Урок литературы "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"( 9 класс)
Оценка 5

Урок литературы "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"( 9 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
30.05.2017
Урок литературы "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"( 9 класс)
Урок-презентация по литературе с использованием групповых методов работы, опережающим заданием, проблемными вопросами, средствами ИКТ. Такой формат урока позволяет охватить довольно большой объем информации, которую дети находят самостоятельно и презентуют своим одноклассникам. Индивидуальные и групповые задания позволяют включить в работу каждого ученика.
Открытый урок по литературе в 9 классе на тему.doc
Открытый урок по литературе в 9 классе на тему: «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина» Подготовила учитель  русского языка и литературы  МОУ «Гимназии №4» г. Подольска  Морщакина Марина Викторовна Образовательные цели: 1. познакомить с любовной лирикой поэта; 2. изучить факты биографии А.С.Пушкина. Личностно­ориентированные: 1. развивать творческие способности учащихся; 2. сформировать мотивацию к обучению и познанию; 3. сформировать целостно­смысловые установки; 4. создать условия для активации личностного опыта учащихся в восприятии состояния  человека в эмоционально­напряженные моменты жизни, заставить задуматься над  многогранностью чувства любви. Метапредметные: 1. учить критически мыслить и принимать взвешенные решения; 2. формировать навыки самостоятельной и групповой работы; 3. формировать информационные компетентности; 4. формировать навыки публичного выступления; 5. развивать логическое мышление. I. Вступительное слово учителя. Ход урока Пушкин ­ самое жизнерадостное имя русской литературы.    А. С.Пушкин ­ «солнце нашей поэзии»       ­ЧТО ДВИЖЕТ СОЛНЦЕ ? ЛЮБОВЬ – вот, что движет солнце. ­А какие ассоциации вызывает у вас это слово? Нарисуйте его. Фаза урока «Вызов»: А действительно ли у Пушкина любовь и поэзия­ родные сестры?   связывавших его с возлюбленными. В шедеврах пушкинских  говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях,  Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделён А.С.Пушкин, был  один, особый — талант любви. Любовные стихи Пушкина многочисленны и разнообразны в радуге чувственных  переживаний: от лёгкой, порой шутливой влюблённости, до все сжигающей страсти. Они  посвящены женщинам, которыми Пушкин, как «все поэты—любви мечтательной друзья»,  увлекался.  Судьбы этих женщин и их взаимоотношения с Пушкиным интересны именно потому, что  рассказ о них позволяет лучше понять, почувствовать светлую пушкинскую лирику и личность  самого поэта. Как говорит академик Д.Лихачев, «мы удесятеряем силу поэзии, когда узнаём жизнь  поэта». Перелистаем несколько страниц «биографии сердца» поэта.  II. Фаза урока «Осмысление»: Знакомство с адресатами любовной лирики. А )Выступление первой группы Первая любовь… Она пришла к 16­летнему лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньке  Бакуниной, 20­летней фрейлине императрицы. «Она была стройна, грациозна, с живыми тёмными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела  танцевать, недаром часто избиралась царицей бала». «Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской  молодёжи». Влюблённый лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один «в лицейской келье», давал волю чувствам на страницах дневника. О, милая, повсюду ты со мной! Но я уныл и втайне я грущу! На протяжении всего 1816 г. Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной всё своё поэтическое вдохновение, весь  пыл своего сердца. Двадцать два стихотворения с «бакунинским мотивом» ­своего рода энциклопедия юной любви. Лицей окончен. Друзья расстаются трогательно и душевно. В альбом Ивану Пущину поэт вписывает  прощальные стихи об их первой любви и Бакуниной: … Что было и не будет вновь… И с тихими тоски слезами Ты вспомни первую любовь. Мой друг, она прошла… Учитель: В период южной ссылки две женщины вошли в жизнь поэта, оставив прекрасный след  и в его душе, и в лирике,—Амалия  Ризнич и Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Б) Презентация группы об Амалии Ризнич. В) Презентация группы о Елизавете Воронцовой. Жена одесского генерал­губернатора Елизавета Ксаверьевна Воронцова была, по свидетельству писателя В.А.  