Урок литературы "Повесть о Петре и Февронии Муромских" + презентация к уроку
Оценка 4.7

Урок литературы "Повесть о Петре и Февронии Муромских" + презентация к уроку

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
docx
русская литература
7 кл
06.11.2017
Урок литературы "Повесть о Петре и Февронии Муромских" + презентация к уроку
Презентация к уроку литературы "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма, 7 класс
Конспект урока литературы.docx

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ЛИЦЕЙ №2 Г.СЕРДОБСКА

 

 

Урок литературы. 7 класс

 

 

 

Древнерусская литература.

 

Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

Щербакова Вера Петровна

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

I.                   Познакомить учащихся с «Повестью о Петре и Февронии Муромских».

1.Продолжить знакомство с жанром жития.

2.Дать представление о средствах и способах создания характера нового литературного героя в литературе 16 века.

3. Рассмотреть взаимодействие фольклорного и литературного начал в повести.

    

     II.         Развивать и совершенствовать творческое восприятие художественного текста,                           научное и критическое мышление учащихся, творческие способности.

II.                Воспитывать уважительное отношение к нравственным законам, которым следуют главные герои повести; внимательного и думающего читателя.

 

Тип урока: изучение художественного произведения.

Вид урока: урок художественного восприятия произведения, углублённая работа над      текстом.

Оборудование: учебник «Литература» для 7 класса под редакцией В.Я.Коровиной, рабочие тетради, презентация, м/медийный проектор, раздаточный материал.

 

Технологическая карта урока

 

Стадия вызова

Стадия осмысления

Стадия рефлексии

Мозговой штурм

Анализ средств создания характеров главных героев в литературном памятнике.

«Зигзаг».

Творческий практикум

Синквейн

 

Ход урока

 

Нам сердце исцелит любовь и верность.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

 

I.                  Организационный момент.

II.               Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

 

«Нам сердце исцелит любовь и верность». Эти слова из древнерусской «Повести о Петре и Февронии» станут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Задумаемся над его смыслом. (Слайд 2)

 

-Объясните, что означает глагол «исцелять»?

-Подумайте, какие однокоренные слова можно подобрать к слову «исцелит»? (Целый, целостность, целиком) А ещё – поцелуй, целовать, целомудрие. Но в цитате говорится о сердце!

-Вспомните пословицы и поговорки, в которых говорится о сердце.

-Когда нужно бывает исцелить сердце и почему это можно сделать с помощью любви и верности?

 

III.           Стадия вызова.

 

 Слово учителя.

- «Есть в русской земле город, называемый Муром. Правил в нём когда-то благоверный князь Павел…». Как вы думаете, начало произведения какого жанра я вам прочитала?

- Да, очень уж этот отрывок похож на сказочный зачин. Какие мы знаем сказки?

(Волшебные, бытовые, о животных)

      - Давайте вспомним законы, по которым строятся русские народные сказки?

      (Построение сказки: присказка, зачин, концовка; положительные и отрицательные герои;         добро всегда побеждает зло; волшебные предметы (если сказка волшебная) и т.д.)

      - Кто является автором сказок?

      (Народ)

 

        Сообщение 1. (Подготовленный учащийся) (Слайд 3)

      

До 11 века никакие предания, сказания не записывались. Они передавались из уст в уста. Эти произведения являются  произведениями устного народного творчества. После принятия христианства возникла необходимость познакомить людей с христианскими представлениями о мире, человеке, природе, с новым толкованием истории.

Появилась потребность в книгах и умении читать, так возникла письменность. На Русь привезли книги из Византии, Греции, Болгарии. Но их нужно было перевести на русский язык. Братья Мефодий и Константин (в монашестве Кирилл) создали русскую азбуку.

После появления письменности на Руси господствовали библейские повествования и святоотеческая литература (сочинения отцов церкви), тогда писать могли только монахи и книги хранились в основном в монастырях. Особо любили на Руси читать жития святых.

 

Учитель.

- Мы уже начали знакомство с этим жанром, знакомясь в 5 классе с «Житием Бориса и Глеба», изучая на предыдущем уроке «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Вспомним, о чём повествуется в житиях. (Слайд 4)

(О людях, которые в жизни следовали заповедям Христа; о жизни человека, который достиг святости.)

