Методическая разработка урока литературы по теме "Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан". Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.Задачи: обучающая - расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан»; познакомить учащихся с особенностями поведения животных; учить делить текст на сюжетные линии, совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научно-познавательного текста; развивающая – развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения; развивать познавательный интерес к животному миру, наблюдательность; воспитывающая – воспитывать любовь к животным, волевые черты характера, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.Конспект
Иконка файла материала Методическая разработка.doc
Урок литературного чтения в 4 классе \Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан". Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление. Задачи: обучающая ­  расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан»; познакомить учащихся с особенностями поведения животных; учить делить текст на сюжетные линии,  совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научно­познавательного текста; развивающая  –   развивать   умение   определять   последовательность,   причинность,   смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах   их   поведения;  развивать   познавательный   интерес   к   животному   миру, наблюдательность;  воспитывающая –  воспитывать любовь к животным,    волевые черты характера,  бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.    Планируемые результаты:  предметные:  умения   прогнозировать   содержание   произведения,   читать   вслух   с ­ постепенным   переходом   на   чтение   «про   себя»,   воспринимать   на   слух   художественное   и научно­познавательное произведение; ­ метапредметные:  Р­формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работ на уроке. П­анализ   художественного   и   научно­познавательного   текста,   выделение   в   нем   основной мысли, поиск необходимой информации в учебной справочной книге. К­ответы   на   вопросы   на   основе   художественного   текста   учебника,   осмысление   правил взаимодействия в паре и группе.  ­Личностные:  привитие   нравственных   ценностей   (любовь   к   природе,   животным,   малой родине, родителям, уважение к старшим). Тип урока: комбинированный. Оборудование:   книга   “Литературное   чтение”,   художественные   книжки   С.   Маршака, М.Пришвина,   Д.   Мамина­Сибиряка,   В.   Бианки,   проиллюстрированные   Е.И.   Чарушиным, портрет писателя Е. И. Чарушина,  презентация к уроку. I. II. Организационный момент.  Работа экспертной группы.  Речевая разминка (Слайд №1)­У нас  будет работать экспертная группа, которая  проведет небольшое исследование  и расскажет   нам  о   творчестве   Е.Чарушина.     (Дети   рассматривают   книги   С.Маршака, М.Пришвина,   В.Бианки,   Д.Мамина­Сибиряка,   проиллюстрированные   Е.Чарушиным, отвечают на вопросы, делают вывод.) ­Рассмотрите книжки на столе. ­Кто написал эти произведения? ­Кто нарисовал иллюстрации? I. II. ­Сравните ваши ответы, сделайте вывод.  Речевая разминка (Слайд №1)  Опускается туман. Просыпается кабан, Роет землю у реки, Точит острые клыки. III.Знакомство  с  Е.И.Чарушиным,  автором рассказа “Кабан”. ­( слайд №2). ­Сегодня мы познакомимся с творчеством Евгения Ивановича Чарушина. Сообщения учащихся.  Евгений Иванович Чарушин  родился в 1901 году в старинном городе Вятке (ныне Киров) в семье архитектора.   Отец часто брал сына в свои поездки по Вятской губернии, которая в те годы была покрыта лесами   и богата зверями и птицами. Мальчик пережил вместе   с   отцом   в   этих   путешествиях   настоящие   приключения,   попадая   даже   в   опасные ситуации   (им   приходилось   уходить   от   преследования   волчьей   стаи.)   Мать   привила   сыну любовь к музыке, научила его понимать природу, животных. Евгений Чарушин был разнообразно одаренным человеком: обучался игре на скрипке, имел актерские способности, пробовал изобретать, сочинять стихи. Но вначале избрал дорогу отца: поступил на живописный (значение слова «живопись» посмотреть в толковом словаре) факультет Ленинградской Академии художеств и  успешно закончил в 1926 году. Маленький   мальчик   Женя   очень   любил   животных.   