Сологуба, «одной из совершеннейших женщин своего времени. Все её существо было проникнуто такою мягкою,  очаровательною, женственной грацией, такой приветливостью, таким неукоснительным изяществом, что легко себе  объяснить, как такие люди, как Пушкин, и многие другие, без памяти влюблялись в Воронцову…» Г) Презентация группы о Марии Николаевне Раевской. Одна из замечательных женщин своего времени ­ Мария Николаевна Раевская. Пушкин был дружен с её семьёй. Её своеобразная прелесть, тонкое обаяние внушили Пушкину особое сокровенное чувство, которое он пронёс через всю жизнь. В последний раз Пушкин видел Марию Николаевну в 1826г. перед её отъездом в  Сибирь.  Д) Презентация группы о Екатерине Николаевне Ушаковой. Преданный друг поэта и большая почитательница его таланта ­ Екатерина Николаевна Ушакова.  Е) Рассказ об А.П.Керн. Петровне Керн. В Михайловском Пушкин создал одно из лучших своих лирических произведений – послание к Анне  Переложенное на музыку Михаилом Ивановичем Глинкой, очарованного дочерью Анны Петровны,  стихотворение превратилось в романс—восторженный, «сладостный гимн любви». Учитель: Вырвавшись осенью 1826 г. Из Михайловского заточения, поэт тепло был  принят в просвещённой семье президента Академии художеств А.Н. Оленина, где царила живая  и обаятельная Аннет. Ж) Презентация об А.Н.Олениной По свидетельству современников Анна Алексеевна в то время была назначена фрейлиной к императрицам;  при дворе считалась одной из выдающихся красавиц, выделяясь кроме того, блистательным и игривым умом и  особенно любовью ко всему изящному. Пушкин увлёкся ею бурно и мучительно, о чём свидетельствуют не только  прекрасные стихи «Её глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и вы», но и рисунки профиля Аннет на полях  поэмы «Полтава» и надписи «A.O., Annette Olenine», «Annette Pouchkine»; недвусмысленно свидетельствующие о  желание Пушкина связать с ней свою судьбу. Предложение поэта было отклонено. Сыграли свою роль и равнодушие самолюбивой, избалованной  девушки, и репутация Пушкина как политически неблагонадёжного человека, и, наконец, мнение семьи Олениных:  «Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и не был богат». Прощание с уходящей любовью нашло отражение в знаменитой  элегии, выделяющееся высотой  нравственного чувства, взлётом его души, его любви, стоящей на грани самоотречения. Чтение стихотворения «Я вас любил…» 1829 г. Учитель:  От плена изящной Олениной поэта избавила юная Наталья Николаевна  Гончарова, поразившая Пушкина царственной, гармоничной и одухотворённой красотой. З) Презентация группы о Н.Н. Гончаровой. Любовь в поэзии А.С.Пушкина—это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство,  облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, она дар жизни. Любимая  представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образ». Я думаю, познакомившись с любовной лирикой А. С. Пушкина, вы согласитесь с мнением В.Г. Белинского:  «Есть всегда что­то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное, грациозное во всяком чувстве Пушкина.  Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Поэт дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к такому бесценному дару судьбы, как любовь. III. Фаза урока «Рефлексия» Работа с тетрадями: ­ Так что же такое ЛЮБОВЬ для Пушкина? ­Всегда ли она одинакова? ­ Действительно ли она сестра поэзии?  Любовь для Пушкина – это прекрасное животворящее начало  жизни, чувство, которое  поднимает человека над возвышенностью.   Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом  человека, приводит в движение все  силы человека, вдохновляет на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие  побуждения.   «Мне дорого любви моей мученье.             Пускай умру, но пусть умру любя!» ­ в них ­ весь поэт. IV. Написание синквейнов .  Через 5 минут группы вывешивают свои работы на доске. Совет консультантов выбирает лучший синквейн. Звучит романс «Я помню чудное мгновенье…» На фоне музыки работа с тестами.(компьютерные + бумажные) Ключ к тесту:1­ж; 2­а;3­е;4­г;5­б Любовь.      Вечная, прекрасная.      Вдохновляет, побуждает, окрыляет.      Дарит солнце каждому человеку.      Счастье. V. На дом. Выучить наизусть понравившееся стихотворение А.С. Пушкина о любви.

Урок литературы "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"( 9 класс)

Урок литературы "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"( 9 класс)

Урок литературы "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"( 9 класс)

Урок литературы "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"( 9 класс)

Урок литературы "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"( 9 класс)

Урок литературы "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"( 9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017