Былины. «Ильины три поездочки»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Былины. «Ильины три поездочки» Цели: продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; дать учащимся представление о былине как русской народной эпической песне. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Проверку домашнего задания можно провести следующим образом: учащиеся по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными к тексту летописи «И вспомнил Олег коня своего», остальные ученики находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку. Учитель может также спросить учащихся о том, почему именно этот отрывок они проиллюстрировали. III. Изучение нового материала. – Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались. Далее учитель спрашивает учеников о том, как они понимают слово былина. После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель знакомит их с тем, как понятие былина объясняет толковый словарь. (слово и его значение записывается на доске.) Былина – русская народная эпическая песня о богатырях. Так как в данном толковании учащимся незнакомо слово эпическое, учитель в доступной форме поясняет его смысл. (Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.) Затем учитель спрашивает учащихся о том, каких былинных героев они знают, про какие богатырские подвиги они читали, слышали. Учащиеся коротко рассказывают об этом. – Кто из героев былин вам нравится больше всего? – Почему? Физкультминутка IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне. Учитель сообщает учащимся о том, что по содержанию былины можно разделить на богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний. – При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами былин. Затем учитель рассказывает о том, как и когда появились былины. – Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях. Исполнялись былины певцами-сказителями под гусли. Былинный стих – размеренный и плавный. он, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига. Во многих былинах повторяются одни и те же эпизоды. В былинах своеобразная манера изображения богатырей и их подвигов для описания всего, что связано с главным героем: его силы, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико и необычно, как и он сам. Например: Ёще латы были 25 пудов, Нагрудник был да 10 пудов, Да на шею кольчуга была 5 пудов, На головку колпак да 40 пудов. Выломал все железа претяжёлые, Да скочил-то удалый добрый молодец, Да схватил-то телегу троеколую,– Да куда махнёт, тут и улица, Да назад проведёт – с переулками. Так же описываются и главные противники богатырей – они тоже особенные, исключительные. Это и понятно, ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него, не победит. Первые записи былин были сделаны в середине семнадцатого века, а изданы впервые в 1804 году. V. Итог урока. – Что особенно вам запомнилось? – О чём вы хотели бы узнать?  Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце.Былины. «Ильины три поездочки»
Иконка файла материала Былины.docx
Былины. «Ильины три поездочки» Цели: продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; дать учащимся представление о былине как русской народной эпической песне. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Проверку домашнего задания можно провести следующим образом: учащиеся по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными к тексту летописи «И вспомнил Олег коня своего», остальные ученики находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку. Учитель может также спросить учащихся о том, почему именно этот отрывок они проиллюстрировали. III. Изучение нового материала. – Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались. Далее учитель спрашивает учеников о том, как они понимают слово былина. После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель знакомит их с тем, как понятие былина объясняет толковый словарь. (слово и его значение записывается на доске.) Былина – русская народная эпическая песня о богатырях. Так как в данном толковании учащимся незнакомо слово эпическое, учитель в доступной форме поясняет его смысл. (Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.) Затем учитель спрашивает учащихся о том, каких былинных героев они знают, про какие богатырские подвиги они читали, слышали.Учащиеся коротко рассказывают об этом. – Кто из героев былин вам нравится больше всего? – Почему? Физкультминутка IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне. Учитель сообщает учащимся о том, что по содержанию былины можно разделить на богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний. – При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами былин. Затем учитель рассказывает о том, как и когда появились былины. – Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях. Исполнялись былины певцами-сказителями под гусли. Былинный стих – размеренный и плавный. он, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига. Во многих былинах повторяются одни и те же эпизоды. В былинах своеобразная манера изображения богатырей и их подвигов для описания всего, что связано с главным героем: его силы, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико и необычно, как и он сам. Например:Ёще латы были 25 пудов, Нагрудник был да 10 пудов, Да на шею кольчуга была 5 пудов, На головку колпак да 40 пудов. Выломал все железа претяжёлые, Да скочил-то удалый добрый молодец, Да схватил-то телегу троеколую,– Да куда махнёт, тут и улица, Да назад проведёт – с переулками. Так же описываются и главные противники богатырей – они тоже особенные, исключительные. Это и понятно, ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него, не победит. Первые записи былин были сделаны в середине семнадцатого века, а изданы впервые в 1804 году. V. Итог урока. – Что особенно вам запомнилось? – О чём вы хотели бы узнать?  Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце.