Технологическая карта урока
Предмет: Музыка
Класс: 5
Тема урока: «Жанры инструментальной и вокальной музыки»
Учитель: Ерина Л.В.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: углубление знаний учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки.
Задачи урока:
развивать общую музыкальность и эмоциональность, восприимчивость, творческий потенциал, вокально-
хоровые навыки, общие музыкальные способности;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных
средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с другими видами
искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-
творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации и
т.д.).
Результаты усвоения предмета:
личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к
обучению и познанию;
метапредметные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов, умение
определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи,
рассуждать и делать выводы;
предметные: сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность, овладение
основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку как
живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и с ключевыми понятиями музыкального
искусства: вокализ, песня без
слов, баркарола.
Характеристика деятельности учащихся: рассуждать об общности и различии выразительных средств
музыки и литературы, определять
специфику деятельности композитора, поэта, писателя. Методы: метод обобщения через жанр, метод тождества и контраста, метод интонационностилевого постижения музыки, пластическое
интонирование, беседа.
Основные понятия: вокальная, инструментальная музыка, жанр, вокализ, романс, баркарола.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано, презентация.
Музыкальный материал: Г.Свиридов «Романс», С.Рахманинов «Вокализ», Ф.Мендельсон «Песня
венецианского гондольера», Ф.Шуберт
«Баркарола», «Венецианская ночь» М. Глинки (оркестр).
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Этап мотивации
(самоопределения) к
учебной деятельности.
Активизация
внимания
Слайд №1
Приветствуют учителя.
Музыкальное приветствие учителя
Организация учебной мотивации
Настраивание учащихся на
деятельность
Давайте вспомним, о чем мы
говорили на прошлом уроке.
Выполняют задания мотивационной работы.
Отвечают на вопросы учителя.
Мы говорили о том, как фольклор отражается в
творчестве А.Лядова и Н. РимскогоКорсакова.
Личностные развитие
эмоциональнонравственной
отзывчивости.
Коммуникативные
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
одноклассниками.
А что такое фольклор? Правильно.
Фольклор это народная мудрость
А какие произведения мы слушали?
Симфоническую картину Лядова "Кикимору" и
"Шехеразаду" РимскогоКорсакова.
А как выдумаете это вокальные Этап актуализации
знаний и пробного
учебного действия.
или инструментальные сочинения?
Инструментальные.
Почему?
Слайд № 2
Верно. И сегодня мы продолжим
разговор о вокальной и
инструментальной музыке, и
попытаемся выяснить что общего
между ними и в чем отличие.
Потому что их исполнял симфонический
оркестр.
Что же такое вокальное музыка?
Это музыка для пения.
Правильно. Какие жанры вокальной
музыки вы знаете?
Слайд №3
Предлагаю вам послушать
произведение и подумать к какой
музыке оно относится, к вокальной
или инструментальной
Итак, что же это за произведение?
Вы узнали его?
Правильно. И мы помним что
вокализ это.....
Слайд №4
Предлагаю всем исполнить
мелодию «Вокализа».
Песня, романс, кантата, оратория, опера.
Слушают "Вокализ" С. Рахманинова.
Это «Вокализ» Рахманинова.
Это произведение для пения с
инструментальным сопровождением,
исполняемое на тянущемся гласном звуке
(обычно «а»).
Познавательные
самостоятельное решение
задач повышенной сложности
отдельными учениками или
коллективом класса.
Регулятивные выстраивание
самостоятельного маршрута
общения с музыкальным
произведением.
Коммуникативные умение
слушать и слышать мнение
других людей, способность
излагать свои мысли о музыке.
Личностные определение
границы собственного знания и
«незнания». Чувства задушевности, широта и
неторопливость мелодического развития
сближают его с лирической народной песней.
Какие чувства у вас возникли,
когда звучало это произведение?
