Урок мужества. "Патриотизм и верность — основные качества защитника Отечества"
Оценка 5

Урок мужества. "Патриотизм и верность — основные качества защитника Отечества"

Оценка 5
Видео +1
doc
ОБЖ +1
8 кл—11 кл
05.02.2017
Урок мужества. "Патриотизм и верность  — основные качества защитника Отечества"
урок патриотизм.doc
Урок мужества. "Патриотизм и верность  — основные качества защитника Отечества"  Комароцкая Татьяна Ярословавна, заместитель директора по УВР, учитель ОБЖ  Цели:  ­ Знать, что такое патриотизм. ­ Воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории. ­ Формировать у учащихся понимание личной ответственности за защиту Отечества. ­ Воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно  служил Родине и защищал ее в годы Великой Отечественной войны. ­ Познакомить с героическим прошлым нашего Отечества и родного края. Оборудование: компьютер, проектор, классная доска, презентация. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ I.  Вступительное слово учителя. Сегодня  мы с вами будем говорить о патриотизме, верности, основных качествах защитника Отечества. Что же такое Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия? Дети: Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, родные, близкие. Учитель: Верно. Родина – это исторически сложившаяся социально­экономическая, политическая и  культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа. Отечество ­ символ понятия Родина. Учитель: Кто является защитником Отечества,  какими духовными качествами должен обладать?  Дети: Гражданин своей страны. В первую очередь быть патриотом, любить свою страну. Учитель: Прочитаем определение, что такое патриотизм (слайд 5) Это чувство ­ основа духовных  качеств российских воинов. Уметь гордиться своей страной, её народом, ценить и беречь землю и  культуру наших предков – вот что должно быть присуще  ­ защитнику Отечества. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего – в верности своему конституционному, воинскому  долгу. Великий полководец М.И. Кутузов сказал ­ “Если Россы всегда будут сражаться за веру своих  прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником” (слайд 6). Учитель: В чём же должен проявляться патриотизм?  Дети: В  любви к своей стране. Учитель: На всём протяжении истории Российского государства русским людям приходилось вести  вооруженную борьбу за независимость государства (слайд 9). А если скажет нам война: “Пора” ­  Отложим недописанные книги,  Махнем: “Прощайте” ­ гулким стенам институтов  И поспешим по взбудораженным дорогам,  Сменив слегка потрепанную кепку  На шлем бойца, на кожанку пилота  И на бескозырку моряка. /Борис Смоленский/ Учитель: Это стихотворение написал простой солдат, защитник Родины — Борис Моисеевич  Смоленский, который погиб в возрасте 20 лет. История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного  противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941­1945 гг.  решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран ­ по существу всего  человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и  одержавших Великую Победу.  Нарушив договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941г. вторглась на  территорию Советского Союза. События на фронте развивались стремительно. Имея только стрелковое оружие, насмерть стояли пограничники Брестской крепости. Легендарный гарнизон месяц сдерживал  врага. Порой красноармейцам не хватало гранат, но они стояли до конца. Навсегда остались в памяти людской подвиги тех, кто отражал первый натиск врага, отстаивая свою землю до последнего вздоха,  кто, погибая, успел собственной кровью написать на стене Брестской крепости: «Я умираю, но не  сдаюсь! Прощай, Родина!».  Наши земляки ­ оренбуржцы участвовали в обороне Брестской крепости. 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание — крепость – герой. С 1971 года она является  мемориальным комплексом (слайд 11). Имя генерала Дмитрия Михайловича Карбышева  известно не только в нашей стране.  