урок на тему "Фразеологизмы" (5 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока русского языка в формате "Урок-путешествие". Учащиеся, путешествуя по сказочной стране, посещают различные достопримечательности и мероприятия и выполняют занимательные задания, позволяющие закрепить знания и умения по теме"Фразеологизмы". В разработку включены игровые элементы, соревнования, инсценировки, творческие задания, позволяющие разнообразить деятельность учащихся.
Иконка файла материала Конспект урока русского языка по теме Фразеологизмы.docx
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы".  5­й класс (учитель –Назаренко М.Н.) Цели: Образовательные: 1. Познакомить учащихся с разделом «Фразеология», с фразеологизмами; 2. Способствовать развитию умения опознавать фразеологические  обороты; 3. Научить объяснять лексические значения наиболее употребляемых  фразеологизмов;  Способствовать развитию у учащихся культуры речи. 4. Развивающие: 1. Способствовать развитию речи учащихся и обогащению их  2. 3. словарного запаса;  Способствовать развитию умения самостоятельно применять  полученные знания;  Развивать логическое мышление, умение работать в группах,  аргументировать свою точку зрения; 4. Способствовать повышению интереса к предмету, творческой  активности. Воспитательные: 1. Воспитание у учащихся любви и уважения к русскому языку,  стремления сохранять его богатства; 2. Способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости,  самостоятельности, взаимопомощи. Ход урока I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы все вместе отправимся в увлекательное путешествие по  загадочной стране.Слайд1:  Слово учителя: Посмотрите на карту: пред вами страна. “Великая Лингва” зовется она. Слово “Язык” мы в значенье найдем. Кто же в стране этой, Лингве, живет? Кто наш язык, нашу речь создает? ­Как вы думаете, кто же живёт в этой стране? Её населяют жители разных  возрастов: от самых маленьких до очень больших. Самые маленькие – это  наименьшие единицы языка. Какие? Как их называет наука о языке? (звуки). ­А жители средних лет? (слова).  Слова в Великой Лингве живут очень дружно: никогда не ссорятся, всегда и  везде ходят вместе: парами и большими семьями. Кто помнит, как же  называют эти пары и большие семьи, самые крупные единицы языка?  (словосочетания и предложения).  Учитель: Итак, отправляемся в путешествие.  Первая остановка в крае  Поэзии. Жители Великой Лингвы – яркие личности и, как все творческие  натуры, очень часто неоднозначны – могут употребляться как в прямом, так и  в переносном значении. Давайте послушаем стихотворение В. Суслова «Как работают слова» и  попробуем определить, на игре каких слов оно построено. (К доске выходят 5 учащихся и по отрывкам читают стихотворение). Бывает частенько, что слово одно, Но очень по­разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Был я первоклассник, да время прошло,С тех пор уж немало «воды утекло». О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»! А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода!» Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идёт – «Под камень лежачий вода не течёт». Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно, мол, «воду­то в ступе толочь»! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом»! Мы учим стихи, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах­то вода…». ­ В каком же значении здесь используется слово «вода»? Оно выражает  переносное значение самостоятельно или в сочетании с другими словами? (в  сочетании с другими словами употребляется в переносном значении). ­ Из истории Великой Лингвы известно, что однажды эту страну постигло  бедствие –некоторые многозначные слова решили покинуть её пределы и  употребляться как однозначные. Чтобы представить себе масштабы этого  события, давайте попробуем в любом сочетании со словом «вода» убрать  некоторые слова. Что произойдёт со значением словосочетания? А если  заменить слова в этих словосочетаниях другими? (значение всего  словосочетания изменяется).  ­Такие словосочетания называются устойчивыми сочетаниями –  фразеологизмами. Итак, запишите в тетрадях тему нашего урока­путешествия – «Фразеологизмы». Цели нашего урока следующие:   Познакомиться с фразеологизмами и фразеологией – наукой,  изучающей эти устойчивые сочетания;  Научиться узнавать фразеологические обороты, употреблять их в речи;  Научиться объяснять лексические значения наиболее употребляемых  фразеологизмов;  Обогатить свой словарный запас.