Урок литературы в 5 классе. (ФГОС)
Учитель Журавлева Н. В.
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: определение особенностей характера Герасима, проявляющихся как в прямых
оценках, так и в сравнении через анализ произведения и самостоятельную
исследовательскую работу.
Задачи:
создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия
художественного текста, понимания авторской позиции; образного и
аналитического мышления, литературнотворческих способностей;
освоить теоретиколитературные понятия;
совершенствовать умения анализировать литературное произведение как
художественного целого в его историколитературной обусловленности с
использованием понятийного языка литературоведения;
воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и
самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности;
формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позиции, любовь к
литературе.
Форма работы обучающихся: в парах
Планируемые результаты:
Предметные: научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять
внутренние связи его элементов
Метапредметные:
Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей.
Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке, уметь ставить цель и задачу до
конца урока, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уметь обосновывать и высказывать
собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев.
Личностные: проявить интерес к созданию собственных текстов; стремиться к речевому
совершенствованию; расширить объем словарного запаса для свободного выражения
мыслей. Уметь соотносить поступки и события, выделять нравственный аспект поведения
и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Ресурсы: наглядный материал, репродукции, интернетресурсы, кластер «Знакомство»,
рабочая тетрадь, памяткиинструкции, словарь литературоведческих терминов,
методическое пособие, учебникхрестоматия .
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Слайд 1
Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки,
посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний
урок принес вам только радость.
2.Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания,
актуализация и «выход» на объяснение нового материала)
Работаем в парах. Слайд 2
На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя
И.С.Тургенева и историей создания его рассказа «Муму».
Дома вы читали рассказ «Муму». Восстановите последовательность эпизодов. Для более
продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памяткиинструкции. Нет ошибок
– «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».
Слайд 3
Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 19
1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
2.Жизнь Герасима в доме барыни.
3.Герасим находит щенка.
4.Любовь Герасима к Татьяне.
5.Расставание с Татьяной.
6. Барыня требует уничтожить собаку.
7. Барыня решает женить пьяницубашмачника на Татьяне.
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
9. Встреча Муму и барыни Проверка. Слайд 4
3. Мотивация познавательной деятельности
Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз
увиделись и хотите познакомиться. А что такое знакомство?
(Знакомство – это когда незнакомые люди хотят познакомиться друг с другом)
Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
(Мы обращали внимание на внешний вид, на прическу, на настроение, на речь, на
поведение.)
Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
(Чтобы хорошо узнать человека, этих признаков не достаточно.)
Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать
человека?
( Надо обратить внимание и на взаимоотношение человека с окружающими, с кем он
дружит, общается.)
Правильно. Вот мы с вами и составили схему, по которой можно познакомиться с
человеком. (Слайд 5)
Кластер «Знакомство»
4. Актуализация знаний
А чтобы состоялось общение, что необходимо? (Необходима тема для общения.)
Дома вы дочитали рассказ И.С.Тургенева «Муму»? Скажите, пожалуйста, какие
чувства у вас возникали во время чтения рассказа?
(При чтении рассказа возникали чувства сострадания, жалости, сочувствия.)
Кто вызывал у вас эти чувства?
(Люди, которые живут у барыни и служат ей.)
Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа (после каждого ответа
учитель записывает имена героев на доску)
(Основные герои рассказа: Герасим, барыня, Татьяна, Гаврила, Капитон, Степан.)
СЛАЙД 6
Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с
каждым? Сколько нужно времени (уроков)?
Сегодня мы с вами начали разговор о знакомстве. Как вы думаете, с каким из этих
героев мы начнем сегодня знакомиться?
(Мы начнем сегодня знакомиться с Герасимом.)
Почему именно с ним?
(Герасим – главный герой рассказа.)
Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?
СЛАЙД 7
(Думаю, что поможет.)
Давайте попробуем сформулировать тему урока.
(Герасимглавный герой в рассказе И.С.Тургенева «Муму».
