Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"
Оценка 4.9

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
31.03.2018
Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"
Тема урока: «Нравственная проблематика рассказа Л.Андреева «Петька на даче» Дата: 28.02.2018 г. Образовательные ресурсы: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для ОУ\ Авт.-сост. Г.С.Меркин, 2012; раздаточный материал, интернет- ресурсы https://compedu.ru/publication/prezentatsiia-na-temu-nravstvennaia-problematika-rasskaza-leonida-andreeva-petka.html Цели: выявление нравственной проблемы в рассказе, анализ художественного текста, навык лексической работы Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий ( по типологии Т.И. Шамовой и Л.Г. Петерсон) Форма урока: урок-практикум Виды деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная Используемые методы, приемы формы: технология развивающего обучения Планируемые результаты: Предметные: уметь определять тему и проблему произведения, иметь представление о роли и значении контраста как литературного приема. Личностные: интерес к изучению литературы, способность к самооценке Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, аргументированно выстраивать речевые высказывания, участвовать в диалоге, понимать и принимать чужую точку зрения. Коммуникативные: выстраивать речевые высказывания, ясно выражать мысли, оценивать речь.Урок литературы предназначен для учителей литературы, работающих по учебнику Г. С.Меркина
технологическая карта урока литературы.docx
Технологическая карта урока литературы в 5 классе Аннотация ФИО аттестующегося: Смирнова Нелли Борисовна Образовательная организация: МКОУ «Октябрьская СОШ» Мантуровского муниципального района Педагогический стаж: 31 год Категория: высшая Класс: 5 Специфика контингента: в классе обучается 9 человек: 3 девочки 6 мальчиков. На уроке присутствовало 8 человек ( один учащийся болел). Четыре человека имеют оценку «отлично», 5 человек – оценку «хорошо». Дети активные, любознательные, трудоспособные. Место урока в системе уроков: урок входит в раздел «Из литературы 20 века», является 6-м в разделе. УМК: Программа курса «Литература» 5-9 классы. Авторы – составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, Москва, «Русское слово», 2014 год. Учебник: Инновационная школа, ФГОС, 5 класс, Москва, «Русское слово», 2012 г. Рабочая тетрадь - автор Ф. Е. Соловьёва. Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий (по типологии Т.И. Шамовой и Л.Г. Петерсон) Тема урока: «Нравственная проблематика рассказа Л.Андреева «Петька на даче» Дата: 28.02.2018 г. Образовательные ресурсы: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для ОУ\ Авт.-сост. Г.С.Меркин, 2012; раздаточный материал, интернет- ресурсы https://compedu.ru/publication/prezentatsiia­na­temu­nravstvennaia­problematika­rasskaza­leonida­andreeva­petka.html Цели: выявление нравственной проблемы в рассказе, анализ художественного текста, навык лексической работы Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий ( по типологии Т.И. Шамовой и Л.Г. Петерсон) Форма урока: урок-практикум Виды деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная Используемые методы, приемы формы: технология развивающего обучения Планируемые результаты: Предметные: уметь определять тему и проблему произведения, иметь представление о роли и значении контраста как литературного приема. Личностные: интерес к изучению литературы, способность к самооценке Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, аргументированно выстраивать речевые высказывания, участвовать в диалоге, понимать и принимать чужую точку зрения. Коммуникативные: выстраивать речевые высказывания, ясно выражать мысли, оценивать речь. Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация  учебной деятельности 1 Организация  начала урока Проверяет готовность учеников к уроку, настраивает на продуктивную работу на  уроке  Я рада новой встрече с вами! Сегодня нам проблему предстоит  решать. Мы много будем думать, анализировать  и размышлять. На серьёзный вопрос мы должны дать  ответ: Нравственность ­ это важно или нет? Используемые  методы, приемы, формы Словесный, метод  мотивации  учебной  деятельности Формируемые УУД личностные: внимание, уважение к  окружающим; коммуникативные:  планирование  учебного  сотрудничества с  учителем,  сверстниками; регулятивные:  саморегуляция Личностные:  нравственно­ этическое оценивание Познавательные:  анализ объектов с  целью выделения  признаков. Коммуникативные:  умение слушать и  понимать речь других; выстраивать логичное  устное высказывание. 