Слайд №5
Да. Рахманинов посвятил этот
вокализ певице А.Неждановой. Он
говорил: «…Вы своим голосом и
исполнением сможете выразить всё
лучше и значительно больше, чем
ктонибудь словами».
Слайд №6
И действительно, как сказал
А.Фет, «что не выразишь словами,
звуком на душу навей».
Вы сейчас слушали песню без слов,
это был вокальный жанр. Но есть
песни без слов и в
инструментальной музыке. Они
нередко имеют названия,
заимствованные у песенных жанров:
мелодия, ария, романс, серенада.
Слайд №7
Послушайте «Романс» Г.Свиридова
и подумайте, почему композитор
назвал своё музыкальное
произведение романсом. Слайд
Этап выявления места
и причины
затруднения
Познавательные умение
находить главные идеи в
текстовом материале,
формулирование проблемы;
самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера, построение
логической цепи рассуждений,
установления аналогий,
классификации.
Личностные формирование
духовнонравственных
ценностей.
Регулятивные учатся
размышлять, слушать вопросы №8
(Звучит романс Г.Свиридова)
Открытое проявление чувств.
Почему композитор назвал своё
произведение «Романс»?
Нет.
и отвечать на них.
Композитор хотел показать выразительность
мелодии.
Пел ли здесь ктонибудь?
Какие черты вокальной музыки
романса перешли в
инструментальную музыку?
Всё правильно. Мы слышим
выразительную мелодию
произведения, которую поёт
скрипка и фортепиано, по своему
звучанию напоминающее переборы
гитары.
И ещё немаловажно, что
мелодичные, певучие интонации
произведения мы воспринимаем как
выразительную речь, как исповедь
души человека. Этим
инструментальный «Романс»
Г.Свиридова близок к вокальному
жанру романса.
А сейчас мы с вами познакомимся с
новым композитором. Слайд №9
Немецкий композитор XIX века
Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием
«Песни без слов». Среди них есть
«Песни венецианских гондольеров»
(так называли лодочников,
гребцов). Слайд 10
Эти песни написаны в жанре
баркаролы – песни на воде.
Родина этого жанра – Италия.
«Barka» в переводе с итальянского
означает лодка.
Послушайте одну из «Песен
венецианских гондольеров» и
подумайте,
Какие черты песен на воде можно
услышать в произведении?
Какие черты жанра баркаролы –
песни на воде вы услышали в
музыке?
Слушают " Песню венецианских гондольеров"
Мендельсона.
Плавная мелодия, мягкое и певучее звучание
кларнета подобно голосу певца.
Сопровождение на фортепиано вызывает
ассоциации с мягким покачиванием лодки на
воде.
Коммуникативные умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли.
Этап построения
проекта выхода из
затруднения.
Совместное открытие
новых знаний.
Похожа она на песню? Можем ли
мы сказать, что это песня без слов?
Да.
Именно Ф. Мендельсон впервые
применил название «песня без
слов», написав цикл фортепианных
пьес, предназначенных для
домашнего музицирования.
Личностные творческая
самореализация на уроке,
эмоциональное осознание себя
и окружающего мира.
Познавательные
преобразование музыкального
образа в пространственно
графический, анализ
произведения с целью
выделения существенных признаков.
Регулятивные постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися.
В жанре баркаролы сочинял и Ф.
Шуберт
Слайд 11
Послушайте романс и подумайте,
почему композитор назвал
произведение «Баркарола»?
(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта)
Слайд 12
Так почему романс назван
«Баркаролой»?
Какие интонации мелодии
помогают передать песню на воде?
Что общего между песнями без
слов и баркаролой?
Предлагаю разучить мелодию
«Баркаролы».
Пластическое интонирование
«Баркарола» Ф.Шуберта
Физминутка
Присутствует ритм монотонной гребли.
Спокойное монотонное покачивание.
Меланхоличная мелодия.
Лирический характер песен.
Напевная мелодия.
Мягкое сопровождение. Этап первичного
закрепления с
проговариванием во
внешней речи.