Мемориальная доска, вмурованная в стену бывшего лагеря Маутхаузена, напоминает: “На этом месте  мучительной смертью погиб генерал­лейтенант инженерных войск Советской Армии Герой Советского  Союза Карбышев Дмитрий Михайлович (1880­1945)”. В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года после зверских пыток немецкие фашисты вывели генерала  Карбышева на мороз, сняли с него одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело генерала не превратилось в ледяной столб. Труп генерала фашисты сожгли в печах Маутхаузена. Пытки и  издевательства не сломили волю российского воина. Генерал Карбышев погиб смертью героя (слайд  12). Русские солдаты шли вперед, презирая смерть. Именно им обязана Европа своим спасением. Они шли через дым пожарищ, смертоносный огонь, разрывы мин и снарядов. Преклоняясь перед мужеством  и массовым героизмом солдат, Маршал Советского Союза К. Рокоссовский писал в своих  воспоминаниях: “Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах,  грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.  Героями были все ­ и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил  мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что  был вместе с вами в эти годы”. Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных  массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым,  стал нормой поведения советских воинов. Об этом свидетельствуют следующие факты. Так, подвиг Александра Матросова, закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом 23 февраля  1943 г., повторили более 400 воинов, из них одна женщина (слайд 13).  Оренбуржцы вечно будут помнить бессмертный подвиг Риммы Шершневой, связной комсомольско­ молодежного отряда им. Гастелло. 24 ноября 1942 г., спасая товарищей, она своим телом закрыла  амбразуру вражеского дзота. Семнадцатилетняя девушка совершила подвиг на 3 месяца раньше А.  Матросова. Отважная партизанка посмертно была награждена орденом Красного Знамени (слайд 14)  А первым такой подвиг совершил А. Панкратов, младший политрук танковой роты 24 августа 1941 г. в  бою за населенный пункт Спасс­Нередица близ Новгорода.   Подвиги и самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе, и на море. Уже в  первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против  немецких самолетов, вторгшихся в воздушное пространство страны.  Были и наземные огненные тараны  отважных летчиков. Наиболее известный из них подвиг экипажа  бомбардировщика во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло (слайд 15).  Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин  и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери.  Выжал лётчик газ и тело   Перегрузкой в кресло вправил,   Факел имени Гастелло  Танки немцев протаранил!  Это было в сорок первом,  В жарком доблестном июне,  Николай стал бомбардиром,  Командиром эскадрильи!  Каждый лётчик был героем,  Нам трепали немцы нервы,  В сорок первом был он первым  Кто в Победу свято верил!  Он рождён шестого мая,  День святой таких возносит,   Им таким всем помогает Сам Георгий Победоносец!  За два дня он до тарана   Сбил немецкий Юнкерс первым,  Он стрелял с аэродрома,  Первым рвал фашистам нервы!  Стал в кровавом сорок первом,  В жарком доблестном июне,  Капитан Гастелло первым   Героем Советского Союза! В сражениях против фашистов 13 выпускников Оренбургского летного училища совершили  воздушные тараны, среди них единственная в мире женщина – Екатерина Зеленко ­ старший лейтенант,  заместитель командира эскадрильи 135­го бомбардировочного авиаполка, 12 повторили подвиг  Николая Гастелло.       Имя воронежской комсомолки Кати Зеленко, и её бессмертный подвиг вошли в боевую летопись  Великой Отечественной войны. Её комсомольский билет долгое время хранился у учительницы  Анастасьевской школы, а затем был передан в Оренбургское высшее лётное военное авиационное  Краснознамённое училище лётчиков имени И. С. Полбина. Подвиг Кати Зеленко увековечен. По  инициативе инженера­астронома Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, открытая ею  одна из малых планет под номером 1900 названа “Катюшей”, крупнотоннажный сухогруз “Катя  Зеленко” построен корабелами Ленинграда. Небольшое скромное фото летчицы разошлось по всей  стране, Министерство связи СССР в 1984 году выпустило в обращение массовым тиражом почтовый  конверт с изображением на нем летчицы старшего лейтенанта Е.