Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима - аукает..., "Берёза""
Оценка 4.6

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима - аукает..., "Берёза""

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
03.06.2018
Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима -  аукает..., "Берёза""
Конспект урок литературного чтения во 2 классе " С.А.Есенин "Поёт зима - аукает..., "Берёза"" составлен по программе Климановой в соответствии с требованиям ФГОС и предназначен для помощи учителям начальных классов в подготовке урока. К уроку предполагается презентация. Цель урока: - создать условия для ознакомления учащихся с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина; Задачи: (для познавательных УУД): - закреплять понятие олицетворения и метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; (для регулятивных УУД) - совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере сравнения картин и стихов; (для личностных УУД) - прививать любовь к родной природе. (для коммуникативных УУД) - развивать умение работать сообща.
сценарий урока.doc
ГБОУ ООШ пос.Ровно­Владимировка Урок чтения во 2­м классе по теме "С.А. Есенин. "Поет зима – аукает…", "Береза". Разработала:                                          учитель начальных классов                                                      Кольниченко Г.А. Цель урока:   ­   создать   условия   для   ознакомления   учащихся   с   краткой   биографией   и стихотворениями С.А. Есенина;     Задачи: (для познавательных УУД):  ­   закреплять   понятие   олицетворения   и   метафоры,   продолжать   формировать умение видеть образные языковые средства;  (для регулятивных УУД) ­   совершенствовать   умение   читать   стихотворное   произведение,   связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере сравнения картин и стихов;  (для личностных УУД) ­ прививать любовь к родной природе.  (для коммуникативных УУД) ­ развивать умение работать сообща. Оборудование:       ­ карточки с заданиями для работы в парах (см.приложение) ­ репродукция картины И. Грабаря "Февральская лазурь",  ­   толковый   словарь   С.И.   Ожегова,   учебник   для   2   класса   под   редакцией   Л. Климановой, В. Горецкого,  ­ для каждого чистые листы бумаги, карандаши или краски, ­ аудиозапись легкой музыки ­ 2 картинки с изображением птиц на кормушках и деревьев в снегу ­ презентация урока (компьютер, проектор, интерактивная доска) Используемые на уроке методы:  ­ Словесный и наглядный методы обучения. ­ Метод стимулирования и мотивации.                                     ­ Метод наблюдения и анализа произведений. ­ Метод стимулирования интереса к учению. ­ Метод создания нестандартных ситуаций. 1. Организационный момент.   СЛАЙД № 1 ЗИМА Ход урока Вот и прозвенел звонок, начинаем наш урок. Если селу ночью холодно стало, И ночь для него одеяло достала, Если снегом заботливо село одела. Какое время года прилетело?  Учащиеся отвечают: «Зима». 2. Речевая разминка и проверка домашнего задания.     Речевая разминка. Спит первый снег. Открыт букварь зимы, Его ещё не прочитали мы! Прочитайте стихотворение про себя. Почитайте, разделяя слова на слоги. Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос. Начните читать громко, постепенно переходя на шёпот. Прочитайте выразительно. Учащиеся читают хором в соответствии с заданиями. Проверка домашнего задания.  ­ А теперь покажите, как вы выполнили домашнее задание и научились выразительно читать   стихотворение   Ф.   Тютчева   "   Чародейкою   Зимою".   В   это   время   дети поработают   самостоятельно   по   карточкам   парами.   Им   нужно   найти   строки   из стихотворения, соответствующие смыслу предложений.  А мы потом их проверим.   Читают стих у доски 3 человека по блокам. Остальные работают в парах с заданиями на карточках (см. приложение №1) СЛАЙД №2  ­ Проверяем первую группу! ­   Читает   задание   один   ученик.   (Самое   холодное   время   года   охватило волшебством) ­ Второй ученик     зачитывает из Тютчева: "  Чародейкою Зимою, околдован, лес стоит". ­ Читает задание второй ученик (Раскалённое небесное светило бросает на лес свет). ­ Ученик отвечает из стиха: "Солнце зимнее ли мечет на него свой луч косой". ­Читает задание третий ученик. (Лес спит, видя колдовские сны). ­Ученик зачитывает: "Сном волшебным очарован" 3. Постановка цели урока        Слова учителя: Многие русские писатели и поэты любили зиму и великолепно о ней писали. Ребята, попробуйте услышать в стихотворении фамилию известного русского поэта. СЛАЙД № 3  (Учитель   зачитывает,   выделяя   голосом,   созвучия   с   фамилией   Есенин).  Какую фамилию услышали? Учащиеся отвечают: «Есенин». СЛАЙД № 4 ПОРТРЕТ ­ Поэт Николай Браун использовал в своём стихотворении приём звукописи. Как вы думаете, произведения какого автора будем сегодня изучать? Ответы учащихся  Да, сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина. 4. Изучение нового материала Рассказ учителя: ­ Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса  в  сельском  училище,  затем  церковно­учительскую  школу.  Он очень любил нашу русскую природу и воспевал её в своих стихах. СЛАЙД № 5  Тема урока: С.Есенин. "Поёт зима ­ аукает:", "Берёза".  Первичное чтение учителем стихотворения "Поёт зима ­ аукает:" Дети   слушают    учителя     ­ Понравилось ли вам стихотворение? Ответы детей ­ Какие картины вы увидели?  Учащиеся отвечают: «Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробушки жмутся к окну, замёрзли». Давайте вспомним, какие образные средства и приемы мы знаем? Олицетворение  –   поэтический   прием,   когда   предметы   неживой   природы изображаются как живые существа:  Метафора  – оборот речи, употребление слов в переносном значении, на основе сравнения и сходства.  