"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
Оценка 4.8

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
03.04.2018
"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
План-конспект открытого урока по теме: "Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс). Цель урока: познакомить школьников с историей возникновения, музыкальными традициями (на примере православной, языческой и современной музыки) и обрядами светлого праздника Рождества Христова. Тема раздела: «Музыкальное путешествие от Руси до России».
план урока.docx
24 декабря 2013 год.                   МОБУ СОШ № 21                                                        учитель Цыганкова Татьяна Геннадьевна План – конспект  открытого урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Т.И.Баклановой (2 четверть, урок № 7) Тема раздела: «Музыкальное путешествие от Руси до России». Тема урока: «Музыка Рождества: от истоков до современности». Тип урока: Расширение и углубление знаний. Урок­праздник. Цель: Познакомить школьников с историей возникновения, музыкальными традициями (на примере православной, языческой и современной музыки) и обрядами светлого праздника Рождества Христова. Задачи: ­   воспитывать   любовь   к   Родине,   к   ее   истории   и   традициям   через прослушиваемую и исполняемую музыку; ­ познакомить с новыми понятиями: «тропарь», «колядки», «коляда»,  пение а capella, полифония; ­   развивать   и   формировать   уважение   к   народному   творчеству;   развивать внимание,   наблюдательность, любознательность, речь, музыкальный слух.   логическое   мышление,   смекалку, Планируемые образовательные результаты. Предметные:  Обучающиеся научатся: определять   характер   и   настроение   музыки   с   учётом   терминов   и образных определений;  слушать и определять настроения в музыке; вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы,   правильно   выполнять   музыкальные   ударения,   чётко   и   ясно произносить слова при исполнении. Получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий. Метапредметные: Познавательные:  овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни. Коммуникативные: инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе   информации,   оценка действий партнёра; учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и  монологической речи. Регулятивные: оценивать свои достижения на уроке. Личностные: ­чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие   мотивов   учебной   деятельности   и   формирование личностностного смысла учения. Структура урока: ­ Организационный этап. ­ Мотивация. ­ Актуализация знаний. ­ Введение в тему урока. ­ Проблемная ситуация. ­ Слушание и осмысливание. ­ Рефлексия в процессе выполнения творческого задания. ­ Оценивание. Виды деятельности учащихся: ­ Слушание музыки.  ­ Пение. ­ Музыкально – пластическое движение. ­   Анализ   музыкальных   произведений:   рождественской   православной, языческой и современной музыки. Педагогические технологии: личностно­ориентированного обучения; развивающего обучения; использование информационно ­ коммуникационных технологий; критического мышления; здоровьесберегающие технологии. Методы, используемые в уроке: наблюдения за музыкой; эмоциональная драматургия; объяснительно – иллюстративный; практический; моделирование художественного творческого процесса; интонационно ­ стилевое постижение музыки. Оборудование: мультимедийный   проектор   для   просмотра   слайдов   и презентации,   ноутбук  для   прослушивания   музыкального материала; фортепиано;  музыкальные инструменты ложки, маракасы, бубен. Музыкальный материал:  Тихая ночь международный рождественский гимн Ф.Груббера Тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш…» А.К. Лядов «Рождество твое, Христе Боже наш…» Колядки муз. и сл. Е. Эстрина «Рождество Христово» муз. и сл. П. Синявского«Рождество Христово» Слайд № 1. Ход урока. Вход учащихся в класс: звучит русская народная плясовая песня «Светит  месяц». Представление гостей. Организационный этап. Музыкальное приветствие:  Колокольчик нам поет,  нас на музыку зовет. Слышишь звонкий голосок, значит,  нам пора начать урок! Динь – дон,  Динь – дон,   (2 раза)      Пора начать урок  Динь – дон,  Динь – дон,   (2 раза)      Зовет нас голосок! Ре до ре ми ми,  Ре ми фа фа ,  Ми фа соль соль, Фа соль ля. Пора начать урок!       