Программа по русскому языку
Оценка 4.8

Программа по русскому языку

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русская литература
7 кл
04.09.2017
Программа по русскому языку
Рабочая программа разработана на основании федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного учебного плана; программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, соответствует ЦУМК по литературе под редакцией Коровиной В.Я. Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.Рабочая программа разработана на основании федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного учебного плана; программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, соответствует ЦУМК по литературе под редакцией Коровиной В.Я. Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.
Программа по литературе. 7 класс.doc
Муниципальное образование Брюховецкий район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №8 им.Александра Демина  ст.Чепигинской муниципального образования Брюховецкий район УТВЕРЖДЕНО решением педагогического Совета от 28.08.2017 года Протокол №1 Председатель _____И.П.Лысенко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По литературе Уровень образования (класс)  основное общее образование 7 класс Количество часов 68  Учитель Ложкина Лариса Александровна         Рабочая программа разработана на основании  федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного учебного  плана;  программы общеобразовательных  учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, соответствует ЦУМК по литературе под редакцией Коровиной В.Я. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно­нравственном воспитании личности, развитии её моральных  качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально­ценностного отношения к окружающему миру, эстетической  культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико­литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных  произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры,  способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения,  духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.        Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно­эстетическую ценность; освоить  идейно­эстетическое богатство родной литературы  в её лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России,  познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о  жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций  языка и художественной образности литературного текста.           Рабочая программа разработана на основании  федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного учебного  плана;  программы общеобразовательных  учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, соответствует ЦУМК по литературе под редакцией Коровиной В.Я.         Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.        Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:  патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,  читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других  искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;  теоретико­литературных понятий;  необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно­исторического и общечеловеческого содержания;  грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко­литературных сведений и  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и           Задачи обучения: развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой отбирать  тексты с учетом интереса школьников к нравственно­философской проблематике произведений и психологическому  совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с   произведения;  исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;  анализу;         Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений.       Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико­ литературных понятий:          осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.      постигнуть  систему  литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности выделение характерных причинно­следственных связей;        Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов  деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего  образования являются:  сравнение и сопоставление;     умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств  составление плана, тезиса, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,   языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;    словари, Интернет­ресурсы и др. базы данных;  определение сферы своих интересов и возможностей. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное                      На изучение предмета "Литература" в 7 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.  Место учебного предмета "Литература" в учебном плане Результаты изучения учебного предмета "Литература" в 7 классе Личностные результаты:  уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;  интернет­ресурсы и др.). совершенствование   духовно­нравственных   качеств   личности,   воспитание   чувства   любви   к   многонациональному   Отечеству, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе: умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной  позиции, выделять причинно­следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;   умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: в познавательной сфере: понимание  связи литературных  произведений  с эпохой  их написания,  выявление  заложенных в них вневременных,  непреходящих понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,  литературы XVIII века, русских писателей XIX­XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;  нравственных ценностей и их современного звучания;  умение   анализировать   литературное   произведение:   определять   его   принадлежность   к   одному   из   литературных   родов   и   жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;           в ценностно­ориентационной сфере: приобщение   к   духовно­нравственным   ценностям   русской   литературы   и   культуры,   сопоставление   их   с   духовно­нравственными  ценностями других народов;               в коммуникативной сфере: формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней;  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;  работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие           в эстетической сфере:  формирование эстетического вкуса;  художественных образов литературных произведений. понимание образной природы литературы  как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений  литературы; понимание   русского   слова   в   его   эстетической   функции,   роли   изобразительно­выразительных   языковых   средств   в   создании Планируемые результаты изучения предмета "Литература" в 7 классе Устное народное творчество Обучающийся научится: • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам,  поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять  фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и  русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в  героях народных сказок и былин; • учитывая жанрово­родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для  самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Обучающийся     получит возможность научиться: • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и  различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу  сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература Обучающийся научится: • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного  чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные  ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Обучающийся     получит возможность научиться: • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово­родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии  сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно­исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа  исследовательского характера, реферат, проект). Введение Содержание курса «Литература» в 7 классе Изображение   человека   как   важнейшая   идейно­нравственная   проблема   литературы.   