Исследовательская работа "Алдар Косе - лучший герой казахских сказок"
Оценка 5

Исследовательская работа "Алдар Косе - лучший герой казахских сказок"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русская литература
4 кл
06.01.2017
Исследовательская работа "Алдар Косе - лучший герой казахских сказок"
Вся работа.doc

                                                 Введение

Со сказками мы знакомы с раннего детства. Сказки нам читали родители, бабушки и дедушки.  Потом мы научились читать сами и прочитали немало сказок на казахском и русском языках.

Скажите а, Вы очень любите сказки?

Мы любим сказки, потому что - это особый волшебный мир.

С древних времен сказки были частью жизни человека. Они возникли в незапамятные времена. Рассказывание сказок было распространенным увлечением. Их любили и дети и взрослые. В сказочных приключениях и сказочных образах народ воплощал все свои мечты. Казахский народ любил и любит сказки. Бывало, как только стада или табуны располагались на ночлег, как только заканчивался заполненный трудом и заботами день, у вечерних костров, у очагов юрт собирались усталые, наработавшиеся за день пастухи и их семьи. И тогда, после ужина начиналось рассказывание сказок. Какой - нибудь бывалый сказочник заставлял слушателей то замирать от страха, то заливаться громким смехом, то грустить вместе со сказочными героями. Забывался тяжелый труд под знойным степным солнцем, пропадала усталость. Сказка наполняла душу верой в человека, обогащала, украшала жизнь.

В мире много сказок 
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло

Объект исследования:  казахские народные сказки

У казахского народа есть два любимых героя, которым посвящено большое количество сказок. Один из них  безбородый шутник Алдар.

Предмет исследования:  Алдар Косе как герой казахских народных сказок

Цель: познакомиться с культурным наследием казахского народа (на примере народных сказок). Определить роль Алдара Косе в казахских народных сказках.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:  

1.     Изучить значение слов «Алдар», «Косе».

2.     Узнать кто такой Алдар Косе.

3.     Определить каким был герой казахских сказок Алдар Косе.

4.     Узнать, существовала ли на самом деле Алдар Косе или это вымысел.

5.     Сделать вывод по проделанной работе.

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы

     анализ изученной  литературы;

     поиск информации в Интернете

     проведение опроса

     чтение казахских народных сказок

     просмотр мультфильмов

     обобщение полученных данных

Гипотеза:  если мы подробнее познакомимся с этим персонажем, то узнаем какой он, положительный или отрицательный герой сказок.

Практическое применение данной работы возможно на уроках литературного чтения, внеклассного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Значение слов «Алдар»,«Косе»

Сказки сочинялись в глубокой древности. Они передавались из уст в уста. В казахской народной сказке отражены мечты и чаяния народа, народные идеалы, которые возвышают человека, дают веру в свои силы, в будущее, увлекают достижимостью того, что кажется вроде бы невозможным. Есть сказки, в которых рассказывается о бедных и богатых, о том, как простые люди оказываются умнее богатых. Такие сказки называются социально-бытовыми.

В чем отличие бытовой сказки от волшебной?

В бытовой сказке отсутствуют чудеса , нет волшебных предметов, чудесных помощников. В таких сказках высмеиваются лень, жадность, глупость, невежество. Они лаконичны, выразительны, в них содержится юмор.

Персонажем бытовой сказки является Алдар-Косе.

Кто  же такой Алдар-Косе? Почему героя назвали Алдаром? Мы побеседовали с учителем казахского языка Уркией Калиевной для того чтобы выяснить, что означает имя нашего героя? [Приложение] Выяснили, что буквально его имя означает: Алдар-обманщик, Косе-безбородый. 
Отец Алдара — Алдан был бедным. Всю жизнь он пас байских овец. Утомленный тяжелой работой Алдан был в состоянии есть только лежа.

Так прошло много времени, но бывает и у бедняков в жизни радость. Послал аллах Алдану сына.

— Я назову моего мальчика Алдаром, ведь он родился во времена, когда развелось много мошенников. Может быть, он не позволит обманывать себя,— сказал Алдан. Убаюкивая сына, посланного ему на старости лет аллахом, Алдан жаловался:

Много их, плутов, развелось, мальчик мой.

Нету честным от них житья.

Не найдя справедливости, мальчик мой,

Не признал законы и я.

Я измучен насилием, мальчик мой.

За народ всей душой скорбя,

Чтобы стал ты заступником, мальчик мой,

Я Алдаром назвал тебя.

Что означает слово Косе после имени героя сказки?

Когда Алдар стал взрослым, оказалось, что у него не растет борода. Поэтому его и прозвали Косе, что означает "безбородый".