Зовет нас голосок! Мотивация. Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс  И для меня теперь награда сиянье ваших умных глаз,  Я знаю, в классе каждый гений, но без труда талант не впрок.  Возьмем же музыку и творчество и вместе создадим урок. Актуализация знаний. Учитель: Как вы думаете, музыку, под которую вы входили, сочинил  композитор или народ? Учащиеся:  Народ. Учитель: А почему вы так решили? Учащиеся: Эта музыка звучала в исполнении русского народного инструмента – балалайки. Слайд № 2. Учитель: Да,  действительно эта музыка русская народная плясовая «Светит месяц».  Народная   музыка   является   неотъемлемой   частью   народного художественного   творчества.   А   как   же   можно   иначе   назвать   народное творчество? Учащиеся: Фольклор. Учитель: Совершенно верно. Как вы понимаете, что такое фольклор? Учащиеся: Это русские народные сказки, песни, пословицы, костюмы. Слайд № 3. Учитель: Да. Фолькл р оо (англ. Folklore — «народная мудрость») — народное творчество,   чаще   всего   именно   устное;   художественная   коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы;   создаваемые   народом   и   бытующие   в   народных   массах   поэзия (предание,   песни,   частушки,   сказки,   эпос),   народная   музыка   (песни, инструментальные   наигрыши   и   пьесы),   театр   (драмы,   сатирические   пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно­прикладное искусство. Учитель: Ребята, о музыке какого народа мы говорили с вами в течение I и II четверти, как называется тема полугодия? Учащиеся: Тема называется «Музыка моего народа». Учитель:   Я   предлагаю   вам   вспомнить   жанры   народной   песни,   пройдя следующий музыкальный тест. Слайд № 4. Учитель: Ребята, я наиграю вам знакомую мелодию. Скажите, как называется  эта мелодия, кто ее автор, назовите ее жанр. Учитель играет тему р.н.п. «Со вьюном я хожу» и предлагает разыграть песню Слайд № 5. Учитель: Ребята, скажите, на каких народных праздниках могла звучать песня «Со вьюном я хожу»? Весной и осенью, когда выбирали девушки и молодцы себе пару. Свадебный  обряд. Введение в тему урока. Учитель: Молодцы, садитесь на места. Как говорится: каждому времени года  и свой праздник. И зима не исключение. Назовите, пожалуйста,  зимние праздники. Слайд № 6 Учащиеся: Новый год, Рождество, Крещение. Учитель: Да, зимой много праздников – радостных, веселых, шумных. Но есть  такой праздник, когда вся природа погружается в сон, а в сердце  загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше и обязательно свершится необыкновенное чудо.  Ребята, сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, а вы постарайтесь  определить, какому празднику мы  сегодня посвятим урок?   Слайд № 6 Звучит музыка международного рождественского гимна Ф.Груббера «Тихая ночь» Итак, ваши мысли? (ответы детей) Давайте проверим (на слайде  появляется стихотворение), Рдеет в Сочельник священный закат, Очень торжественны звёзды. Жаждою чуда вечер сей свят, Даже, от радости–слёзы. Ели, волнуясь, дрожат на ветру– Счастьем пронизанный воздух: Тайна рожденья... Слава Христу! Всюду–восторженный отзвук... Отче небесный, слава Христу!  действительно, речь пойдет о Рождестве, а именно о музыке Рождества.  Проблемная ситуация. Ребята, давайте задумаемся: почему спустя столько лет мы слушаем не  только старинную рождественскую музыку, но и создается  современными композиторами новая музыка о Рождестве? Слайд № 7 Слушание и осмысливание. Учитель: Наш урок проходит в преддверии большого праздника. 25 декабря  вся Европа будет встречать один из замечательных праздников,  любимого всеми – Рождество Христово. В России Рождество   отмечают 7 января. Что это за праздник? Кто может рассказать об  этом празднике? Учащиеся: Рождество – это День Рождения Иисуса Христа.  Учитель: Сейчас мы посмотрим видео фрагмент, в котором рассказывается о  Рождении Христа.   Слайд № 8 Учитель: Имя новорожденному дали Иисус,  Слайд № 9  потом его стали называть Христос, что значит Царь, помазанник.     А почему Царь? Кто знает? Ведь у него не было ни дворца, ни  короны, ни трона, ни войска?  