличается литературная сказка от народной? ­Прочитайте загадки и отгадайте их.  Речевая разминка. Без ног и без крыльев оно, Быстро летит,                                          Не догонишь его.                          (Время) Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час,                                         А вы, друзья, не бейте нас.                          (Часы) ­Подумайте и скажите, как могут быть связаны между собою слова­отгадки? Делу время – потехе час. ­Как вы понимаете смысл пословицы? Учитель: ­ Так называется новый раздел, с которым нам предстоит  знакомство. ­О чём должны быть произведения в данном разделе? Как вы думаете? ­ Откройте учебник и посмотрите, чему нам предстоит научиться в этом разделе. Учитель: Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают  дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче,  сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся  экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни  важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. Иначе получится, как в сказке,  с  которой нам  предстоит познакомиться. ­   А   вот   с   каким   автором   мы   сегодня   познакомимся,   вам   предстоит   узнать,   отгадав кроссворд. Работа в группах 1. Кроссворд 1. Как звали обладательницу хрустальной туфельки? 2. Во что превратилась карета золушки, когда часы пробили 12? 3. Чьё сердце поразил ледяной осколок Снежной Королевы? 4. Как звали девочку, которая поспешила на помощь Каю? 5. Кто нашёл хрустальную туфельку Золушки? ­Фамилия  какого автора получилась в выделенных клетках? ­ Значит,  сегодня мы знакомимся с творчеством какого писателя?  ­Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно  проводит своё время, который попросту теряет его?  ­И это  случилось с детьми, учениками начальных  классов, из «Сказки о потерянном  времени» Евгения Шварца. ­ Сформулируйте тему урока. Определите цели и задачи. 3.         Изучение нового материала. а)  Знакомство с жизнью и творчеством Евгения Львовича Шварца. Портрет Е.Л.Шварца с датами жизни на доске. (ученики) Евгений   Шварц   вырос   в   маленьком   южном   городе   Майкопе.   Его   отец,   земский   врач, прекрасно   пел,   играл   на   скрипке.   «Словно   сошёл   со   страниц   чеховского   рассказа»,   – говорили о нём друзья Евгения. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.  Много   внимания     в   семье   уделялось   воспитанию   детей.   Мать   много   читала   им   вслух. Поначалу,   конечно,   сказки.   И   Женя   ужасно   боялся,   что   всё   плохо   кончится.   Если,   к примеру, он отказывался есть, мама начинала рассказывать ему сказку, в которой все герои попадали в безвыходное положение. «Доедай! – говорила ему мать, – а то все утонут». И мальчик доедал.  В Майкопе в то время было много интеллигенции, был прекрасный театр, библиотека. Здесь юный Шварц завёл друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь  В 1913 году он уезжает в Москву – учиться. Евгений поступает на юридический факультет народного   университета   Шанявского.   Но   юридические   науки   интересуют   его   гораздо меньше, чем московские театры. Через год он переводится на юридический же факультет Московского университета. Но вскоре бросает мало интересующую его юриспруденцию и поступает   в  Ростовскую   Театральную   мастерскую.   В   перерывах   между   номерами   он исполнял живые, весёлые сценки, которые писал сам.  В литературной среде его знали как «устного писателя» – прекрасного рассказчика,  автора шутливых стихотворений «к случаю», блестящего импровизатора. Друзья  Шварца не сомневались, что он станет писателем. А он всё не решался и не решался  писать что­то для публикации.  Стихи и рассказы Евгения Шварца охотно печатают все детские журналы и альманахи Ленинграда: «Воробей» (с 1925 г. – «Новый Робинзон»), «Советские ребята», «Октябрята» и,   конечно   же,   «Ёж»   («ежемесячный   журнал»)   и   «Чиж»   («чрезвычайно   интересный журнал»), в этих двух журналах он не только печатается, но и сотрудничает. Несмотря на то,   что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными.  Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.       Чтение сказки учителем и подготовленными учащимися. Евгений  Львович  Шварц. «Сказка о потерянном времени»    Словарная работа Окладистая борода  (широкая и густая) Керосиновая лампа  (лампа, освещающая при помощи керосина) Ходики  (небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями) Пола׳,   по׳лы    (нижняя   часть   раскрывающейся   спереди   одежды,   например,   полы пиджака) 4.         Беседа по первичному восприятию. ­Поделитесь своими впечатлениями о сказке. Как вы думаете, сумеют ли дети вернуть свои годы? ­Какие чувства вызвало у вас поведение ребят? 5.         Итог урока. Рефлексия. ­Скажите, какой раздел начали изучать? ­С творчеством какого писателя познакомились на уроке? ­Какое произведение Е.Л.Шварца читали на уроке? ­Чему научил вас урок? ­О чём заставил задуматься? ­ Какие ставили цели? Достигли их? – а вот как внимательно вы слушали сказку, я сейчас проверю. ­ Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли Вы, что…» Правила игры: 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.  2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».  3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «­» . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10       +   _    _    +    _    _ + _ + + Верите ли вы, что… 1. Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков. 2. Злые волшебники считали время на калькуляторе.  ( СЧЁТЫ) 3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро.  (4) 4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой. 5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще) 6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе.  ( Трамвае) 7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича. 8. Часы в доме волшебников называли часики.  ( Ходики) 9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону  77раз.           10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет  Самопроверка. Самооценка. ­ Оцените свою работу на уроке.  6.         Домашнее задание. ­Перечитать   ещё   раз   прочитанную   в   классе   часть   «Сказки   о   потерянном   времени»   и придумать своё продолжение сказки.

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Урок литературного чтения " Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2019