Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Оценка 4.6

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Оценка 4.6
Презентации учебные +2
docx
русская литература
3 кл
11.01.2017
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Приложение к уроку литературного чтения автор Климанова, 3 класс Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
Публикация является частью публикации:
лев толстой Office Word.docx
Урок чтения в 3-м классе по теме "Л.Н. Толстой. Рассказ- быль "Лев и собачка" Цели урока:   Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о  жизни животных.  Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением.  Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль. Оборудование:  – презентация Microsoft Power Point – компьютер, проектор, экран; – портрет Л.Н.Толстого; – картинки льва и собачки; ­сердца с надписью “Самому доброму и чуткому” I. Организационный момент (слайд 1) Ход урока Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый  урок. Я уверена. Что вы  постараетесь быть активными и организованными учениками.Пусть этот день  несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.  Улыбнитесь друг другу и мне. II. Разминка  ­­ Учитель: Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое  искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого  чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.  Выолним зарядку для дыхании и для языка: 1.Упражнения , направленные на развитие четкости произношения: ­гудок приближается и удаляется «М­М­М…» ­Произнесите скороговорку на выдохе : Поезд мчится скрежеща ж,ш,ч,щ, 2. Упражнения, напрвленные на подготовку речевого аппарата: ­Мимическая гимнастика : грустно­весело… ­«Гусенок» ­ рот приоткрыт, язык двигается в быстром темпе вправо­влево. 3. Упражнения,связанные с развитием подвижности речевого  аппарата:ТАБЛИЦЫ ­проговорите четко  1) медленно                                     2) быстро Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся  предпосылкой правильного и безошибочного чтения: ­Слоговые таблицы; ­ Поисковые таблицы. Этап « Постановка цели и задачи урока»­ А сейчас прочитайте стихотворение про себя (слайд 2) Бедная собака – бросили её Старая собака – где её жильё? Злой хозяин, вредный, Выгнал за порог! Перед ней, бедной, Нет уже дорог. – Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение?  (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.) – А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. Учитель: – В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.  (слайд 3)Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и  довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы  заботитесь о них? (рассказы детей) – А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком?  Это первое прирученное им животное. А кто из вас был в зоопарке? Кто видел  льва? Что вы о нем можете рассказать. (слайд 4) Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с  короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела  достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и  слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное  смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это  могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. (слайд 5) . . Знакомство с новым произведением 1. Организация художественного восприятия произведения ­ Учитель: Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось  расставаться со своими любимцами?(ответы детей)  ­ Приходилось ли вам читать грустные произведения? - Из биографии какого писателя вы прочитали? Родился 9 сентября в имении Ясная поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье, графский титул был получен его предком одним из первых в России. В 1895 году открыл школу для крестьянских детей. В 1872 создал «Азбуку». Какому писателю принадлежат произведения, отрывки из которых я вам прочитаю? а) «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник». б) «Вы будете старыми и я вас буду из этой лохани кормить…»: так». (Отец и сыновья. Дед и внук.) Попытайтесь по ключевым словам узнать название произведения: верность, дружба, лев, собачка, Л.Н. Толстой. (слайд 7)  Учитель вывешивает на доске портрет Л.Н. Толстого. Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны".  (слайд 8)Прочитайте его про себя. ­ Что помогают понять эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить,  печалиться) Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке ( Влад, Вероника Ц.) 1. С царственной гривой, с гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко. Даже не думай встать на пути  С царской особой ты не шути. (Лев) (слайд 9) 2.Лежит – молчит,  Подойдёшь – заворчит. Кто к хозяину идёт Она знать даёт. (Собака) – Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? – О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой  собачке). ­ А иллюстрация? – Прочитайте слово под заголовком.( быль) ­  Что оно обозначает? Прочитайте – История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно,  в  далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой­нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том,  что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания,  сохранилась в нём до конца жизни. – А видел кто­ нибудь, как кормят зверей в зоопарке? Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными.и сегодня мы узнаем, что произошло в одном из таких зоопарков. Зная тему урока, поставьте цель урока. Определите, в чем предстоит  разобраться на уроке. Определить …(главную мысль произведения, его жанр) Учиться (Выразительно и грамотно читать) Развивать (Речь и мышление) Чтобы определить жанр произведения. Главную мысль, надо хорошо знать  содержание произведения. Во время чтения работаем с текстом с карандашом, отмечая известные вам знаки по ходу чтения. Это новое + Противоречит тому, что знал – Это я знал \/ Я хочу узнать больше? (Карточки вывешиваются на доске. Приложение 1) 3. Первичное восприятие текста. (Читают Петя, Оля, Женя Л.