Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
11.01.2017
На протяжении урока использовались аудиозаписи для прослушивания сказки. Дети узнали много нового об А.С Пушкине. В сказке разобраны непонятные для детей слова: столбовая дворянка, светёлка, откуп, простофиля, невежа, корысть, ветхая, пуще. В конце урока дети составляли цепочку событий происходивших в сказке
Сказка о рыбаке и рыбке конспект.doc
Урок литературного чтения в 4 классе
по теме: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели:
создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного отношения к
художественному слову; совершенствования навыка выразительного
чтения;
героев,
характеризовать авторское отношение к героям;
развития умения составлять характеристику
способствовать развитию
речи, памяти, внимания, познавательной
активности, творческих способностей детей; расширению словарного запаса;
создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти,
хитрости, жадности; бережного отношения ко времени, к своему здоровью,
природным богатствам; привития интереса к творчеству А.С. Пушкина.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение. 4 класс» автор И.М.Стремок
презентация к теме урока
карточки для рефлексии.
1. Организационный момент
Ход урока
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
Друг на дружку посмотрели.
Желаю быть активными на уроке, хорошего настроения, успеха в предстоящей
работе.
2. Проверка домашнего задания
Над каким рассказом вы работали дома?
Кто автор этого рассказа? На сколько частей поделили этот рассказ?
Как назвали 1ю часть? Как назвали 2ю и 3ю часть?
Краткий пересказ 1й и 2й части рассказа.
3. Актуализация знаний учащихся
Сегодня мы начинаем работу над новым разделом. Откройте учебник на с. 28 и
зачитайте, как называется наш раздел.
Как вы думаете, о чём пойдет речь в этом разделе?
Здесь мы будем знакомиться со сказками, написанными великими авторами. На какие две группы делятся все известные вам сказки?
(Сказки бывают народные, а бывают авторские.)
Чем авторская сказка отличается от народной?
(Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения
с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор,
который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.)
Догадайтесь, о ком идёт речь, прочитав ключевые слова из одного очень известного
произведения:
Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.
Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Действительно, это строки из произведения А.С.Пушкина. Его перу принадлежит
великое множество книг.
4. Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы будем знакомиться со “Сказкой о рыбаке и рыбке”,
проследим за сюжетом, поговорим о главных героях сказки…
5. Изучение нового материала
Что вы знаете об этом человеке? (Он писал сказки, стихотворения)
Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель. Давайте познакомимся с его
жизнью и творчеством подробнее.(слайд – портрет)
Родился он в Москве, в богатой семье. Первым маленький Пушкин выучил
французский язык, так было принято в то время. Русскому языку его научил немец –
Шиллер. В доме отца было много книг. И страсть к чтению развилась в нём рано – лет с
восьми или девяти. Будучи воспитан на французском языке, Пушкин принялся за
французские книги. Он читал без устали день и ночь. В 9 лет Александр уже сочинял
стихи, но на французском языке. Только лишь, когда учился в лицее, Пушкин начал
писать стихи порусски.
С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень любил
её Пушкин. И одно из первых стихотворений он посвятил няне. Няня знала много
сказок и песен. Саша часами слушал, как она пела и рассказывала сказки. Многие
сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.
Но его любознательность, страсть к чтению сохранилась до конца жизни. Потому и не
удивительно, что он был одним из самых образованнейших людей своего времени. Я просила вас вспомнить сказки Пушкина и принести книги из домашних библиотек.
У нас получилась прекрасная выставка книг.
А вы знаете, сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6 из них одну не закончил)
Давайте их перечислим:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. «Сказка о царе Салтане…»
3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
4. «Сказка о золотом петушке»
5. «Сказка о попе и его работнике Балде»
6. «Сказка о Медведихе»
Поднимите руку те, кто знает сказку о рыбаке и рыбке?
Вы поможете, сегодня нам на уроке, т. к. разговор у нас будет именно об этой сказке.
Послушаем запись с чтением сказки, для того, чтобы понять все строки гениального
поэта, нам надо провести словарную работу. В тексте сказки вам встретятся
следующие слова….
Невод большая сеть для ловли рыбы.
Корысть выгода, польза.
Невежа грубый, невоспитанный человек
Простофиля глуповатый человек, разиня.
Землянка дом, вырытый в земле, очень старый.
Ветхая – очень старая.
Откуп – плата
Кликать звать
Пуще больше
Светёлка светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Столбовая дворянка дворянка старинного и знатного рода.
Вы следите глазками в книге. Ответите на вопрос Почему старуха осталась у
разбитого корыта?
Назовите персонажей сказки
Физкультминутка
Предлагаю вам немного отдохнуть там, где жили старик и старуха, на берегу моря
Можно ли назвать море действующим лицом сказки?
Почему старик отпустил рыбку?
Что можно сказать о характере старика?
Что можно сказать о характере старухи?
Как менялось море с каждым приходом старика? (проследите по тексту)
Как изменялись желания и требования старухи?
Почему рыбка выполняла требования старухи? Кому сочувствует автор сказки? Что ему нравиться в старике?
Чему учит сказка?
6. Закрепление изученного материала
Для того, чтобы выяснить, насколько вы справились с задачами урока, предлагаю
собрать «цепочку событий» (приложение 1)
Обменяйтесь карточками, проверьте задание, глядя на экран, и исправьте ошибки
любым цветным карандашом.
7. Итог урока
Урок хочется закончить стихотворением, которое как нельзя лучше подходит к теме
урока:
Пушкина сказки нужны до сих пор!
Приходит к ребятам его Черномор,
Лебедь – царевна плывёт по волнам,
Князь комаром летит к небесам.
Что же я сказки рассказывать стала?
Каждый сегодня их здесь повстречал.
Так Пушкина сказки читайте всегда!
Пусть на полках они не стоят никогда!
Какая из пословиц, повашему мнению, подойдёт к сказке Пушкина, которую мы
читали? Поясните своё мнение.(на слайде)
Много захочешь—последнее потеряешь.
Много желать—добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Перечитать сказку
Ответить на вопросы 18
Научиться читать выразительно любой отрывок
8. Домашнее задание
1)
2)
3)
4)
9. Рефлексия
Оцените свою работу.(на карточках)
1. На уроке я работал: С интересом/ без интереса
2. Материал урока мне был: Полезен / бесполезен
3. Домашнее задание мне кажется: Интересным / неинтересным
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.