Цель урока познакомить учащихся со скульптурой как видом изобразительного искусства, сопоставить связь с живописью и архитектурой, т.е. выявить у них общее и различное; рассказать о различных видах скульптуры (рельеф и круглая) , дать представление о бытовании скульптуры в ХYIII в., т.е. показать какое место она занимала в культуре того времени; познакомить с творчеством выдающихся скульпторов, работавших в России в ХYIII в. – К. Б. Растрелли, Э.М. Фальконе и Ф.И. Шубина. Особое место уделить созданию самого знаменитого памятника того времени – «Медного всадника» Фальконе.
Урок МХК 9 кл.doc
МБОУ Зоргольская СОШ им. Героя Советского Союза Н.П. Губина с
кадетскими классами Забайкальского края
Учитель ИЗО и МХК 1 квалификационной категории
Перминова Наталья Ивановна
__________________________________________________________________
Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры
Каждый человек обязан
знать, среди какой красоты
и каких ценностей он живет.
Д.С. Лихачев. Письма о добром
и прекрасном
Цель урока: познакомить учащихся со скульптурой как видом
изобразительного искусства, сопоставить связь с живописью и архитектурой,
т.е. выявить у них общее и различное; рассказать о различных видах
скульптуры (рельеф и круглая) , дать представление о бытовании скульптуры
в ХYIII в., т.е. показать какое место она занимала в культуре того времени;
познакомить с творчеством выдающихся скульпторов, работавших в России в
ХYIII в. – К. Б. Растрелли, Э.М. Фальконе и Ф.И. Шубина. Особое место
уделить созданию самого знаменитого памятника того времени – «Медного
всадника» Фальконе.
Что такое скульптура?
Слово скульптура происходит от латинского глагола skulpere, что
значит «высекать», «вырезать». Скульптура вид искусства, основанный на
принципе объемного изображения предмета. Правда, изобразительные
возможности С. Скромнее, чем у живописи. Дождь, радугу, закат солнца
скульптор изобразить не может. Чаще всего он изображает человека.
Существует два основных вида С.
Виды скульптуры
круглая
рельеф
статуя
►
►
можно обойти и оглядеть вокруг;
большого размера, украшающая площадь
монумент. Например, статуя «Анна Иоанновна с арапчонком» (стр.5 Гос. Русский музей).
В ХYIII веке широкое распространение получили конные статуи
монархов и полководцев. Важную роль в монументальной С. Играет
пьедестал.
Погрудное изображение человека в С. называется бюст (бюст Петра 1
Б.К. Растрелли, бюст Ленина). Если монумент можно сравнить с парадным
портретом в живописи , то бюст – с интимным или камерным.
Рельеф (Ленин, Н. Губин), в отличие от круглой скульптуры, исполняется
на плоском фоне, например, стене здания, и доступен для осмотра только с
одной стороны.
РЕЛЬЕФ
в зависимости от степени выпуклости
плоский высокий
(барельеф) (горельеф)
В горельефе изображение выступает из плоскости фона более, чем на половину своего объема.
Жизнь скульптуры в ХYIII веке. В средние века С. не получила
широкого распространения на Руси. Но уже в петровское время ситуация
изменилась. Мраморные статуи можно было увидеть в аллеях Летнего сада и
вестибюле Меншиковского дворца. Скульптурные изображения, как вы уже
знаете, украшали интерьеры Петропавловского собора и фонтаны Петергофа.
Вельможи стали коллекционировать скульптуру.
Б.К. Растрелли. Бюст Петра 1. Б.К. Растрелли. Анна Иоанновна с арапчонком.
Бронза. 17231729 гг. ГЭ Бронза. 1741 г. ГРМ Нельзя не упомянуть, что в ХYIII в. получила распространение
надгробная или мемориальная
С. на могилах ставили скульптурные
памятники. По сей день некрополи Донского и Новодевичьего монастырей в
Москве, АлександроНевской лавры в Петербурге представляют собой
интереснейшие музеи С. под открытым небом.
Скульптор Растрелли. Вы уже знакомы с архитектором Ф.Б.
Растрелли. Он приехал в Россию с отцом, скульптором Бартоломео Карло
Растрелли, который подписал с русскими властями договор: «работать в
службе царского величества 3 года». Однако остался здесь навсегда.
Б.К. Растрелли, как и многих его современников, интересовала
необыкновенная личность русского царяпреобразователя. Скульптор
изготовил бронзовый бюст Петра (ил.54). Необыкновенно выразительным
получилось лицо императора: горящий взор, плотно сжатые губы, глубокая
складка над переносицей. Правдоподобие было достигнуто благодаря тому,
что Б.К. Растрелли снял с Петра гипсовую маску, которая и послужила
образцом для скульптурного портрета.
В 1741 г. Б.К. Растрелли создал статую Анны Иоанновны с
арапчонком (ил. 55). Скульптор не погрешил против истины. Анна,
отличающая огромным ростом и некрасивыми чертами лица, выглядит
уродливым великаном рядом с хрупким мальчиком. Лишь ее нарядное платье,
царские регалии и величественная поза скрашивают неприятное впечатление.