Взаимосвязь   характеров   и   обстоятельств   в художественном   произведении.   Труд   писателя,   его   позиция,   отношение   к   несовершенству   мира   и   стремление   к   нравственному   и эстетическому идеалу. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Предания.  Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.  «Воцарение  Ивана  Грозного», «Сороки­ Ведьмы», «Пётр и плотник». Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений). ЭПОС НАРОДОВ МИРА Былины. «Вольга и Минули Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула   ­   носитель   лучших   человеческих   качеств   (трудолюбие,   мастерство,   чувство   собственного   достоинства,   доброта,   щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин.  «Илья Муромец и Соловей­разбойник».  Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства ­ основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.) Новгородский  цикл  былин.  «Садко».  Своеобразие   былины.   Поэтичность.  Тематическое   различие  Киевского   и  Новгородского  циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.) «Калевала» ­ карело­финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.   Кузнец   Ильмаринен  и   ведьма   Лоухи  как   представители   светлого  и   тёмного  миров  карело­финских  эпических  песен.   (Для внеклассного чтения.) Сборники   пословиц.   Собиратели   пословиц.   Меткость   и   точность   языка.   Краткость   и   выразительность.   Прямой   и   переносный   смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «Поучение» Владимира Мономаха  (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно­поэтические мотивы в повести. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Летопись (развитие представлений). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»  (отрывок).  Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Ода (начальные представления). Гавриил Романович Державин.  Краткий рассказ о поэте.  «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»),  «Песнь о вещем Олеге».  Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Баллада (развитие представлений). «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный  смотритель».  Повествование   от  лица   вымышленного   героя  как   художественный   приём.   Отношение   рассказчика   к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Повесть (развитие представлений). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета  поэмы.  Авторское  отношение  к изображаемому.  Связь поэмы  с произведениями  устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение   «Ангел»   как   воспоминание   об   идеальной   гармонии,   о   «небесных»   звуках,   оставшихся   в   памяти   души,   переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») ­ готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Фольклоризм литературы (развитие представлений). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей­ запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк».  Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык».  Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины»  («Княгиня  Трубецкая»).  Историческая основа поэмы. Величие духа русских  женщин, отправившихся  вслед  за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Поэма   (развитие   понятия).   Трёхсложные   размеры   стиха   (развитие   понятия).   Историческая   поэма   как разновидность лироэпического жанра (начальные представления). Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады  «Василий Шибанов»  и  «Князь Михайло Репнин».  Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Историческая баллада (развитие представлений).       Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина» Михаил Евграфович Салтыков ­ Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.) Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство».  Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Автобиографическое   художественное   произведение   (развитие   понятия).   Герой­повествователь   (развитие понятия). Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл  названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.) Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). «Край ты мой, родимый край...» (обзор) Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.) Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство».  Автобиографический   характер   повести.   Изображение   «свинцовых   мерзостей   жизни».   Дед   Каширин.   «Яркое,   здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергилъ» («Легенда о Данко»), «Челкаги». (Для внеклассного чтения.) Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений) Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее   отношение   к   лошадям».  Два   взгляда   на   мир:   безразличие,   бессердечие   мещанина   и   гуманизм,   доброта,   сострадание лирического героя стихотворения. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Лирический   герой   (начальные   представления).   Обогащение   знаний   о   ритме   и   рифме.   Тоническое стихосложение (начальные представления). Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка».  Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка ­ незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Сравнение. Метафора (развитие представлений). На дорогах войны (обзор) Интервью с поэтом ­ участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов ­ участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о п и сателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно­ экологические проблемы, поднятые в рассказе. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Литературные традиции. Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла»  («Акимыч»),  «Живое пламя».  Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое   утро».  Взаимоотношения   детей,   взаимопомощь,   взаимовыручка.   Особенности   характера   героев   ­   сельского   и   городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. «Тихая моя Родина» (обзор) Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин. II. Заболоцкий, II. Рубцов).  