Урок математики "Таблицы логических возможностей. Задачи на перебор вариантов"
Оценка 4.9

Урок математики "Таблицы логических возможностей. Задачи на перебор вариантов"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
4 кл
03.04.2017
Урок математики "Таблицы логических возможностей. Задачи на перебор вариантов"
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Наглядно демонстрирует использование системно - деятельностного подхода.В ходе урока ученикам предлагается решать комбинаторные задачи разными способами (методом перебора, с помощью таблиц, с помощью графов; с помощью дерева возможных вариантов), что способствует закреплению умения решать задачи с помощью различных приемов деятельности, осуществляя действие самоконтроля, являющееся необходимым компонентом учебной деятельности.Урок разработан в соответствии с ФГОС. Наглядно демонстрирует использование системно - деятельностного подхода.
Сценарий урока математики в 4 классе (Восстановлен) (Восстановлен).docx

Сценарий урока математики в 4 классе

                                                                                                           Автор – учитель математики 1к.к.
                                                                                                                          МОУ ООШ с.Котоврас
                                                                                                            Рогачева Татьяна Владимировна

УМК -  «Начальная школа XXI века» . В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва.2012г.

Тема урока: «Составление таблиц логических возможностей.
                                       Задачи на перебор вариантов»
Дата проведения: 25.02.2014г.
Тип урока:
Урок общеметодологической направленности.


Цели урока
:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

 

Содержательная: повторить и систематизировать  знания по теме: «Составление таблиц логических возможностей.  Задачи на перебор вариантов.


Ожидаемый результат
.

Каждый ученик осмысливает понятия: варианты перебора, комбинации (через практическое задание и коммуникацию), понимает смысл «комбинаторная задача», строит «дерево вариантов», применяет  правило умножения при решении задач.

Оборудование: ПК, проектор, ролики мультфильмов, карточки, портрет
                                 Крылова.

Формируемые  УУД:

-  конструировать алгоритм решения логической задачи;

-  делать выводы на основе  предъявленного  доказательства;

-  собирать информацию и фиксировать результаты разными способами (таблиц, графов).

 

Ход урока:

 

1 Этап мотивации. (УУД - Целеполагание (Регул-е). Планирование учебного
                                                              сотрудничества с учителем и сверстниками (Ком-е).

 

Учитель:  Здравствуйте, ребята. На предыдущих уроках мы с вами изучили некоторые элементы логики (какие?) – простые и составные, истинные и ложные выссказывания, и комбинаторики - раздела математики, изучающего  сочетания, перестановки, размещения и перечисления каких – либо элементов.

Актуализировать наши знания нам помогут герои всеми любимых мультфильмов:
           1) Возвращение блудного попугая.
Модно ли сказать, что в речи Кеши содержались выссказывания? Какие?
Докажите свою точку зрения. Простые или составные это выссказывания?
            2) Чебурашка и крокодил Гена.
Является ли предложение, что сказал Чебурашка высказыванием?
            3) Каникулы в Простоквашино.
Если кот Матроскин счастлив с 1 коровой, верно ли что с 2 он будет счастливей в 2 раза? Выссказывание ли это? Простое это выс-е или составное?  Какие слова приэтом использованы?
            4) Паровозик из Ромашкова
. А что мы можем сказать об этом эпизоде? Присутствует ли здесь выссказывание?

 

Какие еще слова служат для того, чтобы из  простых сделать сложное выск-е?  - союзы «и», «или».

Что помогает нам выяснить каким высказыванием: ист-м и ложным является выск-е?       - Таблица перебора различных вариантов.
          Кто догадался, как будет звучать тема урока? Записана на доске и закрыта.               
 Составление таблиц логических возможностей.
                                                      Задачи на перебор вариантов


- Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему научиться? 
 (Где пригодятся нам знания по теме?   ….    Научиться решать различные логические задачи несколькими способами. Научиться самостоятельно применять знания. И др.)