Сейчас я предлагаю ещё раз
прослушать Баркаролу Михаила
Глинки, но в инструментальном
исполнении. Текст будем читать
сами. Слайд 13
СЛУШАНИЕ: «Венецианская
ночь» М. Глинки (оркестр)
Вы прослушали баркаролы Ф.
Мендельсона и М. Глинки. Что
общего заметили?
Что напоминают мелодии этих
произведений?
Ученик читает текст Н. Кукольника под музыку
М. Глинки
Есть мерность ритма, мягкое качающееся
движение меланхоличных мелодий.
Они напоминают монотонный ритм гребли и
монотонность покачивания лодки.
Составить кроссворд по теме урока Кроссворд по теме урока
Этап самостоятельной
работы с
самопроверкой по
эталону
Этап включения в
систему знаний и
повторения.
О каких общих жанрах
инструментальной и вокальной
музыки мы сегодня говорили?
Ответы учащихся
Что такое вокализ?
Что такое романс?
Что такое баркарола?
Что такое песни без слов?
Регулятивные выделение и
осознание учащимися того, что
уже усвоено, осознание уровня
усвоения.
Коммуникативные
совершенствование учебных
действий самостоятельной
работы с музыкальной
информацией, инициирование
взаимодействия в группе
Познавательные умение
размышлять о музыкальном
произведении как способе
выражения чувств и мыслей
человека.
Регулятивные
самостоятельно выражать
эмоциональное отношение к С какими композиторами
встретились сегодня на уроке?
Что объединяет эти жанры, какое
выразительное средство музыки?
Да это мелодиядуша музыки.
Все эти произведения звучат как
выразительная речь человека.
музыкальным произведениям.
Коммуникативные умение
выражать своё отношение к
музыкальному произведению.
Личностные развитие
умения воспринимать
музыкальные произведения с
ярко выраженным
содержанием, определять их
характер и настроение.
Информация о
домашнем задании
Слайд 14
В творческой тетради сравнить
настроение романса
(«Венецианская ночь» М.И. Глинки)
с настроением картины
«Итальянский пейзаж» А.
Мордвинова. Слайд 15
Этап рефлексии
учебной деятельности
на уроке, контроль и
оценка собственных
учебных действий
Лестница успеха. А теперь давайте
оценим свою работу на уроке. На
партах лежат смайлики. Если у вас
все получилось и вам понравился
урок, то приклейте на первую
ступеньку улыбающийся смайлик.
Если у вас получалось, но были
трудности приклейте задумчивый
смайлик.
Оценивают свою деятельность Если вам было трудно на уроке
приклейте грустный смайлик.
Молодцы ребята. Вы все хорошо
потрудились, все получают
пятерки. Спасибо за внимание, урок
окончен. Слайд 16
Музыкальное прощание.
Технологическая карта урока музыки 5 класс ФГОС "«Жанры инструментальной и вокальной музыки»"
Технологическая карта урока музыки 5 класс ФГОС "«Жанры инструментальной и вокальной музыки»"
Технологическая карта урока музыки 5 класс ФГОС "«Жанры инструментальной и вокальной музыки»"
Технологическая карта урока музыки 5 класс ФГОС "«Жанры инструментальной и вокальной музыки»"
Технологическая карта урока музыки 5 класс ФГОС "«Жанры инструментальной и вокальной музыки»"
Технологическая карта урока музыки 5 класс ФГОС "«Жанры инструментальной и вокальной музыки»"
Технологическая карта урока музыки 5 класс ФГОС "«Жанры инструментальной и вокальной музыки»"
Технологическая карта урока музыки 5 класс ФГОС "«Жанры инструментальной и вокальной музыки»"
Технологическая карта урока музыки 5 класс ФГОС "«Жанры инструментальной и вокальной музыки»"
Технологическая карта урока музыки 5 класс ФГОС "«Жанры инструментальной и вокальной музыки»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.