Или Вероника Б.) -­Понравилось вам чтение ребят? ­ Что понравилось? ­ Оцените их чтение.. Разбор знаков, которые ученики отмечали по ходу чтения Разбор лексического значения слов: зверинец, засов, подле, барин. 3. Беседа после первичного прослушивания Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных. - Прочитайте, как вела себя собачка, когда попала в клетку. - Какие чувства она испытывала? Какие слова нам помогли это понять? - Прочитайте, как вел себя лев. - Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? - Как жили лев и собачка? Какие события случились далее? - Как вел лев себя после смерти собачки? Подберите глаголы, которые помогают передать его состояние, чувства. (Перестал есть, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом, бился, метался, ревел, никого не подпустил, умер) _ Каким же был лев? _ Обоснуй свой ответ. - Почему лев не принял другую собачку? Почему лев умер? ФИЗМИНУТКА  Все ребята дружно встали Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.) V. Работа в группах. Организация художественного анализа текста 1) Перва группа (начало)( от слов: « В Лондоне показывали диких  зверей»… до слов : «Собачка легла на спину, подняла лапки и стала  перед львом на задние лапки.»  ­ Какие чувства вызвал поступок этого человека? Выслушиваются ответы детей. ­ Что собачка чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая,  беззащитная.) На доске ­ слово "тревога".(слайд 10) 2) Вторая группаот слв : «Лев тронул ее лапй и перевернул…» до слов :  «…лев оторвал кусок и оставил собачке.» ­ Я знаю, что вы любите читать. Что вы знаете о льве? ­ Какое это животное? (Хищник, царь зверей.) ­ Как ведет себя лев? Прочитайте. ­ Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделимся. Лев оторвал  кусок.) ­ Какое это чувство? (Забота.) На доске ­ слово "забота". Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча. 3)  Третья группа от слов : «Вечером, когда лев лег спать…» до слов:  «..лев ощетинился и зарычал» ­ Какие чувства испытывает собачка? (Вечером ... и положила свою голову.) ­ Как одним словом можно сказать, когда кто­то полагается на друга?  (Доверие.) На доске ­ слово "доверие". ­ Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в  дружбу. 4) Четвертая группа от слов :» Так прожили лев и собачка…» до слов:  «На шестой день лев умер» ­ Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.) На доске ­ слово "тоска". ­ Найдите слова, с помощью которых автор передает эту тоску? ­ Что лев не может понять? Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя  лев, когда собачка умерла. ­­Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они  у них по­разному. Лев ­ хищник. Он в ярости разрывает другую собаку. ­­Прочитайте два последних предложения. ­ Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом,  поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.) Люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности. Есть великолепные слова из сказки «Маленький принц», автор Де Сент Экзюпери: «Вы в ответе за тех, кого приручили». - А вы в ответе? Что значит быть в ответе за кого-то? ­ Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва  Николаевича Толстого чуткое сердце.) Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (слайд  11) (Чуткое сердце ­ отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце  ­ ледяное, спящее.) А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли  вы можете заметить боль, радость, печаль других людей? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами! VI. Работа с пословицами (слайд 12) – Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему? 1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат. 2. Храброму смерть не страшна. 3. Один за всех и все за одного. 4. Сила сломит всё, а ум силу. Этап « Работа над смыслом текста» VII. Работа в парах. Организация художественного творчества Творческие задания Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и  собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты  такой большой. Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но  добрый. – Какова же концовка рассказа? Почему? Ребята, а вы не задумывались над тем, что писатели пишут произведения с  печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы ­ печальную музыку. Зачем? (Чем больше  это произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль,  тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя  счастья в жизни.) Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость. 2. Рефлексия по табличкам. Было трудно. Все было понятно. Расскажу другим. Было интересно. (Приложение VIII. Итог урока – Так с каким же рассказом мы сегодня познакомились?  ­ Что вы взяли для себя? Для чего мы сегодня так подробно анализировали  этот текст? ­ Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа? (слайд 13) – Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите  делать добро. Учите состраданию. – А вот среди вас есть  такие ребята, которые умеют жалеть наших младших  бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить  их в трудный момент? – Значит у вас ребята большое и доброе сердце. Запомните, ребята (слайд 14) “Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека” – Разрешите мне подарить вам на память сердца с надписью “Самому доброму  и чуткому” IХ. Домашнее задание (слайд 15) Нарисовать плакат, посвященный защите животных. Попробуйте придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и  запишите её. Спасибо за урок!

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Скачать файл