Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".
Оценка 5

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
20.03.2017
Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".
Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан". Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.Задачи: обучающая - расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан»; познакомить учащихся с особенностями поведения животных; учить делить текст на сюжетные линии, совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научно-познавательного текста; развивающая – развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения; развивать познавательный интерес к животному миру, наблюдательность; воспитывающая – воспитывать любовь к животным, волевые черты характера, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.Конспект
Методическая разработка.doc
Урок литературного чтения в 4 классе \Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан". Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление. Задачи: обучающая ­  расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан»; познакомить учащихся с особенностями поведения животных; учить делить текст на сюжетные линии,  совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научно­познавательного текста; развивающая  –   развивать   умение   определять   последовательность,   причинность,   смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах   их   поведения;  развивать   познавательный   интерес   к   животному   миру, наблюдательность;  воспитывающая –  воспитывать любовь к животным,    волевые черты характера,  бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.    Планируемые результаты:  предметные:  умения   прогнозировать   содержание   произведения,   читать   вслух   с ­ постепенным   переходом   на   чтение   «про   себя»,   воспринимать   на   слух   художественное   и научно­познавательное произведение; ­ метапредметные:  Р­формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работ на уроке. П­анализ   художественного   и   научно­познавательного   текста,   выделение   в   нем   основной мысли, поиск необходимой информации в учебной справочной книге. К­ответы   на   вопросы   на   основе   художественного   текста   учебника,   осмысление   правил взаимодействия в паре и группе.  ­Личностные:  привитие   нравственных   ценностей   (любовь   к   природе,   животным,   малой родине, родителям, уважение к старшим). Тип урока: комбинированный. Оборудование:   книга   “Литературное   чтение”,   художественные   книжки   С.   Маршака, М.Пришвина,   Д.   Мамина­Сибиряка,   В.   Бианки,   проиллюстрированные   Е.И.   Чарушиным, портрет писателя Е. И. Чарушина,  презентация к уроку. I. II. Организационный момент.  Работа экспертной группы.  Речевая разминка (Слайд №1) ­У нас  будет работать экспертная группа, которая  проведет небольшое исследование  и расскажет   нам  о   творчестве   Е.Чарушина.     (Дети   рассматривают   книги   С.Маршака, М.Пришвина,   В.Бианки,   Д.Мамина­Сибиряка,   проиллюстрированные   Е.Чарушиным, отвечают на вопросы, делают вывод.) ­Рассмотрите книжки на столе. ­Кто написал эти произведения? ­Кто нарисовал иллюстрации? I. II. ­Сравните ваши ответы, сделайте вывод.  Речевая разминка (Слайд №1)  Опускается туман. Просыпается кабан, Роет землю у реки, Точит острые клыки. III.Знакомство  с  Е.И.Чарушиным,  автором рассказа “Кабан”. ­( слайд №2). ­Сегодня мы познакомимся с творчеством Евгения Ивановича Чарушина. Сообщения учащихся.  Евгений Иванович Чарушин  родился в 1901 году в старинном городе Вятке (ныне Киров) в семье архитектора.   Отец часто брал сына в свои поездки по Вятской губернии, которая в те годы была покрыта лесами   и богата зверями и птицами. Мальчик пережил вместе   с   отцом   в   этих   путешествиях   настоящие   приключения,   попадая   даже   в   опасные ситуации   (им   приходилось   уходить   от   преследования   волчьей   стаи.)   