Учащиеся: Называют его царем потому, что Иисус Христос открыл нам  великие тайны Жизни, Добра и Правды. Учитель: Когда Творец Вселенной захотел поговорить с человеком, ему  самому надо было стать человеком, родиться среди людей,  разделить с ними жизнь. Для людей рождение Христа было так  важно, что народы договорились вести счет годам, начиная с этого  события. Это и произошло более двух тысяч лет назад. В честь такого события, как рождение Иисуса Христа возникли следующие  строки… Слайд № 10 слова тропаря, учитель просит зачитать ученика. Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем эти слова? Где можно их услышать? Учащиеся: Они о Рождесве. Их можно услышать церкви, храме.  Учитель: Эти слова звучат на старославянском языке. А вот как эти слова  звучат на современном русском языке. Слайд № 11 перевод на современный язык Учитель: Как вы понимаете эти строки?  Учащиеся: Здесь говорится о рождении Иисуса Христа. Его рождение  осветило мир. Иисус Христос привнес такие понятия как Любовь,  Добро, Надежду на спасение. Учитель: Это церковное песнопение называется – тропарь. Вы знаете, что  такое тропарь? Слайд № 12 В словаре Ожегова значение этого слова объясняется так: «Тропарь – песнопения в честь какого­либо православного праздника. Я предлагаю вам разучить мелодию этого тропаря. Поется она на Глас 4. Мелодия очень простая: состоит из двух мотивов. Слайд № 13 Разучивание. Давайте мысленно перенесемся в храм на праздничную службу и станем  соучастниками этого радостного события: Рождества Христово. И  послушаем, как эта музыка звучит в храме.  Каков характер этой музыки? Кто исполнял тропарь? Слайд № 14 Слушание тропаря «Рождество твое, Христе Боже наш» Учащиеся: Эта музыка торжественная, строгая. Исполнял мужской хор. Учитель: Что вы почуствовали, слушая эту музыку? Учащиеся: Умиротворение, спокойствие, радость. Учитель: Почему люди обращаются к Богу? Учащиеся: Люди верят в Бога, думают об очищении своей души.  Учитель: К теме духовной музыки обращались и русские композиторы. Слайд № 15  А.К. Лядов использовал поэтический текст тропаря, который  предназначался для звучания в церкви, в хоровом произведении,  которое может звучать как в церкви, так и в концертной программе.  Итак, А.К. Лядов «Рождество твое, Христе Боже наш…».  Подумайте, как воздействовует на вас это произведение? Слайд №16 Слушание: А. Лядов “Рождество твое, Христе Боже наш…” Учащиеся: Музыка светлая, торжественная. В душе наступает умиротворение, покой ,радость. Учитель: Почему эту музыку отличает спокойный, мирный, небесно­ возвышенный характер? Учащиеся: В ней говорится о рождении Иисуса Христа. С его рождением  человечество приобрело веру в спасение души, надежду на лучшее. Учитель: Какой хор исполняет? Учащиеся: Исполняет смешанный хор. Учитель: Обратите внимание на слайд. Слайд №16 Здесь запечатлен таганрогский муниципальный хор «Лик». Этот хор  очень часто включает в программу своих выступлений духовную  музыку. Учитель: Сопровождали ли пение музыкальные инструменты? Кто знает, как  Учащиеся: Пение без сопровождения  музыкальных инструментов называется,  называется такое пение? а сареllа. Слайд №17 Учитель: Это и есть отличительная  черта русской православной музыки.  И в   как   самого этом   есть   глубокий   смысл:   понимание   человека   совершеннейшего инструмента, созданного Богом.  Учитель: Ребята, вы обратили внимание, как певцы исполняли произведение в  унисон, одноголосно? Учащиеся: Нет, звучало много голосов. Учитель: Совершенно верно. Русская православная музыка многоголосная или полифоническая. Слайд №18 Учитель: В Рождество вся природа радуется, ликует! Этот день был  праздничным задолго до распространения христианства, так как  знаменовал собой день зимнего солнцестояния, после которого дни  начинают прибывать, и солнце как бы рождается заново. С незапамятных времён на Руси люди в это время рядились, пели  специальные песенки. Как они называются? Учащиеся: Колядки.  Слайд № 19 Учитель: Ребята, вот пример рождественской колядки. Я предлагаю его  разучить. Разучивание рождественской колядки Слайд № 20 Учитель: Дети пели колядки и славили Коляду.  