Учитель: А теперь из края Поэзии мы переезжаем в город Фразеологию. В  этом городе много загадочного и интересного. Даже жители этого города  говорят загадками. А вот и они. Послушаем, о чём они спорят. Диалог­сценка. Один ученик: ­ Я тебе покажу, где раки зимуют! Второй ему: ­Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет! Тут подходит к ним дежурный, начинает их растаскивать: ­Успокойтесь! Не надо гусей дразнить! Они ему отвечают вместе: ­ Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами. Учитель: На каком интересном языке жители разговаривают! Какие  выражения они используют? (фразеологизмы). А можем ли мы объяснить их  значение? Давайте вспомним, какие есть способы объяснения лексического  значения слова. (подбор синонимов, прямое толкование значения, объяснение  при помощи рисунков). С одним из способов мы уже встретились при  посещении  Края поэзии, в стихотворении Суслова. (подбор синонимов). Да,  мы можем войти в реку Синонимов и попробовать объяснить значения  фразеологизмов. (Показать, где раки зимуют  ­ проучить, выражение угрозы; из кожи вон лезет  ­ очень стараться; гусей дразнить – намеренно раздражать кого­либо;         спать с открытыми глазами ­ следить за кем­нибудь). Учитель: Ребята, наверное, вам интересно узнать, как фразеологизмы  появились в языке этой страны, какая у них история. Сейчас наш уважаемый  историограф­лингвист расскажет нам историю некоторых фразеологизмов. (Доклад учащегося о происхождении фразеологизмов).Учитель: Давайте составим с этими фразеологизмами предложения и  запишем их. ­Ребята, чтобы понимать  интересный язык жителей города Фразеологии, надо его изучать. Давайте сейчас выполним несколько заданий, чтобы больше  узнать фразеологизмов. Задание №1 (от каждого ряда выходит один представитель и  распределяет карточки с фразеологизмами по группам в соответствии с  их значениями.  Остальные учащиеся, сидящие на этом ряду,  записывают соответствующие фразеологизмы, объясняют графически  пропущенные буквы, раскрывают скобки).  Распределить фразеологизмы по значению: 1) “бездельничать” 2) “обманывать” 3) “быстро” Сломя  гол..ву,  с...деть  сложа  руки, втирать  оч(?)ки, корчить  лодыря,  бить баклуши,   в..дить   (за)   нос,   (во)   весь   дух,   вв...дить   в   заблуждение,   со   всех но(г,к). Задание №2  «На загадку дай отгадку» (отгадайте загадку, отгадкой к которой будет  фразеологизм, объясните  их смысл.)№1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.                                                                                             (Нос). №2.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего – то не  понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и  любопытные.                                                                             (Уши). №3.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют  искать в поле, когда кто – либо бесследно исчез; на него бросают слова и  деньги те, кто их не ценит.                                                                                    (Ветер). №4 .Её заваривают, затевая какое­ нибудь неприятное, хлопотливое дело,  а потом  расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем  трудно сговориться; её «просит» рваная обувь.                                                                                    (Каша). №5.Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается  бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить  неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они  выходят из неё сухими.                                                                     (Вода). №6.Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у  человека, который говорит легко и бойко; за него тянут и дёргают,  заставляя высказываться; его держат за зубами, когда не хотят  говорить лишнего.                                                                                    (Язык). Задание № 3 «Найди ошибку» 1) Народу в театре было много – груше некуда было упасть. 2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит. 3) Настю хлебом не корми, дай книгу почитать. 4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу  лицом. 5) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти. Учитель: В городе Фразеологии есть очень много интересных мест. Сейчас  мы отправимся в театр пантомимы, где показывают спектакли при помощижестов. Приглашаем наших артистов. При помощи жестов они покажут  фразеологизмы, а вы попробуйте их отгадать. (Учащиеся у доски показывают сценку­пантомиму). Учитель: А теперь нам предстоит нелегкая задача. Нам нужно взобраться на  гору Словосочетаний. Путь будет открыт лишь тогда, когда мы эти  словосочетания продолжим словами, которые всегда употребляются в данных фразеологизмах. Обратите внимание на экран. Слайд №5 Душа в пятки... Хоть шаром... Как сыр в масле... Закадычный... Заклятый... Учащиеся дополняют фразеологизмы. Учитель: Отлично, ребята, путь на гору Словосочетаний открыт! После  трудного восхождения приятно охладиться. Вот перед нами озеро Правил.  