Тема 1. Введение. Феномен Русского зарубежья в ХХ 
веке. Расслоение русской литературы в послеоктябрьский 
период. Возникновение русской эмигрантской литературы, ее 
взаимоотношения с литературой метрополии. Периодизация 
литературы Русского зарубежья. Специфические черты трех 
«волн» эмиграции. 
Динамика изучения эмигрантской литературы в России и за 
рубежом. Возникшая в конце ХХ века проблема воссоздания 
утраченного единства эмигрантской литературы и литературы, 
созданной в метрополии.
Раздел 1. Литература, созданная первой русской 
эмиграцией 
Тема 2. Пути и судьбы русской литературной эмиграции 
первой трети ХХ века. Хронология и география русского 
«рассеяния» 1920-х годов. Социо-культурная уникальность 
этого явления. Основные периоды становления и развития 
эмигрантской литературы «первой волны», ключевые и 
символические вехи. 
Организация литературной жизни: литературные центры 
(Берлин, Париж, Белград, Прага, София, Шанхай, Харбин); 
основные издания («Современные записки», «Воля России», 
«Последние новости», «Возрождение», «Числа»); литературные 
кружки и объединения («Зеленая лампа», «Перекресток», 
«Круг», «Скит поэтов», «Кочевье»). 
Идейно-философские и эстетические тенденции, получившие 
развитие в литературной практике писателей-эмигрантов. 
Тема 3. Прозаики старшего поколения: Д. Мережковский 
(1865-1941), З. Гиппиус (1869–1945), А.Куприн (1870-
1938), А. Ремизов (1877-1957). Общественно-культурная 
деятельность в эмиграции. Отношение к революции и 
Советской России. Литературное творчество и его эволюция за 
рубежом.Историко-философские и религиозные идеи Д. С. 
Мережковского, их литературное воплощение в трилогии о 
путях спасения человечества: «Тайна трех: Египет и Вавилон», 
«Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный». 
Жанровое и стилевое своеобразие «позднего» Мережковского. 
Литературная деятельность З.Н. Гиппиус: лирика («Сияния»), 
мемуары («Живые лица»), публицистика («Черная книжка», 
«Дело эмиграции – дело России», «Борьба за Россию»). 
Художественное завещание А.И. Куприна – роман «Юнкера»: 
автобиографическое начало, идеализация русского прошлого в 
романе. 
Творчество А.М. Ремизова: самобытность образов, языка, 
сюжетов. Книга «Взвихренная Русь» как «новая форма 
повести». Значение и влияние Ремизова в литературной 
эмигрантской среде. 
Тема 4. Судьба и творчество И. Бунина в период 
эмиграции: 1920 – 1953 годы. Публицистика начала 1920-х 
годов. Книга «Окаянные дни» как итог восприятия революции и
Гражданской войны. Вручение в 1933г. Нобелевской премии, 
идеологический и культурный резонанс этого события в 
эмиграции. Годы Второй мировой войны в жизни И.А. Бунина. 
Этапы творческой эволюции писателя в их идейно-
содержательном и эстетическом аспектах: рассказы начала 
1920-х годов – «Митина любовь» – «Жизнь Арсеньева» – 
«Освобождение Толстого» – «Темные аллеи» – «О Чехове». 
Соотношение реализма и «модерности», художественной 
пластики и философичности. Становление феноменологической
поэтики. Постоянные для Бунина темы (смерти, забвения, 
бренности, памяти, воскрешения, радости бытия, смысла 
жизни, любви) и их преломление в текстах с разными идейно-
художественными установками. 
Бунин и его литературные современники: взаимные оценки, 
влияния и отталкивания. Место и значение Бунина дляразвития русской литературы. 
Тема 5. Историческая проза Русского зарубежья: М. 
Алданов (1886-1957), Ант. Ладинский (1895-
1961). Специфика историософского мышления Русского 
зарубежья, его кардинальное отличие от марксистского 
понимания и осмысления истории. 
Место М.А. Алданова в русской исторической романистике ХХ 
века. Становление исторического и художественного 
мышления писателя в повести «Святая Елена, маленький 
остров». Тетралогия «Мыслитель» как начало грандиозного 
замысла – охватить и осмыслить двести лет русской истории. 
Динамика творческого развития писателя от повести «Святая 
Елена, маленький остров» к роману «Самоубийство». Эпоха 
русской революции 1917 года в трилогии «Ключ» - «Бегство» - 
«Пещера». 
