Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
22.08.2017
Подробный конспект урока литературы в пятом классе. Урок посвящен произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». На уроке раскрывается нравственный смысл сказки, происходит обучение элементам анализа художественного произведения. Урок проводится в форме беседы с элементами анализа.
25. Пушкин Сказка о мертвой царевне. Лит. 5 кл..docx
Дата_______ Класс 5 Урок_______
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока:
раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на
примере данной сказки;
продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать,
обобщать;
формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на
распознавание истинной красоты.
Эпиграф урока:
Лишь добро одно
бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.
Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к
сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
Ход урока
1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).
2. Слово учителя.
Учитель:
Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному
творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей
няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами
познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы
говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу
по знакомству со сказкой.
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы
будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель:
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же
это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих
слов и записать в тетради.
(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).
Учитель:
Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование
данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования
терминов): «Доброэто то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны
надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды,
страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг
человека. Зло худое, лихое. Злой человек причиняющий зло другим: вредный. пагубный»
(Словарь живого русского языка В. Даля).
Учитель:
Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются
противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель:
Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но
и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой
царевне и семи богатырях”.
4. Объяснение нового материала.
1. Работа с текстом.
Беседа.
Учитель:
На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно
разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных
героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
Ученики: Добро – Иванцаревич, Царевналягушка, Иван крестьянский сын. Зло – Баба
Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
Учитель:
Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев
в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше
положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к
положительным, ни к отрицательным).
Учитель:
Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
Учитель:
Для того чтобы представить образы Царевнымачехи и Царицы, мы обратимся ко второй
части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и
Царицы.
(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста
определения).
Учитель:
Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в
два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.
(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде
слайда на экране):
Внешность
Царица
Высока
Стройна
Бела
Царевна
Белолица
Черноброва Поведение,
характер
Цветовая гамма
Горда
Ломлива
Своенравна
Ревнива
Злая
Черны
(зависть)
Красавицадуша
Милая
Приветливая
Белый
Красный
Румяный
Учитель:
Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царицамачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее
соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем
она.
Учитель:
А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель:
Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель:
А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается
им отомстить.
Учитель:
Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,
что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем.
Значит душа у нее черная. А царевна понастоящему красива, она всех любит, творит
добро, и все ей помогают.
2. Анализ художественного произведения.
Учитель:
Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и
анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна
молодая…»
Учитель:
Ребята, что вы можете сказать о Царице?
С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась и расцвела»?
Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.
Проводится физкультминутка для учащихся.
Учитель:
Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста
молодая
До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а
царевна добро. Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель:
Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель:
Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель:
Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель:
Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народносказочной традиции,
когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей
красотой.
Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”
Учитель:
Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученики: Царица, переодетая монахиней.
Учитель:
На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы
объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель:
Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли
это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает
свою невесту.
Учитель:
В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы
помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицеймачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто
рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель: А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием
грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.
Учитель:
Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?
Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В
сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.
Учитель:
В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со
злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и
злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы
совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем,
обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя
добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки
выучите наизусть.
6.Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг). Просмотр картинной галереи
и анализ рисунков ребят.
Выставление и комментирование отметок.
Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."
Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."
Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."
Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."
Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.