Тема 1. Введение. Феномен Русского зарубежья в ХХ
веке. Расслоение русской литературы в послеоктябрьский
период. Возникновение русской эмигрантской литературы, ее
взаимоотношения с литературой метрополии. Периодизация
литературы Русского зарубежья. Специфические черты трех
«волн» эмиграции.
Динамика изучения эмигрантской литературы в России и за
рубежом. Возникшая в конце ХХ века проблема воссоздания
утраченного единства эмигрантской литературы и литературы,
созданной в метрополии.
Раздел 1. Литература, созданная первой русской
эмиграцией
Тема 2. Пути и судьбы русской литературной эмиграции
первой трети ХХ века. Хронология и география русского
«рассеяния» 1920-х годов. Социо-культурная уникальность
этого явления. Основные периоды становления и развития
эмигрантской литературы «первой волны», ключевые и
символические вехи.
Организация литературной жизни: литературные центры
(Берлин, Париж, Белград, Прага, София, Шанхай, Харбин);
основные издания («Современные записки», «Воля России»,
«Последние новости», «Возрождение», «Числа»); литературные
кружки и объединения («Зеленая лампа», «Перекресток»,
«Круг», «Скит поэтов», «Кочевье»).
Идейно-философские и эстетические тенденции, получившие
развитие в литературной практике писателей-эмигрантов.
Тема 3. Прозаики старшего поколения: Д. Мережковский
(1865-1941), З. Гиппиус (1869–1945), А.Куприн (1870-
1938), А. Ремизов (1877-1957). Общественно-культурная
деятельность в эмиграции. Отношение к революции и
Советской России. Литературное творчество и его эволюция за
рубежом. Историко-философские и религиозные идеи Д. С.
Мережковского, их литературное воплощение в трилогии о
путях спасения человечества: «Тайна трех: Египет и Вавилон»,
«Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный».
Жанровое и стилевое своеобразие «позднего» Мережковского.
Литературная деятельность З.Н. Гиппиус: лирика («Сияния»),
мемуары («Живые лица»), публицистика («Черная книжка»,
«Дело эмиграции – дело России», «Борьба за Россию»).
Художественное завещание А.И. Куприна – роман «Юнкера»:
автобиографическое начало, идеализация русского прошлого в
романе.
Творчество А.М. Ремизова: самобытность образов, языка,
сюжетов. Книга «Взвихренная Русь» как «новая форма
повести». Значение и влияние Ремизова в литературной
эмигрантской среде.
Тема 4. Судьба и творчество И. Бунина в период
эмиграции: 1920 – 1953 годы. Публицистика начала 1920-х
годов. Книга «Окаянные дни» как итог восприятия революции и
Гражданской войны. Вручение в 1933г. Нобелевской премии,
идеологический и культурный резонанс этого события в
эмиграции. Годы Второй мировой войны в жизни И.А. Бунина.
Этапы творческой эволюции писателя в их идейно-
содержательном и эстетическом аспектах: рассказы начала
1920-х годов – «Митина любовь» – «Жизнь Арсеньева» –
«Освобождение Толстого» – «Темные аллеи» – «О Чехове».
Соотношение реализма и «модерности», художественной
пластики и философичности. Становление феноменологической
поэтики. Постоянные для Бунина темы (смерти, забвения,
бренности, памяти, воскрешения, радости бытия, смысла
жизни, любви) и их преломление в текстах с разными идейно-
художественными установками.
Бунин и его литературные современники: взаимные оценки,
влияния и отталкивания. Место и значение Бунина для развития русской литературы.
Тема 5. Историческая проза Русского зарубежья: М.
Алданов (1886-1957), Ант. Ладинский (1895-
1961). Специфика историософского мышления Русского
зарубежья, его кардинальное отличие от марксистского
понимания и осмысления истории.
Место М.А. Алданова в русской исторической романистике ХХ
века. Становление исторического и художественного
мышления писателя в повести «Святая Елена, маленький
остров». Тетралогия «Мыслитель» как начало грандиозного
замысла – охватить и осмыслить двести лет русской истории.
Динамика творческого развития писателя от повести «Святая
Елена, маленький остров» к роману «Самоубийство». Эпоха
русской революции 1917 года в трилогии «Ключ» - «Бегство» -
«Пещера».