Философская концепция исторического развития европейской 
цивилизации (исторический пессимизм, мысль о 
фаталистической предрешенности бытия, роль случая в 
истории) и ее художественное воплощение (поэтика повторов, 
психологизм и типизация при создании исторических и 
вымышленных персонажей, ирония). Преломление традиции 
Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, влияние западного 
интеллектуального мышления (Декарт, Монтень, Вольтер, А. 
Франс). Жанр портретного очерка в творчестве М. Алданова.
Своеобразие исторической прозы А. Ладинского: «ХV легион» 
(«В дни Каракаллы»), «Голубь над Понтом» («Когда пал 
Херсонес»), «Анна Ярославна и ее мир» («Анна Ярославна – 
королева Франции»), «Последний путь Владимира Мономаха». 
Ладинский-поэт и Ладинский-прозаик – две ипостаси одного 
творца. 
Тема 6. Религиозное начало в литературе Русского 
зарубежья. Проза И. Шмелева (1873-1950). Личность и 
творчество Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (1891-1945). Роль 
православной церкви и религии в русской эмигрантскойкультуре. Духовно-религиозный подъем, свойственный 
философии и литературе Русского зарубежья. 
Соотношение дореволюционного и эмигрантского периодов в 
творчестве И.С. Шмелева. «Прощальная» повесть «Неупиваемая
чаша»: взгляд в русское прошлое; представление о жизни 
творца и смысле творчества; идея соединения любви земной и 
небесной; светского и христианского начала. 
Эпопея «Солнце мертвых» как опыт художественной 
концептуализации русской революции. Нравственно-
публицистический пафос книги и ее художественное 
своеобразие. 
Становление и развитие религиозного сознания И. Шмелева, 
роль духовно-религиозного начала в его художественной 
прозе. Воссоздание образа патриархальной России и родной 
Москвы в книгах: «Лето Господне», «Богомолье» (композиция, 
образ рассказчика, стиль, художественная концепция). 
Попытка совместить личный духовный и жизненный опыт с 
беллетристической фабулой в романе «Пути небесные». 
«Национальная почвенность» (И.А. Ильин) как смысловая и 
эстетическая основа шмелевского творчества. 
Жизненный путь Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Подвижническая 
социально-религиозная и просветительская деятельность 
матери Марии среди русских эмигрантов во Франции. 
Общественно-политическая деятельность в годы Второй 
мировой войны, мученическая смерть, канонизация. 
Литературное творчество Кузьминой-Караваевой как способ 
выражения христианской этики (жанровое многообразие, 
основная проблематика художественного и публицистического 
наследия). Книга «Стихи»: исповедальный пафос, своеобразие 
композиции, сквозные образы. Мистерия «Анна» и ее значение 
для понимания религиозно-этических и художественных 
устремлений Кузьминой-Караваевой. 
Тема 7. Жизненный и творческий путь Б. Зайцева (1881-
1972). Влияние революционных преобразований на идейно-художественное развитие писателя. Пореволюционное 
творчество («Голубая звезда», «Улица Св. Николая») как итог 
первой половины творчества и начало его нового этапа. 
Отечественная история и культура в осмыслении Б. Зайцева. 
Обращение к образам и идеям православия в поиске духовных 
оснований национального и человеческого бытия 
(«Преподобный Сергий Радонежский», «Афон», «Валаам»). 
Жанр жития как одна из форм литературного мышления 
писателя. Концепция жизни человеческой, проблема духовного 
становления художника в беллетризованных биографиях 
Тургенева, Жуковского, Чехова, в автобиографической 
тетралогии «Путешествие Глеба».
Импрессионизм как форма мировосприятия и важнейшая 
стилевая доминанта «христианского реализма» Б. Зайцева.
Тема 8. Творческая судьба М. Осоргина (1878-
1942). Общественная, культурная и литературная 
деятельность в эмиграции. Концепция революции и русской 
истории в романе «Сивцев Вражек». Художественное 
своеобразие романа, соединение русской классической формы 
со стилистикой модернизма.
Темы, проблемы, идеи других произведений писателя 
(«Повесть о сестре», «Свидетель истории», рассказы из циклов 
и сборников: «Записки старого книгоеда», «Старинные 
рассказы», «Происшествия зеленого мира»). 