- Какова цель жития?

(Дать образец правильной христианской жизни.)

- Кто является героями жития?

(Люди разных сословий)

- Как строится житие?

(Подробный рассказ от самого рождения до смерти; обязательно повествовалось об испытаниях, о божеской милости; о святости героя.)

- Произведение,  которое вы читали дома и над которым мы  будем сегодня работать, очень похоже на сказку и житие одновременно, а автором названо повестью. Это связано со своеобразной историей создания произведения.

 

Сообщение 2. (Подготовленный учащийся)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была создана в середине XIV века писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе устных преданий. Герои повести – исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII века, умерли в 1228 году. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета: волшебная сказка об огненном змее и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической традицией связан и образ центральной героини – Февронии. (Слайд 5)

 

Учитель.

 - Исследователи считают, что в основе 1-ой и 2-ой частей повести лежат 2 традиционных фольклорных сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, отгадывающей загадки. Таких героев действительно много в русских сказках. Вспомните и назовите их.

 - Запишите в тетрадях тему нашего урока: «Древнерусская литература. Повесть о Петре и Февронии Муромских».

 

IV.            Стадия осмысления.

 

1) Учитель.

- Повесть была необыкновенно популярна на Руси: сохранилось более 150 её списков. Чем же привлекала она современников? Перескажите сюжет повести, как развиваются события в ней.

- Перед вами на экране репродукции миниатюр XVII века, на них изображены разные эпизоды из повести. Назовите их. (Слайд 6-8).

- Кто же, по-вашему, является главным героем повести?

- Расскажите о главной героине. Какие черты её характера отмечает автор?

- Почему автор называет Февронию «мудрой девой», «провидицей»?

-Перескажите, какие чудеса творит Феврония, приведите примеры её иносказательной речи и мудрых поступков. (Слайд 9)

- Укажите на связь её образа с народно-поэтической традицией.

- Чем дорог автору образ героини, и какие качества он ценит в ней?

- Почему считает её идеалом нравственного богатства и духовной красоты?

- Теперь мы можем сделать вывод о том, что перед нами – образ русской святой, причём созданный по всем правилам этого жанра, начиная с рассказа о юности героини, о её благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу и признанием в том, что недостоин он описать житие святых.

 

2) Работа в группах (3 группы) (приём «Зигзаг»). (Слайд 10)

 

1-ая группа. Образ Петра.

- Вспомните сцены, когда Пётр решает во что бы то ни стало спасти брата от козней лукавого змея. Когда придумывает испытания для своей будущей жены, пытается поступить с Февронией нечестно. Какие черты раскрываются в характере героя в этих поступках?

- Перечитайте эпизод, когда бояре, недовольные тем, что их жёнами повелевает дочь древолаза, настаивает на том, чтобы изгнать Февронию из города. Почему князь

 

 принимает решение не прогонять супругу, а пожертвовать княжением? Что определяет его выбор?

- Почему Ермолай-Еразм напоминает здесь слова из Священного Писания?

 

2-ая группа. Бояре.

- Обратите внимание, что бояре приходят к блаженному Петру в ярости, а в характере и ответах князя автор подчёркивает кротость. Какую роль здесь играет контраст?

- Перечитайте рассказ автора о том, как бояре приходят к князю с жалобами на Февронию, и эпизод, когда они обращаются к Петру с просьбой Вернуться на Муромский престол. Почему и как изменяется их речевая манера?

 

3-я группа. Автор.

- Каким предстаёт перед нами автор?

- Что является для автора основанием, критерием для характеристики героя?

- Вспомните случай на корабле, когда один из спутников преподобной Февронии посмотрел на неё со злым умыслом. Считает ли автор, что герои действительно виновны в злых умыслах?

 

3) Отчёт групп.

 

4) Учитель.

- Однако характеристика персонажа по его поступкам является не единственным способом создания и раскрытия художественного образа в повести. Давайте найдём прямую характеристику, даваемую автором своим героям. Найдите эпитеты, которые относятся к Муромскому князю Павлу и его жене.  А как  называет автор змея-искусителя? Похожи ли эти эпитеты, которыми наделяет «врага человеческого» Ермолай-Еразм на эпитеты, к которым мы привыкли в сказках?

