Математика
2 класс
(Система РО Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова)
Тема урока: Действия с многозначными числами в разных системах
счисления.
Тип урока: Актуализация знаний, решение частной задачи.
Цели урока:
Предметные: способность выполнять действия с многозначными числами
в одной системе счисления; решать задачи по числовым и буквенным
выражениям, соотносить их условие с графическими знаковыми
моделями.
Метапредметные:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
сличать способ действия и его результат; оценивать правильность
выполнения действий; моделировать полученный способ действия.
Познавательные: уметь анализировать, устанавливать недостаток средств
для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет
решена; организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя
между собой роли; понимать позиции разных участников коммуникации и их
логику рассуждения.
Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения; умение
работать в группе одноклассников.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослым и
сверстниками при постановке и решении учебных задач, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
I. Постановка цели и задачи урока
Ребята, над какой общей темой мы работаем на уроках математики?
Какой цели мы должны достичь, изучая способы действия с многозначными
числами? (Уметь складывать, вычитать, решать задачи с многозначными
числами)
Сегодня у нас необычный урок математики. Мы с вами будем
настоящими исследователями и спасателями. Нам предстоит пройти по
маршруту в Долину вирусов и спасти эту территорию и его жителей.
Маршрутная комиссия рассмотрела различные маршруты в Долину
вирусов, и приняла окончательный вариант маршрута, по которому вам и
предстоит совершить путешествие. Этот маршрут показан на рис. 1. Ваша задача состоит в том, чтобы пройти по этому маршруту,
провести исследования на территории, зараженной вирусом, чтобы оценить
степень заражения и выработать рекомендации, как раз и навсегда
избавиться от грозящей опасности. Во время экспедиции вас могут
подстерегать различные неожиданные препятствия и опасности, которые
нужно будет преодолеть. Вы понимаете, что
"опасности" это
математические задания.
Чтобы почувствовать себя настоящими исследователями, будем
работать не в тетрадях, а на маршрутных листах.
II. Создание ситуации успеха. Выполнение заданий по маршруту
экспедиции.
Задание № 1.
Пришли сообщения от местных аборигенов, которые поступали одно за
другим. Вирус внес ( повредил)...И теперь неизвестно, какое сообщение было
1 ым, 2ым и т.д. Сохранились некоторые из них и надпись в троичной
системе счисления:
22(3) 11(3) 100(3) 20 (3) 10 (3) 2 (3) 21 (3)
Задание № 2.
Наконец – то вы добрались до первого поселения аборигенов! Они
неохотно идут на контакт и не доверяют чужакам. Но вы можете им помочь
и, заодно, расположить к общению. Помогите сравнить числа.
200 ... 201 86 ...101
502 ... 520
þ00 ... þµ0
λ λ α λ
0
0
673 ... 736
...
Задание № 3.
Какие получатся числа, если количество сотен станет количеством
единиц, количество единиц станет количеством десятков, а количество
десятков станет количеством сотен? Запиши их в таблички. Представь
каждое число в виде суммы разрядных слагаемых.
а)
4 3
7 б)
λ β γ
2 0
8
в)
Задание № 4.
Доктор Актелбат и доктор Ларутан составили задачи на нахождение
количества вакцины от неизвестного вируса, охватившего Долину. Затем
решили свои задачи с помощью уравнения. Какое уравнение к задаче
составил каждый доктор, если решение было следующим:
Доктор Актелбат
Доктор Ларутан
х = n а
х = n + а
a) x n = a
б) n + х = а
в) а + х = m
г) а + х = n
Задание № 5.
Любитель математики второклассник Петя, отправился в экспедицию,
но попал в плен к местному аборигену Суриву. Сурив отличался свирепым
характером, но тоже любил математику. Он сказал Пете: «Ты пробудешь у
меня в плену дней. Но я, добрейший из всех аборигенов, даю тебе
возможность выбора. Число дней, которое ты здесь проведешь, будет
зависеть от того, как ты сможешь перевести мои сказочные цифры в
обыкновенные».
Как ты думаешь, через какое наименьшее число дней Петя сможет
освободиться из плена? Не забудь правильно выбрать основание для
системы счисления.
III. Привал. Физкультминутка.
После долгого и трудного путешествия вам необходимо сделать привал
для того, чтобы пополнить запасы питьевой воды, отдохнуть и набраться сил.
IV. Постановка учебной задачи. Задание № 6.
Наконец – то вы добрались до поселения аборигенов! Они неохотно
идут на контакт и не доверяют чужакам. Но, понимая ваше желание спасти
Долину, чужеземцы оставили сообщение:
"Вот вы и прибыли на озеро. Для того чтобы уничтожить вирус и успешно
завершить экспедицию, ваша исследовательская группа должна рассчитать,
сколько необходимо всего вакцины, если для деревни Числонии надо 132 (4)
типа А, а для деревни Цифляндии 201 (4)".
(Дети сомневаются в решении данной задачи, т.к. не умеют складывать
многозначные числа).
V. Решение поставленной УЗ. Работа в группах.
В какой системе счисления вы умеете складывать числа? (В десятичной)
Складывали какие числа? (Однозначные).
Каким способом можно воспользоваться, чтобы найти результат сложения?
(присчитывание, по линейке, построить величину и сложить одинаковые
мерки, но это неудобно)
Что будем делать? (Нам надо найти способ сложения многозначного
числа)
VI . Фиксация УЗ
132(4) + 201(4) ?
Чем отличается многозначное число от однозначного? (Количеством
мерок, разрядов. Однозначное 1 мерка, многозначное много)
Умеем ли мы складывать одинаковые мерки? А разряды? (Да)
Соберитесь в группы, попробуйте найти способ сложения многозначного
числа, используя те способы действий ("ключики"), которые у вас уже есть и
вы умеете ими пользоваться.
Что вы сейчас будете делать? (Запишем число, которое рассказывает о
новой величине)
То есть запишете результат сложения.
VII. Работа в группах.
VIII. Моделирование открытого способа действия Как вы получили число? (Группы выносят результаты работы, записанные
на листах А3 к доске. Объясняют способ действия).
Почему у вас у всех получилось трёхзначное число? (Потому что в новой
величине самая большая мерка это Е 3.)
Вы все действовали поразному? (Нет. Мы все складывали одинаковые
мерки друг с другом. Пересчитывали их. Записывали количество мерок на
своё место в заготовке)
Мы ответили на поставленный вопрос? (Да. Мы нашли способ сложения
многозначного числа)
Давайте зафиксируем способ, которым мы пользовались.
132(4) + 201(4) = 333(4)
IX. Итоговая рефлексия.
Давайте вернёмся к нашей задаче, которая была поставлена нашими
друзьями чужеземцами, чтобы наконецто успешно завершить экспедицию.
Так сколько необходимо всего вакцины, чтобы спасти деревни от вируса?
Какую математическую проблему мы решали на уроке?
Кто чувствует, что он вырос за урок? Что изменилось?
Чем мы будем заниматься завтра?
Оцените себя с помощью "волшебной линеечки" по следующим критериям:
Как я работал(а)
Как мою работу на
уроке оценили
одноклассники?
Как я "вырос/ выросла"
за урок?
Урок математики. 2 класс. Тема: Действия с многозначными числами в разных системах счисления.
Урок математики. 2 класс. Тема: Действия с многозначными числами в разных системах счисления.
Урок математики. 2 класс. Тема: Действия с многозначными числами в разных системах счисления.
Урок математики. 2 класс. Тема: Действия с многозначными числами в разных системах счисления.
Урок математики. 2 класс. Тема: Действия с многозначными числами в разных системах счисления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.