Сразу же по приезде в Россию Б.К. Растрелли начал работу над конной
статуей Петра I (ил.56). Но работа над монументом затянулась на два с
лишним десятилетия. Скульптор изобразил Петра в пышном одеянии
древнеримского полководца, с маршальским жезлом в руке и лавровым
венком на голове. Лишь после смерти скульптора, при императоре Павле
статуя была установлена перед зданием императорского дворца –
Михайловского замка. Но к этому времени в Петербурге уже имелся
памятник Петру.
Физкультминутка
☺
У п р а ж н е н и я для концентрации внимания:
1. Сесть удобно, слегка зажмуриться, расслабить мышцы тела, сконцентрировать
внимание на переносице. Образно представить, что вы дышите через «точку» между
бровями. Так дышать 24 раза.
2. Исходное положение – стоя, руки на поясе. Медленно садитесь на стул и сразу же
вставайте (повторить 1416 раз).
3. Упражнение для тренировки мышц глаз:
И. п. – медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 810 раз.
«Медный всадник». Вы, может быть, знаете эти пушкинские строки из
поэмы «Медный всадник»:
…Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне… А.С. Пушкин посвятил их конной статуе (слайд), возможно, лучшей во
всей Европе. Ее автор – французский скульптор Этьен Морис Фальконе.
Он приехал в Россию, получив от Екатерины II заказ на создание
монумента Петру 1. Э.М. Фальконе долго искал нужный образ, много читал о
жизни и деятельности Петра. С самого начала скульптор отверг традиционный
для европейского искусства того времени памятник монархупобедителю,
восседающему на коне в облике римского цезаря. Именно таким путем, как
мы знаем, пошел Б.К. Растрелли.
Фальконе писал: «Монумент мой будет прост…Я ограничусь только
статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца,
ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше
личность созидателя, благодетеля своей страны, и вот еето и надо
показать людям. Мой царь не держит никакого жезла; он простирает
свою благодетельную десницу над объезжаемою им
страной. Он
поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, это эмблема
побежденных им трудностей».
Сложной задачей оказалось укрепление на пьедестале фигуры
вздыбленного коня. Но решение было найдено. Конь топчет змею, которая
соединяясь с хвостом коня, создает третью, малозаметную точку опоры.
Э.М. Фальконе проработал в Петербурге 12 лет. Скульптору помогала
его ученица – МариАни Колло. Именно она изготовила увенчанную лавровым
венком голову Петра.
В 1782 г. в присутствии императрицы и большого стечения народа
состоялось торжественное открытие памятника. Он был установлен на одной
из главных площадей Петербурга – Сенатской.
А знаете ли вы, что…
• Во время отливки «Медного всадника» случилась беда. Расплавленный металл
прорвал литейную форму и в мастерской начался пожар. Положение спас один литейщик,
заделавший трещину и погасивший пламя. Однако верхняя часть отливки до колен
всадника и груди лошади оказалась испорченной, и ее пришлось отливать заново.
• Гигантский камень для пьедестала «Медного всадника» был найден в
окрестностях Петербурга . вес его составлял 1600 тонн. Для транспортировки камня была
изготовлена огромная деревянная платформа, которая передвигалась со скоростью 400
метров в сутки. Во время движения на камне сидели 48 каменотесов, которые старались
придать ему нужную форму. Вся операция по доставке камня по суше и воде заняла почти
полгода. Б.К. Растрелли. Конная статуя Петра 1. Э.М. Фальконе. Памятник Петру 1
Бронза. 17431744 гг. Петербург ( «Медный всадник»). Бронза.
17651782 гг. Петербург
Закрепление темы урока.
архитектурой? А что их различает?
• Что такое скульптура? Что сближает ее с живописью и
• …Над огражденною скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне
………………………………………………
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
на высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Согласны ли вы с тем, как Пушкин истолковал образ
«Медного всадника» Э.М. Фальконе? В чем отличие этой трактовки от
той, что дал сам скульптор?
• Какой из конных монументов Петра вам больше всего нравится и
почему – Б.К. Растрелли или Э.М. Фальконе?
Для России Б.К. Растрелли и Э.М. Фальконе были иностранцами. Но во
второй половине ХYIII в. появилась блестящая плеяда отечественных
мастеров скульптуры, среди которых первое место занимает Федот
Иванович Шубин. Задание на дом: • Подготовить рассказ о творчестве «первого» русского скульптора
Ф.И. Шубина
.• Какие скульптурные памятники вы знаете в своем городе или селе ?В честь кого они
поставлены?
Приложение
Художественнотворческое задание
Ф.И. Шубин.
Екатерина II – законодательница.
Мрамор. 17891790 гг. ГРМ
Что означает жест правой руки императрицы
в скульптуре «Екатерина II законадательница»?
Что символизирует собой рог изобилия у ног
Екатерины? Сравните скульптуру Ф.И. Шубина
С картиной Д.Г. Левицкого «Екатерина II –
законодательница». В чем их сходство и различие?
! Вспомните, что вы знаете об императрице Екатерине II.
Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры
Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры
Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры
Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры
Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры
Урок МХК 8 кл. Тема: Искусство скульптуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.