Урок музыкальной литературы в 4 классе
Оценка 4.9

Урок музыкальной литературы в 4 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка +1
4 кл
31.05.2019
Урок музыкальной литературы в 4 классе
этот урок состоит из нескольких частей. на уроке ребята познакомятся с творчеством И.С. Баха, будут участвовать в увлекательной викторине по данной теме. Также учащимся будет представлена красочная презентация по теме музыкальная литература. узнают новые термины: Цикл, фуга, кода, токката. закончится урок подведением итогов.
Урок музыкальной литературы в 4.docx
Урок музыкальной литературы в 4 м классе.  Тема урока: И.С.Бах. Органное творчество. Цели:  1. Повторить пройденный на последних уроках материал по биографии и клавирному  творчеству Баха;  2. Отработать термины, связанные с характеристикой эпохи и стиля композитора, а также  термины, составляющие краткий полифонический словарь;  3. Закрепить навыки узнавания пройденных произведений в форме викторины по  прослушанным на предыдущих уроках инструментальным произведениям композитора;  4. Вспомнить устройство органа и познакомиться с важнейшими органными сочинениями  композитора при помощи новых терминов, связанных с изучением нового материала.  План и ход урока:  Вводная часть – повторение пройденного материала по характеристике творчества Баха в  форме вопросов и ответов.  Вопросы:  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. С творчеством какого композитора мы сейчас знакомимся? – С творчеством Иоганна  Себастьяна Баха.  И.С.Бах – композитор какой страны и какого века? – Страна Германия, 1­я половина 18­го века.  В каком веке он жил и к какому веку относится его творчество? – Он жил в конце 17­го –1­ й половине 18­го века. А его творчество относится к 1­й половине 18­го века. Какое художественное направление европейского искусства представляет творчество Баха?  – Барокко.  Кто еще из композиторов кроме Баха представлял это направление в музыке? – Гендель,  Вивальди и другие.  Какой выдающийся немецкий композитор и представитель этого направления был  современником Баха? – Гендель.  Они были знакомы и часто встречались? – Они слышали друг о друге, но лично знакомы не  были и никогда не встречались. 8. 9. 10. 11. Какой вид многоголосия стал основным способом мышления и музыкального высказывания  для Баха? – Полифония.  В каких жанрах писал Бах свои произведения? – Он писал фуги, сюиты, инвенции, мессы,  кантаты, оратории, арии, концерты и разные пьесы для разных инструментов.  В каких жанрах он никогда не писал? – Он никогда не писал оперы и балеты.  С какой областью творчества Баха мы уже успели познакомиться? Назовите пройденные  нами произведения. – Мы успели познакомиться с клавирной музыкой Баха. Это три 2­ хголосных инвенции и одна 3­хголосная (симфония), Прелюдия и фуга до минор ХТК 1­й  том, Французская сюита до минор. И еще мы послушали «Шутку» для флейты с  оркестром из оркестровой сюиты си минор.  Викторина: по рабочей тетради, №41­звучат номера из сюиты подряд, надо найти их в задании и назвать №  примера; можно один пример пропустить – возможно, это будет жига (диск СД с №12) Вопросы по биографии и творчеству, определяющие место органа в жизни композитора:  работа с картой (карта на экране: слайд №1 из презентации №1 «Бах в Веймаре»)  1. 2. 3. Вспомните, в каком городе Бах написал большинство клавирных произведений? – В Кетене.  Теперь вспомним, где и как протекала служба Баха? Мы знаем, что после окончания школы  в Люнебурге он много переезжал из города в город в поисках лучшей работы. Сначала это  были маленькие городки – найдите их в биографии Баха на с. 13 и назовите их пожалуйста:  это Арнштадт и Мюльгаузен. Смотрим и ищем их на карте. Кем Бах служил в этих  небольших городках? – Церковным органистом. Уже тогда ярко проявился его интерес к  этому удивительному инструменту. Мы можем вспомнить, как Бах ходил пешком в более  крупные города страны, чтобы послушать знаменитых немецких органистов – найдите,  пожалуйста, в биографии на с. 13 их фамилии. Правильно, это Рейнекен, Бем, Букстехуде. И вот в 1708 г. Бах надолго (9лет) поселяется в таком крупном немецком городе, как Веймар,  городе, в котором жили выдающиеся поэты, литераторы, философы, композиторы. Когда  говорят о Веймаре, прежде всего говорят о том, что Веймар – это город Гете и Шиллера,  Листа и Вагнера, и, конечно, Веймар – это город Баха. БАХ В ВЕЙМАРЕ –  ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1, от слайда №2 и далее.  