Философская концепция исторического развития европейской
цивилизации (исторический пессимизм, мысль о
фаталистической предрешенности бытия, роль случая в
истории) и ее художественное воплощение (поэтика повторов,
психологизм и типизация при создании исторических и
вымышленных персонажей, ирония). Преломление традиции
Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, влияние западного
интеллектуального мышления (Декарт, Монтень, Вольтер, А.
Франс). Жанр портретного очерка в творчестве М. Алданова.
Своеобразие исторической прозы А. Ладинского: «ХV легион»
(«В дни Каракаллы»), «Голубь над Понтом» («Когда пал
Херсонес»), «Анна Ярославна и ее мир» («Анна Ярославна –
королева Франции»), «Последний путь Владимира Мономаха».
Ладинский-поэт и Ладинский-прозаик – две ипостаси одного
творца.
Тема 6. Религиозное начало в литературе Русского
зарубежья. Проза И. Шмелева (1873-1950). Личность и
творчество Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (1891-1945). Роль
православной церкви и религии в русской эмигрантской культуре. Духовно-религиозный подъем, свойственный
философии и литературе Русского зарубежья.
Соотношение дореволюционного и эмигрантского периодов в
творчестве И.С. Шмелева. «Прощальная» повесть «Неупиваемая
чаша»: взгляд в русское прошлое; представление о жизни
творца и смысле творчества; идея соединения любви земной и
небесной; светского и христианского начала.
Эпопея «Солнце мертвых» как опыт художественной
концептуализации русской революции. Нравственно-
публицистический пафос книги и ее художественное
своеобразие.
Становление и развитие религиозного сознания И. Шмелева,
роль духовно-религиозного начала в его художественной
прозе. Воссоздание образа патриархальной России и родной
Москвы в книгах: «Лето Господне», «Богомолье» (композиция,
образ рассказчика, стиль, художественная концепция).
Попытка совместить личный духовный и жизненный опыт с
беллетристической фабулой в романе «Пути небесные».
«Национальная почвенность» (И.А. Ильин) как смысловая и
эстетическая основа шмелевского творчества.
Жизненный путь Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Подвижническая
социально-религиозная и просветительская деятельность
матери Марии среди русских эмигрантов во Франции.
Общественно-политическая деятельность в годы Второй
мировой войны, мученическая смерть, канонизация.
Литературное творчество Кузьминой-Караваевой как способ
выражения христианской этики (жанровое многообразие,
основная проблематика художественного и публицистического
наследия). Книга «Стихи»: исповедальный пафос, своеобразие
композиции, сквозные образы. Мистерия «Анна» и ее значение
для понимания религиозно-этических и художественных
устремлений Кузьминой-Караваевой.
Тема 7. Жизненный и творческий путь Б. Зайцева (1881-
1972). Влияние революционных преобразований на идейно- художественное развитие писателя. Пореволюционное
творчество («Голубая звезда», «Улица Св. Николая») как итог
первой половины творчества и начало его нового этапа.
Отечественная история и культура в осмыслении Б. Зайцева.
Обращение к образам и идеям православия в поиске духовных
оснований национального и человеческого бытия
(«Преподобный Сергий Радонежский», «Афон», «Валаам»).
Жанр жития как одна из форм литературного мышления
писателя. Концепция жизни человеческой, проблема духовного
становления художника в беллетризованных биографиях
Тургенева, Жуковского, Чехова, в автобиографической
тетралогии «Путешествие Глеба».
Импрессионизм как форма мировосприятия и важнейшая
стилевая доминанта «христианского реализма» Б. Зайцева.
Тема 8. Творческая судьба М. Осоргина (1878-
1942). Общественная, культурная и литературная
деятельность в эмиграции. Концепция революции и русской
истории в романе «Сивцев Вражек». Художественное
своеобразие романа, соединение русской классической формы
со стилистикой модернизма.
Темы, проблемы, идеи других произведений писателя
(«Повесть о сестре», «Свидетель истории», рассказы из циклов
и сборников: «Записки старого книгоеда», «Старинные
рассказы», «Происшествия зеленого мира»).
Экспрессионизм как основа художественного мышления в
романе «Вольный каменщик». Нравственно-философский пафос
романа, изображение русского масонства за рубежом, образ
главного героя – Егора Егоровича Тетехина.
Автобиография «Времена» – художественная исповедь
писателя. Тема детства и юности, авторская философия
времени.