Давайте посмотрим, о чем нам расскажут авторы учебника. Ученик читает правила в учебнике. Учитель: Ребята, а как вы думаете, зачем нужны фразеологизмы? Может  быть, можно обойтись и без них? Сравните: ­ Сережа на уроке работал плохо. ­ Серёжа на уроке работал спустя рукава. (Фразеологизмы нужны, чтобы сделать нашу речь более образной,  эмоционально окрашенной). Учитель: ­ Ребята, а как вы думаете ­  фразеологизмы являются членами предложения? (да). ­ Фразеологизм является одним членом предложения. Прочитайте   текст,  найдите   фразеологизмы,   определите   их   синтаксическую роль. (Слайд) Обычно   Витя   Перепёлкин   считал   ворон   на   уроках.   Но   в   этот   день   он прибежал   в   школу   ни   свет   ни   заря.   Витя   сгорал   от   стыда,   глядя   на двойки в своём дневнике, и решил их исправить. У доски он долго собиралсяс   мыслями,   но   потом   всё   же   без   сучка   и   задоринки   рассказал   всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счастья.  ­ Сейчас я прочитаю предложения, а вы должны определить, какие части  предложений можно заменить фразеологизмом. Запишем эти предложения с  фразеологизмами  на доске и в тетрадях, разберём их по членам. Поезд должен прийти очень быстро (с минуты на минуту). С такими ребятами сложно что­либо делать вместе (каши не сваришь). В это раз мальчики вернулись с рыбалки без улова (с пустыми руками). Егор ожидал наказания  и очень боялся (сидел ни жив ни мёртв). Учитель:  А   теперь   мы   отправляемся   в   зоопарк,   но   в   этом   городе   он необычный. Это ­ “Фразеологический зверинец”.  Несколько фразеологизмов  потеряли свою вторую половинку, т.е. животное. У вас на партах лежат картинки с изображениями животных. Я читаю начало фразеологизма, а вы поднимаете карточку с соответствующим изображением. Хитёр как…(лиса) Труслив как…(заяц) Голоден как…(волк) Здоров как…(бык) Изворотлив как …(уж) Надут как…( индюк) Нем как…(рыба) Грязный как …(свинья) Упрям как…(осёл) Болтлив как…(сорока) Колючий как…(ёж) Учитель:  Жители   города   Фразеологии   мечтают   создать   свою     картинную галерею. Наши  художники  решили помочь  положить  начало  её  создания  и любезно согласились предоставить свои работы. Давайте рассмотрим рисунки. На них изображены фразеологизмы. Назовите и запишите их, устно объясните их значения.­   А   теперь,   исходив   Великую   Лингву   вдоль   и   поперёк   и   изучив   город Фразеологию как свои пять пальцев, попробуем определить, научились ли мы узнавать фразеологизмы в лицо. Давайте   посмотрим   ещё   одну   сценку,   а   потом   вы   попробуете   назвать упоминавшиеся в ней фразеологизмы.                                           Кашу маслом не испортишь.        ­ Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, ­ сказала мама.  А Саша стучит.        ­ Прекрати стук! – сказал папа.  А Саша стучит.        ­ Как об стенку горох, ­ говорит бабушка. ­ Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Сейчас отберу!  Стучит…       ­  Сказано – сделано! ­  Бабушка взяла у Саши ручку и унесла прочь.        ­ Отдай!        ­ Завтра. А сейчас не видать её тебе как своих ушей!  Саша заплакал.        ­ Я машину чиню...  А бабушка:        ­ Всему своё время.        ­ Зачем мой инструмент унесла?        ­ Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским  языком сказано, поздно уже, все спят.        ­ Не все: мы не спим.        ­ Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.  Папа сказал:­ Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что  ни слово, то пословица или поговорка.  А бабушка говорит:        ­ Кашу маслом не испортишь.          Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в  переносном смысле: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть  кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё  время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком  сказано, воду в ступе толочь.) III. Итоги урока. Наше путешествие по Великой Лингве заканчивается. Давайте подведём  итоги. ­Что мы узнали? Чему научились? ­Для чего в нашей речи нужны фразеологизмы?  ­Что же такое фразеологизмы?  Каковы особенности фразеологизмов? ­Каким членом предложения являются фразеологизмы? ­Оцените свою работу, употребляя данные фразеологизмы: не покладая рук,  тяп да ляп, рука об руку, засучив рукава, через пень колоду, в поте лица. Русский язык богат фразеологизмами. И если вы хотите, чтобы окружающие  слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые  сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств  выразительности языка. Фразеологизмы обогащают язык, делают речь яркой,  образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать.  Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И  русский язык станет для вас, ребята, верным другом. IV.Домашнее задание. Написать небольшой шуточный рассказ, используя фразеологизмы, нарисовать к нему иллюстрации (по желанию).

Посмотрите также