Человек   и   природа.  В ы ражение   душевных   настроений,   состояний   человека   через   описание   картин   природы.   Общее   и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль ­ макушка лета...», «На дне моей жизни...».  Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Лирический герой (развитие понятия). Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Песни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Роберт Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно­поэтический характер произведения. Джордж Гордон Байрон.  «Душа моя мрачна...».  Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература. Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним­двумя штрихами. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Особенности жанра хокку (хайку). О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Рождественский рассказ (развитие представления). Рей   Дуглас   Брэдбери.  «Каникулы».  Фантастические   рассказы   Рея   Брэдбери   как   выражение   стремления   уберечь   людей   от   зла   и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .  Фантастика в художественной литературе (развитие представлений). Учебно­тематический план № 1 Введение. Разделы 2 Устное народное творчество Кол­во часов Кол­во часов развития речи Кол­во часов внеклассного чтения 1 7 ­ ­ ­ 1 3 Древнерусская литература. 4 Из русской литературы 18  века. 5 Из русской литературы 19  века. 6 Из русской литературы 20  века. 7 Из литературы народов России. 8 Из зарубежной литературы. 9 Прочитайте летом. Итоговый  тест. Итого: 3 2 34 17 1 2 1 68 1 ­ 4 1 ­ ­ ­ 6 ­ ­ 4 1 ­ ­ ­ 6 Учебно­методическое обеспечение 1. Учебник «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я.Коровиной. 2. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс». 3. В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс». 4. И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5­9 классах». 5. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5­8 классах». 6. В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5­8 классах». 7. Иллюстративный материал. Таблицы Теория литературы 1. Роды литературы. 2. Художественные системы в литературе. 3. Классицизм. Сентиментализм. 4. Романтизм. Модернизм. 5. Реализм как литературное направление. 6. Темы и мотивы в литературе. 7. Жанры лирики. 8. Рифма. 9. Принципы ритмической организации стихотворений. 10. 11. 12. 13. 14. 15.Изобразительно­выразительные средства языка. Тропы. Строфа. Виды строф в лирике. Твёрдые стихотворные рифмы. Стихосложение. Лирический герой. Электронные пособия 1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV­XVIII веков. 2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.) 3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.) 4. Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой) 5. Русская литература от Нестора до Маяковского. 6. Русская поэзия XVII­XX веков. 7. Хрестоматия по русской литературе. 8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 9. Мудрые мысли и изречения. Том 3. 10.А.С.Пушкин. Стихи и сказки. 11.Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты 12.А.П.Чехов. Рассказы. 13.Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты 14. http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html     ­ методические рекомендации Коровиной В.Я. Произведения для заучивания наизусть  1. Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся). 2. Пословицы и поговорки (на выбор). 3. М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок). 4. А.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся). 5. М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору).  Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся). 6. Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе). 7. И.С. Тургенев. Русский язык. 8. Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся). 9. В.А. Жуковский. Приход весны. А.К. Толстой.  Край ты мой, родимый край или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на  выбор). 10. В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение  к лошадям (на выбор). 11. По теме «Великая Отечественная война»: 1­2 стихотворения по выбору учащихся. 12. С.А. Есенин. «Топи да болота…». Н.А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…». Н.М. Рубцов. «Тихая моя  Родина…» (на выбор). 13. А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…».                                                                                                                                            Список произведений летнего чтения  Для обязательного чтения 1.Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». 2. . А.С.Пушкин. Повести:«Капитанская дочка». «Пиковая дама». Стихи: «19 октября», «Я помню чудное мгновенье…»,  «Туча». 3. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». 4. Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». 5.М.Е.Салтыков­Щедрин «История одного города». 6.Н.С.Лесков. «Старый гений». 7. Л.Н.Толстой «После бала», «Детство», «Отрочество», «Юность». 8.И.С.Тургенев. Рассказы «Ася», «Первая любовь». 9.Ф.М.Достоевский «Белые ночи». 10.А.П.Чехов. Рассказы: «О любви», «Душечка», «Дом с мезонином». 11.А.М.Горький. Рассказ «Челкаш» 12.И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ». 13.И.А.Куприн. Рассказ «Куст сирени». 14.И.С.Шмелёв. Рассказ «Как я стал писателем». 15.М.А.Осоргин. Рассказ «Пенсне». 16.А.П.Платонов. Рассказ «Возвращение». 17.А.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». 18.В.П.Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». 18. Б.Васильев «А зори здесь тихие…»,«Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали». 20.У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты. 21. М. Сервантес. «Хитроумный идальго Дон­Кихот Ламанчский». 22. Ж.­Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». 23.В.Скотт «Айвенго».                      1. А.и Б.Стругацкие. «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу». Для дополнительного чтения 2. А.Азимов. «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик». 3. А.Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам». 4. Е.Шварц. «Тень», «Обыкновенное чудо».                                                                       Из   зарубежной литературы 1.Ч.Диккенс. «Оливер Твист». 2. Г.Уэллс. «Когда спящий проснётся», «Пища богов». 3. Р.Брэдбери. «451˚по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Всё лето в один день», «И всё­таки он наш…»,  «Калейдоскоп», «Улыбка». 4. П.Андерсон. «Три льва и три сердца». 5. К.Саймак. «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели». 6. Томас Мэлори. «Смерть Артура» (в пересказах). 7. Р.Грин. «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола». 8. М.Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». 9. Э.Т.А.Гоффман. «Песочный человек». 10. У.Голдинг. «Повелитель мух». СОГЛАСОВАНО Протокол заседания  методического объединения  учителей гуманитарного цикла  от«__» ____________ 2017г. №____ Руководитель МО __________Н.В.Черныш СОГЛАСОВАНО заместитель  директора по УМР ____________М.А.Лепешкина «__» ____________ 2017г.

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2017