2 Этап  актуализации.   (УУД - умение работать с опорными схемами и таблицами;                   
                                                         умение структурировать полученные знания (Позн).

 (На доске начерчена таблицы ист. – лож выс. «И», «или», «Если, то»)

И

1 Выс

2 Выс

Значение

И

И

И

И

Л

Л

Л

И

Л

Л

Л

Л

 

ИЛИ

1 Выс

2 Выс

Значение

И

И

И

И

Л

И

Л

И

И

Л

Л

Л

 

ЕСЛИ…, ТО…

1 Выс

2 Выс

Значение

И

И

И

И

Л

Л

Л

И

И

Л

Л

И


 
Приведите примеры:   Если  на улице лето, то идет снег. - Ложь


 

3        Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

(УУД - Формирование способности  к новому способу действия Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера,  расширение кругозора учащихся (Поз.).  
 Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие (Ком-е).)

 

Когда мы составляем таблицы истинности, какой метод мы используем?     
                                                                (Перебор вариантов.)
Перебор вариантов. Другими словами – перебор различных комбинаций.
Какой еще способ, кроме табличного мы используем для того, чтобы упростить решение задач на пербор вариантов?
                                                                   (Дерево вариантов).

Задание:  Внимательно прослушайте произведение:

«Квартет» (В исполнении 1 из уч-ся)

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь
   

Что это за произведение. Кто его автор?      
 Правильно. Это басня И.А.Крылова «Квартет».
(Демонстрируется его портрет).

Родился 1769 году 2 февраля (13 февраля по новому стилю календаря)
ЮБИЛЕЙ – 245 лет.

     О чем говорится в произведении? (О том, что герои организовали квартет, взяли  разные музыкальные инструменты, и менялись местами между собою, чтобы квартет зазвучал).

     Каждый из них предлагал варианты, комбинации мест музыкантов.
( сюжет басни представили как  математическую модель )

Работая одной  дружной командой вы должны составить дерево вариантов, чтобы подсчитать  сколькими различными способами могут сесть «музыканты».

Тихо звучит песня: «Дружба крепкая».

     

Учащиеся выполняют задание.
Учитель: наблюдает, помогает при необходимости. После выполнения задания ученики дают ответ, комментируют различные варианты.

4        Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(УУД - Умение осуществлять  контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Рег-е).


     У вас очень хорошо получается работать одной командой. Комфортно ли вам работалось? Вместе с друзьями? 

     А теперь вам предстоит поработать самостоятельно.

 

 Прием  «Фантазёр».  Назовите несколько способов применения знаний, умений и навыков по теме урока в жизни. (Составление расписания поездов, комбинаций составления различных маршрутов, расстановки мебели в доме…)

 

Здесь лежат вещи, которые соответствуют 1 из профессий. Вам предстоит решить задач, относящуюся к выбранной вами профессии.

 

- Заместитель директора школы по УВР. 
Составить расписание для уч-ся 1 класса, состоящее из математики, русского языка и литературного чтения всеми возможными способами. Сколько вариантов получилось?

 

- Библиотекарь. На верхнем стеллаже необходимо разместить три книги: стихи, басни, детективы. В каком порядке эти книги можно поставить на книжную полку?

 

- Повар. В школьной столовой на первое можно заказать щи, суп и борщ, на второе – котлету и рыбу, на третье – чай и морс. Сколько различных обедов можно составить из указанных блюд?  

- Член Государственной думы. Имеется 4 цвета: оранжевый, зеленый, коричневый, сиреневый. Сколько различных вариантов флага, состоящего  из 2 полос можно получить. Раскрасьте флаги в 2  цвета. Посчитайте количество  вариантов.

- Программист.
Каждый из вас имеет компьютер. Чтобы никто не смог открыть вашу папку или компьютер вы ставите пароль. Вы должны составить кодовое слово- пароль, содержащий 3 буквы из предложенных букв слова  «ком», возможно повторение букв. Сколько вариантов придётся перебрать вашему папе или старшему брату, а может быть сестре, чтобы  включить ваш компьютер?

