Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."
Оценка 4.7

Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
22.08.2017
Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."
Подробный конспект урока литературы в пятом классе. Урок посвящен произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». На уроке раскрывается нравственный смысл сказки, происходит обучение элементам анализа художественного произведения. Урок проводится в форме беседы с элементами анализа.
25. Пушкин Сказка о мертвой царевне. Лит. 5 кл..docx
Дата_______                                      Класс 5                                                       Урок_______ Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».         Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке. Цели урока: ­раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; ­продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать,  обобщать; ­формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на  распознавание истинной красоты.                                                                                                   Эпиграф урока:                                                                             Лишь добро одно бессмертно.                                                                              Зло подолгу не живет.                                                                                                                Шота Руставели Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.  Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к  сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.  Ход урока  1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).  2. Слово учителя.                               Учитель:  ­Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному  творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей  няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами  познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о  семи богатырях». Мы  говорили о сюжете и  о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу  по знакомству со сказкой.  Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы  будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.  3. Проверка домашнего задания.  Учитель:  ­Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же  это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих  слов и записать в тетради.  (Обучающиеся  зачитывают определения терминов из толкового словаря). Учитель: ­Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование  данных терминов.      (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования  терминов): «Добро­это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны  надежды людей, представления о свободе и счастье. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды,  страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).                 «Добро ­ в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг  человека. Зло ­ худое, лихое. Злой человек­ причиняющий зло другим: вредный. пагубный»  (Словарь живого русского языка В. Даля). Учитель:  ­Ребята, как вы думаете, можно ли  утверждать, что добро и зло являются  противоположными понятиями? Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.  Учитель:  ­Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой  царевне и семи богатырях”.  4. Объяснение нового материала.   1. Работа с текстом. Беседа. Учитель:  ­На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно  разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных  героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).  Ученики: Добро – Иван­царевич, Царевна­лягушка, Иван ­ крестьянский сын. Зло – Баба­ Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.  Учитель:  ­Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев  в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?  (Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше  положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к  положительным, ни к отрицательным).  Учитель: ­ Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? Ученики: В персонажах Царевны и царицы.  Учитель: ­ Для того чтобы представить образы Царевны­мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй  части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и  Царицы.  (Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста  определения). Учитель: ­Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в  два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.  (Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде  слайда на экране):      Внешность Царица Высока Стройна Бела Царевна Белолица Черноброва Поведение, характер Цветовая гамма Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая Черны (зависть) Красавица­душа Милая Приветливая Белый Красный Румяный Учитель:  ­Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? Ученики: Царица­мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее  соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем  она.  Учитель: ­А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?  Ученики: Ненависть, зависть.  Учитель: ­Обладает ли добрый человек такими чувствами? Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.  Учитель:  ­А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая  уводит девушку в темный лес? Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается  им отомстить. Учитель:  ­Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,  что она обладает и внутренней, душевной красотой? Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем.  Значит душа у нее черная. А царевна по­настоящему красива, она всех любит, творит  добро, и все ей помогают.       2. Анализ художественного произведения. Учитель:  ­Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и  анализу отрывков из сказки. Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна  молодая…» Учитель: ­Ребята, что вы можете сказать о Царице? ­С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась­ и расцвела»? Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза. Проводится физкультминутка для учащихся. Учитель: ­Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста  молодая До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а  царевна­ добро. Выразительное чтение учащимися отрывка. Учитель:  ­Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”? Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло. Учитель:  ­Что сделала героиня в доме? Ученики: Зажгла свечу, затопила печь. Учитель:  ­Как это характеризует героиню?  Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.  Учитель:  ­Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно­сказочной традиции,  когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.  Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая? Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей  красотой.  Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая” Учитель:  ­Кто приходит к царевне с целью погубить ее? Ученики: Царица, переодетая монахиней.  Учитель: ­ На чьей стороне Соколко? Почему? Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы  объяснить богатырям, что произошло с Царевной.  Учитель:  ­Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли  это? Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает  свою невесту.  Учитель:  ­В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.  В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы  помогают Елисею найти невесту.  Что же происходит со злой царицей­мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.  Учащиеся зачитывают строки:                                                   “Злая мачеха, вскочив,                                                       Об пол зеркальце разбив,                                                            В двери прямо побежала                                                    И царевну повстречала                                                        Тут ее тоска взяла,                                                                   И царица умерла”. Учитель:  ­Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто  рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.     5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся. Учитель: ­А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.  Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием  грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”? Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило.  Учитель: ­Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли? Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В  сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано. Учитель:  ­В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со  злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и  злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы  совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.  Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя  добрыми?  Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки  выучите наизусть.  6.Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг). Просмотр картинной галереи  и анализ рисунков ребят. Выставление и комментирование отметок.

Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."

Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."

Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."

Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."

Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."

Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."

Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."

Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."

Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."

Урок литературы в 5 классе "Пушкин Сказка о мертвой царевне."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2017