Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры
Оценка 4.8

Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
искусство
8 кл
08.05.2018
Урок  МХК 8 кл.   Тема:   Искусство  скульптуры
Цель урока познакомить учащихся со скульптурой как видом изобразительного искусства, сопоставить связь с живописью и архитектурой, т.е. выявить у них общее и различное; рассказать о различных видах скульптуры (рельеф и круглая) , дать представление о бытовании скульптуры в ХYIII в., т.е. показать какое место она занимала в культуре того времени; познакомить с творчеством выдающихся скульпторов, работавших в России в ХYIII в. – К. Б. Растрелли, Э.М. Фальконе и Ф.И. Шубина. Особое место уделить созданию самого знаменитого памятника того времени – «Медного всадника» Фальконе.
Урок МХК 9 кл.doc
МБОУ Зоргольская СОШ им. Героя Советского Союза Н.П. Губина с кадетскими классами Забайкальского края Учитель ИЗО и МХК 1 квалификационной категории  Перминова Наталья Ивановна __________________________________________________________________ Урок  МХК 8 кл.   Тема:   Искусство  скульптуры Каждый  человек  обязан знать, среди какой красоты и каких ценностей он живет. Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном Цель     урока:    познакомить   учащихся   со   скульптурой   как   видом изобразительного искусства, сопоставить связь с живописью и архитектурой, т.е.   выявить   у   них   общее   и   различное;     рассказать   о   различных   видах скульптуры (рельеф и круглая) , дать представление о бытовании скульптуры в ХYIII в., т.е. показать какое место она занимала в культуре того времени; познакомить с творчеством выдающихся скульпторов, работавших в России в ХYIII в. – К. Б. Растрелли, Э.М. Фальконе и Ф.И. Шубина. Особое место уделить созданию самого знаменитого памятника того времени – «Медного всадника» Фальконе. Что такое  скульптура? Слово   скульптура   происходит   от   латинского   глагола  skulpere,   что значит «высекать», «вырезать». Скульптура  ­ вид  искусства, основанный на принципе   объемного   изображения   предмета.   Правда,   изобразительные возможности   С.   Скромнее,   чем   у   живописи.   Дождь,   радугу,   закат   солнца скульптор изобразить не может. Чаще всего он изображает человека. Существует два основных вида С.  Виды  скульптуры            круглая рельеф                          статуя ► ►    можно  обойти  и  оглядеть вокруг;    большого размера, украшающая площадь­  монумент. Например,   статуя «Анна Иоанновна  с  арапчонком» (стр.5 Гос. Русский музей). В   ХYIII     веке   широкое   распространение   получили   конные   статуи монархов   и   полководцев.   Важную   роль   в   монументальной   С.   Играет пьедестал. Погрудное изображение человека в С. называется  бюст (бюст Петра 1 Б.К.   Растрелли,   бюст   Ленина).    Если   монумент   можно   сравнить   с   парадным портретом в живописи , то бюст – с интимным или камерным. Рельеф (Ленин, Н. Губин), в отличие от круглой скульптуры, исполняется на плоском фоне, например, стене здания, и доступен для осмотра только с одной стороны.  РЕЛЬЕФ в зависимости от степени выпуклости                                                      плоский                                      высокий                                (барельеф)                                  (горельеф) В горельефе изображение выступает из плоскости фона более, чем на половину своего объема.  Жизнь     скульптуры     в   ХYIII   веке.  В   средние   века   С.   не   получила широкого   распространения   на   Руси.  Но   уже   в  петровское   время   ситуация изменилась. Мраморные статуи можно было увидеть в аллеях Летнего сада и вестибюле Меншиковского дворца. Скульптурные изображения, как вы уже знаете, украшали интерьеры Петропавловского собора и фонтаны Петергофа. Вельможи стали коллекционировать скульптуру.                     Б.К. Растрелли.   Бюст Петра 1.                                  Б.К. Растрелли. Анна Иоанновна с арапчонком.                     Бронза. 1723­1729 гг. ГЭ                                               Бронза. 1741 г. ГРМ Нельзя   не   упомянуть,   что   в   ХYIII   в.   получила   распространение надгробная   или   мемориальная     С.   на   могилах   ставили   скульптурные памятники. По сей день некрополи Донского и Новодевичьего монастырей в Москве,   Александро­Невской   лавры   в   Петербурге   представляют   собой интереснейшие музеи С. под открытым небом. Скульптор   Растрелли.    Вы   уже   знакомы   с   архитектором     Ф.Б. Растрелли. Он приехал в Россию с отцом, скульптором Бартоломео Карло Растрелли,  который подписал с русскими властями договор:  «работать в службе царского величества 3 года». Однако остался здесь навсегда. Б.К.   Растрелли,   как   и   многих   его   современников,   интересовала необыкновенная   личность   русского   царя­преобразователя.   Скульптор изготовил   бронзовый   бюст  Петра  (ил.54).   Необыкновенно   выразительным получилось лицо императора: горящий взор, плотно сжатые губы, глубокая складка над переносицей. Правдоподобие было достигнуто благодаря тому, что   Б.К.   Растрелли   снял   с   Петра   гипсовую   маску,   которая   и   послужила образцом для скульптурного портрета. В   1741   г.   Б.К.   Растрелли   создал   статую  Анны   Иоанновны   с арапчонком  (ил.   55).   Скульптор   не   погрешил   против   истины.   Анна, отличающая   огромным   ростом   и   некрасивыми   чертами   лица,   выглядит уродливым великаном рядом с хрупким мальчиком. Лишь ее нарядное платье, царские регалии и величественная поза скрашивают неприятное впечатление. Сразу же по приезде в Россию Б.К. Растрелли начал работу над конной статуей Петра I  (ил.56). Но работа над монументом затянулась на два с лишним   десятилетия.   Скульптор   изобразил   Петра   в   пышном   одеянии древнеримского   полководца,   с   маршальским   жезлом   в   руке   и   лавровым венком   на   голове.   