Урок "Лягушка"
Оценка 5

Урок "Лягушка"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
экология
8 кл
30.01.2019
Урок "Лягушка"
формировать представление обучающихся о размножении и развитии земноводных, дать представления об основных этапах развития земноводных, ознакомить с разнообразием и значением земноводных в природе, формировать умение определять земноводных по внешнему виду; развивать основные психические процессы, умение работать в группах, стремление приходить на помощь более слабым обучающимся; воспитывать интерес к природе и бережное отношение.
Урок природоведения Лягушка.doc
Урок 8 класс Тема: Размножение и развитие земноводных. Разнообразие и охрана.  Задачи:  формировать   представление   обучающихся   о   размножении     и   развитии земноводных, дать представления об основных этапах развития земноводных, ознакомить с разнообразием   и   значением   земноводных   в   природе,   формировать   умение   определять земноводных по внешнему виду; развивать   основные   психические   процессы,   умение   работать   в   группах,   стремление приходить на помощь более слабым обучающимся; воспитывать интерес к природе и бережное отношение.  Оборудование и материалы: таблица «Разнообразие земноводных», рисунки, фотографии земноводных/. Термины   и   понятия:  головастик,   сеголеток,   отряд   Хвостатые   земноводные,   отряд Бесхвостые земноводные.  Тип урока: Ход урока. I. Вступительная часть. 1.Организационный момент. 2.Н.П.П. Зелененький листочек  Скакал меж бурых кочек.  Проквакал в теплой луже  И муху съел на ужин! II.Основная часть Проверка домашнего задания. Скелет земноводных состоит из: А) головы, туловища, конечностей; Б) головы, туловища; В) головы, конечностей. 2.Актуализация опорных знаний.  У земноводных есть органы: А) пищеварения, кровообращение, дыхания; Б) пищеварения, кровообращение, дыхания, нервная система; В) пищеварения, дыхания, нервная система. У земноводных есть органы кровообращения состоят из А) трех­камерного сердца, кровеносных сосудов; Б) двух­камерного сердца, кровеносных сосудов; В) одно­камерного сердца, кровеносных сосудов. Земноводные дышат  А) легкими и кожей; Б) легкими и жабрами; В) легкими. Актуализация знаний. 1.Упражнение «Путаница».  Найти в тексте ошибки, которые допустил автор.  Земноводные­это   животные,   которые   живут   в   пресных   и   соленых   водоемах.   Тело   их состоит из головы, шеи, туловища и конечностей. Лягушки имеют 4 одинаковые ноги, с помощью   которых   легко   ходят.   Кожа   у   лягушки   гладкая,   без   желез.   Глотают   пищу   с помощью глаз. Органами дыхания лягушки являются жабры. Сердце­двухкамерное, два круга кровообращения. Нервная система земноводных сложнее  нервной системы рыб. Но лучше развит задний мозг. Органы вкуса размещаются на верхней челюсти.  Ответ: соленых, шеи, одинаковые ноги, ходят, без желез, жабры, двухкамерное, проще, задний мозг, верхней челюсти.  2.Биологический диктант  Вставить пропущенные слова.  Земноводные – это жители...... . Развитие их связано с .... .  Личинки   земноводных   живут   в....   Личинки   дышат   ...   ,   а   взрослые   животные   ....   . Земноводные имеют ... температуру тела. Встречаются только в ... водоемах.  Выбрать те признаки, которые характерны для земноводных.  1.Низкая температура тела.  2.Высокая температура тела.  3.Живут в воде и на суше.  4.Живут в воде  5.Живут на суше.  6.Тело покрыто влажной, скользкой кожей.  7.Кожа сухая, покрытая роговыми чешуями.  8.Имеют шейный позвонок.  9.Имеют плавники.  10.Имеют конечности.  3. Игра "Верю – не верю" 1). Кожа земноводных голая, богата на железы. (Верю). 2). Земноводные имеют двухкамерное сердце и два круга кровообращения (Не верю). 3). Дышат с помощью легких и через кожу (Верю). 4). Кожа у этих животных отсутствует (Не верю). 5). Амфибии имеют внутреннее и среднее ухо (Верю). 6). Глаза защищены веками (Верю). 7). Мозг у земноводных развит лучше, чем у рыб (Не верю). 8). У земноводных отсутствует мочевой пузырь (Не верю). 9). Личинка лягушки – головастик, дышит легкими (Не верю) 10). Земноводные – раздельнополые животные (Верю) 2. Мотивация учебной деятельности.  Представьте, что вы находитесь на берегу реки, озера, пруда. Вы услышали интересный. своеобразное «пение». Кто это поет? Отгадайте   загадку.   «В   зеленом   жакете,   хоть   и   плавать   мастак,   а   не   рыба   и   не   рак». Конечно, лягушка. Какие бывают лягушки, почему поставили памятник лягушке в Париже и Токио? На самом ли деле эти животные синоптики и чувствуют изменения в природе? Все   это   и   еще   многое   другое   мы   с   вами   попробуем   выяснить,   познакомившись   с разнообразием этих животных.  