Урок музыки в 4 классе «Тема Отечества в народной и композиторской музыке»
Оценка 5
Занимательные материалы +3
docx
музыка
4 кл
06.04.2017
Урок музыки в 4 классе. Тема четверти: «Музыка моего народа». Тема урока: «Тема Отечества в народной и композиторской музыке». Тип урока: расширение и углубление темы. Жанр урока: урок-путешествие. Цель урока: осмысление и освоение русской героико-патриотической оперы «Иван Сусанин». Музыкальный материал: М.И.Глинка. Речитатив и Ария Сусанина; сцена гибели: хор «Славься». Содержание урока. -На сегодняшнем уроке вы продолжите знакомство с музыкой М.Глинки. Назовите произведение, с которым вы хорошо знакомы. (Опера «Иван Сусанин»). 20 марта 1613 года, спасая царя Михаила Романова, погиб костромской крестьянин Иван Сусанин. 1612 год. Захватившие Москву поляки разыскивают в костромских лесах будущего царя Романова. Сусанин заводит врагов в непроходимую чащу, где губит их, но сам героически погибает за царя. Опера написана в 1836 году. Премьера состоялась 9 декабря 1836 г. в Петербурге. Жанр оперы – народная музыкальная драма. Опера состоит из 4х действий с эпилогом. После премьеры оперы растроганный император Николай Павлович пригласил Глинку к себе в ложу, выразил признательность за сочинение и предложил переименовать оперу в «Жизнь за царя». Опера с первых тактов захватила слушателей не только новизной русской народной интонации, но и могучим зарядом духовного патриотизма, пронизавшим каждый такт удивительного сочинения. В 3 действии произойдут первые столкновения первые столкновения Сусанина с врагами. Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, заканчивая приготовления к приему гостей, тихо беседуют. Они готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Неожиданно в дом врываются поляки. Музыка этой сцены, звучавшая спокойно, радостно, но в ней предчувствие боли разлуки, вдруг становится воинственной. Различие интонаций польского полонеза и русских протяжных мелодий. Поляки, угрожая Сусанина смертью, требуют провести их к стану Минина в Москву. Сначала Сусанин отказывается. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план – завести врагов в лесную глушь и погубить. 4 действие «Сцена в лесу». Задание. – Послушайте речитатив и арию Сусанина. Обратите внимание, чем она начинается, как развивается. Меняется ли настроение музыки? С чем это связано? Здесь достаточно ярким становится контраст между силой Сусанина и одновременно его глубокой скорбью, печалью. Песенный характер арии. -Каким представился вам Сусанин в этот час? (Спойте эпизоды из арии. Обратите внимание на протяжные, взволнованные распевы). Мужественный характер образа передан мелодиями, написанными в духе русских протяжных песен (связь героя с народом, его чувствами и мыслями). Ария написана в 3х частной форме. Знакомство с хором «Славься». Куплетная форма. Хор передает торжество и ликование. Враг побежден. Красная площадь в Москве заполнена народом, приветствующим русские войска. Победно, величаво звучит хор. Неожиданным контрастом звучит тема скорби и печали – память о погибших. Задания. Пение мелодии хора; слушание хора. Беседа о прослушанных фрагментах. -Какими средствами Глинка передал радость победы? Что придает этой сцене торжественность и праздничность? (Мажор, быстрый темп, громкая динамика, медные духовые, колокольный звон). - Вы прослушали два значимых эпизода оперы. Почему они по разному воспринимаются? В чем сила их музыки? (В арии Сусанина красивы его мужество, благородство, любовь к Родине. Красив его подвиг – высшее проявление красоты человеческого духа. Хор «Славься» - светлый гимн русскому народу, художественный памятник народному патриотизму.Урок музыки в 4 классе. Тема четверти: «Музыка моего народа». Тема урока: «Тема Отечества в народной и композиторской музыке». Тип урока: расширение и углубление темы. Жанр урока: урок-путешествие. Цель урока: осмысление и освоение русской героико-патриотической оперы «Иван Сусанин». Музыкальный материал: М.И.Глинка. Речитатив и Ария Сусанина; сцена гибели: хор «Славься». Содержание урока. -На сегодняшнем уроке вы продолжите знакомство с музыкой М.