Давайте опять заглянем в рабочую тетрадь, теперь на с. 14, и вспомним, что Бах делал в  Веймаре. Правильно, в Веймаре Бах служил городским органистом. Он не просто  посвящал любимому инструменту много времени, а был непосредственно связан с ним  по долгу службы. Возможно, с этим связан тот факт, что в Веймаре Бах написал свои  самые яркие и крупные произведения для органа. Назовите их, пожалуйста. Да, это знаменитая Токката и фуга ре минор и Пассакалия до минор. С органом Бах был тесно  связан и потом в Лейпциге, когда служил в Томаскирхе и заведовал всей городской  музыкой. Почти во всех городах, где служил Бах, он был тесно связан с церковью, а,    для Баха орган ­ это инструмент самых  следовательно, и с органом. И вообще неограниченных возможностей, настоящий король инструментов той эпохи,  своеобразный инструмент­оркестр.    Поэтому давайте вспомним, что мы знаем об органе ­ что это за инструмент, каким способом из  него извлекается звук, почему он звучит то как гобой или флейта, то как человеческий голос, то  как целый оркестр? Для этого откроем рабочую тетрадь на   с. 31 и проверим д.з.№42. и №43.   Проверяем задания вслух и одновременно смотрим презентацию. ОРГАН И ЕГО СТРОЕНИЕ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2, 1­я и 2­я части.  4. Характеристика органного творчества Баха и разбор основных сочинений – Токкаты и  фуги ре минор и Хоральной прелюдии фа минор.  А теперь поговорим о том, какие произведения для органа написал Бах и как они построены. Все его органные произведения можно условно разделить на 2 группы. К первой группе относятся большие, монументальные сочинения с яркими контрастными  разделами, мощными звучаниями, драматическими кульминациями. В таких сочинениях орган  демонстрирует всю богатейшую палитру своих звуковых возможностей. Это настоящие концертные произведения, поражающие слушателя своим величием и грандиозностью. Именно к этой группе  относятся     Токката и фуга ре минор, Пассакалия и фуга до минор. Начнем с токкаты и фуги ре минор, начало которой только что прозвучало в записи и которое мы  знаем по 4­му классу. Почему я говорю «начало»? Потому что Токката и фуга – это два  произведения, которые вместе составляют 2­х частный полифонический цикл, такой же, как уже  известный нам цикл, состоящий из прелюдий и фуг. Скажите, из двух пьес: «прелюдия» и «фуга» ­  какая пьеса в цикле главная, а какая выполняет роль вступления? – Правильно, фуга в цикле  главная, а прелюдия выполняет роль вступления к ней. Но роль вступления к фуге может  выполнять не только прелюдия, а и другая пьеса, например, токката, пассакалия или фантазия.  Они отличаются от прелюдии – небольшой одночастной пьесы свободного строения ­ прежде всего  тем, что это большие, крупные произведения, состоящие из нескольких контрастных разделов. Но у токкаты есть свои, только ей присущие особенности. Токката – это виртуозная музыкальная пьеса, преимущественно для клавишных  инструментов (муз. энц. сл. с.547), в частности таких, как орган или клавир. Слово «токката»  переводится с итальянского языка как удар, прикосновение, и происходит от  итальянского «токкаре» ­ касаться, трогать. Поэтому токката имеет  характерное   нескольких своих разделах.   «ударное» звукоизвлечение если не на протяжении всей пьесы, то минимум в  Токката – старинный жанр. Она возникла еще в 16­м веке и, постепенно видоизменяясь, дошла до  сегодняшних дней. Часто в токкатах чередуются эпизоды, написанные в быстром темпе, с четкой  «ударной» техникой (история мир. К­ры, справочник школьника, с.544), со свободными эпизодами  импровизационного характера , напоминающими вступительные прелюдии. Импровизационность,  т.е. свободное музицирование, сочинение музыки в момент ее исполнения, было очень развито в 18­ м веке и являлась неотъемлемым элементом музицирования той эпохи. В творчестве Баха жанр токкаты, также, как и многие другие жанры, достиг своих художественных  вершин. Бах использовал токкату и как самостоятельную одночастную пьесу, и как циклическое  многочастное произведение типа сонаты или концерта, и как 1­ю часть 2­частного  полифонического цикла «токката и фуга». У него есть 8 клавирных и 6 органных токкат, а также  несколько (5) органных токкат с фугами.  