А.П.Чехов. Смысл названия рассказа «Хамелеон».
Цель: научить учащихся понимать содержание рассказа «Хамелеон» и видеть его художественные особенности
Задачи:
обучающие – формирование умения анализировать текст произведения, формирование навыка выразительного чтения.
развивающие– развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика, развитие мышления, развитие внимания.
воспитывающие – воспитание нравственных качеств личности: интеллигентности, чувства собственного достоинства, нетерпимости к проявлениям угодничества, чинопочитания, самоуправства.
здоровьесберегающие – сохранение здоровья учащихся и учителя, создание комфортной атмосферы на уроке
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор
2. Задания для групп.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация
1. Видеоролик о хамелеоне.
Кто герой сюжета? Каковы его отличительные черты?
Определение темы. Запись в тетрадь.
III. Проблемная ситуация.
- Передайте сюжет произведения одним предложением.
(например, кто что делает и как делает это в рассказе)
-Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?
/ - Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай./
-В рассказе нет слова хамелеон. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?
На этот вопрос мы и постараемся сегодня ответить.
Запись вопроса на доске
IV. Приём «Фишбоун» (доска)
Приём «Фишбоун» (рыбий скелет») : в голове помещаем основной вопрос: Почему рассказ называется «Хамелеон»? На хребте разместить основной вопрос сценки: «Чья собака?» На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.
В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос («Чья собака?»), зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 : «Я покажу вам, как собак распускать!» - «…истребить надо! Немедля!» - и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа – человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его в зависимости от чина хозяина собаки.
V. Работа в группах
1. Артисты
Карточка №1(индивидуальная работа)
Отрывок начинается со слов:
«Очумелов делает полуоборот налево…»
И заканчивается словами:
«Шустрая такая собачка…»
Вывод: Каково отношение автора к его героям? (передать в чтении).
1. Исследователи
Разбейтесь на 2 подгруппы. Проанализируйте отрывок
Отрывок начинается со слов:
«Очумелов делает полуоборот налево…»
И заканчивается словами:
«Шустрая такая собачка…»
Найдите:
а) мнение толпы
б)реакцию Очумелова
Коротко запишите ключевые слова на карточки
Вывод: 6 раз меняет Очумелов мнение в зависимости от принадлежности собаки
2. Аналитики
1.Какие человеческие качества высмеивает автор?(подчеркнуть)
Трусость, остроумие, жадность, доброта, стремление помочь, угодничество, сострадание, законопослушание, чинопочитание, тунеядство, лень?
2.Какова роль художественной детали в рассказе? (Шинель Очумелова)
· Сколько раз Очумелов снимает и надевает шинель и в какие моменты это делает?
· Каково значение этой личности, если в ней наиболее заметна шинель?
3. Каково значение слова «хамелеон»? (словарь или интернет)
Вывод: Деталь – мелочь, черточка. Художественная деталь имеет композиционно – структурное значение, позволяет увидеть смену настроения Очумелова.
Чехов высмеивает такие качества: угодничество, чинопочитание , трусость.
Лексическое значение слова "Хамелеон" - ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды. Слово «хамелеон» употреблено в переносном значении: человек, который меняет своё мнение в зависимости от ситуации.
VII. Стадия осмысления.
1. Выступления групп. Выводы.
2. Возвращение к «Фишбоун», заполнение «хвоста»-вывода(фронтально)
-Итак, в рассказе нет слова хамелеон. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?
Да, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон - это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.
- Кого еще из героев рассказа можно назвать "хамелеоном"?
В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин ,и Хрюкин, и толпа.
- Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?
Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь русского человека, приобрело всеохватывающий характер. (Заполнение «хвоста» рыбы: качества, которые высмеиваются).
Заключительный вывод. Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.
VIII. Рефлексия.
Выбрать из лежащих на столе карандашей один и закрасить силуэт хамелеона (все по очереди)
Зелёный, жёлтый, синий, красный и т.п. свидетельствуют о хорошем настроении и уверенном освоении материала. Коричневый, чёрный – цвета тревоги, неуверенности.
Домашнее задание: Сочинение – миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки Чехова».
А. П. Чехов – это…
У А. П. Чехова я учусь…
Рассказ «Хамелеон» научил меня…
Смех в произведении помогает писателю бороться с…
В наши дни рассказ Чехова «Хамелеон»…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.