"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
03.04.2018
План-конспект открытого урока по теме: "Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс). Цель урока: познакомить школьников с историей возникновения, музыкальными традициями (на примере православной, языческой и современной музыки) и обрядами светлого праздника Рождества Христова. Тема раздела: «Музыкальное путешествие от Руси до России».
план урока.docx
24 декабря 2013 год. МОБУ СОШ № 21
учитель Цыганкова Татьяна Геннадьевна
План – конспект
открытого урока музыки в 4 классе
по программе «Музыка» Т.И.Баклановой
(2 четверть, урок № 7)
Тема раздела: «Музыкальное путешествие от Руси до России».
Тема урока: «Музыка Рождества: от истоков до современности».
Тип урока: Расширение и углубление знаний. Урокпраздник.
Цель: Познакомить школьников с историей возникновения, музыкальными
традициями (на примере православной, языческой и современной музыки) и
обрядами светлого праздника Рождества Христова.
Задачи:
воспитывать любовь к Родине, к ее истории и традициям через
прослушиваемую и исполняемую музыку;
познакомить с новыми понятиями: «тропарь», «колядки», «коляда», пение а
capella, полифония;
развивать и формировать уважение к народному творчеству; развивать
внимание,
наблюдательность,
любознательность, речь, музыкальный слух.
логическое мышление,
смекалку,
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
Обучающиеся научатся: определять характер и настроение музыки с учётом терминов и
образных определений;
слушать и определять настроения в музыке;
вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать
паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно
произносить слова при исполнении.
Получат возможность научиться:
оценивать результаты выполненных заданий.
Метапредметные:
Познавательные:
овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться
её выполнять;
отвечать на вопросы;
обобщать собственное представление;
соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка
действий партнёра;
учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и
монологической речи.
Регулятивные:
оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностностного смысла учения.
Структура урока:
Организационный этап.
Мотивация. Актуализация знаний.
Введение в тему урока.
Проблемная ситуация.
Слушание и осмысливание.
Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.
Оценивание.
Виды деятельности учащихся:
Слушание музыки.
Пение.
Музыкально – пластическое движение.
Анализ музыкальных произведений: рождественской православной,
языческой и современной музыки.
Педагогические технологии:
личностноориентированного обучения;
развивающего обучения;
использование информационно коммуникационных технологий;
критического мышления;
здоровьесберегающие технологии.
Методы, используемые в уроке:
наблюдения за музыкой;
эмоциональная драматургия;
объяснительно – иллюстративный;
практический;
моделирование художественного творческого процесса;
интонационно стилевое постижение музыки.
Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра слайдов и
презентации, ноутбук для прослушивания музыкального
материала; фортепиано; музыкальные инструменты ложки,
маракасы, бубен.
Музыкальный материал:
Тихая ночь международный рождественский гимн Ф.Груббера Тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш…»
А.К. Лядов «Рождество твое, Христе Боже наш…»
Колядки
муз. и сл. Е. Эстрина «Рождество Христово»
муз. и сл. П. Синявского«Рождество Христово»
Слайд № 1.
Ход урока.
Вход учащихся в класс: звучит русская народная плясовая песня «Светит
месяц».
Представление гостей.
Организационный этап.
Музыкальное приветствие:
Колокольчик нам поет, нас на музыку зовет.
Слышишь звонкий голосок, значит, нам пора начать урок!
Динь – дон, Динь – дон, (2 раза) Пора начать урок
Динь – дон, Динь – дон, (2 раза) Зовет нас голосок!
Ре до ре ми ми, Ре ми фа фа , Ми фа соль соль, Фа соль ля.
Пора начать урок! Зовет нас голосок!
Мотивация.
Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс
И для меня теперь награда сиянье ваших умных глаз,
Я знаю, в классе каждый гений, но без труда талант не впрок.
Возьмем же музыку и творчество и вместе создадим урок.
Актуализация знаний.
Учитель: Как вы думаете, музыку, под которую вы входили, сочинил
композитор или народ?
Учащиеся: Народ.
Учитель: А почему вы так решили? Учащиеся: Эта музыка звучала в исполнении русского народного инструмента
– балалайки.
Слайд № 2.