Органная токката и фуга ре минор Баха – это пышная, роскошная величественная композиция  (со сложнейшей мануальной и педальной техникой), в которой 1­я часть – токката ­ представляет  собой масштабную пьесу импровизационного склада, состоящую их нескольких контрастных  разделов, где мощно звучащие, «туттийно оркестровые» эпизоды чередуются с нежными,  прозрачными звучаниями, напоминающими тембры таких инструментов, как флейта или гобой, а  суровые, повелительные интонации сменяются интонациями просьб и уговоров. Невероятная  экспрессия и динамическое развитие отличает эту токкату и делает ее не просто вступлением к  фуге, а равноправным и чуть ли не более важным звеном в этом 2­х частном цикле. Во всяком  случае это одно из самых популярных органных сочинений Баха и потому одно из немногих  произведений 2­частного полифонического цикла, которое иногда исполняется отдельно, без своей  второй половины – фуги. Сыграть и прокомментировать пример №1 по учебнику.  Пример ­ прослушивание по диску начала токкаты. Что касается фуги, то она тоже очень большая, монументальная. Фуга 3­х голосная. Она  начинается традиционно скромно – с проведения темы в среднем голосе. Сыграть и прокомментировать по учебнику пример №2. Затем вступает тема в верхнем голосе, и, после небольшой интермедии, тема проходит в нижнем  голосе. Далее следуют несколько этапов фактурного и динамического развития, имеющих свои  кульминации. При этом каждая новая кульминация сильней и ярче предыдущей. Заканчивается  фуга грандиозной кодой, мощной и торжественной, звучащей как итог всего цикла.Пример –  прослушивание по диску начала фуги.  Прослушивание токкаты и фуги целиком по видео.  Термины: Цикл, токката, фуга, кода.  Ко второй группе органы сочинений относятся небольшие одночастные произведения более  спокойного, камерного плана ­ в основном это хоральные прелюдии. Их у Баха свыше 150. В них  слышны мягкость, лиризм, а также все тончайшие нюансы и краски, на которые способен орган. Что же такое хоральная прелюдия? Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, что такое хорал.  Вспомнили? Итак, хорал – это старинное церковное песнопение. В немецкой лютеранской церкви  основу хоралов составляли немецкие народные мелодии, а сами хоралы, в отличие от католических хоралов, исполнялись не на латыни, а на родном немецком языке, что делало их своеобразным  музыкальным символом немецкой нации. Протестантские или лютеранские хоралы чаще всего были четырехголосными (аккордовое 4­хголосие в основе). По характеру темы хоралов были очень  разнообразны, а по своему строению близки немецким народным мелодиям. Во время  протестантской службы церковный органист перед пением хоралов играл своеобразные органные  вступления­импровизации, а также органные обработки хоральных мелодий, чтобы создать у  прихожан соответствующее настроение. Так возникла хоральная прелюдия (вспомним, что прелюдия в переводе с латинского значит  «вступление») – обработка мелодии протестантского хорала для органа, а также органное  вступление к хоралу. Мы послушаем хоральную прелюдию фа минор, которая представляет собой небольшую пьесу  лирического характера. Певучая, плавная мелодия хорала проходит в верхнем голосе. По окраске  ее звучание напоминает тембр гобоя. Она неторопливо звучит на фоне спокойного движения переплетающихся средних голосов, которые движутся по звукам разложенных аккордов. Это  придает музыке особый объем, глубину и мягкость звучания. Прослушивание произведения, следить по рабочей тетради, с.38, прим. №17  Окончание урока – блиц­опрос как подведение итогов, повторение пройденного.  1. На каком инструменте можно играть ногами? – на органе  2. Какой интервал во времена Баха сравнивали с волчьим воем? – интервал квинта «до # ­  соль #», за ее фальшивое звучание в натуральном строе; квинту «до#­ соль#  называли «волчья квинта»  3. Какие пьесы придумал Бах, чтобы дети лучше обучались игре на клавире? – инвенции, 15 2­ х голосных и 15 3­х голосных  4. Как называлось музыкальное прощание с братом Яковом, отправляющимся на военную  службу к шведскому королю? – «Каприччио на отъезд возлюбленного брата»  5. Название какой инструментальной пьесы говорит о том, что Бах обладал чувством юмора?  – «Шутка» из оркестровой сюиты си минор (для флейты с оркестром)

Урок музыкальной литературы в 4 классе

Урок музыкальной литературы в 4 классе

Урок музыкальной литературы в 4 классе

Урок музыкальной литературы в 4 классе

Урок музыкальной литературы в 4 классе

Урок музыкальной литературы в 4 классе

Урок музыкальной литературы в 4 классе

Урок музыкальной литературы в 4 классе

Урок музыкальной литературы в 4 классе

Урок музыкальной литературы в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2019