И.Зеленко (слайд 16). Видеофильм. Всему миру известно имя нашего земляка – автора «Моабитской тетради», татарского поэта,  ии аи Героя Советского Союза Мусы Джалиля, уроженца Шарлыкского района (слайд 17) Когда началась Великая Отечественная война, в июне 1941 года он был призван в ряды Красной Армии. Окончил курсы политсостава. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, в должности  корреспондента армейской газеты «Отвага» 2­й ударной армии (Волховский фронт). 26 июня 1942 года старший политрук М.М.Залилов с группой солдат и офицеров, пробиваясь из  окружения, попал в засаду гитлеровцев. В завязавшемся бою был тяжело ранен в грудь и в  бессознательном состоянии попал в плен.  Находясь в концлагере Шпандау, он организовал группу, которая должна была готовить побег.  Одновременно вёл политическую работу среди пленных, выпускал листовки, распространял свои стихи, призывающие к сопротивлению и борьбе.  По доносу провокатора он был схвачен гестаповцами и заключён в одиночную камеру берлинской  тюрьмы Моабит. Ни жестокие пытки, ни посулы свободы, жизни и благополучия не сломили его воли и  преданности Родине. Тогда он был приговорён к смерти, и 25 августа 1944 года казнён на гильотине в  тюрьме Плётцензее в Берлине. «Моаб тская тетр дь» (тат. Moabit d ft re, Моабит дәфтәре) — цикл  стихотворений татарского поэта Мусы Джалиля, написанный им в Моабитской тюрьме. В 1946 бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с шестью  десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь.  Из Моабитской тюрьмы ее вынес бельгийский патриот Андре Тиммерманс и, выполняя последнюю  волю поэта, отправил стихи на родину.  Был еще один сборник стихов из Моабита, его привез бывший военнопленный Габбас Шарипов.   В двух тетрадях сохранилось около ста стихотворений. Впервые они были опубликованы в 1953 в  «Литературной газете» благодаря главному редактору Константину Симонову. В 1957 автор за этот  цикл стихотворений был посмертно удостоен Ленинской премии. ə ə В битве за Сталинград храбро сражались корпуса и дивизии под командованием уроженцев  Оренбуржья дважды Героя Советского Союза генерал­майора А.И. Родимцева и Героя Советского  Союза В. Обухова  (слайд 18). Видеофильм. Немало строк в летопись героизма вписали, как было уже отмечено, советские воины в годы Великой  Отечественной войны. Это бесценное духовное достояние нашего народа, которое со временем не  утрачивает своего значения. Это достояние всегда способно затронуть самые сокровенные струны души человека, вдохновить его на подвиг, как в мирной жизни, так и в бою. Военнослужащие в годы Великой  Отечественной войны проявили самые лучшие духовные качества: верность воинскому долгу,  патриотизм, мужество, героизм. Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости  нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат ­ верный сын и защитник своего Отечества, ­ будет жива и Россия ­ Российский солдат и ныне остается  настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства. Учитель: Скажите, а какая отличительная черта русского воина? Дети: Любовь к Родине, бесстрашие, готовность ценой своей жизни спасти другого человека. Учитель: Вы правы, любовь к Родине выше страха смерти ­ вот главное отличительная черта русского  воина. Численному превосходству противника в людях и технике были противопоставлены героизм и  мужество советских воинов. Учитель: Я привела вам примеры беззаветного служения Родине. Что объединяло всех, о подвигах  которых вы узнали? Дети: Всех  объединяло одно: любовь к Родине, желание избавить её от ненавистных захватчиков,  мужественно, умело, не щадя своей жизни, стойко перенося все трудности военного времени.  Учитель: Ещё об одном качестве русского воина­солдата можно сказать, посмотрев на фигуру Воина­ Освободителя в Трептов­парке. (ребенок читает стихотворение Г. Рублева) (слайд 19) Это было в мае на рассвете,   Нарастал у стен рейхстага бой.   Девочку немецкую заметил   Наш солдат на пыльной мостовой.   