Урок на тему "Неопределённая форма глогола" (4 класс,русский язык)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
14.02.2017
Урок составлен на материале своего родного посёлка, чтобы ребятам было интересно и понятно. Ребята повторяют пройденный материал и изучают новый на доступных примерах. Материал занимательный и интересный. Многообразие видов работ, которые увлекают их в изучение. Ставят задачи и делают выводы.
Неопределённая_форма_глагола.doc
Конспект урока русского языка
4 класс (УМК Школа России)
Неопределённая форма глагола
Цели:
1) Сформировать у учащихся представление о неопределённой форме
глагола.
2) Расширить знания о глаголе, как части речи.
3) Развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе
наблюдений и сравнений, развивать речь учащихся, творческие способности;
прививать интерес к изучению русского языка.
Задачи:
1) актуализировать знания о глаголе как части речи;
2) выявить признаки глаголов в неопределенной форме;
3) учить выделять глаголы в контексте;
4) развивать умение правильно употреблять глаголы в речи;
5) воспитывать чувство гордости и любви к родному краю
1. Организационный момент.
Ход урока
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Запись числа, кл.работы
3.Чистописание.
Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.
Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.
( Читая книги, мы учимся, находим ответы на вопросы. Нужно вчитываться
в книгу, думать, рассуждать. С положительных героев мы берем пример.)
Запишите предложение.
Какие вы увидели здесь орфограммы?
Определите и подпишите те части речи, которые вы знаете.
Подчеркните эти слова как члены предложения.
4.Актуализация опорных знаний
О какой части речи мы вели разговор на предыдущих уроках?
Что вы знаете о глаголе?
*Глаголчасть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на
вопросы: что делать? Что сделать? *Глагол изменяется по временам (н.в., пр.в, б.в.).
*Глагол изменяется по лицам и числам.
*Глагол в единственном числе в прошедшем времени изменяется по родам.)
Игра «Разведка»
Распределите глаголы по временам.
прош. вр. наст. вр. буд. вр.
Покормил, желали, отвечала, живёт, работают, объясняет, разрушит, выучат,
зазеленеют, накормит, сварить, обвести, принести, жить.
(3 человека у доски распределяют по временам слова, проверяем;
остальные дети приводят примеры глаголов разных времён)
покормил живёт разрушит сварить
желали работают выучат обвести
отвечала объясняет зазеленеют читать
хватать
принести
жить
Как правильно определить время глагола? (Надо поставить вопрос.)
Все ли слова оказались на доске?
Прикрепите оставшиеся.
Какие лишние? Почему?
Смогли вы определить время у этих глаголов?
Определите число.
Можно ли определить колво участников действия?
Из пословицы, которую мы писали на чистописании, назовите глаголы. В
какой столбик их отнесём.
Что мы можем о них сказать?
(Мы не можем определить лицо, число и время глагола. Не ясно,
кто совершал действие и когда.)
Какое название вы дали бы этим глаголам?
4. Постановка учебной задачи
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Доска: НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛАСЛАЙД 1
Можете ли вы сейчас отличить неопределенную форму от другой формы
глагола?
Чему же должны будем научиться сегодня?(задачи) СЛАЙД 2
1.Задавать вопросы к неопределённой форме глагола
2. Употреблять глаголы неопределенной формы в тексте
3.Определять грамматические признаки глагола 4.Правильно употреблять глаголы в письменной речи
5.Определять род в прошедшем времени
6.Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных
форм
7.Ставить глагол в неопределенную форму
5. Открытие детьми новых знаний.
Поставьте вопросы к глаголам (на доске).
Какие вопросы прозвучали?
Доска: Что делать? Что сделать?
Чем отличаются вопросы?
Прочитайте те глаголы, которые отвечают на вопрос: Что делать?
Теперь на вопрос: Что сделать?
Что заметили?
У глаголов, отвечающих на вопрос Что сделать?, есть приставка.
Обратите внимание, на какие буквосочетания оканчиваются глаголы в
н.ф.
Доска: ТЬ ТИ – это окончания неопределённой формы глаголов
С какой формой глагола мы познакомились?
Неопределенная форма глагола не несет на себе отпечатка времени,
числа, поэтому ее выбрали как начальную форму. От нее образуются
другие глагольные формы.
Кто сможет обобщить знания о неопределенной форме глагола по нашей
схеме?
Доска:
Что делать? ТЬ время
неопределенная число
форма (начальная форма) Что сделать? ТИ
Образовать глагольные формы от слов на доске.
ФИЗМИНУТКА
Встали изза парт, руки на пояс. Я буду читать вам стихотворение, если
встретиться глагол неопределённой формы, нужно присесть и руки вытянуть
вперёд.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долгодолго не глотать,
Наслаждаться, смаковать. А теперь я показываю движение, вы его повторяете и называете глагол
неопределённой формы.
Глубоко дышу дышать
Киваю – кивать
Щёлкаю щёлкать
Машу руками – махать
Хлопаю в ладоши – хлопать
Топаю топать
5. Первичное закрепление
Работа по учебнику стр.59 Упр.14
Назовите из этого текста глаголы.
Выпишите только глаголы неопределённой формы.
Докажите, что это глаголы неопределённой формы.