1.2 Анкета

Чтобы определить читают ли ребята начальной школы сказки, что знают о Алдар Косе, каким героем его считают,  учащимся было предложено ответить на несколько вопросов: 

1. Любите ли вы читать сказки?

2. Читали ли вы казахские народные сказки?

3.  Знаете ли вы героя казахских сказок Алдара-Косе?

4. Каким вы себе его представляете?

5. Где он живет?

6.  Чем занимается?

 [Приложение 1]    

На первый вопрос из 46 человек положительно ответили все.

Ответ на второй вопрос показал, что не все читают казахские народные сказки и знают кто такой Алдар Косе. 5 человек не знают этого героя

Многие учащиеся считают его добрым, смелым, защитником слабых, хитрецом. Но есть ребята, которые считают что Алдар Косе злой герой. Вывод: результаты анкеты показали, что необходимо расширить знания учащихся о Алдар Косе

1.3 Кто такой Алдар Косе

Алдар-Косе был заступником бедняков, хитрым и добрым смельчаком. Он постоянно обводил вокруг носа богатых баев, не боясь вступать в спор с самим чертом. Глупцы, скупцы и злодеи жестоко наказывались им.

Когда Алдар-Косе спросили о возрасте, он сказал : Видел я десять козлят, да двадцать волков, да тридцать медведей, да сорок львов, затем пятьдесят тучных баранов, за ними шестьдесят спутанных и семьдесят стреноженных лошадей, потом восемьдесят тухлых яиц и наконец девяносто черных курганов, меж которых протекал мутный ручей.

А как звали этого человека на самом деле, да и жил ли он вообще, никто точно не скажет, но в каждом казахском ауле, в каждой юрте на высокогорном джайлау об Алдар-Косе говорят как о своем хорошем знакомом.  Рассказывают о нем по — разному, но все сходятся на том, что был он беден и добр, ненавидел угнетателей народа, боролся с несправедливостью и помогал обиженным.

Для того, чтобы узнать о истории возникновения персонажа и жизни казахского народа, я обратилась к учителю истории Кульнар Ораловне. [Приложение]      

Испокон веков по бескрайним просторам кочевали казахи, перегоняя скот с летних выпасов на зимние, с зимних на летние. В степях и на горных пастбищах – джайляу – паслись бесчисленные отары овец, гурты крупного рогатого скота, табуны лошадей. Однако в старые времена казахи не заготовляли корма: круглый год находился скот на подножном корму. Если не было буранов, не было гололедицы – скот сохранялся, стада и отары прибывали. Но в год бескормицы – джута – погибал скот, беднел, нищал, голодал народ. Когда имевший многие тысячи голов скота бай или хан терял половину, он оставался баем или ханом, но когда имевший скота меньше, чем пальцев на руках, терял последнюю овцу – он или обречен был на гибель, или становился бесправным батраком.

Но казахский народ никогда не мирился с угнетением, с несправедливостью, с нищетой. То тут, то там вспыхивали бунты, восстания, однако они жестоко подавлялись. Возникали среди казахской бедноты мечты о национальном герое, освободителе, спасителе. И значит, Алдар-Косе выражает непосредственно национальный характер казахов — смелость для восстания, нетерпимость к попиранию прав, признание истинного благородства, готовность бороться за справедливость, доброта, народная мудрость, чувство юмора. Вот так и возник образ Алдара-Косе, прославленного героя казахских сказок –  заступнике бедных, чьи весёлые проделки служат и поучением и утехой для простого народа. Мы видим Алдара-Косе побеждающим бая Шигайбая, могучего и жестокого Алаша-хана, и даже самого шайтана. Его образ помогал народу в трудные для него времена и как бы говорил: пусть ты бедняк, пусть ты слаб, но не складывай рук, не сдавайся, никогда не унывай – борись! И тогда ты победишь. А вместе с тобой, если ты действительно служишь своему народу, своей родине, а не, как бай, своему желудку и своему карману, тогда вместе с тобой победит мудрость и правда, ибо за ними – справедливость и сила. Ну, а когда приходит победа, тогда, как говорится в одной из сказок:

Ходят кони по долине – хорошо!Ходят овцы по полыни – хорошо!Скачут козы по утёсам – хорошо!Спят коровы по откосам – хорошо!На кокпек-траве верблюдам хорошо!И в аулах добрым людям хорошо!

1.4 Актуальность героя

Имя героя сказок Алдар Косе известно каждому не только казахстанцу, но и жителю Средней Азии. Он пользуется всенародной любовью. Народная мудрость и чувство юмора казахского народа нашли свое отражение в герое национального фольклора Алдаре-Косе. В качестве доказательства можно привести короткую притчу «Алдар-Косе и дьявол».

