Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Оценка 5

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
27.03.2017
Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе ФГОС.docx
Урок литературы в 5 классе. (ФГОС) Учитель Журавлева Н. В.  Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму") Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Цель урока: определение особенностей характера Герасима, проявляющихся как в прямых оценках, так и в сравнении через анализ произведения и самостоятельную  исследовательскую работу. Задачи:     создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия  художественного текста, понимания авторской позиции; образного и  аналитического мышления, литературно­творческих способностей; освоить  теоретико­литературные понятия; совершенствовать  умения  анализировать литературное  произведение как  художественного целого в  его историко­литературной обусловленности с  использованием понятийного языка литературоведения; воспитывать  духовно развитую личность, готовую  к самопознанию и  самосовершенствованию, способную  к созидательной деятельности;   формировать  гуманистическое мировоззрение, гражданскую  позиции, любовь к  литературе. Форма работы обучающихся:  в парах Планируемые результаты: Предметные: научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять  внутренние связи его элементов Метапредметные:  Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей. Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке, уметь ставить цель и задачу до  конца урока, оценивать свою работу и работу одноклассников. Коммуникативные:  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное  взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уметь обосновывать и высказывать  собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев. Личностные: проявить интерес к созданию собственных текстов; стремиться к речевому  совершенствованию; расширить объем словарного запаса для свободного выражения  мыслей. Уметь соотносить поступки и события, выделять нравственный аспект поведения  и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Ресурсы: наглядный материал, репродукции, интернет­ресурсы, кластер «Знакомство»,  рабочая  тетрадь,  памятки­инструкции, словарь литературоведческих терминов,  методическое пособие, учебник­хрестоматия . ХОД УРОКА 1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).                                                                                           Слайд 1 ­   Сегодня у   нас   особенный   урок.   К   нам   пришли   гости.   Подарите   им   свои   улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. 2.Проверка   домашнего   задания   (задачи:  проверка   домашнего   задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) ­   Работаем в парах. Слайд 2 ­   На   прошлом   уроке   мы   познакомились   с   биографией   великого   русского   писателя И.С.Тургенева и историей создания его рассказа «Муму».  Дома вы читали рассказ «Муму». Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки­инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».                                 Слайд 3 Карточка Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1­9 1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2.Жизнь Герасима в доме барыни. 3.Герасим находит щенка. 4.Любовь Герасима к Татьяне.  5.Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу­башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни Проверка. Слайд 4 3. Мотивация познавательной деятельности ­Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз  увиделись и хотите познакомиться. А что такое знакомство? (Знакомство – это когда незнакомые люди хотят познакомиться друг с другом) ­Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание? (Мы обращали внимание на внешний вид, на прическу, на настроение, на речь, на  поведение.) ­Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Чтобы хорошо узнать человека, этих признаков не достаточно.) ­Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать  человека? ( Надо обратить внимание и на взаимоотношение человека с окружающими, с кем он  дружит, общается.) ­Правильно. Вот мы с вами и составили схему, по которой можно познакомиться с  человеком. (Слайд 5) Кластер «Знакомство» 4. Актуализация знаний ­А чтобы состоялось общение, что необходимо? (Необходима тема для общения.) ­Дома вы дочитали рассказ И.С.Тургенева «Муму»? Скажите, пожалуйста, какие  чувства у вас возникали во время чтения рассказа? (При чтении рассказа возникали чувства сострадания, жалости, сочувствия.) ­Кто вызывал у вас эти чувства? (Люди, которые живут у барыни и служат ей.)  ­Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа (после каждого ответа  учитель записывает имена героев на доску) (Основные герои рассказа: Герасим, барыня, Татьяна, Гаврила, Капитон, Степан.)                                                                                              СЛАЙД 6 ­Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с  каждым? Сколько нужно времени (уроков)? ­ Сегодня мы с вами начали разговор о знакомстве. Как вы думаете, с каким из этих  героев мы начнем сегодня знакомиться? (Мы начнем сегодня знакомиться с Герасимом.) ­Почему именно с ним? (Герасим – главный герой рассказа.) ­Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?                                                                                                               СЛАЙД 7 (Думаю, что поможет.) ­ Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Герасим­главный герой в рассказе И.С.Тургенева «Муму». ­Образ Герасима как главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму».) ­Я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…».                                                                                                                  СЛАЙД 8   Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев  называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь.  (Учитель  фиксирует тему на доске)  5. Организация познавательной деятельности. ­Продолжите  предложение, проговорив  его в паре, и запишите в рабочую тетрадь:  «Сегодня на уроке я хочу научиться… и доказать мнение Тургенева о своем герое…».  