Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
4 кл
15.02.2017
Способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий Научиться находить несколько долей целого с помощью практической работы
Нахождение нескольких долей целого.doc
Урок математики. 4 класс. Программа «Школа России»
Тема: Нахождение нескольких долей целого
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урокпутешествие.
Цель учителя: Способствовать развитию умений находить заданную долю числа,
сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение
доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между
компонентами и результатом арифметических действий
Цель обучающихся: научиться находить несколько долей целого с помощью
практической работы
Задачи:
1. Образовательная: создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения
нескольких долей целого, учить решать задачи на нахождение нескольких долей
целого, формировать вычислительный навык.
2. Развивающая: развивать речь, наблюдательность, внимание, умение
анализировать, сравнивать, делать выводы (мыслительные операции)
3. Воспитывающая: воспитывать уверенность в собственных силах, содействовать
в воспитании положительных взаимоотношений с одноклассниками
Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся
применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа,
сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на
определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей
между компонентами и результатом арифметических действий.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои
достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться
учебником.
Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, учебники, тетради,
карточки, раздаточный материал (полоски), цветные карандаши, карточки с
индивидуальными заданиями.
Организационная структура(сценарий) урока
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Я приветствую вас сегодня на уроке математики. Отгадайте загадку, досказав
словечко:
Его найти мечтает каждый,
Разбогатеть чтобы однажды.
Его найти любой бы рад
Большой сундук, в котором (клад)
Ребята, Вы хотели бы найти клад?
А что это такое?( Клад это богатство, деньги, золото.)
Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя
потратить, с годами их становится все больше. Кто понял, что это такое? (Знания)
Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся в путешествие по морю Знаний на
таком красивом корабле (сл.2)
Путь к знаниям нам будет освещать вот такое солнышко. (сл.2)
У вас на столах лежат лучики солнышка, пусть они подарят вам тепло и свет на
сегодняшнем уроке.
А это карта нашего путешествия. У вас тоже есть карта с проложенным маршрутом,
на которой вы будете отмечать свои успехи.(сл.3)
Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в
путь! (Звучит веселая музыка).
Давайте откроем бортовые журналы ваши тетради и запишем дату сегодняшнего
путешествия и вид работы.
II.Актуализация знаний.
Мы подплыли к берегам страны Считай, смекай.(сл.3+)
1.Индивидуальная работа по карточкам.(Дети получают карточки, выполняют
задание, проверяют себя сами с помощью листа самоконтроля и оценивают свою
работу)
Реши уравнения.
65х=75:15 х+420 =1200500 х16=120:6
2.Индивидуальная работа у доски.
Вычисли удобным способом
23+24+25+26+27 36+25+64+100+75
Составь программу действий:
(а : b c).d + k.m : n а : b c.(d + k.m) : n 3.Устный счёт
1)Математический ребус.
Здесь нам предлагают разгадать математический ребус.
С чего следует начать? С какого выражения? (Со второго)
Как узнать, какое число спрятано за кругом? (120+40=60)
Как теперь узнать, какое число спрятано за треугольником? (380160=220)
Какие компоненты находили? (Уменьшаемое и вычитаемое)
Как же находить неизвестные уменьшаемое и вычитаемое?
2)Дидактическая игра “Солнышко”(сл.4)
Тучи закрыли наше солнышко, мы не можем продолжать путешествие.
Решите уравнения, в которых неизвестно вычитаемое, и тучки исчезнут.
Как найти вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность)
Проверка индивидуальной работы у доски.
2)Игра «Математическое лото»
1
P
S
567
1
6
30
1
9
20
1
7
241
48
23
1
4
7
8
Вопросы:
Число, в котором 5 сотен 6 десятков 7 единиц (541)
Разность 90 и 42 (48)
Частное 300 и 10 (30)
Число следующие при счете после числа 240(241)
230 разделить на 10 (23)
Частное 180 и 9 (20)
(Убираются названные числа с табло)
Оставшиеся числа разделите на группы. Какие группы вы образовали?
(Математические символы, целые числа, доли)
Повторение геометрического материала:
Что обозначает математически символ – S?
Как найти площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину)
А квадрата? (Длину стороны умножить на саму себя)
Что обозначает этот математический символ? (Периметр)
Назовите следующую группу. Какие это числа? (Целые) Составление и анализ числа. (Работа в парах)
Составьте в парах устно всевозможные трехзначные числа.
Какие числа у вас получились? (178, 187,718,781,871,817)
Назовите самое маленькое число? (178)
Самое большое число? (871)
Минутка чистописания:
Пропишите данное число на следующей строчке в соответствии с
каллиграфическими нормами письма цифр.
Проверка и оценка индивидуальной работы у доски
Мы покидаем страну «Считай, смекай». Оцените свою работу.
