Урок музыки в 5 классе.
Оценка 4.9

Урок музыки в 5 классе.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
29.03.2019
Урок музыки в 5 классе.
План-конспект, Открытого урока музыки в 5 классе во 2 четверти. По учебнику идет 9 тема" Мир русской песни" Разработка урока идет с презентацией. По учебнику Искусство музыка авторы Алеев, Науменко. Имеется в конце урока рефлексия, Игра-тест «Верите ли вы, что…» . верно.
открыт урок.docx
План-конспект урока музыки 5 класс Программа: Науменко Т.И. Алеев В.В. Тема урока: «Мир русской песни» Конспект урока Предмет: Музыка Класс: 5  кл, 2 четверть, 9 урок. Автор УМК: Науменко Т.И. Алеев В.В. Тема урока: «Мир русской песни» Тип урока: урок открытия нового знания ЦЕЛИ: : формировать регулятивные УУД ( ставить цель, проводить самоконтроль,  взаимоконтроль); познавательные ( проводить анализ, синтез), коммуникативные (работать  в парах, вести диалог). Воспитывать целеустремлённость, стремление оказывать помощь. Планируемые результаты: ­ по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе  наблюдения за собственной речью;оценивать усваиваемое содержание, формирование  потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно­ нравственного развития. ­ по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения,  выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой  деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных  и познавательных УУД; ­ по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные  произведения; определять жанровую основу; развивать вокальные и исполнительские  способности формировать певческие навыки, эмоционально воспринимать русскую  народную песню; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать  чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Программно­техническое обеспечение: Компьютер. CD­проигрыватель. Проекционная система. Оснащение урока: Презентация Музыкальные отрывки народных песен: «Эй ухнем», «Калинка», «Колыбельная»,  «Вечерний звон», «Солдатушки, бравы ребятушки». «Ах ты,степь широкая» Музыкальный словарь, толковый словарь Информационные листы для учащихся. План урока Мотивирование к учебной деятельности(1­2 мин) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном  действии(4­5 мин.) Формулировка темы урока и постановка учебной задачи.(4­5 мин) Открытие нового знания(7­8 мин) Первичное закрепление(6­7 мин) Физкультминутка(1­2 мин) Самостоятельная работа (4­5 мин) Включение нового знания в систему знаний (вокально­хоровая работа) (7­8 мин) Рефлексия учебной деятельности (2­3 мин)                                      Содержание урока Мотивирование к учебной деятельности. Дети входят в класс под русскую плясовую песню «Камаринская». Садятся вначале  девочки, а затем ­ мальчики. У.­Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке музыки. Какое у вас  настроение? у.­отвечают У­ меня сегодня тоже хорошее настроение.! Хочу начать наш урок словами русского поэта Ивана Сурикова: «Как кому на свете дышится, живется – такова и песня у него поется». Желаю вам успехов на уроке!!! Чтобы вам и жилось и пелось хорошо! Актуализация знаний и формулировка темы урока. У.­ Что мы узнали на прошлом уроке, ребята? у­ мы узнали, что такое песня­ это стихотворное и музыкальное произведение для  исполнения голосом. У.­ Да, мы узнали, что песня ­ верный спутник человека, она сопровождает нас всю жизнь. В песне отражается характер и традиции народа. Если бы попытаться собрать воедино все песни, то получилась бы огромная летопись  истории человечества. (показ муз. инструментов) У. ­Ребята, а посмотрите у меня здесь музыкальные инструменты. Они вам знакомы? Вы  слышали звучание этих инструментов? )­дети называют знакомые народные инструменты (показ национальных костюмов). У.­А здесь национальные костюмы. Какого народа эти музыкальные инструменты,  костюмы, утварь? у ­ (русские народные) у (русскую народную). У ­ Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? у. (русская песня) У.­ Да, ребята тема нашего урока «Мир русской песни». Записываем в тетради. 3.Формулировка темы урока и постановка учебной задачи У. ребята, знаете ли вы русские народные песни? Какие? .­дети отвечают, называют жанры народных песен У.­ Давайте сейчас прослушаем фрагменты двух, знакомых Вам русских народных песен ,и  попробуем сравнить их. Будьте внимательны! Слушание( «Колыбельная») и «Солдатушки, бравы ребятушки»). У.­ В чем похожи эти песни? у ­ (они русские народные) У ­ О чем говорится в первой? у ­ мама укладывает ребенка спать и поет ему. У.