Урок музыки "Образ матери в музыке"
Оценка 4.6

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
музыка
5 кл
01.06.2017
Урок музыки "Образ матери в музыке"
Урок музыки в 5 классе «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве». Цель урока - показать взаимосвязь музыки и живописи на примере песни Франца Шуберта «Аве Мария» и картины Рафаэля «Сикстинская мадонна». Использовался на уроке следующий музыкальный материал: Робертино Лоретти песня «Мама», Франц Шуберт «Аве Мария», песня Эдуарда Колмановского «Красивая мама», песня «Ангел». Повторялись на уроке средства выразительности, была составлена таблица слов по данной теме.
Урок музыки в 5 классе Образ матери.doc
Урок музыки в 5­м классе               «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи на примере песни Ф.Шуберта «Аве  Мария» и картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» Музыкальный материал: Робертино Лоретти песня «Мама», Ф.Шуберт «Аве  Мария», песня Э.Колмановского «Красивая мама», песня «Ангел». Программное обеспечение: компьютерная презентация «Приложение 1» Оборудование: аудио, видео, мультимедийный проектор, компьютер, таблицы  «Средства музыкальной выразительности», словарь эмоциональных терминов,  таблица сравнения средств выразительности в музыке и изобразительном искусстве.                                             Ход урока: I. Организационный момент. Музыкальное приветствие. II. Введение в тему урока. «Мама» Робертино Лоретти – слушание 1. Что за музыка прозвучала? Какой жанр? (песня) 2. На каком языке прозвучала песня? (итальянском) 3. Догадались ли вы, о чём поётся в песне? ( о маме) 4. Что помогло вам это определить? Какое настроение было у этой песни? 5. А кто исполнил эту песню? Чей голос вы услышали? ( детский голос сопрано) Эту песню исполнил певец, чьё имя стоит в одном ряду с великими оперными  голосами. Это Робертино Лоретти Слайд № 1 Робертино лоретти Родом он из Италии. Природа подарила ему такой голос, над которым не нужно  было много работать. Вы, наверное, заметили,  как по­взрослому проникновенно и  чувственно он исполнил песню «Мама». Ребята, как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? Какой будет тема нашего урока? Сегодня мы будем говорить о маме. Но, так как тема нашей четверти «Можем ли мы увидеть музыку», то образ матери мы будем рассматривать в каких видах искусства? В музыке и изобразительном искусстве. Слайд №2 Тема урока Я верю, что женщина­чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать. И если «любимая»­ слово святое, То трижды священное – «женщина – мать»! III. Работа по теме урока. Много добрых и ласковых слов можно сказать о наших мамах. Для каждого их нас  она единственная, самая лучшая. Постарайтесь найти красивые слова для своей  мамы. Какая она? (ответы детей) Спасибо. Из ваших слов о маме может получиться красивая попевка: Слайд №3 Попевка о маме. 1. показ­исполнение попевки. 2. разучивание попевки по звукам гаммы. Красивые мамы, на свете вас много, В глаза вы глядите открыто и прямо. В какую бы даль не звала нас дорога, Нас всех провожают красивые мамы. Это слова из нашей новой песни, которая так и называется «Красивые мамы». Слайд №4 Песня «Красивая мама» 1. Вокально­хоровая работа. 1. Исполнение­показ. 2. Определение типа музыки. 3. Ритм какого танца? 4. Почему композитор выбрал ритм вальса? 5. Прочитываем слова первого куплета. 6. Разучивание первого куплета по нотам. 7. Исполнение со вступлением и аккомпанементом. Эта песня лишь одна из многих замечательных песен о самом дорогом, что есть у нас на свете ­ о маме. И в основе этих песен лежат, конечно, стихи. Стихи о доброй,  нежной и заботливой маме. Вы мне сегодня приготовили стихи. Давайте их вместе послушаем.   2. Д/З Дети читают стихи о маме. Спасибо. Какие замечательные стихи вы мне прочитали.  А я в свою очередь тоже прочитаю вам одно стихотворение. Слайд №5 Аве Мария. Стихотворение. Кто мне ответит, как переводится слово Аве? Славься! Сейчас мы послушаем песню «Аве Мария», написанную в 1826 году австрийским  композитором Ф.Шубертом. Слайд №6 Портрет Шуберта. Песни ­ любимый жанр композитора. Их написано более 600. Но песня «Аве Мария» по праву считается самой известной песней композитора.  Она вызвала восторг любителей музыки уже при своём рождении, и ничуть не  потеряла своей популярности, а, наоборот, за прошедшие 200 лет покорила  миллионы сердец по всему миру. Мы послушаем эту песню в исполнении  известнейшей певицы Марии Каллас. Слайд №7 видео «Аве Мария». 