Урок литературы по теме: "А.П.Чехов. Смысл названия рассказа «Хамелеон»".
Оценка 4.6

Урок литературы по теме: "А.П.Чехов. Смысл названия рассказа «Хамелеон»".

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
русская литература
6 кл—7 кл
30.04.2018
Урок литературы по теме: "А.П.Чехов. Смысл названия   рассказа «Хамелеон»".
Цель: научить учащихся понимать содержание рассказа «Хамелеон» и видеть его художественные особенности Задачи: обучающие – формирование умения анализировать текст произведения, формирование навыка выразительного чтения. развивающие– развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика, развитие мышления, развитие внимания. воспитывающие – воспитание нравственных качеств личности: интеллигентности, чувства собственного достоинства, нетерпимости к проявлениям угодничества, чинопочитания, самоуправства. здоровьесберегающие – сохранение здоровья учащихся и учителя, создание комфортной атмосферы на уроке Оборудование: 1. Мультимедийный проектор 2. Задания для групп.
urok_po_rasskazu_hameleon.docx

 

А.П.Чехов. Смысл названия   рассказа «Хамелеон».

            Цель:  научить учащихся  понимать содержание рассказа «Хамелеон» и видеть его художественные особенности

Задачи:

обучающие – формирование умения анализировать текст произведения, формирование навыка выразительного чтения.

развивающие– развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика, развитие мышления, развитие внимания.

воспитывающие – воспитание нравственных качеств личности: интеллигентности, чувства собственного достоинства, нетерпимости к проявлениям угодничества, чинопочитания, самоуправства.

здоровьесберегающие – сохранение здоровья учащихся и учителя, создание комфортной атмосферы на уроке

Оборудование:

1.       Мультимедийный проектор

2.       Задания для групп.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация

1.       Видеоролик о хамелеоне.

Кто герой сюжета? Каковы его отличительные черты?

Определение темы. Запись в тетрадь.

 

III. Проблемная ситуация.

   - Передайте сюжет произведения одним предложением.

(например, кто что делает и как делает это в рассказе)

-Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

/ - Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай./

 -В рассказе нет слова хамелеон. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

На этот вопрос мы и постараемся сегодня ответить.

Запись вопроса на доске

IV. Приём «Фишбоун» (доска)

Приём «Фишбоун» (рыбий скелет») :  в голове помещаем основной вопрос: Почему рассказ называется «Хамелеон»? На хребте разместить основной вопрос сценки: «Чья собака?» На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.

Равнобедренный треугольник: Смысл названия
Равнобедренный треугольник: Вывод
 

 

 

 

 


           

 

 

 

В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос («Чья собака?»), зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 :  «Я покажу вам, как собак распускать!» - «…истребить надо! Немедля!» - и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа – человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его  в зависимости от чина хозяина собаки.

V. Работа в группах

1. Артисты

Карточка №1(индивидуальная работа)

  1. Распределите роли: Очумелов, Хрюкин, голос из толпы.
  2. Подготовьте выразительное чтение по ролям

Отрывок начинается со слов:

«Очумелов делает полуоборот налево…»

И заканчивается словами:

«Шустрая такая собачка…»

Вывод: Каково отношение автора к его героям? (передать в чтении).

1.       Исследователи

Разбейтесь на 2 подгруппы. Проанализируйте отрывок

Отрывок начинается со слов:

«Очумелов делает полуоборот налево…»

И заканчивается словами:

«Шустрая такая собачка…»

Найдите:

 а) мнение толпы

б)реакцию Очумелова

Коротко запишите ключевые слова на карточки

Вывод: 6 раз меняет Очумелов мнение в зависимости от принадлежности собаки

2.       Аналитики

1.Какие человеческие качества высмеивает автор?(подчеркнуть)

Трусость, остроумие, жадность, доброта, стремление помочь, угодничество, сострадание, законопослушание, чинопочитание, тунеядство, лень?

2.Какова роль художественной детали в рассказе? (Шинель Очумелова)

·          Сколько раз Очумелов снимает и надевает шинель и в какие моменты это делает?

·         Каково значение этой личности, если в ней наиболее заметна шинель?

3.       Каково значение слова «хамелеон»? (словарь или интернет)

Вывод: Деталь – мелочь, черточка. Художественная деталь имеет композиционно – структурное значение, позволяет увидеть смену настроения Очумелова.

Чехов высмеивает такие качества: угодничество, чинопочитание , трусость.

Лексическое значение слова "Хамелеон" - ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды. Слово «хамелеон» употреблено в переносном значении: человек, который меняет своё мнение в зависимости от ситуации.

VII. Стадия осмысления.

1.       Выступления групп. Выводы.

2.       Возвращение к «Фишбоун», заполнение «хвоста»-вывода(фронтально)

-Итак, в рассказе нет слова хамелеон. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

            Да, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон - это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.

Кого еще из героев рассказа можно назвать "хамелеоном"?

 В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин ,и Хрюкин, и толпа.

 -   Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь русского человека, приобрело всеохватывающий характер. (Заполнение «хвоста» рыбы: качества, которые высмеиваются).

Заключительный вывод. Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.

 

VIII. Рефлексия.

Выбрать из лежащих на столе карандашей один и закрасить силуэт хамелеона (все по очереди)

Зелёный, жёлтый, синий, красный и т.п. свидетельствуют о хорошем настроении и уверенном освоении материала. Коричневый, чёрный – цвета тревоги, неуверенности.

http://deti-online.com/images/raskraski/raskraski-zhivotnyh--zmei--45.jpg

            Домашнее задание: Сочинение – миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки Чехова».

А. П. Чехов – это…

У А. П. Чехова я учусь…

Рассказ «Хамелеон» научил меня…

Смех в произведении помогает писателю бороться с…

В наши дни рассказ Чехова «Хамелеон»…

 

 

 

                                                                    


 

А.П.Чехов. Смысл названия рассказа «Хамелеон»

А.П.Чехов. Смысл названия рассказа «Хамелеон»

Подготовьте выразительное чтение по ролям

Подготовьте выразительное чтение по ролям

Домашнее задание: Сочинение – миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки

Домашнее задание: Сочинение – миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018