У столба, дрожа, она стояла,   В голубых глазах застыл испуг,   А куски свистящего металла   Смерть и муку сеяли вокруг…   Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,   Он свою дочурку целовал,   Может быть, отец девчонки этой   Дочь его родную расстрелял…   Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,   Полз боец и, телом заслоня,   Девочку в коротком платье белом   Осторожно вынес из огня.   Скольким детям возвратили детство,   Подарили радость и весну   Рядовые Армии Советской,   Люди, победившие войну!   И в Берлине в праздничную дату   Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,   Памятник советскому солдату   С девочкой спасенной на руках.   Он стоит, как символ нашей славы,   Как маяк, светящийся во мгле.   Это он – солдат моей державы –   Охраняет мир на всей земле! Воин­освободитель, русский исполин, мужественный и благородный, стал символом нашей  Славы. Решение о строительстве памятника было принято в 1947 году. Сталин внимательно осмотрел  все предложенные макеты. Когда увидел скульптуру Е.В. Вучетича ­ солдата с девочкой на руках,  подошел и заявил: “Это то, что надо”. Немного помолчав, сказал: “Только автомат уберите и вложите в  руки карающий меч”. В одной руке солдат держит меч, разрушающий фашистскую свастику, на другой­ спасённую из развалин поверженного Берлина маленькую немецкую девочку. Общая высота монумента  30 метров (слайд 19). Рассказ ученика, подготовленного заранее. Из воспоминаний маршала В. Чуйкова : За час до начала артподготовки, вспоминает маршал Василий Чуйков, знаменщик 220­го гвардейского  стрелкового полка 79­й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принес знамя  полка к Ландвер­каналу. Его сопровождали два ассистента. Гвардейцы знали, что перед ними главный  бастион фашистской столицы. Знали, что здесь находится ставка Гитлера и главный узел связи, через который главари Третьего рейха еще продолжали руководить своими войсками, вынуждая их вести  бессмысленные кровопролитные бои. До атаки оставалось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, — тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда­ то из­под земли, глухо и призывно звучал голос ребенка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: “Муттер, муттер…”. ­ Кажется, это на той стороне канала, — сказал товарищам Масалов. Масалов оставил у знамени ассистентов, а сам пришел к командиру и попросил разрешения спасти  ребенка, поскольку знал, где он. И полез к Горбатому мосту. Путь был очень опасен, ведь площадь  перед мостом простреливали пулеметы и автоматические пушки, да еще мины и фугасы, запрятанные  под коркой асфальта. Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких  воронках от снарядов и мин. Беспрерывно трещали пулеметные очереди. Сержант ощупывал каждый  бугорок, чтобы не нарваться на мину. Это был прямой поединок со смертью. Масалову удалось  незаметно пересечь набережную, он укрылся за выступом бронированной стенки канала. И тут снова  услышал ребенка, который жалобно и настойчиво звал мать… Тогда Масалов ловко перемахнул через барьер канала. Прошло еще несколько минут. На миг смолкли  вражеские пулеметы. Наши гвардейцы, затаив дыхание, ждали голос ребенка, но было тихо. Ждали  пять, десять минут. Неужели русский солдат рисковал напрасно? Несколько гвардейцев приготовились  к броску. И в это время все услышали голос Масалова: “Внимание! Я с ребенком. Прикройте меня  огнем…”. Но в этот момент как раз началась наша артподготовка. Тысячи орудий и минометов ударили по врагу,  как бы прикрывая выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках.  