Урок на тему "Дети герои Великой Отечественной войны"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок выражает чувство патриотизма у учащихся, дети узнают имена Героев ВОВ,отдавших свою жизнь за Родину! Учащиеся должны в лицо знать своих героев,благодаря которым мы живем на этой земле. Урок проводится вместе с презентацией. ребята заранее готовят дополнительный материал.в конце подводится итог урокаУрок раскрывает основных героев ВОВ
Иконка файла материала Конспект к уроку..docx
Урок Мужества                 « Дети­герои Великой Отечественной войны» . Данное мероприятие было разработано в рамках подготовки к 70­летию Победы в Великой Отечественной  войне.  В мероприятии мы хотели осветить проблему выживаемости, самоотверженности, героизма маленьких  граждан нашей страны, родного города в трудные военные годы. Детский возраст выбран  не случайно:  нынешние школьники, обучающиеся 5 класса , легче воспринимают беды и страдания своих сверстников,  даже несмотря на то, что эти события происходили давно.  Презентация может использоваться частично или полностью, с дополнительной текстовой  подборкой. Так  же как и фонограммы музыкальных произведений могут быть заменены.  При подготовке к  уроку есть необходимость сбора дополнительной информации о детях­героях ВОВ,  поэтому уместно будет данное занятие рассматривать как  итог  эстафетного марафона  « ВАХТА  ПАМЯТИ». Дети, получив исследовательское задание (мини­проекты)  с последующей презентацией от  каждого обучающегося,  подводят итог о  проделанной работе  на этом уроке Мужества. Цель:  Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.  Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;   Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей  во время войны, о детях ­ героях войны на примерах краеведческого характера; Задачи:   Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;   Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;   Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.  Материалы:  видеопроектор;  мультимедийная презентация «Дети­герои Великой Отечественной войны»;  фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли», «Священная война» «Бухенвальдский набат» «Ах, война, что ты сделала…»«Ничто не забыто, никто не забыт», «День победы»;  выставка рисунков.  На мероприятие приглашаются ветераны микрорайона.                                                                     Ход занятия. Учитель:  Тебе сейчас 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь,  как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.  В этом году мы с вами отмечаем 70­ летие со дня освобождения нашей Родины от немецко­фашистских захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, какобрываются сны,  но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый  утренний сон. Обучающийся: Вспомним безмятежный детский сон счастливый,  Первый солнца луч неторопливый,  Запах яблок, зреющих в саду,  Вспомним самый страшный день в году. Учитель:  Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня…  четыре часа…  Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро». Учитель:  вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая  кровавая из всех  войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было  разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная  война.  (Фоном звучит спокойная музыка,  учитель  продолжает свой рассказ.)  Война прошлась по детским судьбам грозно,   Всем было трудно, трудно для страны,   Но детство изувечено серьёзно:   Страдали тяжко дети от войны…  Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.  Что же о них знаем мы? Учитель:   Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года.  Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”. Вдумайтесь в эти цифры:  Каждый день теряли 9168 детей,  Каждый час – 382 ребенка,  Каждую минуту – 6 детей,  Каждые 10 секунд – 1 ребенок. Обучающийся:   А мы не будем памяти перечить,  И часто вспоминаем дни, когда  Упала им на слабенькие плечи  Огромная, недетская беда, Обучающийся:Была земля жестокой и метельной,  Была судьба у всех людей одна.  У них и детства не было отдельно,  А были вместе детство и война. Обучающийся:   В годы войны было горя много,  И никто никогда не сочтет,  Сколько раз на своих дорогах  Оставляла война сирот. Обучающийся:   В эти годы порой казалось,  Что мир детства навек опустел,  Что не вернется радость  В город, где дома без стен. Обучающийся:   Был серебряным смех девчонок.  Но его заглушила война.  А седины ребячьих челок…  Разве этому есть цена?  Дети войны..Как  же выжили вы?  Дети войны..Устоять как смогли?  Начинается демонстрация слайдов презентации. Учитель:  В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд  обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов  при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях. Учитель:   Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.  