Итак, алгоритм
1. Поставить вопрос
2. Посмотреть, на что оканчивается глагол
3. Сделать вывод
Найдите глаголы в составленном алгоритме. Что вы можете о них
сказать?
Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
Слайд 2
1. Отличать неопределенную форму глагола от других
глагольных форм.
2. Задавать вопросы к неопределённой форме глагола.
3. Ставить глагол в неопределенную форму.
4. Употреблять глаголы неопределенной формы в тексте.
Какие уже выполнили? Слайд 3
Теперь будем учиться ставить глаголы в неопределенную форму.( По
цепочке устно отвечают)
Следите за вопросом! глагол в неопределённой форме
бегаю
плачет
несёт
вешаем
написали
стригу
уехал
читает
СЛАЙД 4
5. Закрепление нового материала.
На адрес школы пришло письмо для нашего класса
Здравствовать, ученики 4 класса!
Писать вам письмо жители далекой планеты. Мы хотеть
рассказать вам о нашей жизни. Мы очень любить свою планету. Она
красива. Мы беречь природу, уважать традиции нашего народа,
изучать историю. Наш народ хотеть знать о вашем посёлке, об
особенностях языка, о ваших национальных блюдах. Мы хотеть
приехать в ваш посёлок на экскурсию.
До свидания.
Понятно ли вам содержание этого письма?
Какая часть речи употреблена в тексте с нарушением норм русского
языка?
В какой форме стоят глаголы?
Видимо, это является особенностью языка жителей той планеты.
Я переведу вам это письмо на русский язык…
Давайте приготовимся к встрече гостей.
А как?
Можно приготовить подарки.
Задание для работы в парах
Инопланетяне хотят посетить наш посёлок.
1. Составим путеводитель по нашему посёлку.
Нижнетерянск – один из самых молодых посёлков нашего района.
Хорошо (гуляет) __________________ по центру посёлка, (рассмотрю) ___________________ его окрестности,
(дойду) ___________________ до парковой зоны,
(увижу) ___________________ красавицу Ангару,
(покормлю) ___________________ пернатых друзей,
(послушаю)_______________ их песни и (отдохну) _____________
душой.
2. Самым распространенным сувениром в России является матрешка.
Но купить для всех мы не сможем, поэтому составим инструкцию
по ее изготовлению из картона.
Прочитайте инструкцию. Образуйте от глаголов в скобках
неопределённую форму . Внимательно следите за вопросом!
(Рассмотрели)____________________ образец.
(Взяли)_________ шаблон и лист плотной бумаги.
(Расположили)_____________ шаблон в центре листа.
(Обвели)________________ его простым карандашом.
(Вырезали)______________ матрёшку по контуру.
(Нарисовали)___________________ лицо.
(Разметили)___________________ детали косынки и фартука.
(Вырезали) __________________ и (наклеили) _____________ их.
(Украсили)___________________ матрешку росписью.
3. А еще инопланетным гостям интересны наши национальные блюда.
Издавна на Руси говорили: «Щи да каша – пища наша.» Вот мы и
составим рецепт гречневой каши с грибами.
Прочитайте рецепт каши. Поставьте глаголы из скобок в
неопределённую форму. Внимательно следите за вопросом!
Каша гречневая с грибами.
(Промыли)_______________ сушёные грибы. (Замочили)________________
их на два часа в теплой воде. Затем в этой же воде (отварили)__________ .
(Откинули)____________ готовые грибы на дуршлаг и мелко (порезали)
_______________. В кипящий грибной бульон (засыпали)________________
гречку ,(посолили)_________________,(покрыли)_____________ крышкой и
(доведем)_______________ до готовности на медленном огне. В готовую
кашу (добавим)______________ жареный лук, грибы.
(Перемешаем)_________________ и (подадим)_______________ к столу.
4. Инопланетяне попросили помощи при объяснении значения
фразеологических оборотов, заменив фразеологизм одним словом
глаголом неопределённой формы.
Зарубить на носу запомнить.
Клевать носом – дремать. Пропустить мимо ушей – прослушать.
Вставлять палки в колеса – мешать.
Обвести вокруг пальца – обмануть.
Держать язык за зубами – молчать.
Пускать пыль в глаза – врать.
Мозолить глаза – надоедать.
Дать стрекоча – убежать.
Но, ребята, надо помнить об особенностях языка жителей той планеты
все глаголы должны быть употреблены в неопределенной форме!
(проверка СЛАЙДЫ 5, 6, 7, 8)
6. Итог урока.
Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?
Молодцы! Оцените, пожалуйста, свою работу. СЛАЙД 9
7. Домашнее задание:
Напишите минисочинение «Я через 20 лет»
Урок на тему "Неопределённая форма глогола" (4 класс,русский язык)
Урок на тему "Неопределённая форма глогола" (4 класс,русский язык)
Урок на тему "Неопределённая форма глогола" (4 класс,русский язык)
Урок на тему "Неопределённая форма глогола" (4 класс,русский язык)
Урок на тему "Неопределённая форма глогола" (4 класс,русский язык)
Урок на тему "Неопределённая форма глогола" (4 класс,русский язык)
Урок на тему "Неопределённая форма глогола" (4 класс,русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.