Былины. «Ильины три поездочки»
Цели: продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; дать учащимся представление о былине как русской народной эпической песне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Проверку домашнего задания можно провести следующим образом: учащиеся по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными к тексту летописи «И вспомнил Олег коня своего», остальные ученики находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку. Учитель может также спросить учащихся о том, почему именно этот отрывок они проиллюстрировали.
III. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались.
Далее учитель спрашивает учеников о том, как они понимают слово былина. После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель знакомит их с тем, как понятие былина объясняет толковый словарь. (слово и его значение записывается на доске.)
Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.
Так как в данном толковании учащимся незнакомо слово эпическое, учитель в доступной форме поясняет его смысл. (Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.)
Затем учитель спрашивает учащихся о том, каких былинных героев они знают, про какие богатырские подвиги они читали, слышали.
Учащиеся коротко рассказывают об этом.
– Кто из героев былин вам нравится больше всего?
– Почему?
Физкультминутка
IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне.
Учитель сообщает учащимся о том, что по содержанию былины можно разделить на богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний.
– При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами былин.
Затем учитель рассказывает о том, как и когда появились былины.
– Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях.
Исполнялись былины певцами-сказителями под гусли. Былинный стих – размеренный и плавный. он, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига.
Во многих былинах повторяются одни и те же эпизоды. В былинах своеобразная манера изображения богатырей и их подвигов для описания всего, что связано с главным героем: его силы, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико и необычно, как и он сам.
Например:
Ёще латы были 25 пудов,
Нагрудник был да 10 пудов,
Да на шею кольчуга была 5 пудов,
На головку колпак да 40 пудов.
Выломал все железа претяжёлые,
Да скочил-то удалый добрый молодец,
Да схватил-то телегу троеколую,–
Да куда махнёт, тут и улица,
Да назад проведёт – с переулками.
Так же описываются и главные противники богатырей – они тоже особенные, исключительные. Это и понятно, ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него, не победит.
Первые записи былин были сделаны в середине семнадцатого века, а изданы впервые в 1804 году.
V. Итог урока.
– Что особенно вам запомнилось?
– О чём вы хотели бы узнать?
Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце.Былины. «Ильины три поездочки»
Былины.docx
Былины. «Ильины три поездочки»
Цели: продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества
русского народа; дать учащимся представление о былине как русской
народной эпической песне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Проверку домашнего задания можно провести следующим образом: учащиеся
по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными к тексту летописи
«И вспомнил Олег коня своего», остальные ученики находят и зачитывают
отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку. Учитель может
также спросить учащихся о том, почему именно этот отрывок они
проиллюстрировали.
III. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они
посвящены, как они создавались.
Далее учитель спрашивает учеников о том, как они понимают слово былина.
После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель знакомит их с тем,
как понятие былина объясняет толковый словарь. (слово и его значение
записывается на доске.)
Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.
Так как в данном толковании учащимся незнакомо слово эпическое, учитель в
доступной форме поясняет его смысл. (Эпическое – принадлежащее к эпосу.
Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором
повествуется о событиях и героях.)
Затем учитель спрашивает учащихся о том, каких былинных героев они
знают, про какие богатырские подвиги они читали, слышали. Учащиеся коротко рассказывают об этом.
– Кто из героев былин вам нравится больше всего?
– Почему?
Физкультминутка
IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной
эпической песне.
Учитель сообщает учащимся о том, что по содержанию былины можно
разделить на богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей, и былины
о жизни героев народных сказаний.
– При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами
былин.
Затем учитель рассказывает о том, как и когда появились былины.
– Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от
поколения к поколению, служили способом передачи древних верований,
представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно
народное название былины – старина, то есть повествование о старинных
событиях.
Исполнялись былины певцами-сказителями под гусли. Былинный стих –
размеренный и плавный. он, как правило, не имеет рифмы. В былинах
встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела
удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига.
Во многих былинах повторяются одни и те же эпизоды. В былинах
своеобразная манера изображения богатырей и их подвигов для описания
всего, что связано с главным героем: его силы, оружия, коня, той задачи,
которую он должен выполнить, используются гиперболы – намеренные
преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико и необычно, как
и он сам.
Например: Ёще латы были 25 пудов,
Нагрудник был да 10 пудов,
Да на шею кольчуга была 5 пудов,
На головку колпак да 40 пудов.
Выломал все железа претяжёлые,
Да скочил-то удалый добрый молодец,
Да схватил-то телегу троеколую,–
Да куда махнёт, тут и улица,
Да назад проведёт – с переулками.
Так же описываются и главные противники богатырей – они тоже особенные,
исключительные. Это и понятно, ведь у богатыря должен быть равный
противник, которого никто, кроме него, не победит.
Первые записи былин были сделаны в середине семнадцатого века, а изданы
впервые в 1804 году.
V. Итог урока.
– Что особенно вам запомнилось?
– О чём вы хотели бы узнать?
Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье
Муромце.
Былины. «Ильины три поездочки»
Былины. «Ильины три поездочки»
Былины. «Ильины три поездочки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.