Образ Герасима как главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму».)
Я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…».
СЛАЙД 8
Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев
называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь. (Учитель
фиксирует тему на доске)
5. Организация познавательной деятельности. Продолжите предложение, проговорив его в паре, и запишите в рабочую тетрадь:
«Сегодня на уроке я хочу научиться… и доказать мнение Тургенева о своем герое…».
СЛАЙД 9
(Ребята составляют предложение и записывают в рабочую тетрадь: «Я хочу научиться
анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое.»)
Скажите, пожалуйста, что такое портрет?
Запишем в тетради: Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры,
одежды, манеры поведения. СЛАЙД 10
Составьте портрет Герасима, опираясь на кластер. Памяткиинструкции для
групповой работы у вас лежат на столах.( Приложение к уроку
памяткиинструкции №1№5 (для групповой работы) на каждом столе
Работа в парах.
Работают с текстом рассказа.
Составление портрета литературного героя Герасима по памяткаминструкциям, которые
лежат на каждом столе.
6. Подведение итогов урока
Выступление учащихся от пар.
Герасим «сложен богатырем». Он высокого роста, крепкого телосложения, т.к. в деревне
пахал землю, сеял, убирал урожай.
Автор сравнивает трудолюбие Герасима с «молодым, здоровым быком», жизнь в городе
«с пойманным зверем», а внешность со «степенным гусаком».
Автор, используя фразеологизм, пишет, что Герасим «работал за четверых».
Действительно, «дела у него было немного», но в обязанности Герасима входило
сторожить двор и содержать его в чистоте, колоть дрова, возить воду. С работай Герасим
справлялся «играючи».
Каморка Герасима была под стать своему хозяину.
(зачитывают описание из рассказа).
Все эти черты можно отнести к одному определению «славный».
Герасим, действительно, славный. Будучи глухонемым, ему присущи такие качества как
доброта, отзывчивость, нежность, искренность.
Ребята, можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»?
«Славный он был мужик…» Сумел ли автор доказать, что герой его славный?
А вы могли бы назвать Герасима славным?
Какие качества героя вам близки, ценны для вас?» (цитаты из рассказа к портрету
Герасима) Слайд 11
7. Рефлексия.
Ученики показывают свое отношение к уроку в движениях без слов.
Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только
движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.
Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.
Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично,
то поднимите руки и хлопните в ладоши». Слайд 12
Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И
выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью
речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.
А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих
уроках. А если ктото уже разгадал эту загадку, то замечательно».
Вернемся к предложению, которое мы продолжали в начале урока. Посмотрите
внимательно, достигли ли мы цели, поставленной на уроке?
Заполните, пожалуйста, табличку самооанализа.
8. Домашнее задание
Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор) Приложение №1
Памяткаинструкция №1 (для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Каким вы представляете Герасима?
Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
Почему автор сравнивает героя с гусаком?
Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим
представлениям о Герасиме.
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памяткаинструкция №2 (для групповой работы)
Обязанности Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Чем занимался Герасим в деревне?
Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от
работы?
Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него
было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.
Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памяткаинструкция №3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Найдите описание каморки Герасима.
Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу!
Памяткаинструкция №4
(для групповой работы)
Поведение Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что
чувствовал герой?
Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным
зверем»?
В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памяткаинструкция №5
(для групповой работы)
Поступки Герасима, отношение к другим героям.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
Как Герасим относится к другим героям? Почему?
Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим
героям?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Приложение №2
Кластер
«Средства создания литературного образа»
Самоанализ
Достижения
Затруднения
Цель и задачи, поставленные на уроке,
достигнуты. В каждой группе по памяткам были
Затруднение вызвало предложение, которое
нужно было продолжить.
Продолжить работу над поисковой и
исследовательской деятельностью.
составлены характеристики героя, которые
подтвердили мнение автора, что Герасим
«славный мужик» . Самоанализ
Достижения
Затруднения
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.