Все решения комментируются и прикрепляются к доске магнитом.
Вывешиваются правильные решения заданий.

Каким способом можно воспользоваться еще, чтобы сэкономить время при решении задач на нахождение количества вариантов?  

(Способ умножения)

 

5 Этап. Включение в систему знаний и повторение. (УУД – анализировать, обобщать и делать выводы;  (Рег-е). 

 

    Как вы могли убедиться, математика очень важна в любой профессии, рано или поздно вам всем предстоит сделать выбор продолжения образования и выбора профессии.  Давайте попробуем вместе составить дерево вариантов.

ПРОФЕССИЯ

 

9 классов              11 классов

 

 

 


                 Училище           Техникум  Институт     Университет

 

Высшие учебные заведения

1. Балашовский институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (БИ СГУ)

2. Балашовский филиал Современной гуманитарной академии (БФ СГА)

3. Балашовский филиал Саратовского государственного социально-экономического университета (БФ СГСЭУ)

4. Балашовский филиал Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И.Вавилова (БФ СГАУ)

5. Филиал Поволжской академии государственной службы в г. Балашове (ПАГС)

 

Средние учебные заведения

1. Балашовский кооперативный техникум Саратовского облпотребсоюза

2. ФГОУСПО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

3. ГОУ СПО «Балашовское медицинское училище»

4. ГОУ СПО «Балашовское музыкальное училище»

Профессиональные училища

1. ГОУ начального профессионального образования ПЛ № 47 (ГОУ НПО ПЛ № 47)

2. ГОУ начального профессионального образования ПУ № 15 (ГОУ НПО ПУ № 15)

 

6 этап. Рефлексия деятельности. (УУД  -  способность к самооценке, саморегуляция (Регул-е). Умение выражать свои мысли, свою точку зрения (Ком-е). 

 

 

Шуточный прием «Хвастуны..». Ребята долны по очереди похвастаться, начиная со слов «А вот я сегодня научился….. А я узнал…… А я смог….. А я ….»
 (Распечатать)

Интересно ли прошел наш урок. Выразите свое отношение к нему поднятым вверх или вниз пальцем.

 

Пользуясь нашим волшебным ящиком, выставите себе отметки сами.

(Достают заранее приготовленные карточки с желаемой отметкой, коментируют).

Домашнее задание:  

На выбор:

1. Привести примеры литературных произведений, примеры из жизни, где приходится делать выбор.
2. Стр.39 №117, 118р/т


Притча «Два плуга»

(Материал для учителя)

Жили–были два плуга. Один был весь начищенный блестящий, а второй весь в паутине и ржавый. Ржавый плуг смотрел на своего собрата и он высказал свои претензии:
— Какая ведь жизнь несправедливая штука. Ведь мы абсолютно одинаковые и даже одного возраста, но я скоро рассыплюсь от ржавчины, а тебе все ни по чем.
— Ну что ты, все очень справедливо! Я с утра до ночи работаю, мне просто некогда ржаветь!  

Ребята, а вы как оцениваете свою работу на уроке. К какому плугу вы ближе? Надеюсь, что ваши знания никогда не заржавеют.

Выставляются отметки в дневник.

 

Резерв. Подготовка к ИА - №115, 116, 117 р/т

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОАНАЛИЗ
 урока математики в 4 классе

                                                                                               Провела – учитель математики 1к.к.
                                                                                                            МОУ ООШ с.Котоврас
                                                                                                    Рогачева Татьяна Владимировна

УМК -  «Начальная школа XXI века» (В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва)                                                                                                            

Тема урока: «Составление таблиц логических возможностей.
                                       Задачи на перебор вариантов»
Дата проведения: 25.02.2014г.
Тип урока:
Урок общеметодологической направленности.


Цели урока
:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

 

Содержательная: повторить и систематизировать  знания по теме: «Составление таблиц логических возможностей.  Задачи на перебор вариантов.


Ожидаемый результат
.

