Урок на тему "Неопределённая форма глогола" (4 класс,русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок составлен на материале своего родного посёлка, чтобы ребятам было интересно и понятно. Ребята повторяют пройденный материал и изучают новый на доступных примерах. Материал занимательный и интересный. Многообразие видов работ, которые увлекают их в изучение. Ставят задачи и делают выводы.
Иконка файла материала Неопределённая_форма_глагола.doc
Конспект урока русского языка 4 класс (УМК Школа России) Неопределённая форма глагола Цели:  1)   Сформировать   у   учащихся   представление   о   неопределённой   форме глагола. 2) Расширить знания о глаголе, как части речи. 3)   Развивать   умение   самостоятельно   формулировать   выводы   на   основе наблюдений и сравнений, развивать речь учащихся, творческие способности; прививать интерес к изучению русского языка. Задачи:  1) актуализировать знания о глаголе как части речи; 2) выявить признаки глаголов в неопределенной форме; 3) учить выделять глаголы в контексте; 4) развивать умение правильно употреблять глаголы в речи; 5) воспитывать чувство гордости и любви к родному краю 1. Организационный момент. Ход урока      Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Готовы слушать, рассуждать И друг другу помогать. 2. Запись числа, кл.работы 3.Чистописание. ­Прочитайте пословицу, объясните ее смысл. Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать. ( Читая книги, мы учимся, находим ответы на вопросы. Нужно вчитываться в книгу, думать, рассуждать. С положительных героев  мы берем пример.) ­Запишите предложение.  ­ Какие вы увидели здесь орфограммы?  ­Определите и подпишите те части речи, которые вы знаете. ­ Подчеркните эти слова как  члены предложения. 4.Актуализация опорных знаний ­ О какой части речи мы вели разговор на предыдущих уроках? ­ Что вы  знаете о глаголе? *Глагол­часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?*Глагол изменяется по временам (н.в., пр.в, б.в.). *Глагол изменяется по лицам и числам. *Глагол в единственном числе  в прошедшем времени изменяется по родам.) Игра «Разведка» ­Распределите глаголы по временам.                   прош. вр.             наст. вр.                 буд. вр. Покормил, желали, отвечала, живёт, работают, объясняет, разрушит, выучат, зазеленеют, накормит, сварить, обвести, принести, жить.  (3 человека у доски распределяют  по временам слова, проверяем; остальные дети приводят примеры глаголов разных времён)                покормил                живёт            разрушит             сварить                желали                    работают       выучат                 обвести                отвечала                  объясняет     зазеленеют           читать                                                                                                     хватать                                                                                                     принести                                                                                                      жить ­Как правильно определить время глагола? (Надо поставить вопрос.) ­Все ли слова оказались на доске? ­Прикрепите оставшиеся. ­Какие лишние? Почему? ­Смогли вы определить время у этих глаголов? ­ Определите число. ­ Можно ли определить кол­во участников действия? ­Из пословицы, которую мы писали на чистописании, назовите глаголы. В какой столбик их отнесём.  ­Что мы можем о них сказать? (Мы не можем определить лицо, число и время глагола. Не ясно, кто совершал действие и когда.)  ­Какое  название вы дали бы этим глаголам? 4. Постановка учебной задачи ­ Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Доска:  НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ  ФОРМА  ГЛАГОЛА­­­­­­­­СЛАЙД 1 ­ Можете ли вы сейчас отличить неопределенную форму от другой формы глагола? ­ Чему же должны будем научиться сегодня?(задачи)     СЛАЙД  2   1.Задавать  вопросы к неопределённой форме глагола   2. Употреблять  глаголы неопределенной формы в тексте   3.Определять грамматические признаки глагола4.Правильно употреблять глаголы в письменной речи   5.Определять род в прошедшем времени     6.Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм      7.Ставить глагол в неопределенную форму 5. Открытие детьми новых знаний. ­  Поставьте вопросы к глаголам (на доске). ­  Какие вопросы прозвучали? Доска:            Что делать?                                           Что сделать? ­ Чем отличаются вопросы? ­ Прочитайте те глаголы, которые отвечают на вопрос:  Что делать?  ­ Теперь на вопрос:   Что сделать? ­ Что заметили? ­ У  глаголов, отвечающих на вопрос Что сделать?, есть приставка. ­ Обратите внимание, на какие буквосочетания оканчиваются глаголы в  н.ф. Доска:       ­ТЬ    ­ТИ – это окончания неопределённой формы глаголов ­ С какой формой глагола мы познакомились? Неопределенная форма глагола   не несет на себе отпечатка времени, числа,   поэтому ее выбрали как начальную форму. От нее образуются другие глагольные формы.  ­ Кто сможет обобщить знания  о неопределенной форме глагола по нашей  схеме? Доска:                                                   Что делать?           ­ ТЬ                 время неопределенная                                                                               число  форма (начальная форма)  Что сделать?         ­ ТИ Образовать глагольные формы от слов на доске.                                  