Тема 9. В. Ропшин как литературный двойник Б. Савинкова (1879-1925). Легендарная жизнь Б.В. Савинкова в
контексте эпохи. Литературное творчество В. Ропшина как
форма духовной рефлексии Б. Савинкова.
Основные мотивы лирического наследия, образ лирического
героя. Тема террора и ее развитие в повестях: «Конь бледный»,
«То, чего не было», «Конь вороной». Концепция Гражданской
войны, спектр нравственно-философских проблем в повести
«Конь вороной». Своеобразие поэтики. Место и значение
повести в ряду других произведений о революции и
Гражданской войне (советских и эмигрантских).
Тема 10. Сатира и юмор в эмиграции. Юмористика Русского
зарубежья в сравнении с советской сатирой 1920-х годов:
сатирическая направленность, авторский пафос,
художественная специфика. Место сатиры и юмора в
литературном и общекультурном контексте Зарубежья.
Сатирические и юмористические издания, возрождение в 1931
году в Париже журнала «Сатирикон».
Творчество А.Т. Аверченко конца 1910-х – 1920-х годов: от
злободневной политической сатиры («Нечистая сила»,
«Дюжина ножей в спину революции», «Кипящий котел»,
«Двенадцать портретов знаменитых людей в России»), к
элегическому юмору («Шутка мецената»).
Зарубежный период творчества Саши Черного: детская тема
(«Дневник фокса Микки»), тема эмигрантского быта («Кому в
эмиграции жить хорошо»).
Рассказы Н.А. Тэффи: общеэмигрантское, общерусское и
общечеловеческое в их проблематике. Единство анекдота и
трагедии, сатиры и лирики, составляющее художественную
уникальность Н.Тэффи.
Литературная деятельность Дон-Аминадо (А.П. Шполянского).
Предмет и специфика смеха. Жанровое многообразие
творчества: фельетоны, рассказы, афоризмы. Лиро-сатиры Дон-
Аминадо как «самосуд эмиграции над самой собой» (М.
Цветаева). Тема 11. Поэзия Русского зарубежья. Судьбы поэтов
серебряного века в эмиграции. Творчество В. Ходасевича
(1886-1939). Завершение интенций поэзии начала века в
творчестве Вяч. Иванова, К. Бальмонта, И. Северянина, З.
Гиппиус. «Превращение» и эволюция акмеизма: Г. Иванов, Г.
Адамович, Н. Оцуп, И. Одоевцева. Поэзия первой русской
эмиграции как особое качество русской поэзии ХХ столетия:
продолжение классических традиций, альтернатива
«советской» поэтике.
Творческий путь В.Ходасевича: лирика 1920-х годов («Путем
зерна» (1920), «Тяжелая лира» (1922), «Европейская ночь»
(1927)). Трагизм мироощущения поэта. Интеллектуальное
начало в форме и содержании стихов. Литературно-
критическое наследие В. Ходасевича. Книга мемуаров
«Некрополь» – последняя дань символизму и «людям
символизма».
Тема 12. Эмигрантский период творчества М. Цветаевой
(1892-1941). Жизнь Цветаевой за рубежом (1922-й – 1939-й
годы). Пражский и парижский периоды ее творчества.
Преломление хронотопа личной жизни в хронотоп
художественный: пражские и чешские мотивы в стихах и
циклах разных лет; «Поэма Горы», «Поэма Конца»; посвящения
«равносущим» («Провода», «Новогоднее», «Маяковскому» и
др.); «Стихи к сыну»; «Надгробие»; «Стихи сироте».
Романтическое двоемирие, заявленное в форме смысловых
оппозиций: бытие – быт, дух – плоть, вечное – временное, поэт –
толпа. Формально-смысловая эволюция лирики М. Цветаевой:
усложнение ритмико-мелодического строя и поэтического
синтаксиса.
Автобиографическая, мемуарная и литературно-критическая
эссеистика М. Цветаевой.
Цветаева в контексте литературной жизни эмиграции:
человеческое и творческое одиночество. Возвращение в
советскую Россию.
Урок литературы в 9 класе
Урок литературы в 9 класе
Урок литературы в 9 класе
Урок литературы в 9 класе
Урок литературы в 9 класе
Урок литературы в 9 класе
Урок литературы в 9 класе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.