3. Изучение нового учебного материала.  Рассказ учителя  Размножение   и   развитие   земноводных,   как   и   рыб,   происходят   в   воде.   Земноводные­ раздельнополые   животные,   которым   в   основном   присуще   внешнее   оплодотворение. Протоки половых желез у земноводных открываются в клоаку. С наступлением весны земноводные просыпаются от зимнего оцепенения и начинают искать   водоемы,   которые   быстро   прогреваются   солнечными   лучами.   Весной   вы   часто слышали громкий лягушачий пение». Дело в том, что у самцов некоторых видов лягушек в углах   ротовой   щели   развиваются   особые   парные   мешки   –   резонаторы.   Они   могут раздуваться,   усиливая   звуки.   Таким   образом   самцы   лягушек   оповещают   о   своем присутствии.           Самки лягушек откладывают в воду созревшие икринки, а самец выпускает на них жидкость, содержащую сперматозоиды. Через некоторое время внешняя оболочка икринок набухает и увеличивается по объему. Набухшие студенистые оболочки помогают икринкам удерживаться   у   поверхности   воды,   где   выше   температура.   Ночью,   когда   температура снижается,   в   кладках   благодаря   студенистым   оболочкам   температура   продолжает оставаться на несколько градусов выше, чем в воде. Верхняя часть яйца внутри прозрачной оболочки содержит темный пигмент, а нижняя ­ светлый. Благодаря пигмента солнечный луч   улавливается   лучше   и   яйцо   получает   больше   тепла,   необходимого   для   развития зародыша. Кроме того, темный пигмент защищает зародыш от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Земноводным присуще косвенное развитие. Личинка лягушек имеет название головастик. Сначала  она похожа на личинку костной рыбы. Дышит головастик сначала наружными жабрами, расположенными по бокам головы. Они   скоро   заменяются   внутренние,   незаметные   извне   (прорезываются   жаберные   щели). Головастик имеет один круг кровообращения и двухкамерное сердце. На его коже заметна боковая линия. Итак, у личинок земноводных есть много общего с костными рыбами.           Первые дни головастики существуют за счет желтка икринки. Со временем у них прорезывается   рот,   и   они   начинают   питаться   самостоятельно.   Сначала   они   съедают студенистые оболочки икринки, к которым прикреплялись. Добывать пищу головастикам помогают роговые зубчики, спрятанные под мясистыми губами. Головастики поедают слой мелких организмов (водоросли, простейшие и др.) с подводных предметов. Со временем они начинают охотиться на мелких беспозвоночных.        Головастик   быстро   растет,   наружные   жабры   заменяются   на   внутренние,   через некоторое время начинают развиваться конечности. Сначала внешне заметны лишь задние конечности, передние же­спрятаны под кожной сверткой, прикрывающей жаберные щели. Через некоторое время появляются легкие. Хвост постепенно укорачивается, и становятся заметными передние конечности. Головастик превращается в лягушонка. Период развития в воде длится два­три месяца, после чего лягушата заселяют на суше пригодные среды обитания.   Половозрелыми   жабы   становятся   на   третьем   году   жизни.   Таким   образом, земноводным   присущ   непрямое   развитие,   во   время   которого   организм   претерпевает значительную перестройку.  Сезонные   явления   в   жизни   земноводных.   Как   и   у   рыб,   жизнь   земноводных   подчинено сезонным  изменениям  в  природе.  Поэтому  годовой  цикл  земноводных, проживающих   в нашей   стране,   делится   на   следующие   периоды:   весеннее   пробуждение,   размножение (нерест), период летней активности, зимовка.        Летом земноводные ведут активный образ жизни, накапливая во внутренних органах запас   питательных   веществ.   Осенью   с   понижением   температуры   окружающей   среды активность   земноводных   уменьшается,   они   становятся   малоподвижными.   Животные готовятся к зимовке и ищут пригодные для нее места. Зеленые лягушки зимуют на дне тех же водоемов, где они находились все лето. Бурые лягушки, в зависимости от вида, зимуют и под водой, и на суше. Жерлянки и тритоны, которые летом живут в водоемах, на зимовку выходят на сушу. Земноводные, которые все лето обитают на суше, там и зимуют. Для наземной   зимовки   земноводные   выбирают   ямы,   заполненные   листьями,   норы   грызунов, подвалы, погреба, трухлявые бревна поваленных деревьев и тому подобное. Зимовка суше для земноводных опаснее, чем в водоеме, из­за резких колебаний температуры.  