Урок на тему " Применение векторов к решению задач.Геометрия 9 класс по учебнику Л. Атанасян. Цели и задачи урока: на конкретных примерах показать применение векторов при решении геометрических задач; развивать логическое мышление учащихся, учить решать задачи. В конспекте имеются решения многих задач.
ТЕМА: ПРИМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Урок №
Ц е л и : на конкретных примерах показать применение векторов при решении
геометрических задач; развивать логическое мышление учащихся, учить решать
задачи.
Ход урока
I. Анализ результатов самостоятельной работы.
1. У к а з а т ь ошибки учащихся при выполнении работ.
2. Р е ш и т ь задачи, вызвавшие затруднения у учащихся.
II. Повторение изученного материала.
1. О т в е т и т ь на вопросы на с. 213–214.
2. В с п о м н и т ь основные правила действий с векторами.
3. Р е ш и т ь задачи на доске и в тетрадях:
1) Упростите выражение
2) Найдите вектор x
4. З а п и с а т ь в тетрадях таблицу перевода с «геометрического» языка на
AB CD EF x AC DF
.
АD MP EK MD EP
.
из условия
«векторный»:
C – точка на прямой AB
MN || PQ
M – точка на отрезке AB, такая,
что AM : MB = λ
ABCD – параллелограмм
ABCD – трапеция (AB || CD)
AB k AC
MN xPQ
MВ
AM
AB DC AB k AC
AB x AC
,
1;
0,
k
,
AB k DC k
III. Работа по учебнику.
1. Векторы могут использоваться для решения геометрических задач.
Рассмотрим вспомогательную задачу.
2. Р а з о б р а т ь решение задачи 1 на с. 208 учебника по рис. 264.
IV. Решение задач.1. Р е ш и т ь задачу 2. Точки M и N – середины сторон AB и CD
MN
1
2
(
BC AD
).
четырехугольника ABCD. Докажите, что
Решение
ОM
Пусть О – произвольная точка. Согласно задаче 1 из п. 84 имеем
MN ON OM
OА OB
(
),
поэтому
1
2
OC OB
(
)
1
2
ON
(
)
OD OA
OC OD
),
(
BC AD
)
(
1
2
1
2
.
1
2
П р и м е ч а н и е . Результат задачи 2 можно использовать при доказательстве теоремы о
средней линии трапеции на следующем уроке.
= 2 : 3. Докажите, что для любой точки О справедливо равенство
2. Р е ш и т ь задачу 3. Точка С лежит на отрезке AB, причем АС : СВ =
OC
OA
OB
.
3
5
3
5
2
5
2
5
Решение
AC
CB
.
2
По условию AC : CB = 2 : 3, поэтому 3
AC OC OA CB OB OC
.
OB OC
),
,
Но
Следовательно, 3(
OC OA
)
OB
OC
.
OA
2(
откуда получается
П р и м е ч а н и е . Задача 3 является частным случаем более общей задачи 806.
3. Р е ш и т ь задачу № 784 на доске и в тетрадях.
4. Р е ш и т ь задачу № 786 на доске и в тетрадях.
Решение
АА
1
AC AC
AB AC
)
b a
.
(
1
2
1
2
Так как точка А1 – середина стороны ВС, то
BB
AB
1
a b CC
1
Далее
5. При наличии времени р е ш и т ь задачу 4.
AB
1
;
1
2
1
1
2
а b
)
(
.AB,
BC,
CD,
Точки K, L, M, N – середины
сторон
DE
пятиугольника ABCDE, а точки P и
Q – середины отрезков KM и LN.
Докажите, что PQ || AE и PQ = 1/4
AE.
Решение
OP
Пусть О – произвольная точка. Согласно задаче 1 из п. 84
1
4
(
OB OC OD OE
)
.
OE OA
(
)
1
(
OK OM
)
2
(
OL ON
)
PQ OQ OP
OA OB OC OD
(
)
Аналогично,
OQ
1
2
.
1
4
1
4
AE
.
1
4
Из этих равенств следует, что
Отсюда следует, что PQ || AE и PQ =
V. Итоги урока.
Домашнее задание: повторить материал пунктов 76–84; разобрать решения
1
4 AE.
задачи 2 из п. 84 и задачи № 788 и записать в тетрадь; решить задачу № 785.