Урок литературы Н.А. Некрасов. "Дедушка Мазай и зайцы".
Оценка 4.7

Урок литературы Н.А. Некрасов. "Дедушка Мазай и зайцы".

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература
6 кл
30.04.2018
Урок литературы Н.А. Некрасов.  "Дедушка Мазай и зайцы".
Используемые методы и приемы: 1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций. 3. Практические методы: устные упражнения. – В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
Дед Мазай и зайцы.docx
Общеобразовательная средняя школа гимназия №2 Н.А. Некрасов  «Дедушка Мазай и  зайцы» Литература Учитель Ярославцева Галина Петровна г. Актобе Урок литературы Н.А. Некрасов.  "Дедушка Мазай и зайцы".  6 класс                             в казахских классах Цели:    познакомить со стихотворением Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»; развивать речь, выразительное чтение; воспитывать любовь к природе, животным. Используемые методы и приемы: 1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций. 3. Практические методы: устные упражнения. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Сообщение темы и целей – Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая  Некрасова. 3. Вступительная беседа – В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек,  влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на  охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких  столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья,  ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом  Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и  он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его  спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их  слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел  дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь,  Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого  рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». 4. Первичное восприятие текста – Послушайте это стихотворение. – Каким вы себе представляете Мазая? (Показывается рисунок 1) – О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда  произошел этот случай? 5. Словарная работа – Посмотрите на эти слова. Прочитайте первое слово. Как вы его понимаете? Петли для ловли птиц и мелких животных Беседовать Издавать резкий звук Старинная мера длины, немного меньше метра силки' багры' Шесты с металлических крючком тягота' Тяжесть, груз Забава, веселье поте'ха лопо'чут Говорить быстро, много, неясно гуто'рит ь у'хнул арши'н саже'нь Старинная мера длины, чуть больше двух метров 6. Вторичное восприятие текста – Прочитаем по цепочке наше стихотворение. 7. Беседа по содержанию – За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте. Кабы сетями ее не ловили Кабы силками ее не давили... Ловят, и топят, и бьют их баграми. – Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в  тексте. Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: «Глянь­ко: что делает старый Мазай!» – Ради забавы спасал он зайцев? – Как он заботился о больных зайцах? Найдите в тексте. За ночь больные мои отогрелись… – Как относился он к родной природе? – Отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому? Как он  говорит о зайцах? – В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми  насыщена речь Мазая. – Назовите близкие по смысле слова к данным на доске: Кабы – если Гинут – погибают Этак гуторя – так беседуя Чур – только Дали стречка – стремительно убежали. – С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали  стречка»? 8. Составление плана по иллюстрациям – Посмотрите на рисунки и подумайте, как их можно озаглавить? Найдите  названия в тексте        Где у них совесть? Вижу один островок небольшой – зайцы на нем собралися гурьбой. Столбик не столбик, зайчишко на пне. Глядь, у куста копошиться зайчиха. Мимо бревно суковатое плыло. Сидя и стоя, и лежа на пластом,  зайцев с десяток спасалось на нем. Как прокатил я деревней зайчишек. Мигом команда моя разбежалась. 9. Анализ языка стихотворения – Найдите то место, где стихотворные строчки короче. И во весь дух Пошли зайчишки. А я им: «У­х! Живей, зверишки!.. Смотри, косой,  Теперь спасайся, А чур, зимой Не попадайся! Прищелюсь – бух! И ляжешь… Ууу­х!..» – Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем говорится в этом отрывке? – Чтобы показать стремительность движения зайцев надо читать быстрее, чем  все остальные строки. Прочитаем их. 10. Подготовка к выразительному чтению – Обратите внимание на знаки препинания в тексте. Возьмите в руки  карандаши. Я читаю и выделяю голосом важные для чтения слова, а вы  подчеркиваете их. Что подчеркнули? 11. Выразительное чтение учащихся – Прочитай те весь текст выразительно по­цепочке. – К какой картине относится этот отрывок?        До слов: «…Я раз за дровами…» До слов: «Этак гуторя…» До слов: «Только что начал работать веслом…» До слов: «Мимо бревно суковатое плыло…» До слов: «Было потехи…» До слов: «Мы за деревней…» До конца. 