Урок  математики в 1 классе  ( Школа России) с презентацией
Тема:ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0
            
        
                    
                
                    Урок  математики в 1 классе  ( Школа России)
Тема :ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0
Педагогическая
цель
Планируемые
результаты(предметные)
Универсальные 
учебные
действия 
(метапредметные)
создать условия для ознакомления с числом 0 и его графической записью – цифрой 0; развития навыков счёта в 
пределах 10; закрепления знаний состава изученных чисел; умения чертить отрезки заданной длины.
ознакомление с числом и цифрой 0; считать в пределах 10; уметь чертить отрезки заданной длины.
   Регулятивные:определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельноосуществлять 
взаимопроверку.
Коммуникативные:  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:  уметь формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем
творческого и поискового характера.
Личностные:  имеют   желание   учиться;  осуществляют   организацию   исследовательского   пространства
ученика.
Этап (элемент)
урока
Деятельность учителя
 Организационный 
момент
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и 
оборудования; эмоционально настраивает на урок
Сколько  яблок на ветке.  Назовите  тему и цели  нашего урока.
Деятельность учащихся
осуществляемые действия формируемые умения
 Организуют рабочее место, 
проверяют наличие 
индивидуальных учебных 
принадлежностей на столе
Проявляют 
эмоциональную 
отзывчивость к 
вопросам, 
пробуждающим 
любознательностьУстный счет 
К нам на урок пришел новый ученик. Кто это? Хотите узнать? 
Отгадайте загадку:
Формулируют полные 
ответы на вопросы
Изучение
материала.
 
нового
Он от бабушки ушёл, 
            Он от дедушки ушёл.
            У него румяный бок,
            Кто же это? (Колобок)
Катится он по дорожке, а навстречу ему заяц
Колобок, я тебя съем, если не решишь мои задачки:
Принимают и 
сохраняют учебную 
цель и задачу.
З а д а ч и   в   с т и х а х
 Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?..
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружоксосед.
На пенек зайчата сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?
Вот семь  зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?
Заяц и белка угощали друзей. Заяц принес морковку и яблоко, 
а белка – орех, шишку и гриб. Сколько гостинцев принесли 
заяц и белка?Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно 
путешествовать дальше.
Катится колобок по дорожке, а навстречу ему серый волк. 
Колобок, я тебя съем, если не решишь мои задачки
Введение     нового   числа. Вопросы     учителя   ученикам.
(Сколько….)  
Сколько крыльев у слоненка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мошка  весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько белок  съела моль,
Знает только цифра… 
Учитель показывает  увеличенный образец цифры 0 .
Вот он, посмотрите на него. Его называют "ноль" или "нуль" и 
обозначают им "ничто".
Казалось бы, что о нем говорить: ноль и ноль – пустышка. 
Значит, подумает коекто, вовсе пустяковая цифра, без 
которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если 
разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. 
Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный 
кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.
Найдите еще числа, в которых ноль играет очень важную роль. 
Номера  телефонов  01,02,03,04. Кто знает, а что это за номера 
телефонов?
       01       пожарная  часть;
      02       милиция;
      03       «скорая  помощь»;Физминутка
  Анализ   образца   и
письмо цифры 0.
      04       горгаз
 
А в Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна 
другая цифра не удостоилась таких почестей.
Проводит ф и з к у л ь т м и н у т к у .
Мы ногами тоттот, мы руками хлопхлоп!
Мы глазами мигмиг, мы плечами чикчик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькойвстанькой словно стали
Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь 
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, Медведь!
– Хорошо, только при одном условии.  Найдется цифра, 
похожая на тебя, я тебя отпущу.
Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?
Исходное положение – ноги 
на ширине плеч. 
Декламируют 
стихотворение, выполняя 
движения
Выполняют 
упражнения для 
профилактики 
утомления
Анализируют  и отвечают 
на вопросы учителя
Принимают и 
сохраняют учебную 
цель и задачу. 
Учащиеся ищут цифру на
рассматривают
 