СЛАЙД 9 (Ребята составляют предложение и записывают  в рабочую тетрадь: «Я хочу научиться  анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое.») ­Скажите, пожалуйста, что такое портрет? ­Запишем в тетради: Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры,  одежды, манеры поведения.                    СЛАЙД 10 ­Составьте портрет Герасима, опираясь на кластер. Памятки­инструкции для  групповой работы у вас лежат на столах.( Приложение к уроку памятки­инструкции №1­№5 (для групповой работы) на каждом столе Работа в парах.  Работают с текстом рассказа. Составление портрета литературного героя Герасима по памяткам­инструкциям, которые  лежат на каждом столе.  6. Подведение итогов урока Выступление учащихся от пар. ­Герасим «сложен богатырем». Он высокого роста, крепкого телосложения, т.к. в деревне  пахал землю, сеял, убирал урожай. ­Автор сравнивает трудолюбие Герасима с «молодым, здоровым быком»,  жизнь в городе ­   «с пойманным зверем», а внешность ­ со «степенным гусаком». ­ Автор, используя фразеологизм, пишет, что Герасим «работал за четверых».  Действительно, «дела у него было немного», но в обязанности Герасима входило   сторожить двор и содержать его в чистоте, колоть дрова, возить воду. С работай Герасим  справлялся «играючи». ­Каморка Герасима была под стать своему хозяину. (зачитывают описание из рассказа). Все эти черты можно отнести к одному определению «славный».  ­Герасим, действительно, славный. Будучи глухонемым, ему присущи такие качества как  доброта, отзывчивость, нежность, искренность. ­Ребята, можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»?   «Славный он был мужик…» ­Сумел ли автор доказать, что герой его славный? ­А вы могли бы назвать Герасима славным?  ­Какие качества героя вам близки, ценны для вас?» (цитаты из рассказа к портрету Герасима)                                            Слайд 11 7. Рефлексия. Ученики показывают свое отношение к уроку в движениях без слов. ­ Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только  движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке? ­ Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте. ­ Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки. ­ Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично,  то поднимите руки и хлопните в ладоши».              Слайд 12 ­Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И  выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью  речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.  А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих  уроках. А если кто­то уже разгадал эту загадку, то замечательно». ­     Вернемся к предложению, которое мы продолжали в начале урока. Посмотрите  внимательно, достигли ли мы цели, поставленной на уроке? ­   Заполните, пожалуйста, табличку самооанализа. 8. Домашнее задание ­Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор) Приложение №1 Памятка­инструкция №1 (для групповой работы) Портрет Герасима  (внешность, фигура, одежда, походка, жесты) 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:  Каким вы представляете Герасима?  Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?  Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?  Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.  Почему автор сравнивает героя с гусаком?  Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим  представлениям о Герасиме. 3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Герасима. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! Памятка­инструкция №2 (для групповой работы) Обязанности Герасима 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:  Чем занимался Герасим в деревне?  Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от  работы?  Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него  было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.  Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)  Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим? 3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого. 4.  Сделайте выводы о качествах Герасима. 5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6.  Спасибо за работу! Памятка­инструкция №3 (для групповой работы) Интерьер (обстановка каморки Герасима) 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:   Найдите описание каморки Герасима.  Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».  На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?  Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?  Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки? 3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого. 4.  Сделайте выводы о качествах Герасима. 5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6.  Спасибо за работу! Памятка­инструкция №4 (для групповой работы) Поведение Герасима 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:  Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что  чувствовал герой?  Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным  зверем»?  В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?  Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?  О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение? 3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого. 4.  Сделайте выводы о качествах Герасима. 5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6.  Спасибо за работу! Памятка­инструкция №5 (для групповой работы) Поступки Герасима, отношение к другим героям. 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:  Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.  Как Герасим относится к другим героям? Почему?  Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим  героям? 3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого. 4.  Сделайте выводы о качествах Герасима. 5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.  6.  Спасибо за работу!                                                             Приложение №2 Кластер «Средства создания литературного образа» Самоанализ Достижения Затруднения Цель и задачи, поставленные на уроке,  достигнуты. В каждой группе по памяткам были Затруднение вызвало предложение, которое  нужно было продолжить. Продолжить работу над поисковой и  исследовательской деятельностью. составлены характеристики героя, которые  подтвердили мнение автора, что Герасим  «славный мужик» . Самоанализ Достижения Затруднения

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок литературы в 5 классе ФГОС на тему "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017