Учитель:   Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские  застенки.  Учитель:   Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.   Обучающийся:Горнили к бою трубы полковые.  Военный гром катился над страной.  Вставали в строй мальчишки боевые:  На левый флаг, в солдатский строй.  Великоваты были им шинели,  Во всем полку сапог не подобрать,  Но все равно в бою они умели  Не отступать, а побеждать.  Жила в сердцах их взрослая отвага,  В двенадцать лет по­взрослому сильны,  Они дошли с победой до рейхстага –  Сыны полков своей страны.  Учитель:    Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.  Ведущий 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей  Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны! Ведущий 2: Вспомним всех поименно,  С горем вспомним своим…  Это нужно не мертвым,  Это нужно живым! Ведущий 1: В те рассветы  Осенние ветры свистели, как стрелы  В те рассветы  Горела в обветренных реках вода.  В те рассветы  Мальчишек фашисты вели на расстрелы.  Те рассветы забыть?  Никогда. Никогда! Ведущий 2: (зажигает свечу)  На экране портреты пионеров героев. Ведущий 1: Леня Голиков!Ведущий 2: Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской  области.  Обучающийся 1: Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12  шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом  Красного Знамени и медалью "За отвагу". Ведущий 1: Зина Портнова! Ведущий 2:Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке. Обучающийся 2: Зина Портнова ­ «Герой Советского Союза»,  ходила в разведку, участвовала в диверсиях,  распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была  расстреляна фашистами. Ведущий 1: Марат Казей! Ведущий 2: Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии. Обучающийся 3: Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил  задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны.  За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское  кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".   А в мае 1944­го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на  немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было  некуда, да и возможности не было ­ Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда  магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие ­ две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Обучающийся 4:  Валя Котик. Пионер­герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза.  Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии.  Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.   Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной  войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей. Ведущий 1 : Имя Вити Черевичкина знакомо многим ростовчанам, и всем известно, что в городе есть парк  и улица, названные в его честь. Там же, в парке, стоит и памятник юному герою. Так кто же этот мальчик и  почему память о нем хранят ростовчане? Обучающийся 5 : Виктор Черевичкин родился в городе  Ростове­на­Дону в рабочей семье. После окончания  семилетней школы учился в  ремесленном училище № 2 и, как многие, занимался содержанием  голубей.  После начала  Великой Отечественной войны, когда отец и старший брат ушли на фронт, Виктор с матерью и  двумя младшими сёстрами остался в городе, который 20 ноября 1941 был захвачен наступающими частями   вермахта и войск СС. Вопреки предписанию немецкого командования об уничтожении принадлежащих местному населению  домашних голубей, подросток в течение недели скрывал имевшихся у него птиц. 28 ноября 1941 года немцы  застали Виктора Черевичкина выпускающим нескольких голубей у здания, в котором размещался штаб, и  обнаружили в сарае во дворе его дома голубятню. После допросов и пыток схваченного подростка обвинили  в пособничестве Красной Армии, вывели в парк имени Фрунзе и расстреляли. Тело Виктора Черевичкина было захоронено в одной из братских могил вместе с красноармейцами ижителями города, убитыми оккупантами. В период оборонительных боёв и повторной немецкой оккупации  Ростова­на­Дону с лета 1942 по февраль 1943 года информация о точном месте захоронения была утрачена.  Ведущий 2 : Олег Кошевой­Герой Советского Союза Обучающийся 5 Великая Отечественная война началась, когда Олегу исполнилось шестнадцать. В июле,  фашисты, захватили Краснодон, Кошевой с семьей не успел эвакуироваться, теперь, все ужасы фашистского  беспредела, город ощутил в полной мере – аресты и расстрелы не повинных людей, отразились в душе Олега  Кошевого, не страхом, а гневом. В Краснодоне стали формироваться антифашистские подпольные организации, направленные на внутреннюю  войну с немецкими оккупантами. Олег Кошевой, возглавил комсомольское движение «Молодая  гвардия».Ими были уничтожены хлеба, приготовленные для отправки в Германию, собрано оружие,  уничтожены десятки вражеских автомобилей, также организация занималась распространением листовок и  осуществляла связь с другими группами. 