слайде,
цифру 0.
Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную 
цифр
Пишут  цифру 0   в воздухе 
и в тетради. 
Учитель  объясняет, как писать эту цифру.
Читают  стихи.
–  А на что еще похож ноль?
Ученик 1
 Нолик – круглый, как Земля,
  Все считают от нуля.Арифметика проста:
  Если ноль – ладонь пуста.
  Пишем ноль,
  И ясно всем:
  Здесь чегото нет совсем!
Ученик 2
  Цифра вроде буквы О –
  Это ноль иль ничего.
  Круглый ноль такой хорошенький,
  Но не значит ничегошеньки!
Ученик 3
  Могу назвать его мячом,
  А хочешь, дыркой назовем,
  А можно бубликом,
  Почти что кругленьким.
  Но как его ни назовем,
  Он называется нулем!
Цифра вроде буквы О –
Это нуль иль ничего.
Работаем в ТПО. Учитель показывает ученикам место нуля
на числовой прямой:
После этого учащиеся выполняют вторую часть задания в
ТПО  вставляют пропущенные числа.Декламируют 
стихотворение, выполняя 
движения
Осуществляют 
профилактику 
утомления
Анализируют  и отвечают 
на вопросы учителя
Принимают и 
сохраняют учебную 
цель и задачу. 
Физминутка
Закрепление
пройденного
материала.
Сколько елочек зеленых
Столько выполним наклонов
Сколько здесь у нас  кружков
Столько  сделаем  хлопков
Сколько  палочек    до  точки
Столько встанем на носочки
Сколько точек  будет  в круге
Столько  раз  поднимем руки
  А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок и 
докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно построить
мост – мост из примеров. Поможем Колобку их решить! 
Примеры запишем в учебнике. (№№ 1  3)
( к трём треугольникам прибавляем пустой «мешок», в 
результате получаем теже три треугольника)   Возьмите 
карандаш соответствующего цвета, дорисуйте треугольники в 
мешоксумму.                                     Какое равенство мы 
получаем? (3+3=0)                                                                            
 Всегда ли при сложении числа с 0 получается то же самое 
число?                                                                                Почему?
 Как записать это в общем виде?
– Давайте попробуем записать с помощью букв.
  На доске:
а + 0 = а
0 + а = а
 А теперь сформулируйте правило.( при сложении  «мешка» с 
пустым «мешком» , его содержимое не изменяется)
– Запишем с помощью букв. Сформулируем правило.
 Запишем с помощью букв.
а – а = 0
а – 0 = а
 Сформулируем правило.
Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса, 
– Уж от менято, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не 
помогут.
Пропедевтика темы «Задача».Составить  примеры по рисунку.
Повторить  состав  чисел.
 задание на  с. 71 учебника
–   Сколько   на   чертеже   ломаных?  
  Сколько
многоугольников? 
С а м о с т о я т е л ь н а я   работа учащихся. Предварительно
необходимо повторить правила построения отрезков. Учитель
оказывает индивидуальную помощь.
Чему научились на уроке? Какими знаниями, приобретёнными 
сегодня, вам бы хотелось поделиться с друзьями, со старшими?
 Оценить  свою работу.
             У меня  все  получилось
                  Мне  еще  надо  поработать
                  Мне  было  трудно.
 Работа с 
геометрическим 
материалом
 Подведение итогов. 
Рефлексия.
Анализируют  и отвечают 
на вопросы учителя строят  
отрезки заданной длины.
Принимают и 
сохраняют учебную 
цель и задачу. 
Формулируют полные 
ответы на вопросы.
Высказывают 
предположения
Формулируют 
собственное мнение. 
Адекватно 
воспринимают 
качественную оценку 
своей работыЛитература: 
1.Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика
2.Поурочные разработки по математике. 1 класс. К учебнику Моро М.И. и др. "Математика. 1 класс. В двух частях". ФГОС
3. Электронное приложение к учебнику «Математика». 1 классИздательство: ПросвещениеГод: 2012