Каждый ученик осмысливает понятия: варианты перебора, комбинации (через практическое задание и коммуникацию), понимает смысл «комбинаторная задача», строит «дерево вариантов», применяет  правило умножения при решении задач.

Оборудование: ПК, проектор, ролики мультфильмов, карточки, портрет
                                 Крылова.
Формируемые  УУД:

-  конструировать алгоритм решения логической задачи;

-  делать выводы на основе  предъявленного  доказательства;

-  собирать информацию и фиксировать результаты разными способами (таблиц, графов).

Ход урока:

         1 Этап мотивации. УУД - Целеполагание (Регул-е). Планирование учебного
                                                              сотрудничества с учителем и сверстниками (Ком-е).

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Учитель совместно с учениками формулирует цель деятельности на уроке, тему,  выделяет содержательную область, опираясь на  эмоциональный компонент,  на положительный опыт прошлых уроков.

2  Этап  актуализации.  (УУД - умение работать с опорными схемами и таблицами;   умение структурировать полученные знания (Позн).
     Происходит актуализация используемых способов действий и тренировку соответствующих мыслительных операций.

         3 Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
(УУД - Формирование способности  к новому способу действия Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера,  расширение кругозора учащихся (Поз.). 
 Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие (Ком-е).)

     Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют задание, проговаривают во внешней речи сконструированный план действий с его обоснованием, полученный результат.

       4 Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(УУД - Умение осуществлять  контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Рег-е).

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы. На данном этапе учащиеся самостоятельно выполняют задания на воспроизведение полученного результата и его применение в процессе учебной деятельности. В завершении осуществляется самопроверка по эталону и самооценка выполненной работы.

Организуется ситуации успеха, способствуя благоприятной эмоциональн направленности познавательной деятельности учащихся.

5 Этап. Включение в систему знаний и повторение.
(УУД - Умение осуществлять  контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Рег-е).

     На данном этапе изучаемые способы действий включаются в систему знаний. Выполняется задание на тренировку ранее изученных алгоритмов.  

6  Этап. Рефлексия деятельности. (УУД  -  способность к самооценке, саморегуляция (Регул-е). Умение выражать свои мысли, свою точку зрения (Ком-е). 

     Анализируется деятельность учащихся на уроке,  используемый при этом понятийный инструментарий. Оганизуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и  результатов деятельности.

 

     Домашнее задание учащиеся выбирают сам-но: 1 – творческое, 2 – репродуктивное.

     Урок общеметодологической направленности, призван формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. 
       
На уроке организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
        Все этапы соответствуют типу и разработан на основе структуры технологии деятельностного метода.
        Тема доступна младшим школьникам. Она позволяет накапливать опыт практического решения комбинаторных задач. В жизни человеку приходится не только определять число возможных вариантов, но и непосредственно составлять их. Используя приёмы систематического перебора, это можно сделать более рационально.                                                                                    

 В ходе урока ученикам предлагается решать комбинаторные задачи разными способами (методом  перебора, с помощью таблиц, с помощью графов; с помощью дерева возможных вариантов), что способствует закреплению умения решать  задачи с помощью различных приемов деятельности, осуществляя действие самоконтроля, являющееся необходимым компонентом учебной деятельности.

            Обучение школьников решению комбинаторных задач позволяет комплексно решать задачи, направленные на получение обучающимися как предметного, так и метапредметного, личностного результата. Отработка умения решать комбинаторные задачи направлено на формирование развития внимания, наблюдательности, умений анализа, синтеза, сравнения; развивают коммуникативные способности, самостоятельность в выборе решения.