12. Итог урока – Посмотрите, как изображен дед Мазай в книге. – В чем он одет? – Понравился ли вам дед Мазай? Почему? – Как поэт относится к Мазаю? – Что вы узнали о жизни животных весной? – Какое отношение к животным пробуждает автор? – Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить? 13. Домашнее задание с. 153­155 выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему  рисунок 1821­1877г. Некрасов Николай Алексеевич – великий русский поэт, писатель, публицист, признанный классик мировой литературы. Родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в семье мелкопоместного  дворянина в местечке Немиров Подольской губернии. Кроме Николая  Некрасова в семье было еще 13 детей. Отец Некрасова был человеком  деспотичным, что оставило след на характере и дальнейшем творчестве поэта. Первым учителем Николая Некрасова была его мать, женщина образованная и прекрасно воспитанная. Она привила поэту любовь к литературе и русскому  языку. В период с 1832 — 1837 года Н.А.Некрасов учился в Ярославской гимназии.  Учеба довалась Некрасову тяжело, он часто прогуливал занятия. Тогда же  начал писать стихи. В 1838 году отец, который всегда мечтал о военной карьере для сына,  отправил Николая Некрасова в Петербург для определения в полк. Однако  Н.А.Некрасов решил поступать в университет. Вступительные экзамены поэту сдать не удалось, и в последующие 2 года он был вольнослушателем на  филологическом факультете. Это противоречило воли отца, поэтому  Некрасов остался без всякой материальной поддержки с его стороны.  Бедствия, с которыми столкнулся Николай Алексеевич Некрасов в те годы,  нашли отражение в его стихах и неоконченном романе "Жизнь и похождения  Тихона Тростникова". Понемногу жизнь поэта улучшилась и он решил  выпустить свой первый сборник стихотворений "Мечты и звуки". В 1841 году Н.А.Некрасов начал работу в "Отечественных записках". В 1843 году происходит знакомство Некрасова с Белинским, что послужило  появлению реалистических стихотворений, первое из которых "В дороге"  (1845 год), и публикации двух альманахов: "Физиология Петербурга" (1845  год) и"Петербургский сборник" (1846 год).В период с 1847 по 1866 года  Николай Алексеевич Некрасов является издателем и редактором журнала  "Современник", в котором печатаются лучшие революционно­ демократические произведения того времени. В этот период Некрасов  написал лирические стихотворения, посвященные его гражданской жене  Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О  погоде"), о судьбе народа ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о  крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать  солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.). В 1850­60­х, во время крестьянской реформы, поэт создает "Поэт и  гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму  "Коробейники". В 1862 году, после ареста лидеров революционной демократии, Н.А.Некрасов  побывал в Грешневе. Так появилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862  год). В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов приобрел право на издание  журнала "Отечественные записки", с которым были связаны последние годы  его жизни. В эти годы поэт пишет поэму "Кому на Руси жить хорошо" (1866­ 76 года), поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка" (1870 год); "Русские  женщины"(1871­72 года), сатирическая поэма "Современники" (1875 год). В 1875 году Некрасов Н.А. тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак  кишечника, а сложные операции не дали желаемого результата. Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с  утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период  появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние",  "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году  создан цикл стихов "Последние песни". 27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Петербурге скончался Николай  Алексеевич Некрасов. Тело поэта было захоронено в Петербурге на  Новодевичьем кладбище.

Урок литературы Н.А. Некрасов. "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов.  "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов. "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов.  "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов. "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов.  "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов. "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов.  "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов. "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов.  "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов. "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов.  "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов. "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов.  "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов. "Дедушка Мазай и зайцы".

Урок литературы Н.А. Некрасов.  "Дедушка Мазай и зайцы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018