Экспрессионизм как основа художественного мышления в 
романе «Вольный каменщик». Нравственно-философский пафос
романа, изображение русского масонства за рубежом, образ 
главного героя – Егора Егоровича Тетехина. 
Автобиография «Времена» – художественная исповедь 
писателя. Тема детства и юности, авторская философия 
времени.
Тема 9. В. Ропшин как литературный двойник Б.Савинкова (1879-1925). Легендарная жизнь Б.В. Савинкова в 
контексте эпохи. Литературное творчество В. Ропшина как 
форма духовной рефлексии Б. Савинкова. 
Основные мотивы лирического наследия, образ лирического 
героя. Тема террора и ее развитие в повестях: «Конь бледный», 
«То, чего не было», «Конь вороной». Концепция Гражданской 
войны, спектр нравственно-философских проблем в повести 
«Конь вороной». Своеобразие поэтики. Место и значение 
повести в ряду других произведений о революции и 
Гражданской войне (советских и эмигрантских).
Тема 10. Сатира и юмор в эмиграции. Юмористика Русского 
зарубежья в сравнении с советской сатирой 1920-х годов: 
сатирическая направленность, авторский пафос, 
художественная специфика. Место сатиры и юмора в 
литературном и общекультурном контексте Зарубежья. 
Сатирические и юмористические издания, возрождение в 1931 
году в Париже журнала «Сатирикон».
Творчество А.Т. Аверченко конца 1910-х – 1920-х годов: от 
злободневной политической сатиры («Нечистая сила», 
«Дюжина ножей в спину революции», «Кипящий котел», 
«Двенадцать портретов знаменитых людей в России»), к 
элегическому юмору («Шутка мецената»). 
Зарубежный период творчества Саши Черного: детская тема 
(«Дневник фокса Микки»), тема эмигрантского быта («Кому в 
эмиграции жить хорошо»).
Рассказы Н.А. Тэффи: общеэмигрантское, общерусское и 
общечеловеческое в их проблематике. Единство анекдота и 
трагедии, сатиры и лирики, составляющее художественную 
уникальность Н.Тэффи. 
Литературная деятельность Дон-Аминадо (А.П. Шполянского). 
Предмет и специфика смеха. Жанровое многообразие 
творчества: фельетоны, рассказы, афоризмы. Лиро-сатиры Дон-
Аминадо как «самосуд эмиграции над самой собой» (М. 
Цветаева).Тема 11. Поэзия Русского зарубежья. Судьбы поэтов 
серебряного века в эмиграции. Творчество В. Ходасевича 
(1886-1939). Завершение интенций поэзии начала века в 
творчестве Вяч. Иванова, К. Бальмонта, И. Северянина, З. 
Гиппиус. «Превращение» и эволюция акмеизма: Г. Иванов, Г. 
Адамович, Н. Оцуп, И. Одоевцева. Поэзия первой русской 
эмиграции как особое качество русской поэзии ХХ столетия: 
продолжение классических традиций, альтернатива 
«советской» поэтике. 
Творческий путь В.Ходасевича: лирика 1920-х годов («Путем 
зерна» (1920), «Тяжелая лира» (1922), «Европейская ночь» 
(1927)). Трагизм мироощущения поэта. Интеллектуальное 
начало в форме и содержании стихов. Литературно-
критическое наследие В. Ходасевича. Книга мемуаров 
«Некрополь» – последняя дань символизму и «людям 
символизма». 
Тема 12. Эмигрантский период творчества М. Цветаевой 
(1892-1941). Жизнь Цветаевой за рубежом (1922-й – 1939-й 
годы). Пражский и парижский периоды ее творчества. 
Преломление хронотопа личной жизни в хронотоп 
художественный: пражские и чешские мотивы в стихах и 
циклах разных лет; «Поэма Горы», «Поэма Конца»; посвящения 
«равносущим» («Провода», «Новогоднее», «Маяковскому» и 
др.); «Стихи к сыну»; «Надгробие»; «Стихи сироте». 
Романтическое двоемирие, заявленное в форме смысловых 
оппозиций: бытие – быт, дух – плоть, вечное – временное, поэт –
толпа. Формально-смысловая эволюция лирики М. Цветаевой: 
усложнение ритмико-мелодического строя и поэтического 
синтаксиса.
Автобиографическая, мемуарная и литературно-критическая 
эссеистика М. Цветаевой.
Цветаева в контексте литературной жизни эмиграции: 
человеческое и творческое одиночество. Возвращение в 
советскую Россию.