1. Слушание. Ребята,  посмотрите на доску и выберите те слова, которые передают наши чувства  от прослушанной только что музыки. Слайд №8 Таблицы со словами. 1. работа по таблице. 2. добавьте слова, которых нет на таблице, но которые ярко выражают  настроение музыки (работа со словариками эмоциональных терминов) ответьте на вопросы: Слайд №9 Вопросы по средствам музыкальной выразительности. Дети отвечают на вопросы, пользуясь таблицей средств музыкальной  выразительности. Кто такая Мария? Почему её имя известно каждому человеку на земле? Это мать  Иисуса Христа. Божья Матерь.  Когда художники пишут деву Марию, они всегда изображают её с младенцем на  руках. И это образ матери с младенцем на руках стоит в центре поклонения людей. Его  воспевают в своих произведениях величайшие художники прошлого и настоящего. Сегодня мы познакомимся с одной из самых прекрасных картин на земле. Её автор­ известный художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти. Слайд №10 «Сикстинская мадонна». 1. картина и имя художника. 2. Кто из вас, ребята, знает, как называется эта картина? 3. название картины на слайде. «Сикстинская мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для  капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Отсюда и название. Давайте рассмотрим повнимательнее репродукцию картины Рафаэля. 1. Что изображено на картине? Какова главная идея картины? Явления Богоматери к людям. Кажется, что занавес только что раздвинули, и взорам верующих открылось небесное видение: ступающая по облаку Дева Мария с  младенцем Иисусом на руках.        2. Как держит Мария младенца? Заботливо и бережно. Рафаэль словно заключил божественного младенца в  магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, её ниспадающим покрывалом и  правой рукой Иисуса. 3. Обратите внимание на выражение лица Марии? Какое оно? Печальное и тревожное. 4. Почему? Мария ощущает, что её сын не принадлежит только ей, что она несёт его в жертву  людям. Она предвидит трагическую судьбу сына. Папа Сикст Второй, принявший мученическую смерть в 258 году нашей эры и  причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится  ей перед алтарём. Поза Святой Варвары выражает покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке лица ангелов. Они усиливают возвышенную атмосферу.  А вот два ангела на переднем плане. 5. Куда обращён их взор?  На Марию с младенцем. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических  амуров, придаёт полотну особую теплоту и человечность.       6. Как вы думаете, созвучны ли музыка Ф.Шуберта «Аве Мария» и картина  Рафаэля «Сикстинская мадонна»? Работа по таблице: Музыка: мелодия лад динамика тембр     Вывод:   Изо: рисунок цвет элементы композиции колорит Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Музыка  будит фантазию художников и скульпторов равно  так же, как и изобразительное  искусство вдохновляет композиторов и музыкантов. В искусстве есть великие, вечные темы. Так тема материнства от века к веку  волновала художников и музыкантов всех народов. Эта тема близка каждому  человеку, потому что у каждого есть мама. Мама­первое слово, которое произносит младенец. Мама ­ наш ангел –хранитель. Ангел огромной и всепоглощающей любви. Песня «Ангел» 1. исполнение. А сейчас я прошу каждого из вас подумать о своей маме. Я думаю, она почувствует,  что кто­то её вспоминает, кто­то о ней думает.  Откройте свои сердца для прекрасной, нежной любви к ближнему и ко всем, кто вас  окружает, а музыка, живопись и поэзия вам в этом помогут.                                 Слайд №11 видео Стихи и репродукции под музыку Шуберта. Итог. Музыка и ИЗО разными средствами выразительности создают образ матери. Они  органично дополняют друг друга, чтобы мы –зрители и слушатели поняли и  почувствовали глубину музыкальных и художественных произведений. Д/З 1. найти информацию об истории «Сикстинской мадонны». 2. Информация об истории создания песни «Аве Мария». 3. Напишите небольшой рассказ «Я и моя мама». Оценки. Выход под музыку «Аве Мария» в инструментальном исполнении.

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Урок музыки "Образ матери в музыке"

Урок музыки "Образ матери в музыке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017