Учитель: Да, действительно эта музыка русская народная плясовая «Светит
месяц».
Народная музыка является неотъемлемой частью народного
художественного творчества. А как же можно иначе назвать народное
творчество?
Учащиеся: Фольклор.
Учитель: Совершенно верно. Как вы понимаете, что такое фольклор?
Учащиеся: Это русские народные сказки, песни, пословицы, костюмы.
Слайд № 3.
Учитель: Да. Фолькл р оо
(англ. Folklore — «народная мудрость») — народное
творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная
творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы,
принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия
(предание, песни, частушки, сказки, эпос), народная музыка (песни,
инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы,
театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративноприкладное
искусство.
Учитель: Ребята, о музыке какого народа мы говорили с вами в течение I и II
четверти, как называется тема полугодия?
Учащиеся: Тема называется «Музыка моего народа».
Учитель: Я предлагаю вам вспомнить жанры народной песни, пройдя
следующий музыкальный тест.
Слайд № 4.
Учитель: Ребята, я наиграю вам знакомую мелодию. Скажите, как называется
эта мелодия, кто ее автор, назовите ее жанр.
Учитель играет тему р.н.п. «Со вьюном я хожу» и предлагает
разыграть песню
Слайд № 5.
Учитель: Ребята, скажите, на каких народных праздниках могла звучать песня
«Со вьюном я хожу»? Весной и осенью, когда выбирали девушки и молодцы себе пару. Свадебный
обряд.
Введение в тему урока.
Учитель: Молодцы, садитесь на места. Как говорится: каждому времени года
и свой праздник. И зима не исключение. Назовите, пожалуйста,
зимние праздники.
Слайд № 6
Учащиеся: Новый год, Рождество, Крещение.
Учитель: Да, зимой много праздников – радостных, веселых, шумных. Но есть
такой праздник, когда вся природа погружается в сон, а в сердце
загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше и
обязательно свершится необыкновенное чудо.
Ребята, сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, а вы постарайтесь
определить, какому празднику мы сегодня посвятим урок?
Слайд № 6
Звучит музыка международного рождественского гимна Ф.Груббера
«Тихая ночь»
Итак, ваши мысли? (ответы детей) Давайте проверим (на слайде
появляется стихотворение),
Рдеет в Сочельник священный закат,
Очень торжественны звёзды.
Жаждою чуда вечер сей свят,
Даже, от радости–слёзы.
Ели, волнуясь, дрожат на ветру–
Счастьем пронизанный воздух:
Тайна рожденья... Слава Христу!
Всюду–восторженный отзвук...
Отче небесный, слава Христу!
действительно, речь пойдет о Рождестве, а именно о музыке Рождества.
Проблемная ситуация.
Ребята, давайте задумаемся: почему спустя столько лет мы слушаем не
только старинную рождественскую музыку, но и создается
современными композиторами новая музыка о Рождестве?
Слайд № 7
Слушание и осмысливание. Учитель: Наш урок проходит в преддверии большого праздника. 25 декабря
вся Европа будет встречать один из замечательных праздников,
любимого всеми – Рождество Христово. В России Рождество
отмечают 7 января. Что это за праздник? Кто может рассказать об
этом празднике?
Учащиеся: Рождество – это День Рождения Иисуса Христа.
Учитель: Сейчас мы посмотрим видео фрагмент, в котором рассказывается о
Рождении Христа.
Слайд № 8
Учитель: Имя новорожденному дали Иисус,
Слайд № 9
потом его стали называть Христос, что значит Царь, помазанник.
А почему Царь? Кто знает? Ведь у него не было ни дворца, ни
короны, ни трона, ни войска?
Учащиеся: Называют его царем потому, что Иисус Христос открыл нам
великие тайны Жизни, Добра и Правды.
Учитель: Когда Творец Вселенной захотел поговорить с человеком, ему
самому надо было стать человеком, родиться среди людей,
разделить с ними жизнь. Для людей рождение Христа было так
важно, что народы договорились вести счет годам, начиная с этого
события. Это и произошло более двух тысяч лет назад.
В честь такого события, как рождение Иисуса Христа возникли следующие
строки…
Слайд № 10 слова тропаря, учитель просит зачитать ученика.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем эти слова? Где можно их услышать?
