урок внеклассного чтения строится на рассказах о природе Виктора Астафьева "Хвостик" и «Зачем я убил коростеля". Основной вид работы на уроке- групповой.прилагается презентация с рассказом о писателе. к уроку подготавливается раздаточный материал для групп. перед уроком задается нарисовать иллюстрации к рассказам
Урок внеклассного чтения в 5 классе
Тема: «Чудо, которое всегда рядом» (по рассказам В.П. Астафьева «Зачем я
убил коростеля?», «Хвостик»)
Цели и задачи:
образовательные: учить “видеть” текст, отработать навыки анализа текста с
помощью вопросов и различных заданий (выделение частей, изучающее чтение);
осмыслить рассказы;
ваоспитательные: воспитывать гуманность, воспитывать любовь и бережное
отношение к природе и ко всему живому; воспитывать эстетические взгляды,
неприятие негативного, равнодушного отношения к природе;
развивающие: развивать логическое мышление (применение знаний на практике,
наблюдения, выделение главного), развитие словарного запаса ( затеси); развивать
самостоятельность в поступках, принятии решения.
Оборудование:
презентация;
аудиозапись голосов птиц (коростеля);
иллюстрации к рассказам.
Оформление доски.
Тема записывается (заполняется) по мере работы на уроке.
Эпиграф (расположен справа)
Рисунки
«Я пришел в мир добрый» В. Астафьев
I. Оргмомент.
Наш урок пока без названия, тему мы сформулируем в течение урока.
Наша задача:
вспомнить произведения В.П.Астафьева,
научиться “видеть, слышать, читать” текст;
осмыслить рассказы;
сформулировать тему урока.Актуализация знаний
Ребята, давайте окунемся сейчас в мир удивительной природы. Совсем неважно, какое
у нас сейчас настроение, какая погода за окном, какие у нас проблемы… мир все равно
прекрасен, а от плохой погоды есть средствозонтик. Выгляните в окно там кот
напроказничал, воробьи, синицы ждут нашего тепла. Вот уж кому всякая погода
нравится! А в лесу сколько интересного!
В нашем мире все устроено гармонично, в природе все правильно, и человек очень
просто может разрушить эту гармонию. Вы уже вели разговор о природе на уроках.
Вспомните, какие произведения о животных, о лесе вы прочитали?
А сейчас мы вспомним рассказы В.Астафьева. Этот человек как никто другой
переживал за нашу природу и горячо любил свой родной край.
Слайды презентации.
1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в
семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.
В семь лет мальчик потерял мать она утонула в реке, зацепившись косой за основание
боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что
мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его
бабушка Екатерина Петровна.
С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку отношения с мачехой не сложились,
она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к
существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом интернат. "Самостоятельную
жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", напишет впоследствии В. П. Астафьев.
Учитель школыинтерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский
замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом
озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ "Васюткино
озеро". Потом были годы войны, после ранения будущий писатель вернулся домой,
стал работать в газете. А затем писал много: о людях, о деревне, а чаще о природе. В
2001 году Виктора Петровича не стало.
Объясните слова эпиграфа. Как вы их свяжете с жизнью писателя?
Работа в группах (включить звуки голосов птиц)
1 гр. «Хвостик»
1.Какие ощущения вы испытали от рассказа?
2.Как меняется жизнь острова? Зачитайте отрывки.
3.А какие проблемы ставит автор перед нами? Это только проблемы природы?
(запишите проблемы кратко, используя разные цвета)2 гр. «Зачем я убил коростеля?»
1.Сколько частей можно выделить в рассказе?
2.Какие удивительные факты вы узнали об этой птице? (Аудиозапись)
3.Выразительно зачитайте отрывки, где говорится о чувстве вины, которое
испытывает автор. Почему он так переживает, хотя прошло 40 лет?
4.Как проблема войны отразилась в рассказе? Как она связана с давней историей
из детства? Запишите проблемы, поднятые в рассказе, используя разные цвета.
Проблемы на доске.
Какой главной темой объединены рассказы? Сформулируйте тему сами, опираясь на
размышления.
Отметить особый язык рассказов: курослеп, бочажины, отава, жалица, оглохла земля,
перо со ржавинкой, ромашки сыпанули…
Для чего автор включает подобные выражения и слова?
Слово учителя:
Настоящий борец за все живое этот человек Виктор Астафьев. Он еще раз доказал нам,
что человек м.б. счастлив только тогда, когда умеет радоваться рассвету, видеть
капельки росы, слышит пение птиц, любит Землю. «Чтобы слышать боль каждого» это
слова Астафьева нужно жить по правилу 4 «СО»:
сожалеть
сопереживать
сострадать
сочувствовать
Рефлексия:
Эти рассказы вошли в сборник, названный «Затеси». Определите значение слова (1
учащийся по словарю Ожегова).
Какие меты оставили эти рассказы в ваших душах?
А у вас появились свои затеси? Есть ли у вас в памяти какойнибудь эпизод, из которого вы вышли достойно?
Зачем нам эти “Затеси”?
А может быть можно прожить без всего этого, о чем мы говорили на уроке?
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание:
Минисочинение на тему «О чем задумался после урока внекл. чтения?»
или рассказ о том, как вы помогаете природе