Слайд № 21 Коляда ­ это древний бог зимнего солнцеворота. Люди радовались  тому, что хоть зима и долгая, но впереди весна, солнце, радость,  жизнь. Чего желают люди друг другу? Учащиеся: Они желали друг другу благополучия, здоровья, богатства. Учитель: А как поступали хозяева, которым пели колядки? Учащиеся: Они давали угощение, деньги. (раздать приготовленные конфеты в пиялочках) Учитель: Встречайте колядующих, приготовьтесь их благодарить и принять  участие в исполнении знакомых рождественских колядок. Слайд №22  выступление ансамбля пятого класса: исполнение колядок. Учитель: Благодаря устному народному творчеству, эта старинная колядка  звучит в XXI веке. Но в наши дни также создаются песни,  рассказывающие о рождении Бога. Вот послушайте…  (приготовить стол, елочку и игрушки) Исполнение солистами класса песни «Рождество Христово» муз. и сл. Е.Эстриной  Слайд № 23 Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.  Учитель: Ребята, какую музыку мы сегодня слушали? Учащиеся: Мы слушали тропарь, музыку Лядова, колядки, современную  музыку о Рождестве. Учитель: Действительно, звучала православная, языческая и современная  музыка о Рождестве. Я предлагаю вам выполнить творческое задание  «Музыка Рождества»: допишите предложения, используя слова –  помощники, которые лежат у вас на столе. творческое задание «Музыка Рождества в моей жизни» 1.   Когда   я   слушаю   духовную   музыку   «Рождество   твое,   Христе   Боже наш…»,  я чувствую  красоту, радость, тишину, величие, достоинство, таинство, любовь, благородство. Когда я слушаю духовную музыку «Рождество твое, Христе Боже наш…»,  я   думаю  об  Иисусе   Христе,   о   его   рождении,  о   спокойствии, тишине, красоте, еще о людях, которые верят в бога и просят его о чем – то. 2. Когда я слушаю и исполняю колядки,  я чувствую  радость, озорство, восторг.  Когда я слушаю и исполняю колядки я думаю о народных гуляниях, о празднике, о подарках. 3.   Когда   я   слушаю   и   исполняю   современные   песни   о   Рождестве,  я чувствую красоту, радость, благородство. Когда   я   слушаю   и   исполняю   современные   песни   о   Рождестве,  я думаю Боге, о его рождении, о елке, о празднике Рождества. Учитель: Ребята, как вы думаете: почему спустя столько лет звучит не только старинная рождественская музыка, как православная, так и языческая,  но и создается новая музыка о Рождестве? Учащиеся: Эта музыка несет в себе свет, любовь, радость, надежду на лучшее, веру в спасение. Она трогает нашу душу, заставляет задуматься. Учитель: Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке, какая звучала музыка?  Как может звучать тема урока?  Учащиеся: Звучала рождественская музыка: тропарь, колядки. «Музыка  Рождества» Слайд №24. Учитель: Музыка Рождества: от истоков до современности. Учитель: Наша Россия – уникальная страна. В России празднование  Рождества – особенное. Здесь всё переплетено, всё сжилось,  сроднилось, друг друга не отрицая, а дополняя. И в этом своеобразие  Российского Рождества. Оценивание. Учитель: Рождество – праздник семейный. Это подарки, игры, веселье и ещё  один непременный участник Рождества – зелёная красавица ель.  (поставить три елочки и елочные игрушки для трех грипп детей) Слайд № 25  Вечнозелёная ель – символ неувядающей жизни, символ рая. Издавна елку  украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями и всякими  игрушками. Вот и мы с вами нарядим, но у нас будут необычные  украшения. Слайд № 26 Красные шары – вы сделали новое открытие.  Синие шары  – если вы себя чувствовали спокойно, уверенно.  Желтые шары  – если вы ничего не узнали нового.  Зеленые шары  – если было не интересно на уроке. Какая елка у вас получилась? Учитель: А еще в рождественские праздники принято дарить подарки.  Слайд №27 И сегодня я рада поздравить  вас и наших гостей с наступающим праздником   Рождества,   и подарить   вам   ангелочка,   которым   вы можете   украсить   елку.   А   вашим   подарком   будет   исполнение рождественской песни.  исполнение песни П. Синявского «Рождество Христво» Слайд № 28 Наш урок окончен. До новых встреч, с наступающими вас рождественскими  праздниками и Новым годом!  Слайд № 29 Выход из класса.

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)

"Музыка Рождества: от истоков до современности" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018