11 января Олега Кошевого арестовала полиция. Молодой и непоколебимый, Олег Кошевой, несмотря на все  изощренные пытки, не выдал своих товарищей, ни слова не сказал об организации. От пережито в тюремных  стенах, у молодого парня поседели волосы, но он так и не назвал ни одного имени. Несмотря на адскую боль,  он не предал Родину.Немцы расстреляли Олега Кошевого 9 февраля 1943 года, но память о нем будет  вечной! Ведущий 1:  Юные безусые герои!  Юными остались вы навек.  Перед вашим вдруг ожившим строем  Мы стоим, не поднимая век.  Боль в глазах сейчас тому причина,  Благодарность вечная вам всем,  Маленькие, стойкие мужчины,  Девочки, достойные поэм. Ведущий 2:  Сколько вас? Попробуй перечислить­  Не сочтешь, а впрочем, все равно  Вы сегодня с нами, в наших мыслях,  В каждой песне, мягком шуме листьев,  Тихо постучавшихся в окно. Ведущий 1: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по  своей жестокости уничтожение детей. Ведущий 2: Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были  удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье. Ведущий 1: Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты  отравили газом, а часть закопали живыми.Ведущий 2: Гитлеровцы, оккупировавшие тверской край, казнили и замучили 10 тысяч человек.5 тысяч  увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию  подъехали  военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю. Ведущий 1: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в  огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы  утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!» Ведущий 2: Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не  бывает». Те, кто попали в войну, расстались  с детством навечно. Ведущий 1: В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними  медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то  немцы бросали живых детей в раскаленные печи.  Фонограмма «Ах, война, что ты сделала…»  (Б. Окуджава)  Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” ­ близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет  забыто.  Фонограмма « Никто не забыт»  ( Ю. Чичкова. Ю. Разумовского)  Стихи:  Обучающийся  1: По рассказам и книжкам я знаю войну,  Что сиротами сделала многих детей.  Что заставила плакать седых матерей.  По рассказам и книжкам я знаю войну. Обучающийся  2: По рассказам и книжкам я вижу войну.  Вижу стены, разорванный бомбами дом.  Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.  По рассказам и книжкам я вижу войну. Обучающийся  3:  По рассказам и книжкам я слышу войну  Слышу грохот орудий и раненых крик.  Слышу вздох партизан, затихших на миг.  По рассказам и книжкам я слышу войну. Обучающийся  4: Я не знаю войны, да зачем она мне?  Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.  Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде  Знали б лишь о прошедшей войне.Ведущий 2:   Да будет светлой жизнь детей!  Как светлый мир в глазах открытых!  О, не разрушь и не убей­  Земле достаточно убитых! На экране слова «Памяти павших будем достойны» Ведущий 1: Знаем мы всех героев бесстрашных.  Преклоняем колено пред памятью павших,  И ложатся цветы на гранитные плиты…  Да, никто не забыт, ничто не забыто. Ведущий 2: Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!  Вечную славу поет вам народ.  Доблестно жившие, смерть сокрушившие,  Память о вас никогда не умрет! Ведущий 1: Минута молчания…  Склонитесь, и молод, и стар.  В честь тех, кто за счастье,   Кто жизнь ради жизни отдал.  Ведущий 2:  Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству  пришлось замолчать на  25 лет. Обучающийся :  Дети войны­  И веет холодом,  Дети войны­  И пахнет голодом.  Дети войны­  И дыбом волосы­  На челках детских  Седые полосы.  Земля омыта  Слезами детскимиДетьми советскими  И не советскими.  Их кровь алеет  На плацах маками,  Трава поникла­  Где дети плакали.­  Дети войны­  И боль отчаянна!  О, сколько надо им  Минут молчания.  Я не напрасно беспокоюсь,  Чтоб не забылась та война:  Ведь эта память – наша совесть,  Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов) Учитель:    Классным поисковым командам  выдается задание:  1. Среди своих родных и близких найти тружеников тыла, участников и ветеранов войны , которых смело  можно назвать ребенком войны.  2. Оформить боевой листок по событиям 1941­1945 годов и собранной информацией.  3. Приготовить поздравление ветерану с 70­летием  Победы.  4.Организовать выставку работ учащихся « Мы помним!» ( рисунки, поделки на военную тематику)  5. Написать сочинение «Никто не забыт, ничто не забыто».     Урок Мужества  на тему « Дети­герои Великой Отечественной войны»     разработан и проведен  в 9 классе  МБОУ   СШ №46 имени И.С. Полбина»    учителем истории и права А.С.Казанцевой