Учащиеся: Они о Рождесве. Их можно услышать церкви, храме.
Учитель: Эти слова звучат на старославянском языке. А вот как эти слова
звучат на современном русском языке.
Слайд № 11 перевод на современный язык
Учитель: Как вы понимаете эти строки?
Учащиеся: Здесь говорится о рождении Иисуса Христа. Его рождение
осветило мир. Иисус Христос привнес такие понятия как Любовь,
Добро, Надежду на спасение.
Учитель: Это церковное песнопение называется – тропарь. Вы знаете, что
такое тропарь?
Слайд № 12
В словаре Ожегова значение этого слова объясняется так: «Тропарь –
песнопения в честь какоголибо православного праздника. Я предлагаю вам разучить мелодию этого тропаря. Поется она на
Глас 4. Мелодия очень простая: состоит из двух мотивов.
Слайд № 13
Разучивание.
Давайте мысленно перенесемся в храм на праздничную службу и станем
соучастниками этого радостного события: Рождества Христово. И
послушаем, как эта музыка звучит в храме.
Каков характер этой музыки? Кто исполнял тропарь?
Слайд № 14
Слушание тропаря «Рождество твое, Христе Боже наш»
Учащиеся: Эта музыка торжественная, строгая. Исполнял мужской хор.
Учитель: Что вы почуствовали, слушая эту музыку?
Учащиеся: Умиротворение, спокойствие, радость.
Учитель: Почему люди обращаются к Богу?
Учащиеся: Люди верят в Бога, думают об очищении своей души.
Учитель: К теме духовной музыки обращались и русские композиторы.
Слайд № 15
А.К. Лядов использовал поэтический текст тропаря, который
предназначался для звучания в церкви, в хоровом произведении,
которое может звучать как в церкви, так и в концертной программе.
Итак, А.К. Лядов «Рождество твое, Христе Боже наш…».
Подумайте, как воздействовует на вас это произведение?
Слайд №16
Слушание: А. Лядов “Рождество твое, Христе Боже наш…”
Учащиеся: Музыка светлая, торжественная. В душе наступает умиротворение,
покой ,радость.
Учитель: Почему эту музыку отличает спокойный, мирный, небесно
возвышенный характер? Учащиеся: В ней говорится о рождении Иисуса Христа. С его рождением
человечество приобрело веру в спасение души, надежду на лучшее.
Учитель: Какой хор исполняет?
Учащиеся: Исполняет смешанный хор.
Учитель: Обратите внимание на слайд.
Слайд №16
Здесь запечатлен таганрогский муниципальный хор «Лик». Этот хор
очень часто включает в программу своих выступлений духовную
музыку.
Учитель: Сопровождали ли пение музыкальные инструменты? Кто знает, как
Учащиеся: Пение без сопровождения музыкальных инструментов называется,
называется такое пение?
а сареllа.
Слайд №17
Учитель: Это и есть отличительная черта русской православной музыки. И в
как самого
этом есть глубокий смысл: понимание человека
совершеннейшего инструмента, созданного Богом.
Учитель: Ребята, вы обратили внимание, как певцы исполняли произведение в
унисон, одноголосно?
Учащиеся: Нет, звучало много голосов.
Учитель: Совершенно верно. Русская православная музыка многоголосная или
полифоническая.
Слайд №18
Учитель: В Рождество вся природа радуется, ликует! Этот день был
праздничным задолго до распространения христианства, так как
знаменовал собой день зимнего солнцестояния, после которого дни
начинают прибывать, и солнце как бы рождается заново.
С незапамятных времён на Руси люди в это время рядились, пели
специальные песенки. Как они называются?
Учащиеся: Колядки.
Слайд № 19
Учитель: Ребята, вот пример рождественской колядки. Я предлагаю его
разучить.
Разучивание рождественской колядки Слайд № 20
Учитель: Дети пели колядки и славили Коляду.
Слайд № 21
Коляда это древний бог зимнего солнцеворота. Люди радовались
тому, что хоть зима и долгая, но впереди весна, солнце, радость,
жизнь. Чего желают люди друг другу?