В   доме   у   них   водились   кошки, собаки, голубка с перебитым крылом, которую он лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Женя понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны. На день рождения отец дарил сыну книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал   себя   великим   путешественником,   знаменитым   ученым   и   бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо мальчик рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах   и   видел   в   жизни.   Все   детские   впечатления   помогли   потом   Евгению   Ивановичу Чарушину в его творчестве.­Какие произведения Евгения Ивановича вы читали? (Обращение  к выставке книг) Дополнение учителя. ­Закончив Ленинградскую Академию художеств, Чарушин стал художником – анималистом. ­Кто сможет объяснить, что означает слово анималист? (Если ребята не знают, нужно воспользоваться толковым словарем) Анималист – художник, рисующий животных.(слайд 3)­  (слайд 4)  За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую  медаль Лейпцигской международной выставки детской книги.  ­Давайте представим себя сейчас посетителями на выставке художника. На нашей выставке вы   видите   разных   симпатичных   малышей   и   взрослых   зверей.   (слайд   5)   Особенно    любил Чарушин изображать звериных детенышей ­ пушистых, мягких и еще совсем беспомощных. Ему хотелось, чтобы ребята смотрели на них и учились понимать природу.  ­Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы? (На улице, в цирке, в зоопарке) ­Какие умения должен иметь художник­анималист? (Умение рисовать, умение наблюдать за животными, за их повадками) ­Да, действительно... Однажды он работал в зоосаде (слайд 6) – рисовал животных. И вот, что  с ним произошло…  IV. Формирование новых знаний и умений. 1. Прогнозирование событий.  ­Давайте прочитаем название рассказа. («Кабан»)  ­ Можем ли мы по названию догадаться, о чем будет говориться в тексте? ­Что вы знаете о кабане? (слайд 7, ответы детей) (Кабан  – это крупное хищное и опасное животное с мощными клыками,   обитающее в лесах.   Тело покрыто густой щетиной, щеткой.   Продвигаются кабаны по лесу гуськом: впереди   –   самый   сильный.   Летом     по   ночам   добывают   пищу,   днем   отлеживаются   в тенистых зарослях, а зимой ­ наоборот). ­Посмотрите на иллюстрацию (с. 98).  ­О   чем   это   произведение,   судя   по   иллюстрации?   Мы   проверим   ваши   предположения, прочитав рассказ. 2. Словарная работа. ­Но сначала разберем слова, которые вам могут быть непонятны в этом рассказе. (слайды 8­9) Подберите синонимы к словам Баловство (шалость) Унимать (успокаивать) Сшибить (сразить, побить) Буянить (скандалить) Стегать (бить, подгонять) Объясните значение слов: Зоосад  (зоологический сад, в котором живут звери и птицы)Студень (холодец) Щетина (жёсткая прямая шерсть) Гуськом (один вслед другого) Небоскреб (высокий многоэтажный дом) 3.  Первичное чтение  4. Беседа после чтения. ­Какое впечатление произвел рассказ? ­В какой момент вы волновались? ­Что вызвало улыбку? ­Оправдались ли наши предположения? ­Кто рисует животных? (Е.Чарушин) ­О каких животных упоминает Е.И.Чарушин? Перечислите.  ­Найдите описание  оленя­марала. (слайд 10) Олень­марал ­ это крупный сибирский олень с большими рогами. ­Что пишет Чарушин о ягуаре?  (слайд 11) Ягуар ­ хищное млекопитающее семейства кошачьих. ­Найдите описание медведя.   (слайд 12) Гималайский медведь­губач ­ семейство млекопитающих отряда хищных. Имеет короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух.  Губы у него голые и могут сильно выпячиваться (отсюда название), образуя подобие хоботка. ­Что делает слон?  (слайд 13) Слон­ семейство млекопитающих отряда хоботных. К этому семейству в наше время  относятся наиболее крупные наземные млекопитающие. ­Чем заняты волки?  (слайд 14) Волки­ хищное млекопитающее семейства псовых. ­Журавли?  (слайд 15) Журавли­красавки – птица, обитающая в степной зоне России. Серый журавль­ крупная птица, обитающая в Европе и Азии. ­Как выглядят кабаны? ­  Какое   качество   помогло   писателю   так   подробно   описать   этих   животных? (Наблюдательность) ­Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше? 5. Физминутка­импровизация (пантомима).     ­Представьте, что наш класс превратился в тот самый зоосад, а вы в животных, описанных  в рассказе. Где мы были – мы не скажем, о ком читали – мы покажем.Каждый из ребят изображает животное, меняя свою изначальную позу так, чтобы тело  напоминало задуманное животное из числа тех, которые описаны в рассказе. (Дети вместе с учителем отмечают самые удачные превращения.) 6. Анализ произведения. ­Чем занимался в зоосаду автор? ­В какое время происходит событие?  ­Что вы узнали нового и интересного о животных? (Можно прочитать)     ­Что нарушило безмятежное спокойствие художника?  ­Какие слова из текста подтверждают это?     ­Сколько кабанов вырвалось на свободу? ­Чем кабаны напугали автора? ( Сжевали краски. ) ­Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте. ­Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?  ­Кто выручил его? ­Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. (Простыми свиньями.)      ­Почему автору стало стыдно?  ­Что значит  «ручные» кабаны? ­Как вы думаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? ­Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие    животные? ­ ­Что пережил Чарушин после встречи с кабаном? (Потрясение) ­Найдите подтверждение в тексте.    7. Работа с иллюстрацией (с.98). ­Какой эпизод изображен на с.98? Найдите этот отрывок. Прочитайте выразительно. V. Применение полученных знаний и умений. 1. Конструирование рассказа. Коллективная работа. ­Сейчас мы будем конструировать этот рассказ. ­Что значит конструировать? (Из частей собирать целое) 1) Экспозиция. (слайд 16). (Вступление, помещается в начале произведения.) ­С чего начинается рассказ? “Я рисую животных. Рано”… “Только звери в клетках да я”. 2) Завязка. (Развитие событий.) ­Какие интересные сюжеты наблюдал автор в зоосаду? “Рисую я оленя марала, Сережку”. 3) Кульминация. (Момент наивысшего напряжения в развитии действия.) ­Когда вам было особенно страшно при чтении рассказа? Почему?“Хрустнуло что­то сзади. Оглянулся…”, “…вспотел я со страху”. 4) Развязка.  (Окончание действия.) ­Чем все закончилось? “Маленький парнишка забежал в кабанью толпу и стегает кабанов хворостиной”. … “Стыдно  стало. Кабаны­то ручные!” 2. Составление плана.  ­Как можно озаглавить 1­ю часть?  Работа в парах. ­2­ю, 3­ю и 4­ю части озаглавьте сами, работая в паре.  ­ У меня получился вот такой план. (слайд 17) План. 1. Утро в зоосаду. 2. Наблюдение за обитателями зоосада. 3. Опасные кабаны идут толпой. 4. Простые свиньи. VI. Домашнее задание (на выбор).(слайд 18) 1. Прочитать рассказ “Кабан”, попробовать свои силы в качестве художника­анималиста,  нарисовав иллюстрации к  этому произведению. 2. Приготовить пересказ прочитанной истории по плану от 1 лица. VII. Подведение итогов урока.  ­Произведение “Кабан” смешное или поучительное? Почему? Что полезного вы вынесли из  этой истории? ­Какие пословицы подходят к этому рассказу? (слайд 19) Трус своей тени боится. Душа в пятки ушла. У страха глаза велики. Дело мастера боится. Кто дрожит, тот и бежит. ­Как их можно связать с содержанием рассказа?­Почему взрослый человек испугался кабанов? ­Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему? (Он не знал, что кабаны ручные. А дикие кабаны очень опасны. Об этих животных вы можете  почитать научно­познавательную справочную литературу.) ­ С каким чувством автор вспоминает эту историю? (Добродушно­насмешливо, с юмором.) ­Е.Чарушин – не только художник –анималист, но и художник слова: наблюдательный,  ироничный, понимающий и любящий природу. (Слайд 20) VIII.Рефлексия.  ­Предлагаю вам заполнить анкету: 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был (слайд 21) Молодцы! активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно

Посмотрите также