Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).
Оценка 5

Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
22.03.2018
Урок литературы в 7 классе  "В жизни всегда есть место подвигу"  (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).
За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В детстве для себя Горький нашел такие слова... В чем? В книгах. - В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом Горький поступил в иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось, что это не так. Горький снова поступает на работу, а при возможности “почитывает книжки”. Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа написавшего ее. Нередко он плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет.Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. (Б. Шоу)
Урок литературы в 7.doc
Урок литературы в 7 классе  "В жизни всегда есть место подвигу"  (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).      Цели: показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного  своеобразия; через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным  качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям. Оборудование: портрет М. Горького рисунки учащихся к легенде о Данко Эпиграф к уроку Жизнь не тающая свеча. Это что­то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно  заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать  грядущим поколениям. (Б. Шоу) Ход урока 1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на  анализ легенды. Сообщение темы и целей урока (слайд№1) Слово учителя. ­ Сегодня наш урок будет необычным, т.к. у нас сегодня гости. ­ Эпиграфом к уроку станут слова (слайд №2) Жизнь не тающая свеча. Это что­то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно  заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать  грядущим поколениям. (Б. Шоу)             ­ Как вы понимаете эти слова? Работа с текстом 1) Чтение вслух отрывка  из легенды «Данко» (от слов «Что сделаю я для людей?!» до слов «и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…») –Каким вам представляется  герой, произнесший эти слова ­Данко?(слайд№3) ­ “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...”, ­ так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за  столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, ­  Алексей Максимович Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в  ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования. (слайд№4) За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать ­  не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как  колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к  настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”.  Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое  слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В  детстве для себя Горький нашел такие слова... В чем? В книгах. ­ Что же заставило его обратиться к книгам? Слово ученика (рассказ о детстве писателя). ­ В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом Горький поступил в иконописную мастерскую, на пароход в  поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает  в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось, что это не  так. Горький снова поступает на работу, а при возможности “почитывает книжки”. Только  книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа  написавшего ее. Нередко он плакал, читая, ­ так хорошо рассказывалось о людях. И  мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, давал себе  торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет. ­ И как же, когда вырос, Горький послужил людям? (Своими книгами.) ­ Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях  писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.) 2. Словарная работа.(слайд№5) ­  Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных  жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти.  Что такое подвиг? (Героический самоотверженный поступок – из словаря Ожегова) ­ Подберите к слову «подвиг» однокоренные слова (двигать, движение души) ­ Как тему подвига раскрыл Максим Горький, мы узнаем, прочитав текст о Данко. ­ Работа в группах. (Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.) (слайд№6) Составьте словесный портрет человека­легенды. (Затем все мнения детей озвучиваются и  записываются на доске и в тетрадях, потом эти ключевые слова можно использовать при  написании творческих работ.) Например: смелый, бесстрашны, умеющий преодолевать  трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг...  3. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и  обсуждение по проблемным вопросам. (слайд№7) "Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон  таборы этих людей, а с четвертой ­ была степь. Были это веселые, сильные и смелые  люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда­то иные племена и  прогнали прежних в глубь леса.  ­ Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что­ то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?  (Мнения учащихся: ­ Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не  бояться. ­ Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть. ­ Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и  не смогли бороться с чужими племенами. ­ Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались  “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?) ________________________________________________________ Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его  ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе  дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то  подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и  дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.  ­ Как вы думаете, можно ли было как­то спасти племя от гибели? (­ Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь,  но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми. ­ Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску. ­ Нужно было что­то делать, а не просто тосковать.) (слайд№8) _________________________________________________ Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, ­ там были  сильные и злые враги, другая – вперед, ­ там стояли великаны­деревья, плотно обняв  друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота.  Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще  плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить  их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по  вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем  людям. Это были все­таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с  теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них  были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому  они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота.  Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем  казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди  все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души  людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился  среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами  умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, ­ и трусливые слова  стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче ... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный  смертью, не боялся рабской жизни... ­ Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на  спасение? (­ Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны­деревья сдвигались  вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к  свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать. ­ Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все­таки еще думали пойти бороться с  чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы. ­ Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно  заветы будет некому передать, поэтому все­таки надо никогда не терять надежды на  спасение... Все равно нужно было что­то делать... ­ Я думаю, что надежда у них все­таки была, потому что это были сильные люди и они не  переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда­нибудь все равно выход бы они  нашли.) ­ Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей?  (Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не  видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую  тьму”.) (слайд№9) ____________________________________________________ Но тут явился Данко и спас всех один. Данко ­ один из тех людей, молодой красавец.  Красивые ­ всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам: ­ Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.  Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его  сквозь, ведь имеет же он конец ­ все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!.. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось  много силы и живого огня. ­ Веди ты нас! ­ сказали они. Тогда он повел..." ­ Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему? (­ Люди обрадовались, что нашелся кто­то, кто предложил выход. ­ Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать. ­ В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение. ­ Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко. ­ “Красивые ­ всегда смелы”, ­ так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому  что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли  за ним.) ____________________________________________ "Повел их Данко. Дружно все пошли за ним ­ верили в него. Трудный путь это был!  Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая  людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между  собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови  тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот  стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их  куда­то. А он шел впереди их и был бодр и ясен. Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда  в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той  поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме  молний, шли они, и, качаясь, великаны­деревья скрипели и гудели сердитые песни, а  молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и  исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным  огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена  тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что­то страшное, темное и холодное. Это был  трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в  бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел  впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, ­ вот как!  Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко. ­ Ты, ­ сказали они, ­ ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и  за это ты погибнешь! ­ Вы сказали: "Веди!" ­ и я повел! ­ крикнул Данко, становясь против них грудью. ­ Во  мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь  себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли,  шли, как стадо овец! Но эти слова разъярили их еще более. ­ Ты умрешь! Ты умрешь! ­ ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и  молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд,  и видел, что они ­ как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их  благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело  негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что,  может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания  спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что  он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки,  ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче  им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось  в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску. А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь... ­ Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и  происходящее между ними? (­ Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии. ­ Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали  – они передают динамику действия. ­ Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в  клочья”. ­ Из тьмы выступало “что­то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что  это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а  значит, возрастает и страх. ­ Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике. ­ Снова возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить.) ­ Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать  людей за трусость? (­ Людей много, это толпа, а толпа может растерзать. ­ Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит. ­ Данко может бросить людей и спасти самого себя. ­ Думаю, что Данко решился искать выход именно из­за того, чтобы спасти племя, поэтому  он будет с ними до конца. ­ Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались  трудностей, не знали, что ждет их впереди.) _________________________________________________ ­ Что сделаю я для людей?! ­ сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так  ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом  великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу,  дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. ­ Идем! ­ крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее  сердце и освещая им путь людям.  Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая  вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и  смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без  жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало! И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и  немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого  воздуха, промытого дожде . Гроза была ­ там, сзади них, над лесом, а тут сияло  солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала  река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била  горячей струёй из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, ­ кинул он радостный  взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и ­ умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще  пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек  заметил это и, боясь чего­то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно,  рассыпавшись в искры, угасло..." ­ Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой! ­ Какой момент следует считать кульминационным?   Анализ средств художественной выразительности в тексте     (слайд№10)                    1. Вспомните, какие средства художественной выразительности встречаются в                        текстах? 2. Найти в тексте тропы, фигуры речи: эпитеты (горящее сердце, чудесное зрелище, смелое сердце);       метафоры (сердце пылало, факел любви к людям, тьма разлетелась, гнилой зев болота, брильянты дождя); олицетворения   (лес   удивленно   качал   вершинами,   лес   замолчал,   лес расступился, вздыхала степь);      сравнения (сердце как солнце, золотом сверкала роса, роса как кровь);      антитеза (темный лес – солнечный свет);      анафора (кинул взор);      риторический вопрос (Что сделаю я для людей?!)  Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя? (­ Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”. ­ Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел. ­ Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.) ­ Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко? (­ Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее. ­ Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой... ­ Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый  поступок. ­ Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть,  сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них  сделал Данко.) ______________________________________________________ 4. Подведение итогов урока. Рефлексивно­оценочный этап ­ Какова главная мысль легенды о Данко? Чему она учит нас? ­ Согласны ли вы, что в жизни всегда есть место подвигу? ­ Можно ли назвать Данко  героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко  должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий  человек.) ­ Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими  одноклассниками? ­ Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”. Примеры синквейнов, составленных детьми. Данко. Смелый, красивый. Жалел, спасал, погиб. Красивые – всегда смелы. Подвиг. * * * Данко. Бесстрашный, мужественный. Жалеет, любит, жертвует. Может победить смерть. Герой. * * * Данко. Бескорыстный, благородный. Любит, ведет за собой, погибает. Во имя других готов пожертвовать собой. Человек­легенда. Домашнее задание (слайд№11) Привести пример героического поступка в наше время (из материалов газет, журналов, телепередач, новостей) Подведение итогов, оценка работы.

Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе  "В жизни всегда есть место подвигу"  (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе  "В жизни всегда есть место подвигу"  (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе  "В жизни всегда есть место подвигу"  (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе  "В жизни всегда есть место подвигу"  (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе  "В жизни всегда есть место подвигу"  (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе  "В жизни всегда есть место подвигу"  (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе  "В жизни всегда есть место подвигу"  (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе  "В жизни всегда есть место подвигу"  (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Урок литературы в 7 классе  "В жизни всегда есть место подвигу"  (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018