­А какова интонация, мелодия этой песни? у ­ она медленная, спокойная, звучит без музыкального сопровождения, одноголосая У ­ Хорошо! А вторая песня « Солдатушки, бравы ребятушки» о чем в ней говорится? у ­ о солдатах, о их подвигах и славе, о походе У ­ Какова мелодия этой песни? у ­ Динамичная., маршеобразная, У ­ какова интонация? у ­ интонация – торжественная, призывная У ­ кто исполняет? У ­ сопровождает песню целый оркестр муз. инструментов и исполняет хор. У ­ Мы прослушали две русских народных песни, но звучат они почему­то по­ разному и  рассказывают нам о разном. Вы знаете, почему? Как вы думаете? у ­ они рассказывают о жизни народа, о буднях и праздниках. У ­ Чему мы должны научиться? у ­ (узнать виды русских песен, научиться различать их, научится петь русские народные  песни, узнать из чего состоит мир русской песни) У­А где, мы можем получить необходимые знания? у ­ (Интернет, книга, учитель расскажет) 4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Проект выхода из затруднения. Изучить тему в учебнике самостоятельно. Постараться объяснить другим ученикам. Ответить на затруднительный вопрос. Реализация проекта. Самостоятельное изучение нового материала. Объяснение изученного материала одним из учеников. Ответ на затруднительный вопрос. ( песни разных жанров) Определение жанра прослушанных русских народных песен и фиксирование этих жанров  на доске. Слушание музыки. У­ Сегодня мы с вами прослушаем замечательную лирическую русскую народную песню  «Ах ты,степь широкая».Определите её характер. Слушание песни. у­ песня звучала медленно,напевно. У­А кто исполнял песню? у­ её пел хор. У­ кто уточнит­ какой хор по составу? Ответы учеников ­ Смешанный ­(и женщины и мужчины)и оркестр народных инструментов. У­ О чем эта песня? у­­О Волге, о просторах Руси. УК­ А как вы думаете, почему Волгу в народе называют матушкой? у­ потому что эта река нас и кормит и поит, по ней ходят корабли. У­ Молодцы, все верно. Но что же, отличает народную песню от современных, на Ваш  взгляд? у­ она поется с повторениями строк, лов. Она певучая, тянется. У­ Молодцы.Вы правильно заметили, что в народных песнях много так называемых  распевов,когда на один слог приходится много звуков. Попробуем спеть небольшой фрагмент. слова­в учебнике. Работа с учебником: Ах ты степь широ­о­о­о­ка­я. Степь раздо­о­о­льна­а­я. Ах,ты,Волга­ма­а­а­а­ту­ушка, Волна во­о­о­о­льна­я. У­ Ребята, вот песни такого певучего ,распевного характера и называются Протяжные ­ запись на доске. Первичное закрепление. У­1.Прослушайте фрагмент песни и определите жанр Слушаем – «Эй, ухнем!». Анализируем . У ­ о чем эта песня. К какому жанру мы ее можем отнести? у ­ Трудовые, (фиксируем на доске)­ Трудовая. 2. Слушаем «Калинка», анализируем, определяем жанр названных, фиксируем на  доске­ Плясовая. 3.«Виноград в саду цветет». У ­ О чем говорится в песне? у ­ о женихе. О свадьбе. У ­ Свадьба на Руси ­ это целое представление. Ведь недаром говорится «сыграть свадьбу». Свадьба продолжалась несколько дней и сопровождалась огромным количеством песен  славящих жениха и невесту, шуточных, играми и обрядами. Как вы думаете, к какому из  названных жанров она относится.? у ­ дети отвечают ­свадебная У­ Эта песня – свадебная и относится к жанру обрядовые. Но не только на свадьбе пели  обрядовые песни. Все русские праздники содержат в себе множество обрядов и обрядовых  песен. Запись на доске ­ Обрядовые песни. У ­ Но не всегда, ребята в народной песне отсутствовал автор. Иногда они основывались  авторских стихотворениях. Одно из них «Вечерний звон» автор стихов Иван Козлов.  Давайте ее прослушаем. Слушание песни в записи «Вечерний звон» У ­ О чем говорит песня? у ­ (музыка звучит плавно, протяжно, задумчиво, исполняет солист и хор, который  изображает колокольный звон, песня звучит без инструментального сопровождения). У ­ Посмотрите на картину Исаака Левитана «Вечерний звон». Всмотритесь, вслушайтесь в неё. Перекликаются ли эти произведения? у ­(да, на картине изображен храм, церковь на берегу реки, сумерки, осенний лес, все это  облик родины и кажется по всей округе раздается колокольный звон). У ­ Ребята, песни , которые рассказывают о красоте природы, о родине, о нелегкой  женской доле, любви – называются лирическими. (фиксирование на доске ­ Лирические) У ­ А сейчас посмотрите на это четверостишие. (слайд с записью слов частушки) У ­ Давайте сымпровизируем и попробуем напеть его. (варианты импровизации детей на заданный текст). У ­ Я тоже предложу свой вариант.(слушаем частушку). Узнали ли вы жанр? У ­ А что такое частушка? Откуда можем узнать более точную информацию? Работа со словарем в группах (словарь) Давайте поработаем в группе. Сегодня руководителем группы будет (называем ученика) У ­ Какая у нас цель? у­ узнать, что такое частушка. У ­ Все вместе находим информацию, анализируем. И один из вас держит ответ у доски.  Дети готовятся и отвечают. У ­ Итак ,еще один жанр русской песни – частушка. (фиксируем на доске ­ частушка) Творческое задание «Собери частушку». Не смотрите так, девчонки,  Мы не заволнуемся,                                                                   Мы поучимся на славу                                                                 И посоревнуемся. Мы, как видите, красавцы,  И сердца у нас горят                                                                   Да к тому же мастера мы                                                                   Петь частушки для девчат. Я читаю очень быстро,  В школе все гордятся мной                                                                 Ни один мальчишка в классе                                                                  Не угонится за мной. Я танцую и пою, И учусь отлично.  