Полностью раскрасите кружочек, если задания на острове вы выполняли
самостоятельно, без ошибок; закрасите половину кружочка, если задания были
выполнены с помощью учителя или одноклассников, или в них были допущены
ошибки; оставите кружочек не закрашенным, если задания вами не выполнены или
выполнены неправильно.
III.Формирование новых знаний
Мы с вами оказались в море Знаний. Здесь надо быть очень внимательными, чтобы
не пропустить самое интересное и важное (сл.5)
1. Выявление места и причины затруднения.
Какую группу не назвали, прочитайте? Что это такое? (Доли или дробные числа)
Сейчас мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое и посмотрим результаты
творческого проекта, который расскажет нам об истории дробей и
называется«Дроби в Древней Руси»
Идёт презентация проекта «Дроби в Древней Руси»(сл.6)
Дроби на Руси.
В русском языке слово "дробь" появилось лишь в VIII веке. Происходит слово
"дробь" от слова "дробить, разбивать, ломать на части". В первых учебниках дроби
назывались "ломанные числа". В старых руководствах находили следующие названия
дробей на Руси:
1 – половина, полтина,
2
1 – треть,
3 1 – четь,
4
1 – полтреть,
6
1 – полчеть,
8
осьмушка
1 – полполтреть,
12
1 – полполчеть,
16
1 – полполполтреть (малая треть),
24
1 – полполполчеть (малая четь),
32
1 – пятина,
5
1 – седьмина,
7
1 – десятина.
10
Спасибо Кириллу за интересные факты. А мы продолжаем путешествие по морю
Знаний.
_Что означает дробь 1/5? (Сл.7)
Как называется число 6 в записи числа 1/6?( Знаменатель) (Сл.8)
Что в записи 1/6 означает число 6?(На сколько частей разделили целое)
Как называется число 1 в записи числа 1/6?(Числитель)
Что в записи 1/6 означает число 1? (Сколько таких частей взяли)
Как узнать, чему равна 1/6 числа 12?
Сформулируйте правило нахождения доли числа.(Число разделить на количество
частей, знаменатель)
Найдите 1/7 числа 14, 1/9 числа 36, 1/2 числа 40, ¼ числа 12
А 3/4числа 12можем узнать?
2. Построение проекта выхода из затруднения
Постановка цели
Давайте разберёмся, почему же так вышло?
Чем схожи 1/4 и 3/4?(Сл.9)
Что означает числа 4 и 4? (Целое разделили на 4 равные части)(Сл.10)
А чем отличаются? ( В первом случае взяли 4 части, а во втором 3)(Сл.11)
Почему 1 долю вы можете найти, а 3 не смогли? (Ещё не изучали)
Какова цель нашего урока? (Научиться находить несколько частей целого)(Сл.12)
Практическая работа(у каждого ученика полоска цветной бумаги длиной 20 см)
Чтобы достигнуть цели, давайте выполним практическую работу.
Возьмите полоску. Измерьте ее.
Какова длина?
Как разделить на 4 равные части? (Сгибаем пополам, потом ещё пополам)
Сколько одинаковых долей получилось? (4) Чему равна длина 1 доли или 1/4?
Как узнали? (20:4=5см). Какое арифметическое действие выполнили? (Деление)
На что делили? (На количество частей или знаменатель) (Вывешивается 1 шаг
алгоритма)
Возьмите линейку и проверьте измерением длину 1 доли.
Напишите на каждой доле её длину.
Теперь надо заштриховать3/4 полоски?
Как узнать длину заштрихованной части? (по 5см надо взять 3 раза: 5*3=15 см)
Какое арифметическое действие делали на втором этапе? (Умножнение)
На что умножали? (На количество взятых частей, числитель) (Вывешивается
второй шаг алгоритма)
А теперь измерьте. Что можете сказать о результате? (15 см)
3. Реализация построенного проекта
Формулирование вывода
Вспомните, как мы находили 3/4 полоски. (Сл.13)
Какое действие выполнили первым? (Деление на равные части, на знаменатель)
Какое вторым? (Умножали на количество взятых частей, на числитель)
Мы покидаем море Знаний. Оцените свою работу.
IV.Физкультминутка (Сл.14)
Течением наш корабль занесло на остров Перемены, где мы немного отдохнём.
Я буду читать целые числа и доли. А вы, услышав целое число, присядите,
услышав долю, встаните и сделаете хлопок над головой.34, 5/6, 78, 7/8, 34, 3/4,
98, 101,3/5, 90, 8/9, 4/5, 1/10
-Оцените свою работу, мы покидаем остров Перемены.
V. Первичное закрепление.
1.Решение задач на нахождение нескольких долей целого.
Мы подплыли к стране Задач (Сл 15)
Потренируемся в нахождении нескольких долей числа.