Масалов передал ее нашим санитаркам, сам же снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед. Учитель: Какими качествами должен обладать защитник Отечества? Дети: Мужество, сила воли, патриотизм, верность воинскому долгу, гуманизм, благородство,  готовность к самопожертвованию. Учитель: Еще одним качеством является милосердие. В жестоких сражениях, когда везде были кровь и  смерть, когда война, казалось, убивала все живое, не очерствели сердца наших воинов. Они сохранили в  себе благородство, высочайший гуманизм, истинную человеческую доброту. Хотя у многих тысяч из  них, особенно на оккупированной территории, фашистские изверги забрали и убили самое дорогое —  родителей, жен, детей. Чаще всего такие чувства проявляли наши воины, когда в смертельной  опасности оказывались беспомощными немецкие ребятишки. Во время битвы за Берлин документально  зафиксировано пять случаев спасения советскими солдатами немецких детей. Подвиг Николая  Масалова, одного из них, и запечатлен в Трептов­парке. Учитель: Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в  годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн. человек. Более 11,6 тысячи человек были удостоены звания Героя Советского Союза ­ высшей степени боевого  отличия, свыше 100 из них получили это звание дважды, а Г. Жуков, И. Кожедуб и А. Покрышкин ­  трижды. Массовый героизм проявили представители всех видов Вооруженных Сил и родов войск. В Сухопутных войсках звания Героя Советского Союза были удостоены 8447 человек. Немало подвигов совершили в воздушных боях воины­авиаторы. 2332 человека из них стали Героями  Советского Союза. Важный вклад в победу внес Военно­Морской Флот. В боях на морских просторах и на земле  проявились лучшие качества советских моряков ­ патриотизм, воинская доблесть, беспримерная отвага, героизм. За подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны, 513 моряков стали Героями Советского Союза (слайд 20). В мирной жизни, ребята, воинский долг обязывает воина повышать мастерство, учиться владеть  оружием, военной техникой, совершенствовать дисциплину и психологические качества. Величайшая самоотверженность колхозного крестьянства и рабочих совхозов проявлялась не только в  героическом труде во имя победы над фашистами, не только в сдаче хлеба в Фонд обороны, но и в  развернувшемся движении по сбору личных средств и сбережений в Фонд вооружения. Его начали  тамбовские и саратовские колхозники. Их примеру последовали колхозники нашего края. 19 декабря  1942 г. внес 120 тыс. рублей на постройку боевого самолета колхозник И. Ф. Болотин, 150 тыс. вложил  тракторист И. И. Богомолов в строительство танковой колонны им. В. П. Чкалова, колхозник И. А. Лысенко внес 100 тыс. руб. на сооружение подводной лодки, а колхозник П. Е. Тыщенко — 105 тыс.  рублей в Фонд обороны, за 100 тыс. рублей личных сбережений купил самолет ЯК­6 С. Е. Кужман и  подарил его 13­й гвардейской дивизии, которой командовал наш земляк генерал­майор А. И. Родимцев.  Трудно перечислить все формы помощи сельских тружеников Красной Армии, семьям фронтовиков,  инвалидам войны, эвакуированному населению, детям, потерявшим родителей. Всего за годы войны звания Героя Советского Союза были удостоены 235 оренбуржцев, 43 стали  полными кавалерами ордена Славы, свыше 55 тысяч награждены боевыми орденами и медалями. Наши земляки были среди тех, кто штурмовал Берлин и водрузил знамя победы над рейхстагом.  Медалью «За взятие Берлина» награждены более 10 тыс. оренбуржцев. За участие в обороне  Ленинграда медалью награждено около 2600 наших земляков. Высокого звания Героя Советского  Союза удостоены 235 оренбуржцев. Поистине интернационален их состав: 185 русских, 21 украинец, 12  татар, 12 мордвин, 2 чуваша, 2 казаха, 16 башкир. Родина высоко оценила самоотверженность воинов Награждены     орденами и медалями ­ свыше 7 млн.чел. Удостоены звания Героя Советского Союза ­ 11,6 тыс.чел. Дважды Герои Советского Союза – 100 чел. Трижды Герои Советского Союза ­ Г. Жуков,  А. Покрышкин, И. Кожедуб. Удостоены звания Героя Советского Союза : Сухопутные войска­8447 чел. Военная авиация­2332 чел. Военно ­ Морской Флот­ 513 чел.

Урок мужества. "Патриотизм и верность — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность  — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность  — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность  — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность  — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность  — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность  — основные качества защитника Отечества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017