урок литературы по рассказам В.Астафьева в 5-6 классах

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок внеклассного чтения строится на рассказах о природе Виктора Астафьева "Хвостик" и «Зачем я убил коростеля". Основной вид работы на уроке- групповой.прилагается презентация с рассказом о писателе. к уроку подготавливается раздаточный материал для групп. перед уроком задается нарисовать иллюстрации к рассказам
Иконка файла материала урок по астафьеву.doc
Урок внеклассного чтения в 5 классе Тема: «Чудо, которое всегда рядом» (по рассказам В.П. Астафьева «Зачем я  убил коростеля?», «Хвостик») Цели и задачи:    образовательные: учить “видеть” текст, отработать навыки  анализа текста с  помощью вопросов и различных заданий (выделение частей, изучающее чтение);   осмыслить рассказы; ваоспитательные: воспитывать гуманность, воспитывать любовь и бережное  отношение к природе и ко всему живому; воспитывать эстетические взгляды,  неприятие негативного, равнодушного отношения к природе; развивающие: развивать логическое мышление (применение знаний на практике,  наблюдения, выделение главного), развитие словарного запаса ( затеси); развивать  самостоятельность в поступках, принятии решения. Оборудование: ­презентация; ­аудиозапись голосов птиц (коростеля); ­иллюстрации к рассказам. Оформление доски. Тема записывается (заполняется) по мере работы на уроке. Эпиграф (расположен справа) Рисунки                                                                      «Я пришел в мир добрый» В. Астафьев I. Оргмомент. Наш урок пока без названия, тему мы сформулируем в течение урока. Наша задача:      вспомнить произведения В.П.Астафьева,  научиться “видеть, слышать, читать” текст; осмыслить рассказы; сформулировать тему урока.Актуализация знаний ­Ребята, давайте окунемся сейчас в мир удивительной природы. Совсем неважно, какое  у нас сейчас настроение, какая погода за окном, какие у нас проблемы…­ мир все равно прекрасен, а от плохой погоды есть средство­зонтик. Выгляните в окно­ там кот  напроказничал, воробьи, синицы ждут нашего тепла. Вот уж кому всякая погода  нравится! А в лесу сколько интересного! В нашем мире все устроено гармонично, в природе все правильно, и человек очень  просто  может разрушить эту гармонию. Вы уже вели разговор о природе на уроках. ­Вспомните, какие произведения о животных, о лесе вы прочитали? А сейчас мы вспомним рассказы В.Астафьева. Этот человек как никто другой  переживал за нашу природу и горячо любил свой родной край. Слайды презентации. 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в  семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.  В семь лет мальчик потерял мать ­ она утонула в реке, зацепившись косой за основание  боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что  мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его  бабушка ­ Екатерина Петровна.  С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку ­ отношения с мачехой не сложились,  она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к  существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом­ интернат. "Самостоятельную  жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", ­ напишет впоследствии В. П. Астафьев.  Учитель школы­интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский  замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом  озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ "Васюткино  озеро". Потом были годы войны, после ранения  будущий писатель вернулся домой,  стал работать в газете. А затем писал много: о людях, о деревне, а чаще о природе. В  2001 году Виктора Петровича не стало. ­Объясните слова эпиграфа. Как вы их свяжете с жизнью писателя? Работа в группах (включить звуки голосов птиц) 1 гр.­ «Хвостик» 1.Какие ощущения вы испытали от рассказа? 2.Как меняется жизнь острова? Зачитайте отрывки. 3.А какие проблемы ставит автор перед нами? Это только проблемы природы?  (запишите проблемы кратко, используя разные цвета)2 гр.­ «Зачем я убил коростеля?» 1.Сколько частей можно выделить в рассказе? 2.Какие  удивительные факты вы узнали об этой птице? (Аудиозапись) 3.Выразительно зачитайте отрывки, где говорится о чувстве вины, которое  испытывает автор. Почему он так переживает, хотя прошло 40 лет? 4.Как проблема войны отразилась в рассказе? Как она связана с давней историей  из детства? Запишите проблемы, поднятые в рассказе, используя разные цвета. Проблемы на доске. ­Какой главной темой объединены рассказы? Сформулируйте тему сами, опираясь на  размышления. Отметить особый язык рассказов: курослеп, бочажины, отава, жалица, оглохла земля,  перо со ржавинкой, ромашки сыпанули… Для чего автор включает подобные выражения и слова? Слово учителя: Настоящий борец за все живое этот человек­ Виктор Астафьев. Он еще раз доказал нам, что человек м.б. счастлив только тогда, когда умеет радоваться рассвету, видеть  капельки росы, слышит пение птиц, любит Землю. «Чтобы слышать боль каждого»­ это  слова Астафьева ­ нужно жить по правилу 4 «СО»: ­сожалеть ­сопереживать ­сострадать ­сочувствовать Рефлексия: Эти рассказы вошли в сборник, названный  «Затеси». Определите значение слова (1  учащийся по словарю Ожегова). ­Какие меты оставили эти рассказы в ваших душах?    ­ А у вас появились свои затеси?­ Есть ли у вас в памяти какой­нибудь эпизод, из которого вы вышли достойно? ­ Зачем нам эти “Затеси”? ­ А может быть можно прожить без всего этого, о чем мы говорили на уроке? Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: Мини­сочинение на тему «О чем  задумался после урока внекл. чтения?» или рассказ о том, как вы помогаете природе

Посмотрите также