Урок чтения в 3-м классе по теме "Л.Н. Толстой. Рассказ-
быль "Лев и собачка"
Цели урока:
Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о
жизни животных.
Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над
выразительным чтением.
Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.
Оборудование:
– презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
– портрет Л.Н.Толстого;
– картинки льва и собачки;
сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”
I. Организационный момент (слайд 1)
Ход урока
Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок. Я уверена. Что вы
постараетесь быть активными и организованными учениками.Пусть этот день
несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Улыбнитесь друг другу и мне.
II. Разминка
Учитель: Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое
искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого
чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик
подтяните.
Выолним зарядку для дыхании и для языка:
1.Упражнения , направленные на развитие четкости произношения: гудок приближается и удаляется «МММ…»
Произнесите скороговорку на выдохе : Поезд мчится скрежеща ж,ш,ч,щ,
2. Упражнения, напрвленные на подготовку речевого аппарата:
Мимическая гимнастика : грустновесело…
«Гусенок» рот приоткрыт, язык двигается в быстром темпе вправовлево.
3. Упражнения,связанные с развитием подвижности речевого
аппарата:ТАБЛИЦЫ
проговорите четко 1) медленно
2) быстро
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся
предпосылкой правильного и безошибочного чтения:
Слоговые таблицы;
Поисковые таблицы.
Этап « Постановка цели и задачи урока»
А сейчас прочитайте стихотворение про себя (слайд 2)
Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед ней, бедной,
Нет уже дорог.
– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение?
(Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)
– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
Учитель: – В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.
(слайд 3)Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и
довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы
заботитесь о них? (рассказы детей)
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком?
Это первое прирученное им животное. А кто из вас был в зоопарке? Кто видел
льва? Что вы о нем можете рассказать. (слайд 4)
Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с
короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела
достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и
слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное
смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это
могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. (слайд 5)
. . Знакомство с новым произведением
1. Организация художественного восприятия произведения
Учитель: Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось
расставаться со своими любимцами?(ответы детей)
Приходилось ли вам читать грустные произведения?
- Из биографии какого писателя вы прочитали?
Родился 9 сентября в имении Ясная поляна Тульской
губернии в знатной дворянской семье, графский титул был
получен его предком одним из первых в России. В 1895 году
открыл школу для крестьянских детей. В 1872 создал
«Азбуку».
Какому писателю принадлежат произведения, отрывки из
которых я вам прочитаю?
а) «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не
слушались. Вот он велел принести веник».
б) «Вы будете старыми и я вас буду из этой лохани
кормить…»: так». (Отец и сыновья. Дед и внук.) Попытайтесь по ключевым словам узнать название
произведения: верность, дружба, лев, собачка, Л.Н. Толстой.
(слайд 7)
Учитель вывешивает на доске портрет Л.Н. Толстого.
Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны".
(слайд 8)Прочитайте его про себя.
Что помогают понять эти слова?
(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить,
печалиться)
Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке
( Влад, Вероника Ц.)
1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев) (слайд 9)
2.Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)
– Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
– О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой
собачке).
А иллюстрация?
– Прочитайте слово под заголовком.( быль)
Что оно обозначает? Прочитайте
– История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в
далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какойнибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том,
что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания,
сохранилась в нём до конца жизни.
– А видел кто нибудь, как кормят зверей в зоопарке?
Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными.и сегодня
мы узнаем, что произошло в одном из таких зоопарков.
Зная тему урока, поставьте цель урока. Определите, в чем предстоит
разобраться на уроке.
Определить …(главную мысль произведения, его жанр)
Учиться (Выразительно и грамотно читать)
Развивать (Речь и мышление)
Чтобы определить жанр произведения. Главную мысль, надо хорошо знать
содержание произведения.
Во время чтения работаем с текстом с карандашом,
отмечая известные вам знаки по ходу чтения.
Это новое +
Противоречит тому, что знал –
Это я знал \/
Я хочу узнать больше? (Карточки вывешиваются на доске.
Приложение 1)
3. Первичное восприятие текста. (Читают Петя, Оля, Женя
Л.Или Вероника Б.)
-Понравилось вам чтение ребят?
Что понравилось?