- Почему автор, как вы думаете, пользуется ситуациями, которые характерны для русских народных сказок, и в то же время использует черты житийной литературы?

- Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор произведения использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки. Найдите элементы перечисленных жанров в структуре повести.

 

5) Аналитико-поисковая беседа (раздаточный материал один на парту).

(заполняется по ходу обсуждения) (Слайд 11)

 

Сказка

Житие

Повесть

·               сказочный зачин;

·               не указано точное время;

·               1-ая часть похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, 2-ая – на сказку о мудрой деве;

·               волшебные вещи: агриков меч;

·               добро побеждает зло;

·               загадки и хитроумные испытания;

·               постоянные эпитеты (лукавый змей, мудрая дева), повторы (дважды исцелялся, трижды посылал к жене перед смертью).

·                  написана в форме жития, но нет традиционного для

 житийного жанра построения (испытания, которые преодолевают герои, им посылает не дьявол, а создаёт зависть людей);

·                  автор прославляет святых, создавая идеальные образы;

·                  герои живут по заповедям Божьим;

·                  необычная смерть и посмертные чудеса;

·                  чудеса, которые творят герои.

·                  достоверность (названия конкретных мест действия);

·                  герои повести – реальные люди;

·                  в центре произведения – образ простой крестьянской девушки, которая преодолевает серьёзные жизненные испытания;

·                  в повести отражён один из острейших конфликтов 16 века – история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

 

- Однако основной жанровой формой является житие. Ведь перед нами – образ русской святой, причём созданный по всем правилам этого жанра, начиная с рассказа о юности героини, о её благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу и признанием в том, что недостоин он описать житие святых.

 

5) Работа с раздаточным материалом.

 

Учитель.

- На ваших столах лежит текст жития благоверных Петра и Февронии Муромских, принятого по церковным канонам (правилам) и используемого в службах Русской Православной Церковью (Приложение 1.). Прочитайте.

- Что мы узнаём о характерах героев?

- Какие мы узнаём новые факты о героях, которых нет у Ермолая-Еразма?

- Что важно для автора этого жития?

- В чём сходство «Повести о Петре и Февронии Муромских» и канонического жития?

 

V.               Стадия рефлексии.

 

1) Учитель.

- Почему святые хотят умереть в один день?

- Почему повесть можно назвать гимном животворной силе любви?

- Ермолай-Еразм из глубины веков поведал нам о культуре отношений между мужчиной и женщиной, существовавшей семь веков назад. Какой вывод мы можем сделать, познакомившись с этой повестью?

 

2) Синквейн.

- Составьте синквейн по прочитанной повести.

 

3) Заключительная беседа.

 

-Современные увлечения новыми праздниками, о которых и слыхом не слыхивали наши предки, стали повальными. А об исконных  русских праздниках мы забываем.

Но для того, чтобы знать о них, необходимо знать свою историю, традиции. Для этого мы знакомимся на уроках  с устным народным творчеством, памятниками древнерусской культуры и  литературы.

 

 Святые Пётр и Феврония были образцом христианского супружества. День 8 июля празднуется как день поминовения святых благоверных Петра и Февронии, которые являются покровителями брака, и считается в русской православной традиции днём любви и верности. (Слайд 12)

  

VI.                       Домашнее задание. Творческий практикум.

 

-От чего может зависеть интерпретация?(Слайд 13)

Вспомните, какое условие ставит Феврония Петру? Как понимать его? Читатель, который воспринимал повесть как житие, а в Февронии видел прежде всего святую, мог видеть здесь проявление её мудрости – она заранее знала, что Пётр предназначен ей в мужья. Но люди, воспитанные на народных сказках, где часто встречается подобное условие, могли воспринимать этот мотив иначе: не любовь влечёт Февронию, а лишь желание не упустить своё счастье. Какие ещё эпизоды повести можно также истолковать по-разному? Запишите ваши находки.

 

 

Литература

1. Кусков В.В. История древнерусской литературы: Учеб. для филолог. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1989

2. Литература. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В.Я.Коровина – М.: Просвещение, 2013.