2 Мотивация  к учебной  деятельност и ­ Ребята, любите ли вы делать свои  маленькие открытия, узнавать что­то  новое, необычное? ­ Сегодня на уроке мы попробуем  сделать очередные открытия в  безграничном мире художественной  литературы и культуры. Начнем? Некоторые из вас получили  индивидуальные задания и сейчас  расскажут, что удалось узнать нового и  интересного.  А вы внимательно слушайте и думайте,  о чем же пойдет речь сегодня на уроке. ­ Какие чувства вы испытали при  просмотре этих картин? Почему?  (Ответы детей: чувство сострадания,  душевной боли, потому что на картинах  изображены моменты, показывающие  тяжелое детство детей в  дореволюционной России.) Дети дают  ответ на поставленные  вопросы,  рассказывают о своих « мини­ открытиях» Проблемный,  метод  фронтальной  организации  учащихся Индивидуальные задания «Экскурсия в картинную галерею». Учащиеся рассматривают репродукции  картин, слушают рассказы  подготовленных учеников. Георгица Никита  рассказывает о  картине В.Г.Перова «Тройка»,    Мошкова Софья рассказывает  о  картине В.Е.Маковского «Свидание»  (репродукции картин на слайде 2­3) Индивидуальные задания:  подготовленные ученики читают  наизусть фрагменты из рассказов А.П.Чехова «Спать хочется»   ­Осанушкова Елизавета,  «Ванька» ­_Орлеанский Алексей,  Л.Андреева «Петька на даче» ­ Берегов  Иван Картины Перова и Маковского,  фрагменты рассказов свидетельствуют о страдании и сострадании, милосердии и  доброте, ответственности взрослых за  судьбу детей. Итак, попробуйте связать воедино  мозаику открытий ваших  одноклассников и сформулируйте  тему нашего урока. ­ На какие вопросы хотели бы получить  ответы сегодня на уроке? (Ответы детей: «Почему рассказ  называется «Петька на даче»? Ведь  большая часть произведения посвящена  жизни Петьки в городе. ­ Что будем для этого делать? 3 Целеполага ние Я помогу вам обратить внимание на  определенные эпизоды рассказа,  расставить акценты, чтобы глубже  понять замысел автора. Сообщение учителя:  ­ Известно, что сюжеты для многих  своих произведений Андреев не  выдумывал, у героев были прототипы.  Определение темы урока совместно с  учителем. Постановка учебной задачи  на  урок Учащиеся формулируют вопросы: ­Почему рассказ называется «Петька на  даче? ­ Подробнее узнать о главном герое, его  Проблемный,  метод  фронтальной  организации  учащихся регулятивные:  целеполагание коммуникативные:  планирование  учебного  сотрудничества,  умение  полно  выражать мысли в  соответствии с  задачами и условиями  коммуникации; жизни в парикмахерской и на даче. Думать, внимательно работать с  текстом, рассуждать – делать новые  открытия ­ задача на уроке. Прототип (на доске) – личность,  черты которой легли в основу  литературного образа. Был прототип и  у мальчика Петьки. Это однофамилец – парикмахер Иван  Андреев.  Этот человек дожил  до  глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был  удостен почётного диплома на конкурсе  в Париже. Однажды он поделился   своими воспоминаниями с Л.  Андреевым. На основе их был написан  рассказ.   4 Проверка  домашнего  задания 5 Создание проблемной ситуации Когда вы читали рассказ дома, вы  выделили смысловые части и озаглавили их.  Зачитайте.  Уч­ся читают план рассказа: 1. Тяжёлые дни Петьки в  парикмахерской. 2. Счастливые деньки на даче. 3. Возвращение в город.  Большая часть произведения  (две  Учащиеся  отвечают на вопросы,  регулятивные:  контролируют  учебные действия,  оценивают свою  работу; коммуникативные: вступают в диалог,  участвуют в  коллективном  обсуждении, учатся  владеть  монологической и  диалогической  формами речи. части ) повествуют о жизни Петьки в  городе, а одна(меньшая по объёму)­ о  его жизни на даче.  Почему  же свой  рассказ Л. Андреев назвал именно  «Петька на даче»? На этот вопрос мы  ответим в конце урока. ­Итак, что мы узнали о главном герое из  1­ой части? ­ Действительно, с 7 лет Петька работал. Он служил «мальчиком» в  парикмахерской.  