Да к тому же, посмотрите.  Очень симпатична. Ох, девчонки, не волнуйтесь Я ведь тоже не плохой,  И в учебе все в порядке –  Скоро буду я герой. Ах, как мне не погордиться Хороши мои дела,  Все контрольные работы  На пятерочки сдала. ­ Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят) У ­ Несмотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта,  особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её. на доске слово из разбросанных букв  ПВЧЕЕСУЬТ  (певучесть) Запишем в тетрадь все жанры русских песен. Ребята все жанры вместе и составляют мир русской песни (фиксируем на доске) 6.Физкультминутка «Мы ­ музыканты» /имитация движений Мы ­ весёлые артисты, Иногда мы пианисты… Инструменты все мы знаем И на скрипке вам сыграем… Если будем мы в ударе, то сыграем на гитаре… Как большие меломаны, Очень любим барабаны… Знает город и район Звонкий наш аккордеон… Все мы ­ юные таланты, Все ребята ­ музыканты!(аплодисменты) 7.Самостоятельная работа Игра «Собери слоги – назови жанр» Е ис ри то чес Дат ски  сол е До тру вы е  со вы пля  е ри чес ли ки е  е точ ны шу    е деб сва ны туш час ки тяж­про­ные У­ Зачитаем , что у вас получилось.(дети читают слова­жанры народных песен): Ли­ ри ­ чес­ кие Сол­ дат –ски ­е Час­ туш ­ки Об ­ря­ до­вые Тру­ до­вые Хо ­ро­ вод –ны ­е Ко ­лы­ бель­ ны­ е Про­тяж­ные 2.Определите на слух к какому жанру относится песня и заполните таблицу. Раздаем подготовленные листочки с таблицей Жанр песни Баю, баюшки, баю Солдатушки, браво, ребятушки! Калинка Эй, ухнем Во поле береза стояла Ах ты ,степь широкая Проверьте себя ­ (слайд) Самопроверка полученных знаний Жанр песни Баю, баюшки, баю колыбельная Солдатушки, браво, ребятушки! солдатская Калинка плясовая Эй, ухнем трудовая Во поле береза стояла хороводная Ах ты,степь широкая протяжная 8.Включение нового знания в систему знаний. Вокально­хоровая работа. У ­ Мир русской песни включает в себя всю красоту полей, лесов, бескрайних степей  нашей родины. И сегодня мы с вами разучим песню нашего края. Называется она  «Земелюшка­ чернозем». А, что такое чернозем? (так называется вид почвы, наиболее распространена в наших  регионах, поэтому часто так говорят – Черноземье).­ А как вы думаете, кто автор этой  песни? Да ребята это русская народная песня. Послушайте, как она звучит. (­показ песни педагогом) У­Давайте вспомним правила посадки во время пения. ­Давайте пропоем куплет песни с помощью одного слога –ля. Распевка­ вокализ. У­Берем тексты песни на вашем столе и поем все вместе. (Разучивание слов 3­х куплетов). У­Ребята, скажите к какому жанру русской народной песни относится эта песня. у­(хороводная, плясовая). У­А кто знает,что такое хоровод? у­дети отвечают. У­Верно,хоровод ­ старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый  песнями и драматическим действием. Основная фигура танца – хождение по кругу –  символизировала наше дневное светило­солнце, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три  сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались. 9.Рефлексия . Игра­тест  «Верите ли вы, что…»  Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы  что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет». ­ Верите ли вы, что есть много жанров русской песни? ­ Верители вы, что русская песня поется только хором? ­ Верите , ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много  куплетов называется частушкой? ­ Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства? (Да, поэзия и музыка) У­ Народная песня­ это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей  простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу.  Песенное богатство народа – его духовное богатство. Берегите её! У­Ребята, посмотрите у вас на столах лежат ленты трех цветов: красные, синие и желтые.  Сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке и прикрепить ленту на нашу  березку. Красная лента означает отличную работу, синяя­ хорошую, желтая, если вы  считаете, что не все усвоили. У­ Начинайте словами: я сегодня научился… или я сегодня узнал (дети проводят  самооценку своей работы на уроке, учитель вносит комментарии и выставляет оценки за  урок). Домашнее задание У­ Ребята, а хотели бы вы узнать, какие песни пели ваши прабабушки, бабушки и дедушки? А зачем я вас об этом спросила? Да, ребята дома побеседуйте со своими бабушками,  запишите текст и разучите русскую народную песню. А на следующем уроке мы отправимся с вами в путешествие, за границы нашей страны.  Потому что будем изучать песни народов мира. Спасибо за урок. (Дети под народную мелодию выходят из класса.)

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.

Урок музыки в 5 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019