Разнообразие земноводных.   Одним из признаков, которые позволили земноводным жить на суше, это наличие конечностей. Но все ли земноводные их имеют?  У жаб и лягушек нет хвоста. Но все ли земноводные бесхвостые?  Есть среди представителей класса редкие животные и какие территории они населяют? Какая польза или вред от земноводных?  На эти и другие вопросы мы попытаемся дать ответ. Известно три отряда земноводных: Безногие, Хвостатые и Бесхвостые.              отряд Безногие отряд Хвостатые отряд Бесхвостые Клас Земноводные  Защита мини ­проектов Работа в группах (проработать информацию ряды Земноводных, с одновременным заполнением таблицы) Группа 1. Безногие земноводные  Распространены   только   в   тропиках.   Их   червеобразное   тело   приспособлено   к роющему образу жизни. Конечности отсутствуют, глаза очень маленькие. Оплодотворение внутреннее. Большинство видов этого ряда (например, кольчатая червь) живет в почве, иногда­в пресных водоемах (водные черви).    Безногих: кольчатый червь.      живут преимущественно в почвах и ведут роющий образ жизни. Группа 2. Хвостатые земноводные распространены в тропиках; тело червеобразное; конечности отсутствуют; глаза неразвитые; У хвостатых земноводных удлиненное тело, хвостовой отдел хорошо развит, передние  и задние конечности развиты в основном одинаково, иногда задняя пара отсутствует  (сирены). Длина тела от нескольких сантиметров до 1,8 м длиной, как у гигантской  саламандры. Это животное обитает в реках Японии и Китая, питается  рыбами, лягушками и тому подобное. Группа 3. Бесхвостые  земноводные   Отряд Бесхвостые земноводные насчитывает около 3500 видов, распространенных  на всех континентах, кроме Антарктиды   Их тело короткое, поскольку хвостовой отдел позвоночника превращен в единую  хвостовую кость. Задние конечности развиты гораздо лучше передних, между их пальцами  часто есть плавательные перепонки. Размеры бесхвостых земноводных относительно  невелики: от 1,5 см (короткоголов) до 32 см (голиаф). Масса голиафа может достигать  3,25 кг.       В нашей стране  распространены лягушки, жабы, квакши и жерлянки. Зеленые  лягушки (например, озерная) большую часть своей жизни живут в воде, а если и выходят на сушу, то лишь на короткое время. От своих водоемов они никуда не удаляются, там они  размножаются и зимуют. Бурые лягушки (остромордая и травяная) летом живут на суше и  только на период размножения переходят к водоемам.  Жители Франции, Бельгии, Италии потребляют в пищу прудовую и озерную  лягушку. За научные достижения в области медицины, в частности, изучении физиологии  почек и сердца лягушкам сооружены памятники в Париже и Токио. Особенности Значение Представители Ряд Хвостатые Бесхвостые Безногие Роль   земноводных   в   природе   и   жизни   человека.   Питается   земноводными   много животных,   и   они   сами   уничтожают   немало   беспозвоночных,   регулируя   тем   самым численность   вредных   и   кровососущих   видов.   Некоторые   виды   земноводных   (например, исполинскую  саламандру,  тигровую и остромордая лягушка, лягушку­голиафа)  человек употребляет в пищу. Отдельные виды даже разводят на специальных фермах. Земноводные ­ классический объект лабораторных исследований ученых, студентов­биологов и медиков, благодаря   которым   сделано   немало   открытий.   В   Токио   и   Париже   лягушкам   даже сооружены памятники.  4. Закрепление изученного материала. 1) Игра «Кто лишний?»  Почему?  Выбрать то животное, которое угрожает жизни земноводных.  Травяная лягушка  Остромордая лягушка  обычная ропуха  Жаба­повитуха  Саламандра  Выдра  Ропуха тростниковая  Озерная жаба  Цапля  Гребенчатый тритон 2) Игра «Назови внешние признаки» Головастик 3) Игра «Назови внутренние признаки» Головастик 4) Игра «Среда обитания» Головастик Лягушка Лягушка Лягушка 5) Игра «Составь логическую цепочку» Головастик, икра, взрослая лягушка. Рефлексия  ЗАДАЧА. По наблюдению ученых одна травяная лягушка съедает за сутки примерно 7  вредных насекомых. Сколько насекомых съест лягушка за 6 месяцев активной жизни? Чем полезны земноводные? III.Заключительная часть. 1.Подведение итогов. 2.Оценивание знаний обучающихся 3.Домашнее задание: параграф 7­79 прочитать, познавательное задание: собрать  народные приметы, легенды о земноводных.  4.Организованное завершение урока.

Урок "Лягушка"

Урок "Лягушка"

Урок "Лягушка"

Урок "Лягушка"

Урок "Лягушка"

Урок "Лягушка"

Урок "Лягушка"

Урок "Лягушка"

Урок "Лягушка"

Урок "Лягушка"

Урок "Лягушка"

Урок "Лягушка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2019