 

Используемые интернет-ресурсы:

1)      http://balashov.ucoz.ru/index/vuzy_i_uchebnye_uchrezhdenija_balashov/0-37 - информация о учебных заведениях г.Балашова

2)      http://yandex.ru/yandsearch?clid=123449&lr=194&oprnd=8513551955&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5 – картинки «животные»

3)      http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0&clid=123449&lr=194 – портрет И.А.Крылова

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Заместитель директора школы по УВР

Составить расписание уроков учащихся 1 класса
(Русский язык, математика, литературное чтение
(предметы не повторяются))

Таблица

 

1
вариант

2
вариант

3
вариант

1

 

2

 

3


Дерево вариантов



 


Всего вариантов - _____

 

 

 

Библиотекарь

Расположить на полке 3 книги: сказки, детективы, басни
Таблица

 

1
вариант

2
вариант

3
вариант

1

 

2

 

3


Дерево вариантов



 





 

 

 

Всего вариантов - _____

Повар
Составить меню в школьной столовой из 3 блюд ( На 1 – Щи, суп.
        На 2 – каша, плов, картофельное пюре. На 3 – Компот, чай).

Таблица

 

1
вариант

2
вариант

3
вариант

1

 

2

 

3


Дерево вариантов



 




 

 

 

Всего вариантов - _____

Представитель государственной думы
Составить все возможные варианты флага из 2 цветов, если имеется 4 (оранжевый, зеленый, коричневый, сиреневый).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Перебор вариантов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дерево вариантов

 






 

Всего вариантов - _____

Программист
Составить кодовое слово – пароль , состоящее из букв слова «КОМ»
(буквы могут повторяться)
Таблица

 

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дерево вариантов



 




 

 

Всего вариантов - _____

ЛИСТ САМОПРОВЕРКИ:
1. Заместитель директора по УВР –
6 вариантов расписания
2. Библиотекарь – 6 вариантов расстановки книг на полке
3. Повар – 12 вариантов меню
4. Представитель государственной думы – 12 вариантов 2-х цветного флага
5. Программист – 27 вариантов кода.

 

 

«ХВАСТУНЫ»
А вот я сегодня научился…
А я сегодня узнал (а)…
А я смог (ла)…
А я уже умел(а)…

А я…


 

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий урока математики в 4 классе

Сценарий урока математики в 4 классе

Этап мотивации. ( УУД - Целеполагание (Регул-е)

Этап мотивации. ( УУД - Целеполагание (Регул-е)

Л Л Л

Л Л Л

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

ЮБИЛЕЙ – 245 лет. О чем говорится в произведении? (О том, что герои организовали квартет, взяли разные музыкальные инструменты, и менялись местами между собою, чтобы…

ЮБИЛЕЙ – 245 лет. О чем говорится в произведении? (О том, что герои организовали квартет, взяли разные музыкальные инструменты, и менялись местами между собою, чтобы…

Этап мотивации. ( УУД - Целеполагание (Регул-е)

Этап мотивации. ( УУД - Целеполагание (Регул-е)

Училище Техникум

Училище Техникум

Пользуясь нашим волшебным ящиком, выставите себе отметки сами

Пользуясь нашим волшебным ящиком, выставите себе отметки сами

САМОАНАЛИЗ урока математики в 4 классе

САМОАНАЛИЗ урока математики в 4 классе

Этап мотивации. УУД - Целеполагание (Регул-е)

Этап мотивации. УУД - Целеполагание (Регул-е)

На уроке организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации

На уроке организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации

Приложения Заместитель директора школы по

Приложения Заместитель директора школы по

Библиотекарь Расположить на полке 3 книги: сказки, детективы, басни

Библиотекарь Расположить на полке 3 книги: сказки, детективы, басни

Повар Составить меню в школьной столовой из 3 блюд (

Повар Составить меню в школьной столовой из 3 блюд (

Представитель государственной думы

Представитель государственной думы

Программист Составить кодовое слово – пароль , состоящее из букв слова «КОМ» (буквы могут повторяться)

Программист Составить кодовое слово – пароль , состоящее из букв слова «КОМ» (буквы могут повторяться)

ЛИСТ САМОПРОВЕРКИ: 1. Заместитель директора по

ЛИСТ САМОПРОВЕРКИ: 1. Заместитель директора по

ХВАСТУНЫ» А вот я сегодня научился…

ХВАСТУНЫ» А вот я сегодня научился…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017