В «Толковом словаре   ­«мальчик»­ малолетний ребёнок в  купеческих лавках, парикмахерских и  других заведениях дореволюционной  России.  ­Найдите описание  внешности героя  ­ А как обычно проходили у Петьки  дни? ­А как окружающие  относились к  Петьке? рассуждают, предполагают. Ответы учащихся:  Петьке 10 лет.  Его мать была кухаркой   у богатых господ, отца у Петьки не  было.  Уже 3 года Петька жил и работал  у парикмахера.  Учащиеся зачитывают текст. Однообразно, праздников не было Учащиеся говорят о том, что хозяин на  него постоянно кричал, мог ударить,  посетители не сочувствовали. ­А как автор относится к своему герою? Учащиеся говорят, что автор  сочувствует своему герою. Об этом  говорят эпитеты и слова с  уменьшительно­ласкательными  суффиксами( фигурка маленькая,  худая, мальчик худенький,  веснушчатый, морщинки тоненькие). Ответы учащихся : жалость. 6. Практикум.  Аналитическая  работа  с  текстом ­А что вы чувствовали, когда читали о  жизни Петьки в городе? Физкультминутка  ­ Для решения задач нашего урока, я  предлагаю вам поработать в группах. Три группы. ­ Каждая группа должная выполнить  определённое задание, а потом  выступить с  результатами своей работы. Группа 1: выборочно перечитать 1 часть рассказа, проанализировать эпизод  «Жизнь Петьки в парикмахерской»,  заполнить таблицу по заданным  параметрам, сделать вывод по своей  работе Работа в группах, распределение  обязанностей,  выборочная  аналитическая работа с текстом по  заданным параметрам, заполнение  таблицы, подготовка к презентации  своей работы. Мини­ исследование в  группе.  Проблемно­ поисковый.  Творческая  деятельность. Внешность  Петьки Внутреннее  состояние героя в эпизоде Поведение  познавательные: поиск и выделение  необходимой  информации,  осознанное построение речевого  высказывания в устной форме, смысловое  чтение, извлечение  необходимой  информации из текста, умение доказывать и  анализировать; Отношение к  Петьке  окружающих  людей Окружающая  обстановка,  пейзаж Таблица заполняется учащимися каждой группы на основе анализа  предложенного эпизода. Представление учащимися результатов  своей работы, выборочное чтение  фрагментов рассказа для  подтверждения своих выводов,  заполнение таблиц учащимися других  групп;  Группа 2: вспомнить, выборочно  перечитать, проанализировать и  сравнить  два  эпизода: «Дорога Петьки  на дачу»  и обратно в город , заполнить  таблицу по заданным параметрам,  представить результаты своей работы. Группа 3: рассмотреть вторую часть  текста, рассказывающую о жизни Петьки на даче. Заполнить таблицу, сделать  вывод Как вы думаете, почему так резко  противопоставлены город и дача и их  цветовая гамма?   В литературе этот прием называется  контраст (определение напечатано на  доске) ­Мальчик уехал из города, но изменился  не только внутренне, но и внешне. И вот  Петька в Царицыно (показ слайдов 4­8). Перед нами развернулись прекрасные  картины. Чтобы представить, что мог  почувствовать  10­летний мальчик,  попав в это сказочное место,  рассмотрим старые фотографии с  изображение Царицино. коммуникативные:  умение работать в  группе,  взаимодействуя с  товарищами,  планирование  учебного  сотрудничества,  умение полно  выражать мысли в  соответствии с  задачами урока;  соблюдение правил  общения. регулятивные:  прогнозирование и   получение  конкретного  результата. Словесный метод ­ Какое понимание хочет донести автор  до читателя? (каким должно быть  детство ребенка) ­ А каким, по­вашему, оно должно быть? (беззаботным, радостным, легким) ­ Продолжите фразу именем  существительным «Детство – это……  мама, солнце, радость, счастье  ­ А о чём повествуется в 3­ей части? ­ Произошли ли изменения во внешнем  облике Петьки?  Учащиеся говорят, что детство ребёнка  должно быть счастливым. ­ А что изменилось во внутреннем мире  героя? ­ Оставляет ли автор своему герою  надежду на хорошую жизнь? Дополнение­дом,беззаботность,  красота ­О возвращении Петьки домой и его  жизни в городе. ­Нет. ­ Появились воспоминания о даче, он  узнал, что есть счастье. ­ Да. Об этом говорит оставленная  удочка и рассказы о даче. 7. Подведение  Регулятивные: уметь итогов урока Пришло время ответить на вопрос, поставленный в начале урока:  «Почему автор назвал свой рассказ  «Петька на даче»?   