Мать   привила   сыну любовь к музыке, научила его понимать природу, животных. Евгений Чарушин был разнообразно одаренным человеком: обучался игре на скрипке, имел актерские способности, пробовал изобретать, сочинять стихи. Но вначале избрал дорогу отца: поступил на живописный (значение слова «живопись» посмотреть в толковом словаре) факультет Ленинградской Академии художеств и  успешно закончил в 1926 году. Маленький   мальчик   Женя   очень   любил   животных.   В   доме   у   них   водились   кошки, собаки, голубка с перебитым крылом, которую он лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Женя понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны. На день рождения отец дарил сыну книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал   себя   великим   путешественником,   знаменитым   ученым   и   бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо мальчик рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах   и   видел   в   жизни.   Все   детские   впечатления   помогли   потом   Евгению   Ивановичу Чарушину в его творчестве. ­Какие произведения Евгения Ивановича вы читали? (Обращение  к выставке книг) Дополнение учителя. ­Закончив Ленинградскую Академию художеств, Чарушин стал художником – анималистом. ­Кто сможет объяснить, что означает слово анималист? (Если ребята не знают, нужно воспользоваться толковым словарем) Анималист – художник, рисующий животных.(слайд 3)­  (слайд 4)  За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую  медаль Лейпцигской международной выставки детской книги.  ­Давайте представим себя сейчас посетителями на выставке художника. На нашей выставке вы   видите   разных   симпатичных   малышей   и   взрослых   зверей.   (слайд   5)   Особенно    любил Чарушин изображать звериных детенышей ­ пушистых, мягких и еще совсем беспомощных. Ему хотелось, чтобы ребята смотрели на них и учились понимать природу.  ­Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы? (На улице, в цирке, в зоопарке) ­Какие умения должен иметь художник­анималист? (Умение рисовать, умение наблюдать за животными, за их повадками) ­Да, действительно... Однажды он работал в зоосаде (слайд 6) – рисовал животных. И вот, что  с ним произошло…  IV. Формирование новых знаний и умений. 1. Прогнозирование событий.  ­Давайте прочитаем название рассказа. («Кабан»)  ­ Можем ли мы по названию догадаться, о чем будет говориться в тексте? ­Что вы знаете о кабане? (слайд 7, ответы детей) (Кабан  – это крупное хищное и опасное животное с мощными клыками,   обитающее в лесах.   Тело покрыто густой щетиной, щеткой.   Продвигаются кабаны по лесу гуськом: впереди   –   самый   сильный.   Летом     по   ночам   добывают   пищу,   днем   отлеживаются   в тенистых зарослях, а зимой ­ наоборот). ­Посмотрите на иллюстрацию (с. 98).  ­О   чем   это   произведение,   судя   по   иллюстрации?   Мы   проверим   ваши   предположения, прочитав рассказ. 2. Словарная работа. ­Но сначала разберем слова, которые вам могут быть непонятны в этом рассказе. (слайды 8­9) Подберите синонимы к словам Баловство (шалость) Унимать (успокаивать) Сшибить (сразить, побить) Буянить (скандалить) Стегать (бить, подгонять) Объясните значение слов: Зоосад  (зоологический сад, в котором живут звери и птицы) Студень (холодец) Щетина (жёсткая прямая шерсть) Гуськом (один вслед другого) Небоскреб (высокий многоэтажный дом) 3.  Первичное чтение  4. Беседа после чтения. ­Какое впечатление произвел рассказ? ­В какой момент вы волновались? ­Что вызвало улыбку? ­Оправдались ли наши предположения? ­Кто рисует животных? (Е.Чарушин) ­О каких животных упоминает Е.И.Чарушин? Перечислите.  ­Найдите описание  оленя­марала. (слайд 10) Олень­марал ­ это крупный сибирский олень с большими рогами. ­Что пишет Чарушин о ягуаре?  (слайд 11) Ягуар ­ хищное млекопитающее семейства кошачьих. ­Найдите описание медведя.   (слайд 12) Гималайский медведь­губач ­ семейство млекопитающих отряда хищных. Имеет короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух.  Губы у него голые и могут сильно выпячиваться (отсюда название), образуя подобие хоботка. ­Что делает слон?  (слайд 13) Слон­ семейство млекопитающих отряда хоботных. К этому семейству в наше время  относятся наиболее крупные наземные млекопитающие. ­Чем заняты волки?  (слайд 14) Волки­ хищное млекопитающее семейства псовых. ­Журавли?  (слайд 15) Журавли­красавки – птица, обитающая в степной зоне России. Серый журавль­ крупная птица, обитающая в Европе и Азии. ­Как выглядят кабаны? ­  Какое   качество   помогло   писателю   так   подробно   описать   этих   животных? (Наблюдательность) ­Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше? 5. Физминутка­импровизация (пантомима).     ­Представьте, что наш класс превратился в тот самый зоосад, а вы в животных, описанных  в рассказе. Где мы были – мы не скажем, о ком читали – мы покажем. Каждый из ребят изображает животное, меняя свою изначальную позу так, чтобы тело  напоминало задуманное животное из числа тех, которые описаны в рассказе. (Дети вместе с учителем отмечают самые удачные превращения.) 6. Анализ произведения. ­Чем занимался в зоосаду автор? ­В какое время происходит событие?  ­Что вы узнали нового и интересного о животных? (Можно прочитать)     ­Что нарушило безмятежное спокойствие художника?  ­Какие слова из текста подтверждают это?     ­Сколько кабанов вырвалось на свободу? ­Чем кабаны напугали автора? ( Сжевали краски. ) ­Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте. ­Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?  ­Кто выручил его? ­Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. (Простыми свиньями.)      ­Почему автору стало стыдно?  ­Что значит  «ручные» кабаны? ­Как вы думаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? ­Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие    животные? ­ ­Что пережил Чарушин после встречи с кабаном? (Потрясение) ­Найдите подтверждение в тексте.    7. Работа с иллюстрацией (с.98). ­Какой эпизод изображен на с.98? Найдите этот отрывок. Прочитайте выразительно. V. Применение полученных знаний и умений. 1. Конструирование рассказа. Коллективная работа. ­Сейчас мы будем конструировать этот рассказ. ­Что значит конструировать? (Из частей собирать целое) 1) Экспозиция. (слайд 16). (Вступление, помещается в начале произведения.) ­С чего начинается рассказ? “Я рисую животных. Рано”… “Только звери в клетках да я”. 2) Завязка. (Развитие событий.) ­Какие интересные сюжеты наблюдал автор в зоосаду? “Рисую я оленя марала, Сережку”. 3) Кульминация. (Момент наивысшего напряжения в развитии действия.) ­Когда вам было особенно страшно при чтении рассказа? Почему? “Хрустнуло что­то сзади. Оглянулся…”, “…вспотел я со страху”. 4) Развязка.  (Окончание действия.) ­Чем все закончилось? “Маленький парнишка забежал в кабанью толпу и стегает кабанов хворостиной”. … “Стыдно  стало. Кабаны­то ручные!” 2. Составление плана.  ­Как можно озаглавить 1­ю часть?  Работа в парах. ­2­ю, 3­ю и 4­ю части озаглавьте сами, работая в паре.  ­ У меня получился вот такой план. (слайд 17) План. 1. Утро в зоосаду. 2. Наблюдение за обитателями зоосада. 3. Опасные кабаны идут толпой. 4. Простые свиньи. VI. Домашнее задание (на выбор).(слайд 18) 1. Прочитать рассказ “Кабан”, попробовать свои силы в качестве художника­анималиста,  нарисовав иллюстрации к  этому произведению. 2. Приготовить пересказ прочитанной истории по плану от 1 лица. VII. Подведение итогов урока.  ­Произведение “Кабан” смешное или поучительное? Почему? Что полезного вы вынесли из  этой истории? ­Какие пословицы подходят к этому рассказу? (слайд 19) Трус своей тени боится. Душа в пятки ушла. У страха глаза велики. Дело мастера боится. Кто дрожит, тот и бежит. ­Как их можно связать с содержанием рассказа? ­Почему взрослый человек испугался кабанов? ­Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему? (Он не знал, что кабаны ручные. А дикие кабаны очень опасны. Об этих животных вы можете  почитать научно­познавательную справочную литературу.) ­ С каким чувством автор вспоминает эту историю? (Добродушно­насмешливо, с юмором.) ­Е.Чарушин – не только художник –анималист, но и художник слова: наблюдательный,  ироничный, понимающий и любящий природу. (Слайд 20) VIII.Рефлексия.  ­Предлагаю вам заполнить анкету: 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был (слайд 21) Молодцы! активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2017