Глинки. Назовите произведение, с которым вы хорошо знакомы. (Опера «Иван Сусанин»). 20 марта 1613 года, спасая царя Михаила Романова, погиб костромской крестьянин Иван Сусанин. 1612 год. Захватившие Москву поляки разыскивают в костромских лесах будущего царя Романова. Сусанин заводит врагов в непроходимую чащу, где губит их, но сам героически погибает за царя. Опера написана в 1836 году. Премьера состоялась 9 декабря 1836 г. в Петербурге. Жанр оперы – народная музыкальная драма. Опера состоит из 4х действий с эпилогом. После премьеры оперы растроганный император Николай Павлович пригласил Глинку к себе в ложу, выразил признательность за сочинение и предложил переименовать оперу в «Жизнь за царя». Опера с первых тактов захватила слушателей не только новизной русской народной интонации, но и могучим зарядом духовного патриотизма, пронизавшим каждый такт удивительного сочинения. В 3 действии произойдут первые столкновения первые столкновения Сусанина с врагами. Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, заканчивая приготовления к приему гостей, тихо беседуют. Они готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Неожиданно в дом врываются поляки. Музыка этой сцены, звучавшая спокойно, радостно, но в ней предчувствие боли разлуки, вдруг становится воинственной. Различие интонаций польского полонеза и русских протяжных мелодий. Поляки, угрожая Сусанина смертью, требуют провести их к стану Минина в Москву. Сначала Сусанин отказывается. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план – завести врагов в лесную глушь и погубить. 4 действие «Сцена в лесу». Задание. – Послушайте речитатив и арию Сусанина. Обратите внимание, чем она начинается, как развивается. Меняется ли настроение музыки? С чем это связано? Здесь достаточно ярким становится контраст между силой Сусанина и одновременно его глубокой скорбью, печалью. Песенный характер арии. -Каким представился вам Сусанин в этот час? (Спойте эпизоды из арии. Обратите внимание на протяжные, взволнованные распевы). Мужественный характер образа передан мелодиями, написанными в духе русских протяжных песен (связь героя с народом, его чувствами и мыслями). Ария написана в 3х частной форме. Знакомство с хором «Славься». Куплетная форма. Хор передает торжество и ликование. Враг побежден. Красная площадь в Москве заполнена народом, приветствующим русские войска. Победно, величаво звучит хор. Неожиданным контрастом звучит тема скорби и печали – память о погибших. Задания. Пение мелодии хора; слушание хора. Беседа о прослушанных фрагментах. -Какими средствами Глинка передал радость победы? Что придает этой сцене торжественность и праздничность? (Мажор, быстрый темп, громкая динамика, медные духовые, колокольный звон). - Вы прослушали два значимых эпизода оперы. Почему они по разному воспринимаются? В чем сила их музыки? (В арии Сусанина красивы его мужество, благородство, любовь к Родине. Красив его подвиг – высшее проявление красоты человеческого духа. Хор «Славься» - светлый гимн русскому народу, художественный памятник народному патриотизму.
4010012715.docx
Урок музыки в 4 классе.
Тема четверти: «Музыка моего народа».
Тема урока:
«Тема Отечества в народной и
композиторской музыке». Тип урока: расширение и углубление темы.
Жанр урока: урок-путешествие.
Цель урока: осмысление и освоение русской героико-патриотической оперы
«Иван Сусанин».
Задачи урока:
1. Воспитательная. Воспитание слушательской и исполнительской
культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и
воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности.
2. Развивающая. Развитие творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти,
змоционально-эстетического восприятия действительности, к музыке и
жизни.
3. Образовательная. Довести до сознания учащихся, что с помощью
различных средств музыкальной выразительности можно передать и
душевное состояние человека, готового принять смерть во имя
спасения родины (Ария Сусанина), и радость победы.
Музыкальный материал: М.И.Глинка. Речитатив и Ария Сусанина; сцена
гибели: хор «Славься».
Содержание урока.