Давайте пополним копилку знаний ­ На какие размышления вывел нас  автор? ­  Так какие же нравственные проблемы  затронул автор в своем рассказе? Учащиеся отвечают, что это самое яркое событие в жизни героя. Это событие  дало ему надежду на лучшую жизнь. Учащиеся отвечают, рассуждают,  подводят итоги (ответы детей: автор  заставил задуматься о том, как должны  люди относиться друг к другу; затронул  тему милосердия, сострадания,  чуткости, ответственности взрослых за  судьбу детей) вносить необходимые  коррективы после  завершения действия личностные:  формирование  эстетических  потребностей,  наблюдательности и  фантазии;  нравственно­ этическая ориентация познавательные:умени е осуществлять  сравнение, понимать  проблему  произведения коммуникативные:  умение достаточно  полно выражать свои  мысли; умение  представлять  результат  деятельности группы 8. Рефлексивно­ оценочный этап ­ Какие открытия сделали? Учащиеся говорят о том, что узнали,  почему рассказ называется «Петька на  даче», познакомились с понятиями  Метод контроля, познавательно­ рефлексивный Коммуникативные:  умение достаточно  полно выражать свои ­ Чем запомнится эта встреча?   ­Что узнали новое для себя?  ­ Как вы оцениваете свою работу?  ­Что было непонятным? трудным? На доске ­  «Цветик­семицветик»  (на лепестках напечатано милосердие,  прощение, доброта, чуткость,  терпимость, сострадание,  доброжелательность).  Каких качеств у вас не хватает?  Оторвите лепесток ­ произойдёт чудо –  это качество у вас появится. Но  помните: оно останется, если вы будете  его ценить и постоянно в себе  воспитывать. 1. Нарисовать обложку к рассказу  Л.Андреева 2.Допишите  возможный финал рассказа 3.Письменно ответьте на вопрос:«О чём  меня заставил задуматься рассказ Л.  Андреева «Петька на даче»? (на выбор) 9. Домашнее  задание. «контраст», «прототип». ­Познакомились с интересным автором и его рассказом. Учащиеся активно оценили себя (пять  человек поставили себе оценку «5», двое – «четыре». Рассказ понятен Учащиеся подходят, отрывают  лепестки, комментируют, почему  именно этот лепесток оторвали мысли познавательные:  смыслообразование  (значение обучения) личностные:  способность к  самооценке Словесный,  наглядный Приложение 1 Фрагменты из рассказов Берегов Иван читает отрывок из рассказа Л. Андреева «Петька на даче» И утром, и вечером и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!», и он всё подавал, подавал. Праздников не было. По воскресеньям, когда улицу переставали освещать окна магазинов и лавок, парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, и прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своём стуле и погружённую не то в думы, не то в тяжёлую дремоту. Осанушкова Лиза читает отрывок из рассказа А. П. Чехова «Спать хочется» Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати ,качает колыбель, в которой лежит ребёнок, и чуть слышно мурлычет: Баю-баюшки –баю, А я песенку спою. Перед образом горит зелёная лампадка, через комнату от угла до угла тянется верёвка, на которой висят пелёнки и большие чёрные панталоны. Ребёнок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё ещё кричит и неизвестно, когда уймётся. А Варьке хочется спать. Глаза её слипаются, голову тянет вниз,шея болит. Она не может шевелить ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо её высохло и одеревенело, что голова стала маленькой , как булавочная иголка. Орлеанский Алексей читает наизусть отрывок из рассказа А. П. Чехова «Ванька» Он вздохнул, умокнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка мне велела почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала мне в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяина огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтобы чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности. Приложение 2 Цветик- семицветик.  (Лепестки отрываются)

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Нравственная проблематика рассказа Л. Андреева "Петька на даче"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018