ФИЗМИНУТКА Встали из­за парт, руки на пояс. Я буду читать вам стихотворение, если встретиться глагол неопределённой формы, нужно присесть и руки вытянуть вперёд. Не мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Долго­долго не глотать, Наслаждаться, смаковать.­ А теперь я показываю движение, вы его повторяете и называете глагол неопределённой формы. Глубоко дышу­ дышать Киваю – кивать Щёлкаю ­ щёлкать Машу руками – махать Хлопаю в ладоши – хлопать Топаю­ топать 5. Первичное закрепление Работа по учебнику стр.59 Упр.14 ­Назовите из этого текста  глаголы. ­ Выпишите только глаголы неопределённой формы. ­ Докажите, что это глаголы  неопределённой формы. Итак, алгоритм 1.  Поставить вопрос 2.  Посмотреть, на что оканчивается глагол 3.  Сделать вывод  ­ Найдите  глаголы в составленном алгоритме. Что вы можете о них  сказать?    ­ Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.                                                                                     Слайд 2 1. Отличать неопределенную форму глагола от других  глагольных форм. 2. Задавать  вопросы к  неопределённой  форме глагола. 3. Ставить глагол в  неопределенную форму. 4. Употреблять  глаголы  неопределенной формы в тексте.  ­ Какие уже выполнили?                                                                Слайд 3  ­­­­Теперь будем учиться ставить глаголы  в неопределенную форму.( По  цепочке устно отвечают)  Следите за вопросом!глагол в неопределённой форме бегаю плачет несёт вешаем                             написали стригу уехал читает СЛАЙД 4 5. Закрепление нового материала.                                         ­ На адрес школы пришло письмо для нашего класса          Здравствовать, ученики 4 класса!              Писать вам письмо жители далекой планеты. Мы хотеть рассказать вам о нашей жизни. Мы очень любить свою планету. Она красива.   Мы   беречь   природу,   уважать   традиции   нашего   народа, изучать   историю.   Наш   народ   хотеть   знать   о   вашем   посёлке,   об особенностях   языка,   о   ваших   национальных   блюдах.   Мы   хотеть приехать в ваш посёлок на экскурсию. До свидания.           ­ Понятно ли вам содержание этого письма? ­ Какая часть речи употреблена в тексте с нарушением норм русского языка? ­ В какой форме стоят глаголы? ­ Видимо, это является  особенностью языка жителей той планеты. ­ Я переведу вам это письмо на русский язык… ­ Давайте приготовимся к встрече гостей. ­ А как?  ­  Можно приготовить подарки.  Задание для работы в парах           ­  Инопланетяне хотят посетить  наш посёлок. 1.  Составим путеводитель по нашему посёлку. Нижнетерянск – один из самых молодых посёлков нашего района. Хорошо (гуляет)   __________________ по центру посёлка,(рассмотрю)     ___________________ его окрестности, (дойду)  ___________________ до парковой зоны, (увижу) ___________________ красавицу Ангару, (покормлю)  ___________________ пернатых друзей, (послушаю)_______________   их   песни   и   (отдохну)   _____________ душой. 2.    Самым распространенным сувениром в России является матрешка. Но купить для всех мы не сможем, поэтому составим инструкцию  по ее изготовлению из картона.  Прочитайте инструкцию. Образуйте от глаголов в скобках  неопределённую форму . Внимательно следите за вопросом! (Рассмотрели)____________________ образец.  (Взяли)_________ шаблон и лист плотной бумаги. (Расположили)_____________ шаблон в центре листа. (Обвели)________________ его простым карандашом. (Вырезали)______________ матрёшку по контуру. (Нарисовали)___________________ лицо. (Разметили)___________________ детали косынки и фартука. (Вырезали) __________________ и (наклеили) _____________ их. (Украсили)___________________ матрешку росписью. 3. А еще инопланетным гостям интересны наши национальные блюда. Издавна на Руси говорили: «Щи да каша – пища наша.» Вот мы и составим рецепт гречневой  каши с грибами.  Прочитайте рецепт каши. Поставьте глаголы из скобок в  неопределённую форму. Внимательно следите за вопросом!                           Каша гречневая с грибами. (Промыли)_______________ сушёные грибы. (Замочили)________________  их на два часа в теплой воде. Затем в этой же воде (отварили)__________ .  (Откинули)____________ готовые грибы на дуршлаг и мелко (порезали)   _______________. В кипящий грибной бульон (засыпали)________________  гречку ,(посолили)_________________,(покрыли)_____________ крышкой и  (доведем)_______________ до готовности на медленном огне. В готовую  кашу (добавим)______________ жареный лук, грибы.  (Перемешаем)_________________ и (подадим)_______________ к столу.  4.   Инопланетяне   попросили   помощи   при   объяснении   значения фразеологических   оборотов,   заменив   фразеологизм   одним   словом   ­ глаголом неопределённой формы.       Зарубить на носу ­ запомнить. Клевать носом – дремать.Пропустить мимо ушей – прослушать. Вставлять палки в колеса – мешать. Обвести вокруг пальца – обмануть.      Держать язык за зубами – молчать.       Пускать пыль в глаза – врать.       Мозолить глаза – надоедать.       Дать стрекоча – убежать. ­ Но, ребята, надо помнить об особенностях языка жителей той планеты  ­ все  глаголы   должны   быть   употреблены   в   неопределенной   форме! (проверка СЛАЙДЫ 5, 6, 7, 8) 6.  Итог урока. ­Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке? Молодцы! Оцените, пожалуйста, свою работу.              СЛАЙД 9 7. Домашнее задание: Напишите мини­сочинение «Я через 20 лет»

Посмотрите также