-На сегодняшнем уроке вы продолжите знакомство с музыкой М.Глинки.
Назовите произведение, с которым вы хорошо знакомы. (Опера «Иван
Сусанин»). 20 марта 1613 года, спасая царя Михаила Романова, погиб
костромской крестьянин Иван Сусанин. 1612 год. Захватившие Москву поляки
разыскивают в костромских лесах будущего царя Романова. Сусанин заводит
врагов в непроходимую чащу, где губит их, но сам героически погибает за
царя. Опера написана в 1836 году. Премьера состоялась 9 декабря 1836 г. в
Петербурге. Жанр оперы – народная музыкальная драма. Опера состоит из 4х
действий с эпилогом. После премьеры оперы растроганный император
Николай Павлович пригласил Глинку к себе в ложу, выразил признательность
за сочинение и предложил переименовать оперу в «Жизнь за царя». Опера с
первых тактов захватила слушателей не только новизной русской народной
интонации, но и могучим зарядом духовного патриотизма, пронизавшим
каждый такт удивительного сочинения. В 3 действии произойдут первые
столкновения первые столкновения Сусанина с врагами. Сусанин, его дочь
Антонида и приемный сын Ваня, заканчивая приготовления к приему гостей,
тихо беседуют. Они готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Неожиданно в
дом врываются поляки. Музыка этой сцены, звучавшая спокойно, радостно, но
в ней предчувствие боли разлуки, вдруг становится воинственной. Различие
интонаций польского полонеза и русских протяжных мелодий. Поляки,
угрожая Сусанина смертью, требуют провести их к стану Минина в Москву.
Сначала Сусанин отказывается. Но затем у него созревает смелый, дерзкий
план – завести врагов в лесную глушь и погубить. 4 действие «Сцена в лесу».
Задание. – Послушайте речитатив и арию Сусанина. Обратите внимание, чем она начинается, как развивается. Меняется ли настроение музыки? С чем
это связано? («В арии Сусанин изливает свои тяжелые думы. Он идет на
подвиг без страха, но не может побороть скорби сердца: последний час
настал.»)
Здесь достаточно ярким становится контраст между силой Сусанина и
одновременно его глубокой скорбью, печалью. Песенный характер арии.
-Как композитор передал душевное состояние человека, готового принять
смерть во имя спасения родины? (Минор, нисходящее движение).
-Каким представился вам Сусанин в этот час? (Спойте эпизоды из арии.
Обратите внимание на протяжные, взволнованные распевы). Мужественный
характер образа передан мелодиями, написанными в духе русских протяжных
песен (связь героя с народом, его чувствами и мыслями). Ария написана в 3х
частной форме.
Знакомство с хором «Славься». Куплетная форма. Хор передает торжество
и ликование. Враг побежден. Красная площадь в Москве заполнена народом,
приветствующим русские войска. Победно, величаво звучит хор.
Неожиданным контрастом звучит тема скорби и печали – память о погибших.
Задания. Пение мелодии хора; слушание хора.
Беседа о прослушанных фрагментах.
-Какими средствами Глинка передал радость победы? Что придает этой сцене
торжественность и праздничность? (Мажор, быстрый темп, громкая динамика,
медные духовые, колокольный звон). - Вы прослушали два значимых эпизода
оперы. Почему они по разному воспринимаются? В чем сила их музыки? (В
арии Сусанина красивы его мужество, благородство, любовь к Родине.
Красив его подвиг – высшее проявление красоты человеческого духа. Хор
«Славься» - светлый гимн русскому народу, художественный памятник
народному патриотизму.
Итог урока. М. Глинка в опере «Иван Сусанин» создал неподражаемую
простоту, искренность и могучую силу народного русского типа. В опере
просто слышны были родные русские звуки.
Урок музыки в 4 классе «Тема Отечества в народной и композиторской музыке»
Урок музыки в 4 классе «Тема Отечества в народной и композиторской музыке»
Урок музыки в 4 классе «Тема Отечества в народной и композиторской музыке»
Урок музыки в 4 классе «Тема Отечества в народной и композиторской музыке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.