Лишь   после   смерти   скульптора,   при   императоре   Павле статуя   была   установлена   перед   зданием   императорского   дворца   – Михайловского   замка.   Но   к   этому   времени   в   Петербурге   уже   имелся памятник Петру.  Физкультминутка ☺ У п р а ж н е н и я  для концентрации внимания: 1. Сесть удобно, слегка зажмуриться, расслабить мышцы тела, сконцентрировать внимание   на   переносице.   Образно   представить,   что   вы   дышите   через   «точку»   между бровями. Так дышать 2­4 раза. 2. Исходное положение – стоя, руки на поясе. Медленно садитесь на стул и сразу же вставайте (повторить 14­16 раз). 3. Упражнение для тренировки мышц глаз:  И. п. – медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8­10 раз. «Медный всадник». Вы, может быть, знаете эти пушкинские строки из поэмы «Медный всадник»: …Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне… А.С. Пушкин посвятил их конной статуе  (слайд), возможно, лучшей во всей Европе. Ее автор – французский скульптор Этьен ­ Морис Фальконе. Он   приехал   в   Россию,   получив   от   Екатерины   II   заказ   на   создание монумента Петру 1. Э.­М. Фальконе долго искал нужный образ, много читал о жизни и деятельности Петра. С самого начала скульптор отверг традиционный для   европейского   искусства   того   времени   памятник   монарху­победителю, восседающему на коне в облике римского цезаря. Именно таким путем, как мы знаем, пошел Б.К. Растрелли. Фальконе писал: «Монумент мой будет прост…Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность   созидателя,   благодетеля   своей   страны,   и   вот   ее­то   и   надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла; он простирает свою   благодетельную   десницу   над   объезжаемою   им     страной.   Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, ­ это эмблема побежденных им трудностей». Сложной   задачей   оказалось   укрепление   на   пьедестале   фигуры вздыбленного коня. Но решение было найдено. Конь топчет змею, которая соединяясь с хвостом коня, создает третью, малозаметную точку опоры. Э.­М. Фальконе проработал в Петербурге 12 лет. Скульптору помогала его ученица – Мари­Ани Колло. Именно она изготовила увенчанную лавровым венком голову Петра. В   1782   г.   в   присутствии   императрицы   и   большого   стечения   народа состоялось торжественное открытие памятника. Он был установлен на одной из главных площадей Петербурга – Сенатской. А знаете ли вы, что… •  Во время отливки  «Медного всадника» случилась беда. Расплавленный металл прорвал литейную форму и в мастерской начался пожар. Положение спас один литейщик, заделавший   трещину   и   погасивший   пламя.   Однако   верхняя   часть   отливки   до   колен всадника и груди лошади оказалась испорченной, и ее пришлось отливать заново. •    Гигантский   камень   для   пьедестала   «Медного   всадника»   был   найден   в окрестностях Петербурга . вес его составлял 1600 тонн. Для транспортировки камня была изготовлена огромная деревянная платформа, которая передвигалась  со скоростью 400 метров в сутки. Во время движения на камне сидели 48 каменотесов, которые старались придать ему нужную форму. Вся операция по доставке камня по суше и воде заняла почти полгода. Б.К. Растрелли. Конная статуя Петра 1.        Э.М. Фальконе. Памятник Петру 1                  Бронза. 1743­1744 гг. Петербург                         ( «Медный всадник»). Бронза.                                                                                                   1765­1782 гг. Петербург Закрепление темы урока.   архитектурой? А что их различает?   •   Что   такое   скульптура?   Что   сближает   ее   с   живописью   и • …Над огражденною скалою Кумир с простёртою рукою Сидел на бронзовом коне ……………………………………………… Какая дума  на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной,  на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?   Согласны   ли   вы   с   тем,   как   Пушкин     истолковал   образ «Медного всадника» Э.М. Фальконе? В чем отличие этой трактовки от той, что дал сам скульптор? •  Какой из конных монументов Петра вам больше всего нравится и почему – Б.К. Растрелли или Э.М. Фальконе? Для России  Б.К. Растрелли и Э.М. Фальконе были иностранцами. Но во второй   половине   ХYIII   в.   появилась   блестящая   плеяда   отечественных мастеров   скульптуры,   среди   которых   первое   место   занимает    Федот Иванович Шубин. Задание на дом: • Подготовить рассказ о творчестве «первого» русского скульптора Ф.И. Шубина .• Какие скульптурные памятники вы знаете в своем городе или селе ?В честь кого они поставлены? Приложение Художественно­творческое задание Ф.И. Шубин.                                    Екатерина II – законодательница.                        Мрамор. 1789­1790 гг. ГРМ                                                                                Что означает жест правой руки императрицы  в скульптуре «Екатерина II ­ законадательница»? Что символизирует собой  рог изобилия у ног Екатерины? Сравните скульптуру Ф.И. Шубина С картиной  Д.Г. Левицкого «Екатерина II –  законодательница». В чем их сходство и различие? ! Вспомните, что вы знаете об императрице Екатерине II.

Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры

Урок  МХК 8 кл.   Тема:   Искусство  скульптуры

Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры

Урок  МХК 8 кл.   Тема:   Искусство  скульптуры

Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры

Урок  МХК 8 кл.   Тема:   Искусство  скульптуры

Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры

Урок  МХК 8 кл.   Тема:   Искусство  скульптуры

Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры

Урок  МХК 8 кл.   Тема:   Искусство  скульптуры

Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры

Урок  МХК 8 кл.   Тема:   Искусство  скульптуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018