Учащиеся: Они желали друг другу благополучия, здоровья, богатства.
Учитель: А как поступали хозяева, которым пели колядки?
Учащиеся: Они давали угощение, деньги.
(раздать приготовленные конфеты в пиялочках)
Учитель: Встречайте колядующих, приготовьтесь их благодарить и принять
участие в исполнении знакомых рождественских колядок.
Слайд №22
выступление ансамбля пятого класса: исполнение колядок.
Учитель: Благодаря устному народному творчеству, эта старинная колядка
звучит в XXI веке. Но в наши дни также создаются песни,
рассказывающие о рождении Бога. Вот послушайте…
(приготовить стол, елочку и игрушки)
Исполнение солистами класса песни «Рождество Христово» муз. и сл.
Е.Эстриной
Слайд № 23
Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.
Учитель: Ребята, какую музыку мы сегодня слушали?
Учащиеся: Мы слушали тропарь, музыку Лядова, колядки, современную
музыку о Рождестве.
Учитель: Действительно, звучала православная, языческая и современная
музыка о Рождестве. Я предлагаю вам выполнить творческое задание
«Музыка Рождества»: допишите предложения, используя слова –
помощники, которые лежат у вас на столе.
творческое задание «Музыка Рождества в моей жизни»
1. Когда я слушаю духовную музыку «Рождество твое, Христе Боже
наш…», я чувствую красоту, радость, тишину, величие, достоинство,
таинство, любовь, благородство.
Когда я слушаю духовную музыку «Рождество твое, Христе Боже
наш…», я думаю об Иисусе Христе, о его рождении, о спокойствии, тишине, красоте, еще о людях, которые верят в бога и просят его о
чем – то.
2. Когда я слушаю и исполняю колядки, я чувствую радость, озорство,
восторг.
Когда я слушаю и исполняю колядки я думаю о народных гуляниях,
о празднике, о подарках.
3. Когда я слушаю и исполняю современные песни о Рождестве, я
чувствую красоту, радость, благородство.
Когда я слушаю и исполняю современные песни о Рождестве, я
думаю Боге, о его рождении, о елке, о празднике Рождества.
Учитель: Ребята, как вы думаете: почему спустя столько лет звучит не только
старинная рождественская музыка, как православная, так и языческая,
но и создается новая музыка о Рождестве?
Учащиеся: Эта музыка несет в себе свет, любовь, радость, надежду на лучшее,
веру в спасение. Она трогает нашу душу, заставляет задуматься.
Учитель: Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке, какая звучала музыка?
Как может звучать тема урока?
Учащиеся: Звучала рождественская музыка: тропарь, колядки. «Музыка
Рождества»
Слайд №24.
Учитель: Музыка Рождества: от истоков до современности.
Учитель: Наша Россия – уникальная страна. В России празднование
Рождества – особенное. Здесь всё переплетено, всё сжилось,
сроднилось, друг друга не отрицая, а дополняя. И в этом своеобразие
Российского Рождества.
Оценивание.
Учитель: Рождество – праздник семейный. Это подарки, игры, веселье и ещё
один непременный участник Рождества – зелёная красавица ель.
(поставить три елочки и елочные игрушки для трех грипп детей)
Слайд № 25
Вечнозелёная ель – символ неувядающей жизни, символ рая. Издавна елку
украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями и всякими
игрушками. Вот и мы с вами нарядим, но у нас будут необычные
украшения.
Слайд № 26 Красные шары – вы сделали новое открытие.
Синие шары – если вы себя чувствовали спокойно, уверенно.
Желтые шары – если вы ничего не узнали нового.
Зеленые шары – если было не интересно на уроке.
Какая елка у вас получилась?
Учитель: А еще в рождественские праздники принято дарить подарки.
Слайд №27
И сегодня я рада поздравить вас и наших гостей с наступающим
праздником Рождества, и подарить вам ангелочка, которым вы
можете украсить елку. А вашим подарком будет исполнение
рождественской песни.
исполнение песни П. Синявского «Рождество Христво»
Слайд № 28
Наш урок окончен. До новых встреч, с наступающими вас рождественскими
праздниками и Новым годом!
Слайд № 29
Выход из класса.
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.