Задание от прекрасных русалочек:
Найдите 2/5 доли от числа 30 и 7/8 от числа 16
Прочитайте задание №291
Какое ваше первое действие? (Начертим отрезок)
Начертите отрезок. Какой длины? (6 см)
Почему? (60 мм=6 см)
Что значит 5/6 отрезка? (Отрезок разделили на 6 частей и взяли 5 таких частей) На сколько частей нужно разделить отрезок? Запишите арифметическое действие.
(60:6 =10 (мм) – в 1/6 доле отрезка)
Сколько частей следует взять? (5)
Какузнать длину 5 частей отрезка?
Запишите арифметическое действие.
(10 мм*5=50 (мм) в 5/6 долях отрезка)
Запишем ответ. (Ответ: 50 мм.)
Сделаем вывод: как найти несколько долей от целого?
(Делим целое на знаменатель и умножаем на числитель)
Мы покидаем страну Задач, оцените свою работу.
2.Нахождение нескольких долей площади (резерв)
Мы прибыли к берегам Геометряндии.(Сл.16)
Работа в группах.
На доску вывешиваются два квадрата, у каждой группы свои фигуры и задания.
Класс делится на 2 группы
Найди площадь 3/4 долей каждого квадрата.
Сравните две фигуры.( Это два квадрата, похоже одинаковой площади)
Как проверить, одинакова ли площадь? (Наложением)
Проверьте. Что ещё общего?(Оба квадрата разделены на 4 доли, закрашено из них 3)
Чем отличаются? (Фигуры отличаются формой долей)
С чего начнём решение задачи. (С нахождения площади фигуры)
Чем будет отличаться решение задачи, найдите, обсудив в группе.
Класс делится на 2 группы.
Первая группа выполняет задание с первым квадратом, вторая со вторым.
Решение задачи комментирует ученик представитель от каждой группы.
(Для 1квадрата 2 способа решения, а для 2 квадрата только 1 способ.) Почему? (Мы не умеем находить площадь треугольника)
Мы покидаем Геометряндию и направляемся к берегам родной школы.Оцените
свою работу.
VI.Самостоятельная работа по нахождению нескольких долей целого
(Разноуровневая работа)
А теперь вам дается возможность самостоятельно выполнить задания на карточках,
и определить есть ли затруднения.
I уровень: Закрасить 3/5 данной полоски
II уровень: Найти 3/5 числа 15, 2/3 числа 18, 4/5 числа 50
III уровень: Решить задачу.
Длина одного отрезка 7 см, а другого на 8 см больше. Узнай, сколько см в 3/5 второго
отрезка.
Взаимопроверка по образцу (Слайд19)
Это конец нашего путешествия, оцените себя в последнем кружочке (Сл.18)
VII. Итог урока:
1. Рефлексия: (Сл.20)
Скажите, пожалуйста, добыли ли мы клад, который искали?
Какую цель ставили? ( Научиться находить несколько частей целого)
Если у вас больше закрашенных кружочков, значит цель достигнута и вы свои
солнечные дольки прикрепите возле зелёного смайлика, а если больше наполовину
закрашенных кружочков – возле жёлтого смайлика, а если больше пустых кружочков
– возле красного смайлика.
Вот что у нас получилось.
Какая часть класса отлично усвоила новый материал?
Какой части надо немного поработать?
2. Игра «Весёлый счёт»( Сл.21)
Я буду показывать задания, а вы числом движений дадите ответ.
Столько раз ногою топнем – 1числа 10 (5)
2
Столько раз руками хлопнем 1 числа 12(3)
4 Мы присядем столько раз 2 числа 6 (4)
3
Мы наклонимся сейчас 3 числа 16, (6)
8
Мы подпрыгнем ровно столько –2 числа 20 (8)
5
Ай да счёт! Игра и только!
Яжелаю вам всего хорошего. Спасибо за работу.
3. Домашнее задание:
С.64 №292, 294 (1 и 2 столбики)
4. Оценивание работы на уроке.
Приложение
Вариант 1
Ф.И. ____________________________________________________
3
Закрасить 6 данной фигуры:
Оцени себя:
Вариант 2
Ф.И.______________________________________________________
3
Найти: 5 числа 15 ________________
2
3 числа 18 _______________________
4числа 50 _____________________
5
Оцени себя: Вариант 3
Ф.И._____________________________________________________
Решить задачу. Длина одного отрезка 7 см, а другого на 8 см больше. Узнай, сколько
см в 3второго отрезка
5
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Оцени себя:
Проверь соседа
Вариант 1. Решение Закрашены 3 прямоугольника из 6.
Вариант2.
15 : 5 х 3 = 9
18 : 3 х 2 = 12
50 : 5 х 4 = 40
Вариант 3.
1) 7 + 8 =15 (см) –длина 2-го отрезка
2) 15: 5 х 3 =9 (см)- длина 3 отрезка
4
Ответ: 9 см
Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Урок на тему: "Нахождение нескольких долей целого" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.