Оцените их чтение..
Разбор знаков, которые ученики отмечали по ходу чтения Разбор лексического значения слов: зверинец, засов, подле, барин.
3. Беседа после первичного прослушивания
Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не
рассказал об их переживаниях подробно. Но он много
написал о поведении этих животных.
- Прочитайте, как вела себя собачка, когда попала в клетку.
- Какие чувства она испытывала? Какие слова нам помогли
это понять?
- Прочитайте, как вел себя лев.
- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
- Как жили лев и собачка? Какие события случились далее?
- Как вел лев себя после смерти собачки? Подберите глаголы,
которые помогают передать его состояние, чувства.
(Перестал есть, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя
хвостом, бился, метался, ревел, никого не подпустил, умер)
_ Каким же был лев?
_ Обоснуй свой ответ.
- Почему лев не принял другую собачку?
Почему лев умер?
ФИЗМИНУТКА
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.) И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
V. Работа в группах. Организация художественного анализа текста
1) Перва группа (начало)( от слов: « В Лондоне показывали диких
зверей»… до слов : «Собачка легла на спину, подняла лапки и стала
перед львом на задние лапки.»
Какие чувства вызвал поступок этого человека?
Выслушиваются ответы детей.
Что собачка чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая,
беззащитная.)
На доске слово "тревога".(слайд 10)
2) Вторая группаот слв : «Лев тронул ее лапй и перевернул…» до слов :
«…лев оторвал кусок и оставил собачке.»
Я знаю, что вы любите читать. Что вы знаете о льве?
Какое это животное? (Хищник, царь зверей.)
Как ведет себя лев? Прочитайте.
Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделимся. Лев оторвал
кусок.)
Какое это чувство? (Забота.)
На доске слово "забота".
Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча.
3) Третья группа от слов : «Вечером, когда лев лег спать…» до слов:
«..лев ощетинился и зарычал»
Какие чувства испытывает собачка? (Вечером ... и положила свою голову.)
Как одним словом можно сказать, когда ктото полагается на друга?
(Доверие.)
На доске слово "доверие". Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в
дружбу.
4) Четвертая группа от слов :» Так прожили лев и собачка…» до слов:
«На шестой день лев умер»
Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)
На доске слово "тоска".
Найдите слова, с помощью которых автор передает эту тоску?
Что лев не может понять?
Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя
лев, когда собачка умерла.
Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они
у них поразному. Лев хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.
Прочитайте два последних предложения.
Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом,
поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)
Люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И
поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности,
преданности. Есть великолепные слова из сказки «Маленький
принц», автор Де Сент Экзюпери: «Вы в ответе за тех, кого
приручили».
- А вы в ответе? Что значит быть в ответе за кого-то?
Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва
Николаевича Толстого чуткое сердце.)
Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (слайд
11) (Чуткое сердце отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце
ледяное, спящее.) А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли
вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?
Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!
VI. Работа с пословицами (слайд 12)
– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?
1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.
Этап « Работа над смыслом текста»
VII. Работа в парах. Организация художественного творчества
Творческие задания
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и
собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при
первой встрече?
Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты
такой большой.
Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но
добрый.
– Какова же концовка рассказа? Почему?
Ребята, а вы не задумывались над тем, что писатели пишут произведения с
печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают
печальные картины, а композиторы печальную музыку. Зачем? (Чем больше
это произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль,
тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя
счастья в жизни.)
Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость. 2. Рефлексия по табличкам.
Было трудно.
Все было понятно.
Расскажу другим.
Было интересно. (Приложение
VIII. Итог урока
– Так с каким же рассказом мы сегодня познакомились?
Что вы взяли для себя? Для чего мы сегодня так подробно анализировали
этот текст?
Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа? (слайд 13)
– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите
делать добро. Учите состраданию.
– А вот среди вас есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших
бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить
их в трудный момент?
– Значит у вас ребята большое и доброе сердце. Запомните, ребята (слайд 14)
“Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”
– Разрешите мне подарить вам на память сердца с надписью “Самому доброму
и чуткому”
IХ. Домашнее задание (слайд 15)
Нарисовать плакат, посвященный защите животных.
Попробуйте придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и
запишите её.
Спасибо за урок!
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.