 Алдар-Косе подружился с дьяволом. И вот решили они вместе посеять пшеницу. Когда пшеница поспела, Алдар-Косе сжал ее и обмолотил, солому сложил в одну кучу, а зерно — в другую. Затем он позвал дьявола и спросил:
—  Какую ты кучу возьмешь: большую или маленькую? Дьявол решил взять побольше:
—  Дай мне большую!
Алдар-Косе с удовольствием отдал дьяволу солому,  а себе взял зерно.

Имя Алдар – Косе широко известно среди молодежи.  Снято несколько фильмов (в т.ч. фильм «Алдар- Косе» 1988 года; фильм «Алдар-Косе» 2010-2011гг.) и мультфильмов, много раз упоминался в литературе.

Национальный банк Казахстана с 20 августа 2011 года ввел в обращение монету «АЛДАР-КӨСЕ».

1.5.  Существовал ли на самом деле Алдар Косе?

Конкретных данных о непосредственном времени жизни Алдара-Косе нет, и упоминается он только в литературных источниках без указания конкретных дат или событий, позволяющих установить какие-либо конкретные сроки. Считается, что он - собирательный образ, кропотливо созданный сознанием простого угнетаемого народа.  В те времена простой народ постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев. Поэтому казахский народ остро нуждался в человеке, который защитил бы их от вседозволенности и произвола алчных богачей.

Это добрый и очень интересный персонаж. Ассоциируется с казахским Робином Гудом, но его оружие не лук и стрелы, а ум и слово Он был своевременно создан народом. А главное, народ создал его веселым и находчивым.

Я думаю Алдар Косе  существует!  Он  существует  в  сознании  людей… Если  не  будет  этих  сказочных  героев,  то  дети  будут  расти без  воображения,  без  способностей,  без  талантов.

Сказка  учит  детей  вере!  И  если  мы  не  будем  верить,  то  не  сможем жить,  не  сможем  ничего  в  жизни  сделать.

Алдар - Косе  - сказочный герой, но  «сказка ложь, да  в ней намёк, добрым молодцам урок!» Сказки нам напоминают, что добро и зло живут в жизни рядом, но добро всегда побеждает.

 

 

 

Заключение

                Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес.  Одно из чудес – это то, что казахские народные сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Алдара Косе. В облике «хитреца» присутствует определенное обаяние, иначе, чем еще объяснить его популярность у маленьких и больших читателей?

В ходе исследовательской работы нами проанализировано множество народных сказок, в которых  действующим лицом является Алдар Косе, выявлено его значение в сказках. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

     Алдар Косе – вымышленный сказочный персонаж, его собирательный образ, кропотливо создан сознанием простого угнетаемого народа;

     Имя свое он получил от отца «Чтобы стал ты заступником, мальчик мой,  я Алдаром назвал тебя»;

     В сказках Алдар-Косе был заступником бедняков, хитрым и добрым смельчаком;

     По мнению юных читателей, Алдар Косе – персонаж положительный;

     Образ Алдара Косе настолько ярок, что к его интерпретации обращается множество кинематографов, художников, скульпторов и других деятелей искусства.

Таким образом, Алдар Косе – один из самых ярких образов казахского фольклора, литературы и культуры.

Знания, полученные из книг, материалов Интернета помогли мне достичь поставленной цели.

Я попробовала свои силы в проведении анкетирования среди школьников и самое главное, я расширила свои знания, свой кругозор.

Список использованной литературы

1.Казахские народные сказки. –  «Аруна», 2008.

2.Сказки народов мира. – «Жазушы», 1980.

3.Казахские народные сказки– М.: Гослитиздат , 1952.

Интернет - источники:

4. http://vseskazki.su/narodnye/kazahskie-skazki/khitryj-aldar-kose.html

5. http://el.kz/m/articles/view/content-30199

6. http://namba.kz/serials/serial.php?id=371

7. http://kivvi.kz/search


Скачано с www.znanio.ru

Введение Со сказками мы знакомы с раннего детства

Введение Со сказками мы знакомы с раннего детства

Предмет исследования: Алдар

Предмет исследования: Алдар

Значение слов «Алдар»,«Косе»

Значение слов «Алдар»,«Косе»

Я измучен насилием, мальчик мой

Я измучен насилием, мальчик мой

Когда Алдар-Косе спросили о возрасте, он сказал :

Когда Алдар-Косе спросили о возрасте, он сказал :

Вот так и возник образ Алдара-Косе, прославленного героя казахских сказок – заступнике бедных, чьи весёлые проделки служат и поучением и утехой для простого народа

Вот так и возник образ Алдара-Косе, прославленного героя казахских сказок – заступнике бедных, чьи весёлые проделки служат и поучением и утехой для простого народа

Имя Алдар – Косе широко известно среди молодежи

Имя Алдар – Косе широко известно среди молодежи

Заключение Где живет сказка?

Заключение Где живет сказка?

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Скачать файл