СЛАЙД № 6 МЕТАФОРА. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Работа с текстом стихотворения. ­ Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете? Дети читают ­   Какие   образные   средства   использовал   поэт?     (Олицетворение  зима   –   аукает, баюкает,  и метафору (переносное значение)  мохнатый лес, придуманное слово ­ стозвон: звон 100 сосен.)  ­ Прочитайте следующие три строчки.  Учащиеся читают А какие приёмы вы здесь слышите?  (Олицетворение  облака – плывут с тоской глубокою и метафору (переносное значение) ­ седые облака) ­ Прочитайте строки о метелице и воробышках. (воробышки игривые…) ­ Как вы представляете себе воробушек? Предположения учащихся ­ Теперь я расскажу вам этот стих до конца (учитель читает стих до конца).  ­ Скажите, как нам надо помогать птицам зимой? Птицам зимой не страшен холод, а страшен ­ ...   (Дети добавляют: голод.)  Так сделаем птицам кормушки и будем их подкармливать. ­ Как вы считаете эта зима суровая или мягкая? Ответы детей ­ А у нас сейчас какая зима? ­ Как вы думаете. Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы ­ написать о метели, холодной вьюге или о воробушках?  Примерный ответ ­ Выразительное повторное чтение детьми. ­ Прочитайте так, чтобы вы смогли передать своё отношение к происходящему. Читают хорошо читающие дети. 5. Физкультминутка.  (с массажем спины для снятия мышечного напряжения, переутомления, поднятия эмоционального тонуса). Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам Гром. Гром, как из пушек, нынче праздник у лягушек Град, град, все под крышами сидят. Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин 6. Работа над стихотворением "Берёза"  Первичное чтение. ­ Прочитайте стих и определите, есть ли в нём непонятные слова. Читают хорошо читающие дети, затем выбираются непонятные слова СЛАЙД № 7 ОЖЕГОВ СЛОВАРЬ Объясним значение следующих слов: бахрома, кайма, заря, работая со словарём Ожегова. Учащиеся ищут значение слов в словаре  Беседа после чтения. ­ Понравилось ли вам стихотворение? ­ Чем это стихотворение напоминает сказку?  (берёзка – как живая) ­ Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем поэт их употребляет?  (пушистые ветки …) ­   Какие   ещё   выразительные   средства   сравнения   или   олицетворения   есть   в стихотворении?  Олицетворения ­ сонная тишина, лениво обходя, обсыпает. ­Любит ли Есенин зимнюю березу?  ­ Ребята, вам нравятся деревья в зимнем убранстве? ­А в осеннем, весеннем, летнем? Ответы учащихся А, чтобы деревья жили вечно давайте их беречь и охранять. Ведь охранять природу­это значит любить и охранять Родину.   Работа в группах над вопросами учебника. ­ Ребята, найдите в учебнике на с 197 вопросы 1 и 4. Обработайте их в парах. Учащиеся  отвечают  на вопросы  и рисуют  (под музыкальное  сопровождение) изображение берёзы. Затем учащиеся меняются рисунками с соседом по парте и делятся своими впечатлениями. Выразительное чтение стихотворения "Берёза". Читают 2 ученика. 7. Закрепление нового материала.  Слово учителя: ­ Сегодня на уроке мы научились замечать метафоры ­ переносное значение слов в стихотворениях и олицетворение – изображение предметов неживой природы как живых существ СЛАЙД № 8 ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ  Не только поэты, но и художники умеют красиво изображать зиму. Посмотрите на картину И. Грабаря "Февральская лазурь". ­ Что значит лазурь?  Это светло­синий цвет. ­ Какие чувства вызывает у вас эта картина?  Спокойствия, умиротворения, волшебства ­Послушайте, как сам художник Игорь Грабарь описал те февральские дни, когда он рисовал свою картину: "Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось   нечто   необычное.   Казалось,   что   она   праздновала   какой­то   небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.  Творческое задание. В роли художников сегодня вы уже были, теперь я предлагаю вам пробыть в роли писателей и составить рассказ по картинке. Работать будем в группах. Учащиеся работают в группах с картинками, на которых изображены птицы на кормушках, деревья в снегу. Затем зачитываются составленные рассказы. 8. Итог урока.   Со стихотворениями, какого поэта мы сегодня познакомились? Какие стихи прочитали? Что такое метафора? Олицетворение? Ответы детей. СЛАЙД № 9 НАЙДИ ЛИШНЕЕ Ученики должны назвать лишним ­ белый снег. Это не метафора! 9. Рефлексия. Что вы узнали на уроке? За что бы вы себя похвалили? Нарисуйте в своей тетради смайлик, отражающий ваше отношение к уроку. Само осмысление и самореализация. Ответы детей. 10. Домашнее задание. Выучить наизусть стих "Берёза". СЛАЙД № 10 СПАСИБО!

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима - аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима -  аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима - аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима -  аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима - аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима -  аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима - аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима -  аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима - аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима -  аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима - аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима -  аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима - аукает..., "Берёза""

Урок литературного чтения на тему" С.А.Есенин "Поёт зима -  аукает..., "Берёза""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018