3.Фокеев А.Л. Начало всех начал. Древнерусская литература: Учеб.пособие. – Саратов: Лицей, 2003

4.Хрестоматия по древнерусской литературе. Учебное издание / Сост. А.Н.Ужанков. – М.: Русский язык, 1991

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

ПАМЯТЬ СВЯТЫХ БЛАГОВЕРНЫХ

КНЯЗЯ ПЕТРА И КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ,

В ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДА И ЕВФРОСИНИИ,

Муромских чудотворцев.

 

Сей благочестивый князя Пётр(1) происходил из благочестивого и святаго рода (2), воспитан был в православной вере и целомудрии в городе Муроме (3) и правил княжеством своим, во всем соблюдая строгую справедливость. Когда наступило время, он сочетался браком с благоверною княгинею Февронию, которая также происходила из благочестивого рода (4) и тщательно была наставлена в благочестии. Будучи, таким образом, оба святыми и праведными людьми, блаженные Петр и Феврония любили чистоту и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими. Они избавляли от власти обижающих тех, кто подвергался обидам, достойно чтили лиц иноческого и священнического звания, подавая им пособия, с великим милосердием относились к бедным и усердно упражнялись в посте и воздержании. Желая по слову Господа унаследовать землю кротких(5) и снискать себе вечное блаженство праведников, они, кроме того, и во всем прочем весьма много угодили Христу своими добрыми делами. Достигши затем маститой старости, блаженный Петр впал в телесный недуг и принял пострижение, при чем в иночестве ему дано было имя Давида. После сего, немного поболев, он с твердою верою преставился к Богу в царство небесное. Точно также и святая княгиня Феврония, исполняя искреннее свое желание, постриглась в иночество, получив в иноческом звании имя Евфросинии и подобно супругу своему с непоколебимою верою и чистою совестию преставилась, предавши душу свою в руце Божии (6).     Таким образом оба святые супруги унаследовали землю кротких, которой с юных лет так желали. После кончины блаженного князя Петра вельможи и бояре оплакивали его, как отца, горожане – как заступника своего и защитника, бедные вдовы и неимущие пропитания – как своего кормителя и помощника. Честныя тела святых князя и княгини с торжеством проводили все жители города и похоронили их в одном гробе в городе Муроме. Святые и до сего дня чрез честныя мощи свои совершают во славу Божию чудеса тем, кто с верою обращается к ним (7).

 

 

(1)   Святый Петр – Давид, князь Муромский, был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он стал княжить в Муроме после старшего брата своего Владимира Юрьевича, вступив в управление княжеством 18 декабря 1203 года.

(2)   Родоначальник Муромских князей, князь Константин Святославич причислен к лику святых; память его празднуется 21 мая.

(3)   Муром в древности был центром северной ростово-суздальской области, ныне уездный город владимирской губернии.

(4)   Есть предание, что святая княгиня Феврония по происхождению своему была простою поселянкою, дочерью «древолазца бортника» из деревни Ласковой, Рязанской губернии.

(5)   Еванг. от Матф. Гл. 5 , ст. 5.

(6)   Святые Князь Петр и княгиня Феврония скончались в один день, 25 июня 1228 года, а по мнению преосвященного Филарета кончина их падает на 25 апреля того же года, причем 25 день апреля признается им за день их кончины, а 25 июня – за день открытия мощей. Прославление их началось в начале 16 века, а на Московском соборе 1547 года положении было местно праздновать память их. Впоследствии (вероятно с 1552 года) это празднование стало повсеместным.

(7)   «Блаженный Давид и Евфросиния, - говорит преосвященный Филарет, - в жизни своей были образцом христианское супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди  о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословении на вступающих в брак. Так показывают многие опыты загробной жизни их».

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Цели: I.

Цели: I.

I. Стадия вызова

I. Стадия вызова

Сообщение 2. (Подготовленный учащийся) «Повесть о

Сообщение 2. (Подготовленный учащийся) «Повесть о

Что определяет его выбор? - Почему

Что определяет его выбор? - Почему

Божьим; · необычная смерть и посмертные чудеса; · чудеса, которые творят герои

Божьим; · необычная смерть и посмертные чудеса; · чудеса, которые творят герои

Святые Пётр и Феврония были образцом христианского супружества

Святые Пётр и Феврония были образцом христианского супружества

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПАМЯТЬ СВЯТЫХ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПАМЯТЬ СВЯТЫХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017